Доклад: Открытие Антарктиды. Кто открыл материк Антарктида: мир льда

О существовании шестого материка люди теоретически знали с начала XVI века. Экспедиция 1501-1502 гг. исследовала полярные широты Южного полушария и высадилась на берегах острова Южная Георгия. Продвинуться дальше к полюсу мореплавателю помешал холод, сплошные льды и торосы. После этого тайны Антарктиды влекли к ней первооткрывателей. На картах материк появился задолго до того, как туда ступила нога человека, и даже до того времени, как увидали покрытую льдом сушу. Ранее считали, что этот континент является южной оконечностью Латинской Америки или даже Австралии, как, например, на составленной в 1513 году карте Пириреиса.

Но кто открыл Антарктиду первым? И что значит «открыл»? Увидел? Ступил на берег? Водрузил флаг? По этому поводу нет единого мнения. Русские считают, что честь открытия континента выпала экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева (январь 1820), тогда как англичане уверены, что Антарктиду открыл Эдуард Брансфильд (также в январе 1820). Американцы присуждают лавры первооткрывателя нового материка Натаниэлю Палмеру (ноябрь 1820). Все эти три экспедиции только видели вздымающиеся к небу берега, но они не смогли приблизиться к ним ввиду огромного пространства льда. Первым догадался водрузить флаг своей страны француз Дюмон д"Юрвиль, но сделал он это, как оказалось, на острове, а не на обширном участке суши.

У голландцев есть свой ответ на вопрос о том, кто открыл Антарктиду. По их мнению, это сделал капитан судна Дирк Гееритц еще в 1559 году. После шторма, бушевавшего в судно потеряло связь с эскадрой и по ошибке отправилось на юг. Когда распогодилось, голландцы увидали «высокую землю» и определили свои координаты - 64° ю. ш. Однако сам Гееритц никогда не претендовал на звание первооткрывателя материка, и мы не знаем, что он подразумевал под «высокой землей» - возможно, это был один из островов, которых немало на шельфе континента.

В январе 1773 г. Джеймс Кук приблизился на судах «Resolution» и «Adventure» к 67°" ю. ш., где был остановлен льдами. Не успокоившись на достигнутом, он вернулся на следующий год и достиг 71°15" южной широты, однако, поскольку он двигался к юго-западу от суши он так и не достиг и даже не увидел. А вот приблизиться к берегам материка посчастливилось американскому кораблю «Сесилия» через год после русской экспедиции, в 1821 году. Но люди не высаживались на берег. Если же судить о том, кто открыл Антарктиду по факту высадки на берег, то и тут мы обнаруживаем разноголосицу.

Официальной датой первой высадки человека на континентальные, а не шельфовые льды этой таинственной части суши считается 23 января 1895 года. Эта честь выпала двум норвежцам: капитану промыслового корабля «Антарктик» Кристенсену и пассажиру Карлстену Борхгрёвинку, преподавателю естествознания. Учитель, собственно, и уговорил далекого от честолюбивых притязаний капитана промышленного судна спустить лодку на воду и причалить к берегу. Там Борхгрёвинк собрал образцы каменных пород и описал увиденный им антарктический лишайник. Но вот аргентинские ученые оспаривают первенство норвежцев, уверяя, что узнать, кто открыл Антарктиду, невозможно, поскольку эти люди не оставили после себя никаких письменных свидетельств. Археологи обнаружили на берегах материка остатки домов и предметы быта, которые датируются началом XVIII века. Безвестные китобои неизвестного подданства унесли свой секрет в могилу.

Как бы там ни было, заслуга русской экспедиции перед человечеством неоспорима. Беллинсгаузен и Лазарев обогнули материк и доказали, что он со всех сторон окружен морями. Погода в Антарктиде не благоприятствует продвижению вглубь: даже летом там не тает ледовый покров. Именно благодаря ему континент считается самым высоким - средняя его высота более 2 тысяч метров, а самая высокая точка (массив Винсон) - 5140 метров. повлекло за собой не менее честолюбивые и рискованные планы человечества пробраться к Южному полюсу. Лавры обнаружения принадлежат Амундсену (1911-12 гг.).

Открытие Антарктиды.

Реферат выполнен

Учеником 6в класса

Лицея № 1

Галкиным Михаилом

Учитель Спирина Н.А.

Кунгур 2010

1) Введение.

2) Подготовка к экспедиции.

3) Загадочный берег Антарктиды.

4) Антарктида.

5) Дальнейшая судьба капитанов.

6) Заключение.

Введение.

Меня заинтересовала эта тема тем, что мне интересно, как люди открывали землю. Одни открывали новые земли, потому что хотели получить славу и богатства, а другим просто было интересно. Некоторые из мореплавателей погибли. К истории географических открытий причастны многие тысячи людей. Познания земли начинались с торговли, на которые отважились египтяне, финикийцы, греки. Лишь с 18 века исследования нашей планеты вели путешественники, подобные английскому капитану Джеймсу Куку. С морскими открытиями связано немало тайн и загадок. Между учёными идут споры, например: Кто все-таки открыл Америку? Теперь мы далеко не все помним, какая легенда, к каким открытиям привела. Да и кончены ли открытия? И по сей день не всё ясно. Нередко путешествия оканчивались безрезультатно, но иногда завесу тайн над исчезнувшими людьми и кораблями удавалось всё-таки частично приподнять. Многое и по сей день остаётся нераскрытым. Может быть, сейчас людям покорятся географические тайны открытий, что пока ещё остаются тайнами.

