Ступа в г санчи индия. Большая Ступа в Санчи — мандала, несущая память о космическом порядке

Ворота Большой ступы установлены примерно в 35 г. до н.э., но все они были разрушены временем к моменту их находки британцами. Теперь их заменили. Сцены, вырезанные на колоннах и треугольных архитравах, -в основном из джатак, рассказов о земных перевоплощениях Будды. В этот период развития искусства Будду никогда не изображали прямо, а его присутствие определяли по узнаваемым символам. Лотос означал его рождение, дерево бодхи - просветление, колесо - его учение, а отпечатки ног и трон - его присутствие. Сама ступа также символизирует Будду.

Северные ворота, увенчанные сломанным колесом правосудия, сохранились лучше других. Среди изображений есть мартышка, предлагающая Будде чашу меда. Будда здесь представлен в виде дерева бодхи. На другом - чудо Шравасти, одно из нескольких чудес, изображенных здесь, когда Будда в виде дерева бодхи поднимается в воздух. Слоны поддерживают архитравы над колоннами, на каждой стороне бесстрашно висят изящно вырезанные якши (девы) .

Потрясающе вырезанная фигураял-ши, свисающая с архитрава на восточных воротах, - одно из самых известных изображений в Санчи. На одной из колонн, поддерживаемых слонами, изображены достижения Буддой нирваны. Другая сцена - это сон Майи (Maya) , матери Будды, о слоне, стоящем на луне, который приснился ей во время зачатия Будды. Прямо по центру главного архитрава изображен Великий уход, когда Будда (лошадь без всадника) отрекся от чувственной жизни и отправился искать просветления.

Львы, стоящие спина к спине на южных воротах - самых старых, - образуют государственный герб Индии, который можно увидеть на любой купюре. Эти ворота повествуют о буддийской жизни Ашоки, со сценами рождения Будды и Великого ухода. Здесь также изображена джатака Чххадданта, история, в которой Бодхисатва (Bodhisattva; Будда перед тем, как он достиг просветления) принял облик царя слонов с шестью бивнями. Менее любимая из двух жен царя слонов так сильно завидовала второй, что решила умереть с голоду и дала клятву, что переродится царицей Бенареса (прежнее название города Варанаси) , чтобы отомстить мужу за то, что он недостаточно любил ее. Ее желание исполнилось, и, став королевой, она приказала охотникам найти и убить царя слонов. Но прежде чем охотник убил слона, тот протянул ему свои бивни. Этот поступок был настолько благороден, что королева умерла от угрызений совести.

Пузатые карлики поддерживают архитравы западных ворот, на которых изображены несколько самых интересных сцен. На главном архитраве мы видим Будду в семи разных реинкарнациях (три раза его символом является ступа и четыре раза - дерево) . На обратной стороне одной из колонн изображено, как Будда сопротивляется искушению Мара (буддийской персонификации зла, ее часто называют буддийским дьяволом) : демоны спасаются бегством, а ангелы торжествуют.

Другие ступы Санчи

Ступа 2 находится на середине западного склона (поверните направо от ступы 1) . Если вы шли по главной дороге из деревни, можно спуститься вниз мимо ступы 2, но будьте готовы к лазанию через забор у подножия холма. Вместо ворот окружающую стену ступы украшают медальоны, наивные, но полные энергии и фантазии. Ступу окружают кольцом изображения цветов, животных, людей, многие из которых - герои мифов.

Ступа 3 стоит к северо-востоку от Великой ступы (если вы идете через главный вход, она будет слева) . Она похожа по оформлению на Великую ступу, но немного меньше, и здесь только одни, но очень красивые ворота. Когда-то тут находились останки двух важных учеников Будды, Сари Путгхи и Махи Моггаллана (Sari Puttha; Maha Moggallana) . Их перевезли в Лондон в 1853 г., но в 1953 г. они были возвращены и теперь покоятся в современной вихаре.

