Большая имандра. Где находится озеро Имандра? Фото, площадь, глубина водоема

Проложить маршрут движения для автомобиля вы можете введя название места откуда Вы хотите выехать и куда добраться. Названия точек вводите в именительном падеже и полностью, с названием города или области через запятую. В противном случае на онлайн схеме маршрута может проложиться не верный путь.

Бесплатная Яндекс-карта содержит подробную информацию о выбранной местности, в том числе границы областей, краев и районов России. В разделе «слои» можно переключить карту в режим «Спутник», тогда вы увидите снимок выбранного города со спутника. В слое «Народная карта» указаны станции метро, аэропорты, названия микрорайонов и улиц с номерами домов. Это онлайн интерактивная карта - скачать ее нельзя.

Ближайшие отели (гостиницы, хостелы, апартаменты, гостевые дома)

Посмотреть все отели в округе на карте

Выше показаны пять ближайших гостиниц. Среди них встречаются как обычные гостиницы так и отели с несколькими звездами, а так же дешевое жилье - хостелы, апартаменты и гостевые дома. Это как правило частные мини-гостиницы эконом-класса. Хостел это современное общежитие. Апартамент это частная квартира с посуточной арендой, а гостевой дом это большой частный дом, где как правило живут сами хозяева и сдают комнаты для гостей. Снять гостевой дом можно с услугой всё включено, баней и прочими атрибутами хорошего отдыха. Тут уточняйте детали у хозяев.

Обычно гостиницы располагаются ближе к центру города, в том числе и недорогие, рядом с метро или вокзалом. Но если это курортный район, то лучшие мини-отели наоборот располагаются подальше от центра - на берегу моря или реки.

Ближайшие аэропорты

Тип Название Код Город Код Расстояние
Аэропорт Кировск KVK Кировск (RU) KVK 84 км.
Аэропорт Мурманск MMK Мурманск (RU) MMK 141 км.

December 2nd, 2015

Мурманская область — регион, по заполярным меркам, достаточно густозаселённый и промышленно развитый. В том числе если сравнить её с соседними краями, расположенными по ту сторону государственной границы, — финской Лапландией и севером Норвегии. Но и на нашем Кольском полуострове есть немало глухих уголков, где не добывают руду, и нет военных баз. В некоторые из них даже нет автодорог, — только железные. Одно из таких мест — Имандра (ударение на И). Находится, правда, на магистральной железной дороге Петербург - Мурманск. На станции даже останавливаются некоторые поезда дальнего следования. Но менее глухим оно от этого не становится. Небольшая станция, открытая, как и вся дорога, в 1916 году, и маленький посёлок, выросший при ней. А вокруг всего этого — лес, величественные Хибины и озеро Большая Имандра, от которого станция и посёлок и получили своё название. В это место я поехал на следующий день после посещения Апатитов и Кировска.

На железной дороге есть такая вещь — рабочие поезда. По идее, предназначены они исключительно для путейцев, и пассажиров возить не должны, даже если имеют такую возможность. Но в России чем дальше от центральных регионов на север и восток, тем реже подобные формальности работают, уступая место простому человеческому взаимопониманию. И проявляется это в том числе и в таких мелочах, как, к примеру, возможность проезда обычному пассажиру на рабочем поезде. На дорогах Средней полосы такого не бывает, а вот в далёких краях рабочие поезда во многих случаях негласно являются общедоступными. Расписания их, однако, нигде официально не публикуются, но местные их и так знают. А я заранее в интернете, через местных жителей, выяснил расписание движения рабочего поезда Апатиты - Оленегорск, который нужен мне был для попадания на станцию Имандра. Если посмотреть расписания, то оказывается, что пригородный Апатиты - Мурманск ходит всего два раза в неделю, но на деле же, доехать можно в любой день. Так, ранним утром 27 июня я сел на этот рабочий поезд на станции Апатиты. Один сидячий вагон. Народу немного, и едут в основном железнодорожники. Но есть и другие пассажиры, в том числе туристы с большими рюкзаками. Я думал, они тоже сойдут на Имандре, так как это наиболее близкая к Хибинам станция, удобная для выхода на них, но они проехали дальше, — видимо, на Ловозёрские тундры. Итак, от Апатитов я еду дальше на север по Мурманской железной дороге. Ехать до Имандры — чуть больше часа. По пути поезд проезжал станции с названиями Хибины и Нефелиновые Пески. Слева по ходу поезда показались воды озера Большая Имандра, а в девять утра на станции Имандра я покинул рабочий поезд.