БЕЛЛИНСГАУЗЕН Фаддей Фаддеевич (1778-1852) российский мореплаватель, адмирал (1843). Участник 1-го российского кругосветного плавания 1803-06. В 1819-21 руководитель 1-й российской антарктической (кругосветной) экспедицией на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Начало пути.

Беллинсгаузен родился 18 августа 1779 года на острове Эзель (ныне остров Сааремаа, Эстония). Детство прошло в родовом имении Пилгузе. Близость моря, общение с моряками и рыбаками с раннего детства привили мальчику любовь к флоту. Десяти лет он был отдан в Морской корпус в Кронштадте. Будучи гардемарином, Беллинсгаузен совершил плавание в Англию После его окончания в 1797 шесть лет плавал по Балтике на судах Ревельской эскадры.

Любовь к наукам была замечена командиром Кронштадтского порта, рекомендовавшим Беллинсгаузена Ивану Крузенштерну, под руководством которого в 1803-06 Беллинсгаузен совершил первое кругосветное плавание на корабле «Надежда», выполнив почти все карты, вошедшие в «Атлас к путешествию вокруг света капитана Крузенштерна».

Открытие Антарктиды.

В июне 1819 капитана 2-го ранга Беллинсгаузена назначили командиром трехмачтового парусного шлюпа «Восток» и начальником экспедиции для поисков шестого континента, организованной с одобрения Александра I. Капитаном второго шлюпа «Мирный» был определен молодой лейтенант Михаил Лазарев.

Первая русская антарктическая экспедиция капитана 2-го ранга Ф.Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М.П. Лазарева была в сущности отрядом одного крупного научного предприятия, имевшего целью изучение полярных областей Южного полушария. В задачу же «первой дивизии», как называлась экспедиция Беллинсгаузена -Лазарева, входили «новые поиски в Южном Ледовитом море, покушение как можно далее проникнуть к югу и, наконец, вообще открытия, долженствующие расширить круг географических знаний».

«Сия экспедиция, - писал И.Ф. Крузенштерн в своей докладной записке морскому министру, - кроме главной ее цели - изведать страны Южного полюса, должна особенно иметь в предмете поверить всё неверное в южной половине Великого океана и пополнить все находящиеся в эной недостатки, дабы она могла признана быть, так сказать, заключительным путешествием в сём море… Славу такого предприятия не должны мы допускать отнять у нас...»

Россия посылала свою экспедицию не потому, что искала немедленного богатства от её результатов. На свете оставался не исследованный уголок мира, и моряки молодого сильного флота стремились решить задачу открытия Неизвестной Южной Земли, так долго не дававшую покоя мореплавателям.

Беллинсгаузен получил назначение на должность начальника экспедиции лишь незадолго до ухода в плавание, поэтому заботы о снаряжении экспедиции и комплектовании команд шлюпов легли на Лазарева. Пользуясь правом набирать людей по своему усмотрению, Лазарев укомплектовал экипажи шлюпов бывалыми моряками, добровольно пожелавшими отправиться в неведомые края. В дальнейшем это немало способствовало успеху плавания.

Экипаж «Востока» состоял из 117 человек. Экипаж «Мирного» - из 73 человек. «Все офицеры и чиновники… были русскими, - писал участник экспедиции профессор И.М. Симонов. - Некоторые носили немецкие имена, но, будучи дети российских подданных, родившись и воспитавшись в России, не могут назваться иностранцами».

Шлюпы «Восток» и «Мирный», на которых совершалось плавание, были построены на отечественных верфях почти одновременно.

Уже в Кронштадте перед самым уходом экспедиции русский корабельный мастер Амосов по мере возможности укрепил подводную часть корпуса «Востока» и обшил ее снаружи медью. Значительно лучшими качествами обладал шлюп «Мирный», переоборудованный из транспорта «Ладога». По настоянию М.П. Лазарева на «Мирном» сделали дополнительную обшивку, поставили добавочные крепления, заменили такелаж. Благодаря этому из кругосветного плавания «Мирный» возвратился в значительно лучшем состоянии, нежели «Восток». Единственно, в чем уступал он «Востоку», это в скорости.

Основной целью экспедиции Беллинсгаузена - Лазарева, согласно инструкциям Морского министерства, было «приобретение полнейших познаний о нашем земном шаре» и «открытия в возможной близости Антарктического полюса». Беллинсгаузену, как начальнику экспедиции, предписывалось во время пребывания «в иностранных владениях и у народов различных стран обходиться с ними ласково и сохранять всякую благопристойность и учтивость, внушая сие и всем подчиненным», с населением земель, которые посетят шлюпы, надлежало обращаться «сколь можно дружелюбнее».

По возвращении на родину участники экспедиции обязаны были представить отчеты обо всем увиденном.