От древней Ступы 4 (II в. до н. э.) осталось только основание, расположенное за ступой 3. Между ступами 1 и 3 - небольшая Ступа 5. Раньше в ней находилась статуя Будды, которая теперь стоит в музее.

Колонны в Санчи

Среди разбросанных повсюду остатков колонн самая важная - колонна 10, которую построил Ашока и которая позже была разрушена. Две верхние секции с идеальными пропорциями и прекрасной резьбой лежат рядом со ступой 1; капитель (верх колонны, часто со скульптурными элементами) хранится в музее. Колонна 25 (налево от ступы 1) датируется эпохи империи Шунга (II в. до н.э.) , другая, менее впечатляющая колонна 35 (справа от ступы 1) датируется V в. н.э.

Буддийские храмы

Храм 18 за Большой Ступой Санчи представляет собой чайтья (зал для молитв и собраний) . Его стиль очень напоминает классические древнегреческие здания с колоннами. Храм датируется VII в. н.э., но под ним есть следы более ранних деревянных зданий. Слева расположен храм 17, который также напоминает греческую архитектуру. За ними - храм 40, датируемый эпохой Ашоки.

Прямоугольный храм 31 (за ступой 5) был построен в VI или VII в. Его реконструировали в X-XI вв. Здесь прекрасно выполненное изображение Будды.

Монастыри

Самые первые монастыри строили из дерева, и они давно разрушились. Обычно они состояли из центрального дворика, окруженного монашескими кельями. До сегодняшнего дня сохранились только дворики и каменные фундаменты. Монастыри 45 и 47, стоящие на восточном хребте слева от ступы 1, датируются периодом перехода от буддизма к индуизму, поскольку в архитектуре есть четкие элементы, присущие индуизму. В одном из монастырей - две статуи сидящих Будд, один из которых восхитителен.

За монастырем 51, на полпути к подножию холма по направлению к ступе 2, находится Великая чаша, вырезанная в камне. Сюда клали еду и подношения для монахов.

Вихара

Буквально слово vihara (9.00-17.00) , переводится как «гробница». Она была построена для хранения мощей из ступы 3. Их можно увидеть каждое последнее воскресенье месяца. Музей находится слева, сразу при входе в комплекс.

Археологический музей

посещение 5 рупий, бесплатно, если у вас есть билет на осморт ступ;
8.00-17.00 сб-чт

В этом замечательном музее небольшая коллекция местных скульптур. Главный артефакт -это капитель в форме льва с колонны 10, построенной Ашокой и датируемой III в. до н. э. Среди других интересных вещей стоит обратить внимание на якши, свисающую с мангового дерева, и красивые фигуры умиротворенного Будды из красного песчаника - самые ранние из найденных по всему миру. Здесь также есть несколько интересных фотографий местности до реставрации.

Информация

Стоимость билета:

индийцы/иностранцы 10/250 рупий, машина 10 рупий, музей 5 рупий;
рассвет-закат

К ступам на вершине холма Санчи легко добраться по тропинке и каменным ступенькам в конце Моньюментс-роуд (Monuments Rd; это продолжение улицы, начинающейся от железнодорожной станции) , где находится касса.

Если вы собираетесь к ступам на рассвете, купите билет за день. Помните: считается благоприятным ходить вокруг буддийских памятников по часовой стрелке.

В Санчи нет обмена валют, ближайший банкомат - в Видише. В нескольких местах на рынке возле автостанции есть интернет-кафе (час 30-40 рупий)

Дорога туда и обратно

Велосипед

На рынке возле автостанции можно взять велосипед напрокат (час/день 5/30 рупий) .

Автобус

Между Санчи и Бхопалом регулярно ходят автобусы (25 рупий, 1,5 часа, 6.00-22.00) , также есть рейсы в Видишу (8 рупий, 20 минут, 6.00-23.00) . Лучше дождаться автобуса в деревне на перекрестке, чем идти на автостанцию, которая находится справа при выходе с железнодорожной станции.