2. Вот так он выглядел. В голове — электровоз ВЛ60, один сидячий вагон, а в хвосте (в кадре не видно) — пустой грузовой вагон-платформа.

Я проехал на рабочем поезде, расписание которого узнать не так-то просто. Здорово, на самом деле, что в таких регионах подобная практика существует, — пускать пассажиров на рабочие поезда.

3. Поезд ушёл дальше на Оленегорск, то есть в направлении Мурманска. А я остался на станции. Вокруг никого нет. Маленький глухой посёлок, где часть домов заколочена, где-то вдалеке продолжает раздаваться постепенно смолкающий стук колёс. Дует ветерок, а когда он затихает, то нападают комары. "И куда это меня занесло?", — подумал я в этот момент.

4. Вменяемого здания вокзала здесь нету. Только пост дежурного — невзрачная кирпичная постройка. Обратите, кстати, внимание на квадроцикл. Здесь, как и на Соловках, это актуальный вид транспорта.

5. Вывеска с названием станции, похоже, ещё времён МПС. А может быть даже и советская ещё.

6. А погода сегодня такая же, как вчера. Правда, не такая переменчивая. Если вчера дождь часто сменялся солнцем, то сегодня стабильно пасмурно, да и дождя нет. Но в целом — такое же хмурое и холодное заполярное лето, когда в конце июня +12 градусов, а в воздухе летают тучи комаров.

7. Посёлок Имандра порождён железной дорогой и фактически вырос на пустом месте, как поселение работников станции. Кроме железной дороги здесь, в общем, ничего и нет. И выглядит Имандра совсем глухим местом, где даже людей я на поселковых улицах почти не встречал.

8. В некоторых домах, кстати, хорошо узнаются черты архитектурного стиля Мурманской железной дороги. Как уже говорилось, магистраль была построена в 1915-1916 годах, и на многих её станциях можно видеть дома железнодорожников в таком же стиле. Здесь, кстати, обратите внимание на уже довольно раритетные советские автомобили в правой части кадра. Интересно, куда здесь вообще на машине можно ездить? Если только в лес за грибами.

Но несмотря на всю свою глухоманность, станция Имандра достаточно известна среди туристов. Потому что отсюда начинается один из наиболее удобных маршрутов подъёма на Хибины. Собственно, и я, приехав сюда, намеревался сходить на ближайшую к станции сопку, а может быть и на гору Маннепахк, но, к сожалению, моя поездка на Имандру вышла в целом не очень удачной, потому что в планы вмешалась погода, — низкие тучи постоянно обволакивали безлесные вершины даже небольших гор.

9. Но всё таки погулял интересно. На Имандре я провёл достаточно много времени, так как приехал сюда на целый день, — вечером 22-й скорый Петербург - Мурманск повезёт меня в столицу Заполярья.

10. Снова пустынная станция Имандра. Стоит грузовой поезд из полувагонов. Большинство грузовых поездов здесь идут либо в Мурманский порт, либо обратно порожняком. А в полувагонах обычно возят уголь, — порт в Мурманске располагает крупным угольным терминалом, который я ещё покажу в постах про город.

11. А вот ещё — редкий тип грузовых железнодорожных вагонов. Такие вагоны называются апатитовозами, только возят в них не саму апатитовую руду, а полученный при её обогащении фосфатный концентрат. Видимо, часть его экспортируют за границу тоже через Мурманский порт, потому как основная часть продукции идёт в другом направлении — в Череповец, то есть не через Имандру.

12. Ну а вообще Имандра — это удивительное сочетание железной дороги, маленького посёлка, заполярной природы и суровых северных комаров.

13. Вот ведь сколько их! На самом деле, обитателей у станции Имандра намного больше, чем кажется...