«Вы пройдете, - говорилось в инструкции, полученной Беллинсгаузеном, - обширные моря, множество островов, различные земли; разнообразность природы в различных местах, натурально, обратит на себя любопытство ваше. Старайтесь записывать всё, дабы сообщить сие будущим читателям путешествия вашего...»

16 июля 1819 суда вышли из Кронштадта. С полным сознанием ответственности перед отечеством, посылавшим их в дальний вояж, русские мореплаватели покинули родные берега. Посланные на другой конец Земли, моряки готовы были на любые лишения, труды, опасности потому, что хотели узнать, а потом рассказать миру что находится в этом непреступном уголке нашей планеты. Задача почётная. Задача лестная.

29 августа «Восток» и «Мирный» взяли курс в Атлантический океан. В это время года тропические воды Атлантики отличались смирным, ласковым характером, и плавание было приятным; ещё Христофор Колумб говорил, что океан в это время “спокоен, как сельский пруд.” На кораблях каждый был занят своим делом, моряки вели астрономические наблюдения, измеряли глубины океанов – в это время это было новинкой! – температуру воды в разных слоях, сравнивали прозрачность её. Это была настоящая научная экспедиция, занятая исследованиями, какие до неё ещё не велись моряками.

Сделав короткую остановку на острове Тенерифе, шлюпы направились к берегам Южной Америки. 18 октября в 10 часов утра пересекли экватор на 29°20" западной долготы и вступили в южное полушарие. 2 ноября «Восток» и «Мирный» бросили якорь на рейде Рио-де-Жанейро. В бухте уже стояли «Открытие» и «Благонамеренный», прибывшие накануне.

За двадцать дней пребывания в Рио-де-Жанейро экипаж хорошо отдохнул, исправил повреждения в такелаже, принял на борт запасы свежей провизии, пресной воды и дров. Симонов определил астрономические координаты и выверил корабельные хронометры.

22 ноября 1819 года шлюпы «Восток» и «Мирный» вышли в океан “Восток” и “ Мирный”, 2 небольших судёнышка, неслись к югу под всеми парусами, рассекая угрюмые волны; и птицы летали над ними – огромные белые альбатросы; и темные фрегаты и акулы неотступно следовали за кораблями, и киты, словно приветствуя моряков в этих нелюдимых широтах, пускали свои великолепные фонтаны.

8 декабря они пересекли 45-ю параллель. Утром 15 декабря показались остроконечные вершины острова Южная Георгия и соседнего с ним небольшого островка Уиллиса (Виллиса), открытых Куком в 1775 году. В течение двух дней русские моряки нанесли на карту юго-западный берег Южной Георгии, увязав его с картой Кука, прошедшего вдоль северо-восточного берега острова. Именно в эти дни, 15-17 декабря 1819 года, на карте южного полушария впервые появились русские названия, данные в честь офицеров - участников экспедиции: мысы Порядина, Демидова, Куприянова, залив Новосильского и остров Анненкова - первый остров, открытый экспедицией.

От Южной Георгии шлюпы взяли курс на юго-восток, к Земле Сандвича. Между Южной Георгией и Землёй Сандвича моряки открыли ещё 3 острова, «никакими мореходцами не просвещённы, кроме наших двух судов», старательно выводил в своём дневнике матрос с «Востока» Егор Киселёв. Как умел, он записывал подробности о вновь открытых островах; «Один остров горит, дым валит, как тучи ходит. И тут на оный остров ездили три офицера, четыре матроса для узнания. На сём острову премножество разных птиц, особливо пендвинов с жёлтыми хохлами, ходит, как человек, кричит похоже на гагару, крылья маленькие, не летает. А пингвинов на острове было действительно «премножество», так что морякам приходилось их довольно бесцеремонно расталкивать. Вновь открытый архипелаг моряки обозначили на картах как острова маркиза де Траверсе, по имени тогдавшего морского министра. А каждый остров в отдельности получил имя того офицера, который первым заметил его. Так появились острова Лескова, Завадовского, Торсона (ныне Высокий).

Температура воздуха понизилась, ветер крепчал. Шлюпы бросало с борта на борт. На четвертые сутки плавания от Южной Георгии встретился первый айсберг. А утром 22 декабря в тридцати милях к северу от шлюпов показался неизвестный высокий остров с заснеженной вершиной. «Восток» и «Мирный» повернули к нему.

Именно в этих местах, где находились русские корабли в последних числах декабря 1819 года, в водах, омывающих Землю Сандвича, Кук в феврале 1775 года записал в своем путевом журнале следующие строки, отпугнувшие европейских мореплавателей от попыток поиска Южного материка: «Риск, связанный с плаванием в этих необследованных и покрытых льдами морях в поисках Южного материка, настолько велик, что я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне. Земли, что могут находиться на юге, никогда не будут исследованы. И эти трудности еще более возрастают вследствие ужасающего вида страны...»

Беллинсгаузена и Лазарева не устрашили выводы Кука. Они мужественно вели корабли к цели. Днем 29 декабря на юго-западе открылся высокий, покрытый снегом и окруженный тяжелыми льдами берег острова Сандерса. Назвав этот клочок суши островом, Кук не был твердо уверен в том, что перед ним действительно остров. Русские моряки подтвердили его предположение. Они определили координаты острова, Михайлов зарисовал в свой альбом очертания его берегов.