Поезд

До Санчи из Бхопала можно доехать поездом. Дорога займет меньше часа, поэтому нет необходимости бронировать место: просто придите немного заранее, купите общий билет (7-21 рупий) и садитесь в поезд. Из Бхопала ходят шесть дневных поездов (8.00, 10.20, 15.15, 16.10, 18.00 и 20.55) . Обратно - только четыре (8.00, 8.50, 16.30 и 19.10) .

В Индии множество туристических объектов разной направленности – природных, культурных, религиозных, исторических, эстетических. По ней можно путешествовать месяцами, и не переставать удивляться все новым и новым достопримечательностям.

В деревне Санчи, находится один из объектов, который индийцы считают сочетающим в себе все – древнейшая в Индии ступа с останками Будды. Мы решили проверить, так ли это, и отправились в Санчи втроем – я, муж и сестра мужа.

Почему же нужно посетить Санчи?

  1. Потому что это красиво. Гармоничное плавное сооружение на холме высотой около 100 метров, а вокруг – зеленые леса и поля. И, самое главное, – прекрасные скульптуры, украшающие ворота (первое фото поста).

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что это духовно. Внутри ступы хранятся останки Будды. Даже если вы в это не верите – зато верят тысячи паломников, которые приходят сюда с молитвами и добрыми мыслями, создавая «намоленность» места.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Потому что пропитано историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

  1. Да хотя бы даже просто в копилку путешественника — как самое древнее из сохранившихся буддийских святилищ, являвшееся основным центром буддизма в Индии вплоть до 12 в. Кстати, занесенное в ЮНЕСКО.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Немного из истории периода возникновения ступы Санчи.

Первые ступы появились в Индии еще до Будды. Сначала они представляли собой просто надгробные холмы, и постепенно превратились в строения, внутри которых помещались останки. Согласно преданию, Будда сам попросил учеников поместить его останки в ступу. После его смерти разразился спор – где должна быть воздвигнута такая ступа. Правители, родственники, ученики Будды – все хотели получить его останки. В итоге брахман Дона предложил вариант, устроивший всех. Останки поделили на 8 частей и поместили в 8 ступ по всей Индии, в 9ю поместили пепел от погребального костра, а сам Дона попросил за свои труды сосуд, в котором был кремирован Будда, и на его основе также создал свою ступу. Через 200 лет после смерти Будды, в 3-ем столетии до нашей эры, император Ашока приказал перераспределить останки по множеству ступ. Древнейшая из известных сохранившихся ступ Ашоки – как раз наша ступа Санчи

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Для интересующихся, подробнее о ступах: http://stupaman.org/asia-india.shtm Даже не знала, что есть поклонники ступ, создавшие о них целый сайт:)

Перед поездкой в Санчи я почитала об истории Индии соответствующего периода, и император Ашока произвел на меня неизгладимое впечатления. Поэтому уделю и ему полстранички.

Принц Ашока родился в гареме Биндусары, правителя индийской империи Маурьев. Мальчик имел низкий статус – его мать была бедной, а в гареме было множество сыновей от более знатных жен. Но ум, храбрость, энергия и талант к управлению в итоге сделали Ашоку наследником отца. Первым делом он занялся расширением империи. Убив сотни тысяч людей при завоевании Калинги (современная Орисса), в какой-то момент Ашока ужаснулся от содеянного. Чувствуя, что идет по нехорошему пути, он стал глубже обращаться в буддизм, который изучал с молодости в числе других религий и наук. Буддизм переменил жизнь молодого императора и жизнь всей империи.

Ашока решил править справедливо и всеми силами делать окружающий мир счастливее. Много внимания уделял строительству дорог, бесплатных гостиниц, иригационных систем, колодцев. Ашока навел порядок в медицине, организовал поставку медикаментов и открыл ветеринарные клиники. Принудительные работы, бесцельное выжигание лесов и бессмысленное истребление животных были запрещены. Также император создал институт правозащитников и внедрил инспекцию тюрем. Им был даже составлен список защищаемых животных: попугаи, дикие утки, летучие мыши, черепахи, рыбы, белки, лани, дикие и домашние голуби и все четвероногие твари, не годные для еды; кормящие козы, овцы и свиньи; детёныши, не достигшие шести месяцев. Сам Ашока забыл свое увлечение молодости – охоту, и предпочитал паломничество к святым местам, размышления ипутешествия по своей державе с целью инспектирования и контроля. Наибольшее внимание Ашока уделял исправлению нравов. Это было его конечной целью. Император Ашока сделал для распространения буддизма столько, сколько не сделал ни один правитель на земле.