14. Это, похоже, бывший стрелочный пост. Или путейский околоток. Удивительно, но всё сохранилось с начала XX века!

15. А вон, в загадочной дымке, виднеется гора Имандра, которую я и намереваюсь покорить. Забегая вперёд, скажу, что окончательно сделать мне это в итоге так и не удалось. Причина как раз таки видна на фотографии, — облачный покров настойчиво не желал уходить даже с такой небольшой высоты. Поэтому подняться удалось лишь частично, но и оттуда мне открылись достаточно интересные виды.

16. Горловина станции Имандра со стороны Апатитов. Оттуда я приехал, и сейчас решил на километр пройтись вдоль железной дороги в том же направлении.

17. Берег озера Большая Имандра. Мурманская железная дорога значительный отрезок пути между Апатитами и Оленегорском идёт точно по его восточному берегу.

18. Продолжаю идти вдоль путей. На этом кадре — вид обратно, в сторону станции, то есть в направлении Оленегорска и Мурманска. Временами на пасмурном небе где-то появляются просветы, но к сожалению, всё это шло мимо, а над Хибинами продолжали висеть тучи, и благоприятные условия для похода на гору так и не сложились.

19. Вспомните, какие корявые деревца растут на улицах Кировска, и обратите внимание, что здесь, на Имандре, которая расположена даже чуть севернее, растёт вполне нормальный такой лес, хоть и довольно низкий. Всё дело в разнице высот: Имандра находится в низине, лишь у подножия гор, а Кировск на довольно ощутимой высоте.

20. 1299 км от Петербурга. Довольно далеко заехал, в общем-то.

Мурманская железная дорога, по изначальному замыслу, должна была связать с остальной Россией побережье Баренцева моря, на котором был основан незамерзающий круглогодичный морской порт, благодаря которому и появился город Мурманск. Берег Баренцева моря на Кольском полуострове исторически именуется Мурманским берегом, или просто Мурманом (что, скорее всего, происходит от слова Норманны, то есть викинги). Но не Мурманский берег получил название от города Мурманска, а полностью наоборот, — даже сам город изначально назывался Романов-на-Мурмане. Интересная особенность Мурманской железной дороги в том, что строилась она через почти совершенно незаселённые места. В то время ещё не было всех этих горно-промышленных городов — ни Кировска, ни Мончегорска, ни Оленегорска. Большинство населённых пунктов на Кольском полуострове располагалось вдоль побережий Белого и Баренцева морей, и, чтобы попасть, к примеру из уездного города Кола в Кандалакшу или Варзугу, надо было по морю огибать Кольский полуостров с востока. Но железная дорога в 1915 году пошла напролом почти поперёк горных массивов, по никому до этого не известному пути.

А стратегическая важность незамерзающего Мурманского порта (таковым он является благодаря Гольфстриму в Баренцевом море, который, кроме того, значительно смягчает зимние температуры в этом краю) оставалась весьма актуальной и в Великую Отечественную войну, когда там, во-первых, базировался Северный флот, а во-вторых, происходили поставки вооружения по Ленд-лизу. Поэтому перед советскими войсками стояла важнейшая задача не дать немцам полностью блокировать Мурманскую магистраль на участке между Беломорском и Мурманском (к югу от Беломорска она была уже перерезана финнами), и с этой задачей справиться им удалось.

21. Озеро Большая Имандра. На другом берегу видны уже не Хибины, а другие горные массивы ("тундры") Кольского полуострова. Здесь, вроде бы, видны горы Чунатундра и Мончетундра.

22. В чистом и прозрачном озере отражается пасмурное небо, придавая воде серебристый оттенок.

23. А вода действительно совсем прозрачная. Все камни видно, если стоишь на берегу. Фото сделано с зумом, — на самом деле, там не настолько мелкая глубина.

24. А на другом берегу озера, примерно в шести километрах отсюда, находятся садоводческие товарищества. Это — дачные посёлки жителей Мончегорска. Город расположен там же поблизости, но его отсюда не видно. Но даже дачи дают ощущение того, что озеро будто бы разделяет два мира. Здесь глушь, а на том берегу цивилизация.