Экспедиция дошла до Южного Туле – крайней Земли высоких южных широт, а дальше простирались уже неведомые воды. Отважных людей, впервые с сотворения мира вошедших под эти широты, в эти угрюмые, почти недоступные места, встретили резкий ветер, хмуро небо, свинцовые воды и льды. Громадные айсберги величаво проплывали в дали. Битый лёд зловеще скрёбся за кормой и с каждым днём кораблям всё труднее было пробиваться в перёд.

Наступил январь 1820 года. Русские моряки упорно пробивались сквозь тяжелые льды к югу. Но 4 января сплошные льды преградили им путь. Беллинсгаузен взял курс на северо-восток, а затем на восток, выискивая во льдах проход на юг. Где же Южный материк? Существует ли он? Русские моряки старались найти ответ на эти вопросы в каждом наблюдаемом явлении.

Матросам удалось убить на дрейфующей льдине тюленя. «При встрече в Ледовитом океане подобных животных можно ли заключить о близости берега или нет? - спрашивал Беллинсгаузен себя и тут же отвечал: - Сей вопрос остается нерешенным, тем более, что они могут щениться, линять и отдыхать на плоских льдинах, как мы теперь видели; известные же нам самые близкие берега, то есть Сандвичевы острова, были в 270 милях...»

Шлюпы продвигались в восточном направлении, выбираясь из ледяного лабиринта. Но едва обстановка улучшалась, Беллинсгаузен снова поворачивал к югу.

Случилось так, что хорошая погода немножко побаловала моряков и удерживалась несколько дней. Спасибо ей! Беллинсгаузен, не теряя времени зря, решил как можно дальше пробиться к югу. Это были важнейшие дни в истории плавания русских шлюпов в отдаленных южных широтах.

26 января «Восток» и «Мирный» впервые пересекли Южный полярный круг. Северный ветер нагнал тучи, поднял волну. Снег, туман заволокли горизонт. Однако корабли продолжали «покушение к югу».

И вот настало 28 января 1820 года, знаменательный день, о котором будут впоследствии часто с гордостью вспоминать историки, внимательно вчитываясь в тексты дневников, проникая в их сокровенную сущность. В полдень этого дня сквозь пелену снега моряки увидели впереди «матёрый лед, чрезвычайно высокий». В прекрасный вечер «смотря на салинге, - записывал Михаил Петрович Лазарев, - простирался оный так далеко, как могло только достигать зрение, но удивительным сим зрелищем наслаждались мы не долго, ибо вскоре опять запасмурило и пошёл, по обыкновению, снег.

Мы продолжали свой путь к востоку, покушаясь при всякой возможности к югу, но всегда встречали льдинный материк не доходя 70 градусов. Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтобы, как говорится, «не ударить в грязь лицом». Они и не ударили лицом в грязь, наши славные моряки. Ибо в тот день они, первые люди на нашей планете, увидели берег загадочного Южного материка.

17 февраля в дневнике Беллинсгаузена появилась такая запись: «…Дошел до широты 69 градусов, 7 минут 30 секунд южной и до долготы 16 градусов 15 минут восточной. Здесь за ледяными полями мелкого люда и обрывами виден материк льда, коего края отломаны перпендикулярно и который продолжается по мере нашего зрения, возвышаясь к югу подобно берегу»

Если посмотреть на карту, то видно, что был открыт берег Антарктиды, омываемый водами Атлантического и Индийского океанов, который сейчас носит название Земля принцессы Марты и его продолжение – Земля принцессы Рахильды.

Почти 3 месяца корабли пробирались среди льдин, они поизносились и требовали ремонта, кончались дрова и кончалось лето крайнего юга. Приходилось уходить в теплые края – ремонтироваться, отдыхать, пережидать зимние бури. На прощанье, как бы в награду за открытия, стойкость и мужество небо подарило морякам южное полярное сияние. Вначале оно занялось заревом, и рулевой на «Востоке» испуганно закричал: «Небо горит!», но вот оно заполыхало зелеными, фиолетовыми и красными огнями. Егор Киселёв старательно выводил в своем дневнике: «Были светлые 3 столба на небе; с 10 часов и до 3 часов утра стояли род лучей и преудивительные столбы». Но вот небо потухло и только впереди продолжала гореть маленькая звездочка, по которой рулевой правил шлюпом к востоку.

Экспедиция держала курс к берегам Австралии.

На ремонт корабли встали в пору Джексон у берегов Австралии. Пока корабли ремонтировались, моряки отдыхали, знакомились с аборигенами, а через месяц экспедиция вышла в плавание к Новой Зеландии. Плавание в тропических водах увенчалось открытием множества коралловых островов. Беллинсгаузен назвал их Островами Россиян, и на карте появились русские имена – Кутузов, Барклай де Толли, Ермолов, Раевский, Чичагов…

Экспедиция вернулась в порт Джексон на стоянку, где простояли около 2 месяцев. И когда наступила весна Южного полушария, в ноябре 1820 года, экспедиция снова направилась в высокие южные широты к льдам, айсбергам, к странным птицам пингвинам.