Император призывал уважать любую религию и продвигал буддизм мягко. Не только в Индии, но и за ее пределами. Лишь в последние годы правления Ашоки случился перекос: он занялся более жестким внедрением буддизма, гонением представителей других религий и пожертвованием на буддизм колоссальных сокровищ из царской казны. В итоге он был практически отстранен от правления.

В лучшие годы Ашока возвел множество буддийских сооружений: ступ, храмов, монастырей и так называемых колонн Ашоки. Это колонны с выгравированным на них посланием людям – эдикты Ашоки. Они устанавливались по всей стране. Рядом обычно находился буддист, разъясняющий смысл текста людям. Это наиболее ранний сохранившийся в Индии памятник письменности и первое достоверное свидетельство существования буддизма.

…Вдоль дорог я посадил баньян, чтобы давал тень, и заложил манговые рощи. Через каждые восемь кроса устроил колодцы и гостиницы, и в разных местах водные резервуары для людей и зверей. Но это лишь малые достижения. Подобные блага творили и прежние цари. Я же сделал это для того, чтобы люди следовали дхарме…

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи.

Ашока возвел знаменитую ступу в 45-ти километрах от города Бхопала, столицы штата Мадхья-Прадеш, рядом с деревней Санчи. В ступе находились останки Будды, а рядом — монастырь и колонну с одним из наставлений императора.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

То, что мы видим сегодня, разительно отличается от первого варианта Ашоки. Его ступа была из кирпича и значительно меньше. Сейчас то древнее тоже есть, оно находится внутри. Увидеть нельзя, но, главное, знать, что оно там.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Позднее, во 2-1-м в. до н.э., ступа была увеличена и украшена. Было достроено ограждение, образующее между ступой и внешним миром дорожку для паломников. Появились четверо ворот, символизирующих 4 стороны света. Вокруг разместились новые ступы и монастыри.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

В 4-м веке, при правлении династии Гупта, вокруг ступы появились новые монастыри, храмы, колонны. До 12-го века святилище поддерживалось и реставрировалось, а с 14-го века оказалось абсолютно заброшенным. Брахманы, не любившие ни буддизм, запрещавший жертвоприношения, ни самого Ашоку, выпихнувшего их с главенствующих ролей, сделали все, чтобы его имя было забыто историей.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Во времена правления мусульман, памятники буддизма и индуизма активно уничтожались, изображения животных стирались. Но святилище смогло дожить до наших дней, хоть и пришло в упадок. Саму ступу пришлось серьезно реставрировать. Вокруг осталось больше каменных обломков, нежели строений. Давно уже исчез первый деревянный монастырь, в котором проводила время жена Ашоки, Деви. Именно сюда приезжал перед началом большого путешествия с целью распространения буддизма сын Ашоки, Махендра. Обойдя ступу, он отправился с миссией на Цейлон, откуда буддизм был после распространен на Яву, в Тайланд, Бирму, Суматру и другие страны.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Сегодня ступа выглядит очень симпатично. Она отреставрирована и покрыта песчаником. Часть скульптур, покрывающих самое красивое, что есть в этом комплексе – ворота – перенесены в музеи, но заменены на качественные копии. Ворот четверо. Они символизируют четыре стороны света. На них изображены сцены с Буддой, реальные и мифические животные, символы буддизма – колесо дхармы, дерево, слоны, омывающие мать Будды – символ его рождения, сцены с Ашокой. Такое плотное количество скульптуры размещалось ранее на деревянных воротах, и на каменных выглядит слегка массивно и рискованно. Тем не менее, ворота прожили более 2х тысяч лет. Эти скульптуры — одни из древнейших сохранившихся в Индии до наших дней — стали образцом для потомков. Например, стиль изображения пышногрудых женщин.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Подробные фото фрагментов скульптуры с описаниями можно посмотреть на сайте археологического сообщества Индии: http://asi.nic.in/asi_monu_whs_sanchi_images.asp#