Там — возле Мончегорска, проходит автомобильная трасса "Кола". Ну а здесь зато есть железная дорога, по которой довольно оживлённое движение. Правда, в основном грузовое, — про Мурманский порт я уже упомянул, а потом ещё и покажу его.

И пока я делал привал у берега озера, со стороны Мурманска как раз пошёл грузовой. Правда, в конце видео он почему-то остановился на перегоне. И поехал дальше лишь спустя примерно десять минут. Второй фрагмент видео снят уже около станции.

25. Затем я вернулся на станцию. Слева видны какие-то хозяйственные постройки, но их предназначение мне точно неизвестно.

26. А ещё на станции Имандра раньше был разворотный треугольник, от которого до наших дней дошли только насыпь, шпалы и несколько опор контактной сети, — видимо, треугольник в советские годы электрифицировали для возможности разворота одной секции электровоза.

Я решил сходить посмотреть разворотный треугольник, который тупиком выходил точно к берегу озера. Кстати, на насыпи в большом количестве лежали осколки изоляторов контактной сети, оставшиеся после её демонтажа. Один из таких осколков я решил подобрать на память, — теперь лежит у меня дома.

27. Какая-то деревянная будка возле действующего пути. Выкрашена, между прочим, в цвета РЖД. Но здесь — на магистральной линии, это выглядит всё же не настолько абсурдно, как на в Тверской области.

Поясню, для тех, кто не разбирается, что это такое. В наше время большинство магистральных локомотивов — двухкабинные, и для того, чтобы сменить направление движения, им нужно просто дать "задний ход". Иначе было в эпоху паровозов, которым для того, чтобы поехать в обратную сторону, нужно было выполнить процедуру разворота. Для разворота "одностороннего" локомотива существует два способа. Первый — это поворотный круг: локомотив заезжает на круглую площадку, оснащённую механизмом, при помощи которого он разворачивается на 180 градусов и выезжает обратно. Второй способ — это разворотный треугольник: локомотив заезжает на тупиковый путь, перпендикулярный маршрутному, задним ходом выезжает обратно на маршрутный путь по второму соединительному пути, который ведёт в другую сторону, и таким образом меняет направление движения уже по маршруту. Для того, чтобы сказанное было понятно, я проиллюстрирую схематично, как выглядит разворотный треугольник.

Схема минималистичная, но общую суть я отразил. Правда, пропорции не очень точные. Красным обозначен главный (маршрутный путь), а зелёным — разворотный треугольник, куда заходит локомотив. По правому соединительному пути он заходит в тупик, потом задним ходом выходит на главный путь по левому соединительному.

В наше время "односторонними" остались только маневровые тепловозы, и изредка ещё используются половинки двухсекционных локомотивов. Поэтому большинство поворотных кругов и треугольников в наше время уже не используется и демонтировано.

29. Тем временем, насыпь треугольника продолжает идти дальше к берегу озера. Два соединительных пути здесь уже сомкнулись.

30. И вот я уже выхожу к тупику. Надо же. Когда-то сюда заходили паровозы.

31. И останавливались вот здесь, чтобы затем выезжать назад. Передо мной — снова берег озера.

32. Здесь обнаружились какие-то бетонные конструкции. Вполне возможно, что это и есть остатки тупика треугольника.

33. И здесь же в траве я увидел какой-то ржавый якорь, что меня несколько удивило. Вероятно, на Имандре когда-то существовало местное судоходство (озеро, кстати, напрямую связано с Белым морем), и здесь располагалась пристань. Так что может быть, бетонные конструкции на предыдущем кадре и от пристани, а не от треугольника. Скорее всего, это было временное судоходство: либо для подвоза материалов при строительстве железной дороги в 1915 году, либо уже в 1930-е годы при строительстве на другом берегу города Мончегорска, — строители отправлялись туда от пристани у станции Имандра.

34. Даже какой-то именной кирпич я здесь нашёл. В целом, на Имандре довольно немало напоминаний ещё о дореволюционной эпохе.

35. От тупика треугольника я пошёл обратно к станции. Что интересно, в этом месте растительность выглядит именно как лесотундра, а не лес.