На этот раз экспедиция шла водами Тихого океана и первым они встретили остров Макуори, который лежит под одной широтой с Южной Георгией.

Дули свежие ветры. Погода стояла пасмурной. Всё это было хорошо знакомо морякам. Но они с новыми силами упорно рвались вперед, как можно ближе к Южному полюсу.

Второй раз моряки встречают во льдах Новый год – 1821. Пошел новый счет времени. Экспедиция в 6 раз пересекла Южный полярный круг. Моряки надеялись добраться до 70 градуса южной широты, если, конечно, не встретится ледяная преграда.

21 января 1821 года. Моряки в этот день увидели необыкновенный свет – первый признак неподвижного льда. А на следующий день показалось ледяное поле, на нем в беспорядке разбросаны куски льда, затерто несколько ледяных островов, а по середине возвышается ледяная гора. Это был остров, названный Беллинсгаузеном именем Петра I.

День стоял туманный. В такую погоду легко пройти мимо земли, не заметив ее за этой удивительно плотной завесой. И вдруг, как это часто бывает под этими широтами, туман неожиданно рассеялся.

«Земля!» - закричали моряки, и мощное «ура» испугало даже пингвинов. На кораблях палили пушки, жгли праздничные огни и моряки обнимали друг друга»

«Я называю обретение сие берегом, - писал Беллинсгаузен, - потому, что отдаленность другого конца к югу исчезла за пределы зрения нашего… Внезапная перемена цвета на поверхности моря подает мысль, что берег обширен или, по крайней мере, состоит не из той только части, которая находится перед глазами нашими».

И Беллинсгаузен назвал эту землю Берегом Александра I.

Дальнейшая судьба

По возвращении из антарктической «кругосветки» Беллинсгаузен два года командовал флотским экипажем, три года занимал штабные должности, в 1826 возглавил флотилию в Средиземном море, участвовал в осаде и штурме Варны. В 1831-38 руководил флотской дивизией на Балтике, с 1839 до кончины был военным губернатором Кронштадта, а на время летних плаваний ежегодно назначался командующим Балтфлотом. В 1843 получил звание адмирала. Беллинсгаузен многое сделал для укрепления и благоустройства Кронштадта; по отечески заботился о подчиненных, добиваясь улучшения питания матросов; основал морскую библиотеку. Биографы Беллинсгаузена отмечали его доброжелательность и хладнокровие, присутствие духа он сохранял как под неприятельским огнем, так и в борьбе со стихией.

Беллинсгаузен был женат и имел четырех дочерей.

Умер в Кронштадте, где в 1869 ему был поставлен памятник. Его именем названы море в Тихом океане и подводная котловина, ледник в Антарктиде и антарктическая станция, мыс на острове Сахалине и три острова.

Еще более полной, разносторонней и плодотворной была жизнь Михаила Петровича Лазарева. В 1822-1825 годы он совершил свое третье кругосветное плавание в качестве начальника экспедиции и командира фрегата «Крейсер». И это плавание было ознаменовано рядом замечательных исследований и открытий. В ходе его Лазарев со своими помощниками проделал огромную работу по корректированию мореходных карт, уточнению месторасположения многих островов, собрал ценные материалы по океанографии, метеорологии, этнографии и другим отраслям науки.

В 1832 году Лазарев занял пост начальника штаба Черноморского флота. Спустя еще некоторое время он, уже в чине вице-адмирала, был назначен главным командиром Черноморского флота и Николаевским и Севастопольским военным губернатором.

За научные и ратные подвиги, совершенные во славу России, за стремление возвеличить ее, видеть ее первой среди других государств, за неослабное рвение и заботу о ее мощи, за упорную борьбу против преклонения перед иностранщиной и веру в духовные и физические силы русского народа - в нашей стране чтут память своих выдающихся соотечественников Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазорева.

Заключение.

Открыта шестая, и последняя часть света. После плавания русских моряков уже не осталось сомнения, что есть на наше планете Неизвестная Южная Земля. Назвали её Антарктидой, потому что лежит она в самом сердце южной полярной области – Антарктики.

Русские совершили великое дело – они нашли наконец неуловимую Южную Землю. С открытием Антарктиды карта мира стала почти такой, какой мы знаем её сегодня. Почти, но не совсем, потому что много на ней оставалось «белых пятен», то есть неизвестных, неисследованных областей.

И по сию пору на нашей планете есть неисследованные, труднодоступные места, и не только в суровой Антарктиде. Гренландия, этот гигантский малообитаемый остров, самый крупный в мире, до сих пор хранит свои тайны под могучим слоем льда. Почти неведомая область на нашей планете – дно океанов и морей.

Исследования продолжаются!

Беллинсгаузен и Лазарев: открытие Антарктиды

Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен (1778–1852), русский мореплаватель, адмирал, участник кругосветных плаваний, руководитель первой русской антарктической (кругосветной) экспедиции на шлюпах «Восток» и «Мирный», открывшей в январе 1820 года Антарктиду и несколько островов в Атлантическом и Тихом океанах.