Вокруг ступы разбит ухоженный парк. То тут то там виднеются остатки древних храмов, монастырей, колонн, просто каменных блоков.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Множество ступ выросло там, где раньше стояла одна.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Паломники со всего мира стремятся в Санчи, чтобы обойти ступу по кругу, по направлению движения солнца. 1 раз, 108 или даже несколько дней наматывать круги. Буддисты и индусы считают, что такой обход улучшает карму J Можно внести гармонию в свою жизнь, очистить себя от различных пороков и развить в себе добродетели. Разрушение ступы считается деянием, подобным одному из «пяти грехов незамедлительного воздаяния», а именно, пролитию крови Будды, и влечёт за собой неотвратимое перерождение в аду сразу после этой жизни. Поэтому, в основном ступы не разрушались, а перестраивались.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Что касается нашей троицы – меня, Анджула и Анджули, мы приехали в Санчи на такси из Бхопала. Бхопал – крупный город, столица штата, как ни как. Не думаю, что путешественникам стоит там задерживаться без необходимости. Это нам, дикарям, было в радость пройтись по цивилизованным магазинам, поесть в мак-даке и посетить пару моллов.

Мак-дак. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Кстати, в Бхопале есть неплохое место развлечений — открытый People’s mall – большой торговый молл+центр развлечений на открытом воздухе. Он находится рядом с университетом, студенты которого возвели в парке внушительные копии индийских памятников – Тадж-Махала, фортов, пещер и т.д. Есть кафешки, лавочки, даже аквапарк. Там любит гулять индийская молодежь и семьи с детьми.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

People’s mall. Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Как туристы мы прокатились по городу, посмотрели на знаменитое озеро. Красиво, но ничего особенного. Выйти не смогли, так как парковка запрещена абсолютно везде. Проехали мимо множества мечетей, старых районов, современных моллов. В душу запал только длиннющий забор, каждый блок которого был украшен граффити. Очень качественным и смелым для Индии. Против курения, наркомании, проституции и т.д. В следующий раз найду и пофоткаю.

Бхопал. Столица штата Мадхья-Прадеш.

Из Бхопала посещать Санчи удобнее всего. Туда регулярно ходят поезда, автобусы, то же такси. В зависимости от транспорта – не более 2-х часов пути точно, это если на самом захудалом. Вполне можно не останавливаться в Санчи на ночь, а посетить его одним днем.

Мы приехали рано утром, и с удовольствием погуляли до толпы и до жары. На осмотр и отдых в парке ушло часа 2-3. Оставалось только попить чаю в маленькой кафешке, покопаться в бессмысленных сувенирах, и можно было ехать. Только вот в музей мы не смогли попасть. Он не открылся, а нам еще предстоял 6-ти-часовой переезд домой, в Кхаджурахо.

Ступа Санчи. Мадхья-Прадеш. Индия.

Несмотря на то, что Санчи сама по себе достаточно небольшая деревенька, она невероятна важна не только для Индии, но и для общемировой истории, а все дело в том, что здесь собралось большое количество памятников раннебуддийской архитектуры, одним из которых является выдающаяся Ступа (Sanchi Stupa), которая была возведена еще в III веке до н.э. Считается, что именно она стала прообразом для всех последующих ступ.

Ступы, как правило, выполняют роль памятных монументов, которые возводятся для того, чтобы обозначить ту или иную важную дату для буддизма.

Как можно посетить?

Вы, конечно, можете добраться до этого колоритного места самостоятельно, однако из-за его особенности, лучшим решением будет воспользоваться услугами опытного гида и добраться сюда в составе экскурсионной группы. Тем более, что вам в этом случае удастся услышать множество интересных и таинственных историй.