36. Горы по-прежнему в облаках. А на станции сделал остановку на пару минут какой-то поезд. Может быть и Мурманск - Петербург, — как раз где-то сейчас он и по времени должен здесь проходить.

37. Ну а дальше я довольно долго просто ходил по посёлку, ожидая, когда хоть немного рассеется облачная пелена над Хибинами. В посёлке тихо и малолюдно. Правда, иногда даже встречались дети, — наверное, на лето к бабушкам приезжают. Дома, кстати, не только времён постройки Мурманской магистрали, — есть и несколько советских двухэтажек.

38. Дореволюционные дома, правда, выглядят приятнее. Всё таки оформлены более красиво.

40. Однако в некоторых теперь заколочены окна. Видимо, население посёлка значительно уменьшилось из-за сокращения персонала на железной дороге в постсоветские годы.

41. Архитектура Мурманской магистрали пронизана псевдорусским стилем, который был характерен для начала XX века. В таком стиле строились и вокзалы. Правда, в войну от бомбёжек большинство из них было разрушено. Но вычурные деревянные вокзалы на станциях Кандалакша и Медвежья Гора я ещё покажу в рассказе об обратной дороге.

42. Деревянная будка с колодцем. Эта, может быть, уже советская.

43. А вот табличка — точно советских времён:

Вот такое тихое место Имандра. Туристов, идущих на Хибины, мне в тот день здесь не встретилось. Но сам я хотя бы краешком к Хибинам прикоснулся. Следующий рассказ будет о здешней природе и о том, как я ходил на склон ближней сопки, правда, не стал идти на самый верх из-за погодных условий.


оз. Большая Имандра


Вид на озеро Имандра с Хибинских гор.

Озеро Имандра самое большое озеро Кольского полуострова, его площадь - 876 кв. км. Озеро вытянуто с севера на юг на 109 км, ширина - 19. Наибольшая глубина 67 м. Находится на территории Лапландского заповедника. Впервые озеро было открыто во время экспедиции геолога Н. В. Кудрявцева в 1880 году. Над озерной гладью виднеется множество таких непохожих друг на друга островов, всего свыше 140, самый большой из них - Ерм-остров в Бабинской Имандре – 26 кв. км.


Иокостровская Имандра


на фото: Ерм остров в Бабинской Имандре

Озеро подразделяют на три части:

северная часть - это Большая Имандра площадью в 328 кв.км (длина около 55, ширина 3-5 км);

центральная часть - это Иокостровская Имандра площадью 351 кв.км.(ширина около 12), соединяется с Большой Имандрой мелким Иокостровским проливом, его ширина в самом узком месте - 700 м;

западная часть - Бабинская Имандра площадью 133 кв.км., соединена с центральной частью озера коротким проливом Широкая Салма.

На западном берегу в озеро Имандра впадает много рек (Пиренга, Витте, Монче и прочие),которые образуют сложные озерно-речные системы. Из Иокостровской Имандры начинается река Нива.

В озере очень чистая прозрачная вода: на глубине 11 метров хорошо просматривается дно. Питание снеговое и дождевое. Водится много рыбы. Наиболее привлекательной доя рыбаков является лосось, сиг, хариус.

На озере расположен город Мончегорск, а также такие населённые пункты как Хибины, Имандра, Тик-Губа, Африканда, Зашеек.

На озере Имандра каждую зиму проходят соревнования на кайтах под парусами на дистанцию 100 км.

На 876 км² раскинулось водное зеркало озера Имандра. При длине в 109 его ширина колеблется от девяти до девятнадцати километров. Оно не только большое по площади, но еще и многоводное. В самых глубоких местах дно можно обнаружить на расстоянии около 67 метров от поверхности, а средняя толща воды составляет 16.

Существует три версии происхождения названия озера. По первой лопари называли его двумя словами: «инн», обозначавшим «лёд», и «мандера» - «материк». По второй слово «имандра» по-саамски означает озеро с извилистой береговой линией. По третьей версии так звали девушку, бросившуюся в озеро после гибели возлюбленного.