Михаил Петрович Лазарев (1788–1851), русский флотоводец и мореплаватель, адмирал, совершил три кругосветных плавания, в том числе в 1819–1821 годах командиром шлюпа «Мирный» в экспедиции Ф.Ф. Беллинсгаузена, открывшей Антарктиду. С 1833 года главнокомандующий Черноморским флотом и портами Чёрного моря.

То, что за Южным полярным кругом может находиться обширная земля, у большинства географов и мореплавателей сомнения не вызывало. Другое дело, что плавать в этих ледяных широтах было чрезвычайно трудно. А после того, как в 1773 году сам Джеймс Кук, уверенный в существовании там земли, заявил о её недоступности, попытки пробиться к ней надолго прекратились. Только в начале ХIХ века английские моряки открыли несколько небольших островов между 50 и 55 градусами южной широты. Капитан У.Смит, пройдя в 1819 году южнее пролива Дрейка, открыл там остров, названный им Южной Шетландией.

К этому времени Россия, окрылённая победой над Наполеоновской коалицией и возросшим влиянием в Европе и мире, осознала себя и как великая морская держава. Бывалые мореплаватели И.Ф. Крузенштерн, О.Е. Коцебу и полярный исследователь адмирал Г.А. Сарычев выступили с инициативой – снарядить русскую экспедицию для поисков Южного материка. После высочайшего одобрения проекта Александром I морское министерство уже в начале февраля 1819 года сформулировало научную задачу экспедиции: «открытие в возможной близости Антарктического полюса» с целью «приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре».

Далее всё делалось в «лучших» традициях российского начальства. Выяснилось, что «срок – вчера!» Старт намечался на лето того же года. Наиболее подходящим для выполнения столь серьёзного государственного задания был признан шлюп – трёхмачтовый военный корабль с пушками на верхней палубе. Такие суда состояли в военно-морском флоте России первой половины ХIХ века. В административной спешке экспедиция была составлена из шлюпа «Восток» (водоизмещением 985 т) и транспорта, который был срочно переоборудован в шлюп водоизмещением 884 т под названием «Мирный». При этом оба корабля не были приспособлены к плаванию в полярных водах. Кроме того, «Восток» и «Мирный» имели разные скорости хода – 18,5 и 14,8 км/ч соответственно.

«Восток» и «Мирный» вышли из Кронштадта 4 июля 1819 года. В течение декабря, обследуя окрестности острова Южная Георгия, русские моряки открыли несколько островов и дали им имена участников экспедиции офицеров М.Д. Анненкова, А.С. Лескова, К.П. Торсона и И.И. Завадовского. Группа островов Маркиза де Траверсе получила своё название в честь морского министра. Юго-восточнее суда прошли к Земле Сандвича, открытой Д. Куком, и выяснили, что это – архипелаг. Ему дали название Южные Сандвичевы острова. После обнаружения подводного хребта, простирающегося на 3,5 тысячи км в западной части Атлантического океана, мичман «Мирного» Павел Михайлович Новосильский записал: «Теперь очевидно, что от самых Фолклендских островов продолжается под водою непрерывный горный хребет, выходящий из моря скалами Авроры, Южной Георгии, Кларковыми камнями, островами Маркиза де Траверсе, Сретения и Сандвичевыми; вулканическая природа этого хребта несомненна: дымящиеся кратеры на островах Завадовского и Сандерса служат явным тому доказательством». Теперь этот подводный хребет носит название Южно-Антильского и предположительно считается подводным продолжением Анд.

Плавание проходило в тяжелейших погодных условиях. Долгими неделями и месяцами беспрестанно шёл снег, его сменяли сплошные туманы, корабли вынуждены были почти вслепую лавировать между огромными льдинами и целыми ледяными горами – айсбергами. Во время снежных штормов температура опускалась до минус пяти градусов Цельсия, что при ураганном ветре соответствует температуре в минус двадцать градусов и ниже.

Ясная погода, обрадовавшая моряков 3 января 1820 года, позволила подойти к Южному Туле – ближайшей к полюсу земле, открытой Д.Куком, и обнаружить, что она состоит из трёх скалистых островов, покрытых вечным снегом и льдом. Это дало основания предположить, что за ними должны быть новые острова или даже материк.

Из книги Энциклопедический словарь (Л) автора Брокгауз Ф. А.

Лазарев Михаил Петрович Лазарев (Михаил Петрович) – известный адмирал русского флота (1788 – 1851). По окончании курса в морском корпусе, отправился в Англию, где служил волонтером до 1808 г. С 1813 по 1816 г., командуя «Суворовым», жил в Ситхе; более 2 лет (1819 – 1821) пробыл в ученой

Из книги 100 великих географических открытий автора Баландин Рудольф Константинович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БЕ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ЛА) автора БСЭ

Из книги 100 великих мореплавателей автора Авадяева Елена Николаевна

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Из книги 100 великих рекордов стихий автора

Из книги Энциклопедия самых загадочных мест планеты автора Востокова Евгения

Из книги Географические открытия автора Хворостухина Светлана Александровна

Фаддей Беллингсгаузен и Михаил Лазарев Первая русская антарктическая экспедиция капитана 2-го ранга Ф. Ф. Беллинсгаузена и лейтенанта М. П. Лазарева, морские экспедиции на шлюпах «Открытие» и «Благонамеренный» под начальством М. Н. Васильева и Г. С. Шишмарева, на бриге