Учтите то, что вам придется путешествовать через заросли джунглей в привычную для Индии погоду, жаркую и влажную. Так что стоит выбрать для этого путешествия удобную легкую одежду и позаботиться о головном уборе.

Интересные факты

  • Осмотрев рельефы, которые декорируют стены этой ступы, вы сможете обнаружить не только древних жителей Индии, но и греков, а все потому, что Ашока Великий, по приказу которого была возведена эта ступа, имел дипломатические отношения с Грецией того времени.
  • На протяжении очень долгого времени эта ступа, как и большинство иных буддийских памятников, была забыта. Её заново открыли англичане только в 1818 году.
  • Изначально эта ступа была цельной и монолитной постройкой, внутрь которой нельзя было зайти.
  • Здесь вы сможете увидеть множество восхитительных скульптур и монументов, которые изображают легендарных существ, богов и простых людей того времени.
  • Считается, что в каждой из ступ, возведенных Великим Ашокой, при строительстве были размещены священные реликвии Будды, которые принадлежали ему при жизни.

Как добраться?

Самым удобным способом добраться до этой достопримечательности станет арендованный на время автомобиль или вызванное такси.
Сюда достаточно часто ходят разнообразные экскурсионные туры, так что вы вполне можете воспользоваться услугами гида и, вместе с остальными экскурсантами, послушать множество интересных историй об этом древнем и загадочном месте.

Адрес: Санчи, Индия

Сейчас Санчи - небольшая деревня, а в своё время это был процветающий центр торговли, он располагался на караванном пути, а благодаря денежным взносам богатейших людей Индии стал известным и примечательным местом в регионе. Богатство некогда процветающего города описано во многих летописных источниках. Во времена заката буддизма деревушка быстро пришла в запустение, а уже к XII веку полностью утонула в песках и кустарниках. Она была обнаружена совершенно случайна британским генералом Тейлором в 1818 году.

Деревня расположена в индийском штате Мадхья-Прадеш, в сорока шести километрах от Бхопала, и привлекает каждый год туристов благодаря отлично сохранившимся памятникам архитектуры раннего буддизма - храмы, монастыри и ступы.

История создания ступы в Санчи

Ступа - первая и древнейшая буддийская постройка, считавшаяся символом священной горы Меру. В III веке до нашей эры к власти пришёл царь Ашока, при его правлении буддизм стал главной религией. Именно отсюда его сын направился на Шри-Ланку, чтобы распространить учение Будды. Во время царствования Ашока было построено множество таких сооружений, более восьми тысяч. Первой из них считается Великая ступа, она является прообразом всех остальных святынь, на её фасаде изображены как индейцы, так и люди в греческих одеяниях. Задумана она была как иллюстрация к Колесу дхармы (индийскому учению об освобождении от перерождений).

Изначально главная ступа строилась в форме полусферы из кирпича и была окружена оградой из дерева. Во II веке до нашей эры её увеличили, к ней пристроили дарохранительнице со шпилем из камня и тремя небольшими хармиками - небесную ось и три священных неба. Хармики, или так называемые зонтики, символизируют восхождение человека к небесам.

Во время правления династии Сатаваханов деревянные ворота заменили каменными.


Как выглядит ступа в Санчи

Многочисленные изображения на ступе рассказывают о жизни основателя буддизма - Будде, его появление на земле, последующих перерождениях и прошлой жизни. Так же можно увидеть то, как выглядит мир людей, животных и растений. Будда изображён в облике человека лишь в джатаках, остальные рисунки представляют его символизирующие образы: лотос, следы, руки.

Форма постройки имеет символическое значение, круглый цоколь диаметром в тридцать один метр, не включая террасу. Платформа строилась из кирпича и камня. Внутренние помещения не предусмотрены, но в каменной кладки заложены останки Будды.