В акватории озера ледникового происхождения располагается более 140 островов, из которых площадь крупнейшего, Ерма, составляет 26 км². Всего островами занято около семидесяти км². В начале ноября лед покрывает всю поверхность Имандры и держится почти до конца весны. В самые жаркие июльские дни поверхностный слой воды и мелководье могут прогреваться до 18 градусов.

В озеро впадает порядка двадцати притоков, из которых наиболее крупными являются реки: Белая, Монче и Пиренга. Воды озера Имандры уносит в Кандалакшский залив Белого моря река Нива. До строительства на ней ряда гидроэлектростанций площадь озера была меньше почти на 60 км².

Проливы Широкая Салма и Экостровский делят водоем на три крупных плеса или три Имандры: Большую Хибинскую, Экостровскую и Бабинскую.

Самой крупной по площади является Экостровская Имандра, которая имеет форму удлиненного овала и занимает почти половину акватории озера. Она соединена с Бабинской Имандрой километровым проливом Заячья Салма. Ее изрезанная береговая линия образует многочисленные заливы, из которых наиболее крупными считаются губы: Тик, Охтоканда, Княжая и Зашеечная.

Большая Имандра меньше по площади, но крупнее по запасам воды, которые составляют более 60 процентов от объема озера. Большинство островов, восемьдесят штук, находятся именно в акватории Большой Имандры. Из множества губ или заливов своей величиной выделяются: Монче, Куреньга, Кислая, Белая и Вите. Восточный берег, со стороны Хибин, изрезан намного меньше.

Бабинская Имандра, самый маленький из трех плесов, имеет округлую форму. В его акватории лежит самый крупный остров. Здесь береговая линия тоже образует множество заливов, из которых следует упомянуть губы: Молочную, Камку, Кун-част, Чеверез и Уполакшу.

Огромный периметр озера и сложное геологическое строение побережья являются причиной многообразия типов берегов, характер которых меняется от скалистых к валунным, песчаным, галечным или болотистым. На некоторых участках грунты на берегах представлены сразу несколькими видами. Во время волнения на озере волна достигает метра, но острова частично гасят их силу и дают укрытие судам.

На побережье располагается город Мончегорск и поселки Тик-губа, Хибины, Африканда, Зашеек и Имандра, которая когда-то была процветающим городком. Неподалеку находится крупный город Апатиты и город поменьше - Кировск. Все они загрязняют воду Имандры бытовыми и промышленными стоками. Из него же черпают питьевую воду. В 90-х годах обозначилось некоторое очищение экосистемы из-за снижения промышленных стоков, вызванного спадом в металлургической промышленности.

Огромный водоем пока с трудом, но справляется с загрязнениями, оставаясь озером, полным рыбы, которую с успехом ловят и все еще употребляют в пищу.

Те, кто предпочитает путешествия , могут посетить расположенный западнее Лапландский заповедник или пройти водным путем ученого-натуралиста и географа позапрошлого века Миддендорфа: по Имандре и Ниве - в Кандалакшскую губу. Но не рыбалкой и путешествиями прославилось озеро в последние годы. Его бесконечная водная или ледяная гладь и постоянные ветра сделали озеро плацдармом спортсменов всех видов спорта, использующих в своем арсенале паруса.

Каждый год весной здесь проводится международная стокилометровая гонка на досках (сноубордах, скейтбордах) по льду под кайтами и иными парашютами-парусами, имитирующими крылья воздушного змея. Занимаются на озере кайтингом и в летнем варианте на вейкбордах, и виндсерфингом, который отличается вертикальной установкой паруса на доске.

Зимой озеро посещают и любители скимбата и буерного спорта (катания по льду на специальной парусной лодке). Скимбат представляет собой разновидность виндсерфинга с незакрепленным на доске парусом, который спортсмен держит в руках. Зимой у него на ногах лыжи, сноуборд или коньки, а летом на суше - скейтборд или ролики. Такой инвентарь используют для подъема в гору и прыжков с на 20-30 метров. Максимальная длина прыжка была зафиксирована в горах на 290 метров.

В последние годы на Имандре практикуется морской каякинг и гребной слалом, а на бурных притоках - каякинг, скоростной спуск и фристайл. Помимо спорта парусные суда используют и просто для катания отдыхающих.