Из книги 100 великих рекордов стихий [с иллюстрациями] автора Непомнящий Николай Николаевич

Витус Беринг - Фаддей Беллинсгаузен Как известно, Россия сравнительно поздно, лишь в начале XVIII века, влилась в число морских держав. Тем не менее на долю русских мореплавателей выпало несколько замечательных открытий, составивших эпоху в истории мировой географической

Из книги автора

ФАДДЕЙ БЕЛЛИНСГАУЗЕН Первооткрыватель Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен родился в сентябре 1779 г. близ города Аренсбург на острове Сааремаа в Эстонии. С самого раннего детства он мечтал стать моряком. «Я родился среди моря, - писал он позже. - Как рыба не может жить без

Из книги автора

Из книги автора

ТАЙНЫ АНТАРКТИДЫ Уникальный континентШестой континент, открытый в 1820 году экспедицией Беллинсгаузена, и сегодня остается одной из наиболее загадочных областей земного шара. По своему географическому положению Антарктида уникальна - она имеет выход к Атлантическому,

Из книги автора

Открытие Антарктиды Географы XIX столетия были убеждены: на Южном полюсе есть материк. Это подтверждали моряки китобойных и исследовательских судов, подходивших к полярным островам Антарктиды. Первыми вплотную к загадочному материку приблизились участники русской

Из книги автора

Самая жуткая тайна Антарктиды Английский полярный исследователь Роберт Скотт стремился первым достичь Южного полюса, но ему не повезло; его опередил норвежец Руаль Амундсен. Скотт обнаружил в заветной точке вымпел, оставленный соперником всего за неделю до него.

На фото: Шлюпы «Восток» и «Мирный» у берегов Антарктиды.

В 1820 году была открыта Антарктида , на карту мира был нанесен последний континент. На глобусе не осталось белых пятен... вернее, не так: на земном шаре вполне «официально» появилось большое белое пятно.

16 (28) января 1820 года — день открытия Антарктиды русскими путешественниками Беллинсгаузеном и Лазаревым

Честь стать первооткрывателями Антарктиды выпала русским путешественникам Фаддею Беллинсгаузену и Михаилу Лазареву . На шлюпах «Восток» и «Мирный» они подошли вплотную к антарктическим берегам, подтвердив, таким образом, на практике предполагавшееся существование шестого материка ниже Южного полярного круга.

Но русские путешественники, что называется, помахали Антарктиде ручкой с борта корабля; освоение материка началось гораздо позднее — с первой зимовки норвежской экспедиции в 1895 году. Правда, американцы утверждают, что первыми на ледяную землю высадились они, причем аж в 1821 году, но по поводу исторической справедливости этих заявлений споры ведутся даже еще более жаркие, чем на тему — высаживались ли американцы в действительности на Луну.

Хотя на самом деле освоение Антарктиды не только еще не закончилось, но даже толком не началось — климат не позволяет селиться там на постоянной основе, так что скудное «население» материка меняется в зависимости от штатной численности экспедиций на полярные станции...

Где-то там, под ледовой шапкой Антарктиды есть земля, хранящая свои тайны; палеонтологи даже утверждают, что в мезозойскую эру климат на материке был довольно мягким. Станет ли Антарктида снова пригодной для жизни? На нашем веку вряд ли, но в далеком будущем — кто знает? Ученые продолжают свои исследования...

И еще. Немногие, наверное, в курсе, что у Антарктиды есть свой флаг. Зачем он ей, не вполне понятно, видимо, просто «чтобы был», но он есть и представляет собой белый силуэт континента, нанесенный на голубое «океанское» поле. Просто, но со вкусом. Ну и чтобы совсем удивить читателя: у Антарктиды также есть свой телефонный код (+672) и интернет-домен (.aq).

Кто знает, может, пригодится?


Саша Митрахович 20.02.2018 09:40


Неведомая Антарктида — «Терра Аустралис инкогнита» — неведомая Южная земля. О существовании Антарктида знали ещё в античном мире.

Гипотеза о существовании южного континента была выдвинута географами древнего мира, которые имели склонность к симметрии и балансу. Должен быть большой континент на Юге, постулировали они, чтобы сбалансировать большой массив земель в Северном полушарии.

Гиподеза античных философов поддерживалась и учеными средних веков. Начиная с XVI века, эту землю помещали на картах в районе Южного полюса.

Две тысячи лет спустя большой опыт географических исследований дал европейцам достаточно оснований для обращения внимания к Югу, чтобы проверить эту гипотезу.

Поиски Антарктиды безуспешно вели португальцы Б. Диаш (1487-1488) и Ф. Магеллан (1520), голландец А. Тасман (1644).

Наконец, английский мореплаватель Джеймс Кук после своего путешествия 1772-1775 годов написал:

«Я обошел океан Южного полушария на высоких широтах и сделал это таким образом, что неоспоримо отверг возможность существования материка… Я смело могу сказать, что ни один человек никогда не решится проникнуть на юг дальше, чем это удалось мне».