Вокруг сооружения установлена непримечательная ограда, сделанная из гладкого камня. А в направлении четырёх сторон света, установлены ворота. Они представляют собой две мощные и массивные квадратные колонны, перекрытием служат три балки, заканчивающиеся спиралями, что соответствует виду священных текстов. В основании колонн изображены фигуры слонов, а также львов и карликов-якш – это духи природы, защищающие Ступу, они как бы поддерживают нижнюю балку.

  • Самый удобный способ добраться до места - арендовать автомобиль или вызвать такси, данные услуги в Индии недорогие.
  • Поездом можно доехать из Бхопала, дорога займёт чуть меньше часа. Бронировать билет нет необходимости, нужно всего Санчилишь придти на станцию пораньше и приобрести общий билет, стоимость варьируется от 7 до 20 рупий. В день до едут шесть поездов, обратно четыре. Первый уходит от Бхопала в 8 часов, последний в 20:55. Если вы приехали на последнем поезде, обратно можно доехать только наавтобусе или такси, так как последний отходит в 19:10.
  • Ещё один местный поезд отправляется из Мумбаи. От станции ходят скорые поезда и экспрессы, но добраться до Санчи напрямую не получится, ближайшая остановка в небольшом городке Вишиша. Город находится всего в десяти километрах, поэтому до деревушки можно доехать на дневном автобусе или рикше.
  • Можно воспользоваться рейсовым автобусом, который ходит от Бхопала регулярно, цена билета составит 25 рупий, а дорога займёт примерно полтора часа.

Цена билета

Цена входного билета в комплекс для индейцев 10, иностранных граждан 250 рупий. Билет представляет собой открытку, на ней изображены самые интересные места, которые стоит обязательно посмотреть. Посещение музея обойдётся в 5 рупий, аренда автомобиля в Санчи - 10. Кассы находятся прямо у железнодорожной или автобусной станциях, поэтому купить билет не составит труда, если вы хотите приехать рано утром, заказать билет стоит накануне. К ступе ведёт тропинка и каменные ступеньки в конце улицы Моньюментс-роуд, улица начинается прямо у касс.

  • Комплекс открывается в 8 утра и работает до 17 вечера.
  • Отправляясь на экскурсии возьмите немного наличности, пункта обмена валют в Санчи нет, а ближайший банкомат находится в Видише.

Наилучшее время для посещения

  • Если вы выбираете лучше время для экскурсии в Санчи, то самый подходящий период с сентября по март. В данное время погода стоит достаточно приятная для данного региона, не слишком жарко, что идеально для туриста.
  • Летом, а это с апреля по июнь температура достигает 45 градусов, и людям не привыкшим к такой жаре будет очень трудно.

Ступа в Санчи - это великое достояние Индии, сооружение восхищающее своей архитектурой. Если вы приехали в эту страну и хотите познакомиться и прикоснуться к её истории, небольшая деревушка на северо-востоке гостеприимно откроет перед вами свои двери.

Санчи - деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, где буддийское искусство сохранилось в выдающихся памятниках архитектуры - храмах, ступах, монастырях.

Санчи (ступа Санчи) и буддийское искусство

Санчи – деревня в индийском штате Мадхья-Прадеш, где что ни объект, то памятник раннебуддийской архитектуры. Но главной достопримечательностью является ступа Санчи , одна из самых ранних в истории – ее я обязательно включаю в . Ее возвели по приказу императора Ашоки в III в. до н. э. – как символ Колеса дхармы (учения об освобождении от перерождений). И с тех пор все последующие ступы стали «срисовывать» с нее.

Вообще, с XII по XIX век эта деревня представляла собой удручающее зрелище: утопала в песках и заросла кустарником. А ведь когда-то здесь располагался видный центр торговли – он стоял на караванном пути! Упоминания о «золотом веке» Санчи встречаются в летописях. Но с закатом буддизма пришла в запустение и эта местность.

Ее случайно обнаружил английский генерал Тейлор в 1818 году. Через 101 год достопримечательности Санчи внесли в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.