Для рыбной ловли, активного отдыха и занятий экстремальными видами спорта на берегах озера Имандра располагается около десятка .

Озеро Имандра расположено в Мурманской области на юго-западе Кольского полуострова. Оно обрамляет западные Хибины и является частью Европейской Субарктики. По размерам акватории Имандра конкурирует с Инари в Финляндии. Его площадь - 815,5 м 2 , с учетом островов - 876 м 2 . Для материкового северного озера это довольно большие размеры.

Несмотря на существенные размеры и расположение между Мурманском и Белым морем, озеро Имандра зафиксировали на географических картах Хибин поздно. Впервые о водоеме Кольского полуострова упоминается в картах Олая Магнуса в 1539. В них у водоема было имя Lacus alba - историки-географы считали его вторым названием Белого моря. С формированием данных картографии выяснилось, что Lacus alba принадлежит независимой водной территории.

В 1568 Д. Гастальдо создал карту Хибин, где Lago Bianco был связан стоком с Белым морем. В 1594 Левин Алгут опубликовал карту с озером, имеющим выход в Финский залив. В этом же году карта Меркатора отобразила сток, связывающий водоем с Белым морем и устье реки, выходящей из озера с городом Кандалакша на берегу.

Русское географическое сообщество провело геологическую экспедицию в 1880. Она проходила через Имандровский бассейн. Николай Кудрявцев помимо геологических исследований делал зарисовки местности и собирал топографические и топонимические материалы бассейна озера Имандра в Хибинах. Местные саамы-проводники рассказывали ученому о названиях заливов, мысов и островов. Список названий составил 30 страниц дневника геолога-исследователя.

Длина озера 109 километров, ширина от нескольких сот метров до нескольких километров. Это связано с тем, что Имандра находится в тектоническом разломе земной коры, который проходит по меридиану. Поэтому котловина со сложной формой и окружающим рельефом. Средняя глубина озера - 16 метров. Самая глубокая точка - 66 метров. На территории 144 острова: Ерм - самый большой, он имеет площадь - 26 м 2 .

Озеро Имандра разделено на три водоема: Большая Имандра, Экостровская Имандра и Бабинская Имандра. Они связаны двумя проливами: Экостровский и Заячья Салма.


Большая Имандра - северная часть водоема. Ее площадь - 328 м 2 . Она занимает второе место по площади, но первое по длине и объему - протяжность с севера на юг 55 километров, объему - 4.6 кубических километров (42,2%). Ширина озера Имандра 3-8 километров. Самая широкая часть на губе Вите - 16,5 километров.

На востоке Большая Имандра граничит с Хибинскими горами, вдоль побережья находятся туристические базы отдыха . Здесь берег со слабым расчленением. Западный же изрезан большим количеством губ: Куреньга, Вите, Монче, Белая и Кислая. Они подходят к границе с Норвегией и Финляндией, упираются в хребты Мончетундры, Чунатундры и Волчьей. В пределах озера 80 островов, что составляет бо́льшую часть из их общего количества на площади акватории. Суммарная площадь островов - 16 м 2 .

Между островами Высокий и Сяв глубочайшая воронка водоема - 67 метров. Глубина между береговой и срединой линией озера резко меняется: на это указывает цвет воды, темнеющей к средине водоема. Здесь показатели достигают нескольких десятков метров. В ветреную погоду поднимаются волны.


Большая Имандра имеет множество притоков в виде мелких ручьев и 11 крупных рек. С востока впадают реки: Печа, Гольцовка, Куна, Большая Белая и Малая Белая. На севере притоком выступает река Куренька, на западной стороне - Вармйок, Курка, Нюдуай, Монче, и Вите.

Экостровская Имандра - самая крупная и центральная часть озерной акватории. Площадь - 361,9 м 2 . По форме озеро напоминает овал, удлиненный по направлению на запад и восток. Ширина - 18,7 километров в районе губы Охтоканда. Эта губа и еще три - Княжая, Тик-Губа и Зашеечная считаются самыми крупными в этой части водоема, но существуют и другие мелкие заливы. На территории озерного пространства 42 острова.