Оттенки буддийского искусства

Современная культура – это многовековой симбиоз различных религий, культурных направлений и влияний со стороны союзных государств. Поэтому однозначно выделить какую-либо основополагающую часть её культуры довольно сложно. Они тесно переплелись и дополнили друг друга. Это касается и непосредственно искусства, которое развивалось и видоизменялось на протяжении всего периода существования . Этот процесс непрерывен и сейчас, в современном мире.

Искусство Индии тесно переплетается с её религиями, и в частности с буддизмом. В своё время именно буддизм сыграл главенствующую роль в становлении индийской культуры, а также различных сфер человеческой жизни. Поэтому эту религию можно считать одним из оснований, на которой возвышается искусство Индии.



Буддийская ступа Санчи, Индия

Буддийское искусство очень говорящее: нужно только уметь его «читать». В основе буддийского искусства Индии лежит тонкое сочетание природы и человека. Это просматривается в любой сфере искусства.



Особенно это хорошо заметно в архитектуре, где классические индийские постройки были похожи на природные сооружения. При этом природные формы индийских построек, заметно отличались от европейских, для которых были характерны прямолинейность и угловатость. Плавность форм, обилие красок и разнообразие исполнений – вот основные компоненты искусства Индии, которое было сформировано на протяжении многих веков под воздействием буддизма.



Буддийское искусство ступа Санчи, Индия

Неотъемлемой частью буддийского искусства Индии было изображение Будды. При этом особое внимание художниками и скульпторами уделялось расположению отдельных элементов той или иной композиции. Именно такой подход к созданию изображений позволял передать основной его смысл. Такая закодированная передача смысла изображения и являлась одной из отличительных особенностей буддийского искусства Индии.



Буддийская ступа и будда

Так, например, изображение Будды могло иметь несколько рук, либо определённый узор драгоценностей, которые позволяли посвящённым людям понять тот смысл, который вкладывал в него создатель. При этом, несмотря на обилие различной атрибутики на индийских изображениях, каждый элемент играл строго определённую роль и имел, как правило, двойной смысл. Такая двоякость позволяла одновременно создавать эстетически привлекательные произведения, которые были наполнены религиозным смыслом. Ведь именно религия является пронизывающей нитью каждого произведения индийского искусства.

Важные факты о Санчи

Во II веке строению изрядно досталось – ее практически стерли с лица земли гонители буддизма из династии Шунга. Но затем ступу восстановили, сделав вдвое больше, чем до этого – пристроили дарохранительницу с примечательными хармиками («зонтиками»), символами восхождения человека к небесам.



На исходе II века до н.э. индо-греческий посол Гелиодор возвел колонну в пяти милях от ступы Санчи. Ещё через несколько десятилетий появилось четверо каменных ворот, украшенных изысканной резьбой. Символы буддизма – колесо, дерево, лотос, – скульптуры якшинь (духов природы), слонов, птиц – удивительные изображения можно увидеть здесь! А львы, стоящие спиной друг к другу на южных воротах, и вовсе перекочевали на государственный герб Индии – его можно увидеть на рупийной купюре любого достоинства.



Буддийская ступа Санчи, Индия

Помимо Великой ступы в Санчи есть еще три сохранившихся и одна, от которой осталось лишь основание.



Буддийское искусство, ворота к ступе


Буддийская ступа Санчи, Индия

Интересны в своём исполнении ступы, которые представляли собой своеобразные колонны, имеющие специальные углубления для размещения в них статуй божеств. Украшались такие ступы, как художественными, так и архитектурными элементами.



Буддийское искусство Санчи, Индия


Парк вокруг ступы

Что же касается современного искусства Индии, то оно представлено большим разнообразием направлений, среди которых всё также актуальным остаётся и буддийское искусство. Однако всё сильнее заметно влияние западных культур, которые диктуют свои правила и нормы. Поэтому современное индийское искусство сочетает в себе всё больше западных мотивов, а не сугубо индийский. Тем не менее, на сегодняшний день остаётся ни мало людей искусства, которые продолжают старые традиции, для которых только буддийское искусство является истинным. Ведь именно оно лежало у истоков индийской культуры.