На западе Экостровской Имандры пролив Заячья Салма соединяет центральную часть с южной - Бабинской Имандрой. Ширина пролива менее 1 километра - это единственное соединение двух частей озера. Ранее была Узкая Салма, которая проходила между Роват-островом и выступающим берегом материковой части. Строительство автомобильной дороги Мурманск-Ленинград требовало перекрыть пролив и построить дамбу: вследствие образовался полуостров из острова Роват.


Самым крупным притоком Экостровской Имандры считается река Пиренга. Она впадает в озеро на северо-западной стороне. Бассейн Пиренги имеет длинный приток - Ену. У северного берега водоема в границе заливов от Экостровского до Воче-Ламбина нет существенных притоков, только мелкие ручьи. С северо-запада в залив Воче-Ламбина входит река Чуна, берущая начало у Чунозера. Еще одним западным притоком выступает ручей Осиновый. Южный и западный берега Экостровской Имандры имеют притоки небольших размеров. Крупные - ручьи Тиквуой, Мастым и Жемчужный возле Тик-губы. Возле губы Охтаканда притоки: Снежная - Выдзйоки и Черная - Чахписйок.

Бабинская Имандра - южная часть озера. Она самая маленькая, площадь - 133 м 2 . Озерный водоем по форме близок к кругу, береговая линия усыпана губами: Молочная, Чеверез, Камка, Уполокша и Кун-част. В границах Бабинской Имандры 22 острова, среди них Ерм, достигающий 10 км в длину. Это самый высокий остров - на его территории возвышенность в 397 метров.

В Бабинскую Имандру впадают две реки - Вандас и Пасма. Остальные притоки озера - Кунчаст-лухтвуой, Севельвуой, Опп-лухтвуой и имеют небольшую длину и площадь бассейна.

Флора и фауна

Суровый климат Кольского полуострова не помешал растительному и животному миру основаться в Имандровских субарктических водных просторах. Летом вода почти не прогревается из-за короткого периода без корки льда, маленький уровень торфяности почвы.


Имандра богата рыбой: рыбалка длится круглый год. Озеро населяют сиг, семга, ряпушка, голец и щука. Со спиннингом, удочкой и другими приспособлениями можно рыбачить с берега и лодки. К тому же Хибины привлекают удивительной природой и красивыми пейзажами. Летом озеро Имандра не зарастает растительностью. Поэтому единственное, что может помешать рыбакам - дно с многочисленными корягами: берега водоема покрыты сосновыми лесами. В них обитают дикие животные: куницы, зайцы, росомахи, волки, бурые медведи, лоси, северные олени. В осенний период растут ягоды.

Летом и зимой на озере Имандра вблизи Мончегорска проходит ежегодная стокилометровая парусная регата. На западе от озера Лапландский заповедник.

История названия озера Имандра

По теории А. Казакова название озера связано с местным населением - саамами. Имандрой они называют озерные водоемы крупных размеров с сильной изрезанностью береговой линии, многочисленными островами и параллельно ориентированными заливами.

Также существует легенда о том, почему озеро в Хибинах зовется Имандрой. Она гласит, что возле берегов озера жил охотник с дочерью Имандрой. Девушка была красива и чудесно смеялась.


На другой стороне гор жил молодой человек. Однажды он охотился в горах и услышал смех Имандры. Юноша пошел на звук и увидел прекрасную девушку: красота настолько зачаровала его, что он не смог оторвать взгляда. Забыв, что он в горах с глубокими пропастями, юноша продолжил ход и упал в ущелье.

Имандра обратилась к богам с просьбой оживить парня, но не получила ответа. Девушка часто приходила на место гибели юноши и плакала. Как-то раз Имандра увидела изменения в одной скале: на ней отпечатались черты лица возлюбленного, но они оставались каменными. Отчаяние захлестнуло девушку, она прыгнула с обрыва в озеро. В этот момент вода расступилась, и озеро стало огромным.

Озеро Имандра в Хибинах - прекрасное место для отдыха и рыбалки. Оно имеет интересную историю, которую с удовольствием расскажет вам любой местный житель. Посетите Кольский полуостров, чтобы увидеть великолепные красоты нашей страны.