Опровергнуть это утверждение довелось нашим морякам. Русские мореплаватели В.М. Головнин, И.Ф. Крузенштерн, Г.А. Сарычев и другие неоднократно выступали за необходимость дальнейшего изучения южных полярных морей. Эту идею поддерживала прогрессивная общественность России. И вот, 3 июля 1819 года Кронштадт торжественно проводил в дальнее плавание сразу две экспедиции. Одна направилась для исследования северной части Тихого океана, другая — в Южную полярную область.


Саша Митрахович 20.02.2018 10:00


На фото: Карта плавания экспедиции Беллинсгаузена и Лазарева вокруг Антарктиды.

Честь исследования антарктических морей выпала набранным из добровольцев экипажам двух шлюпов: «Восток» и «Мирный». Оба корабля были построены в 1818 году, оборудованы и оснащены для такого трудного и опасного плавания. Командовали кораблями опытные офицеры российского военного флота капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен и лейтенант М.П. Лазарев. Это была первая крупная морская экспедиция, предпринятая за государственный счет и под руководством Морского министерства.

Все понимали, что главная цель экспедиции — ответить на вопрос: существует ли шестой континент — Антарктида. Но даже самые решительные из ее организаторов не могли предвидеть столь впечатляющих результатов в виде открытия шестого континента и двадцати девяти новых островов. Это был выдающийся вклад моряков России в изучение нашей планеты.

Экспедиция русских к Антарктиде

Начальный этап этого плавания проходил по уже знакомому русским морякам маршруту до Рио-де-Жанейро. Войдя в антарктические воды, «Восток» и «Мирный» произвели гидрографическую опись юго-западных берегов острова Южная Георгия. Затем экспедицией был открыт целый архипелаг, названный именем морского министра России де Траверсе.

Умело маневрируя среди айсбергов и крупных ледяных полей, зачастую в тумане, отважные русские исследователи 16 января 1820 года достигли 69°21′ю. ш. почти на меридиане Гринвича, и открыли Антарктиду. Затем корабли еще дважды подходили к ледяным берегам, а в середине февраля, с приближением антарктической осени, направились в Сидней на кратковременный отдых.

Открытие новых земель в Антарктической экспедиции

Произведя ремонт и пополнив запасы, «Восток» и «Мирный» 8 мая 1820 года вышли в тропическую часть Тихого океана, где в архипелаге Паумоту открыли группу островов, названную Беллинсгаузеном островами Россиян. В группе островов Кука был открыт остров Восток, а в районе островов Фиджи — острова Михайлова и Симонова, после чего корабли вернулись в Сидней.

Второй штурм антарктических широт начался 31 октября. Ни льды, ни штормы не смогли сломить волю отважных моряков. Шлюпы дважды пересекли Южный полярный круг. 10 января 1821 года ими был открыт большой остров, получивший имя основателя российского флота Петра I, а через неделю — гористый берег Александра I. Отсюда корабли отправились к Южным Шетландским островам, где были открыты и описаны два архипелага, острова которых были названы в честь побед русской армии в Отечественной войне 1812 года.

Итоги экспедиции

30 января отряд покинул Антарктику. Успешно завершив это историческое кругосветное плавание, «Восток» и «Мирный» 24 июля 1821 года отдали якоря на Большом Кронштадтском рейде. Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева прошла около 50 тысяч миль и провела в плавании 751 день.

Она собрала ценнейшие сведения о природе Южного полушария. Астрономические определения географических координат, и карты, составленные экспедицией, отличались исключительной точностью. Вблизи ледового континента были проведены уникальные научные наблюдения за морскими течениями и волнением моря, за распределением льдов и айсбергов. По данным магнитных наблюдений Беллинсгаузен вычислил координаты магнитного полюса в Южном полушарии на 1819-1821 годы.

И в целом изменение климата приведет к гибели растений и животных, что в свою очередь пагубно скажется и на жизнедеятельности человека. С другой стороны, смягчение климата на более комфортный может привести даже к заселению Антарктиды и ее более активному освоению, что, несомненно, могло бы быть уникальным опытом для человека.

Антарктида хранит еще массу загадок и может удивить человечество различными метаморфозами. Вполне возможно, что уже через 100-200 лет это царство Снежной королевы предстанет перед нами в совершенно непривычном и неожиданном виде.

Дело отечественных первооткрывателей успешно продолжили советские ученые, которые занимали передовые позиции в изучении Антарктиды. В наши дни Россия постепенно возвращает себе былую славу в деле исследования и эксплуатации ресурсов Антарктики.


Саша Митрахович 20.02.2018 10:22

Существование Антарктиды было предсказано задолго до ее фактического открытия - правда, не научно (это было невозможно), а мифологически: так же, как Джонатан Свифт в своих «Путешествиях Гулливера» предсказал существование двух спутников Марса, которые до сих пор невозможно увидеть ни в какой телескоп. Первой, еще в 16 веке, предположила существование на крайнем юге Земли целого материка португальская экспедиции Америго Веспуччи. А двумя столетиями позже Джеймс Кук писал: «Великие холода, огромное число ледяных островов и плавающих льдов - все это доказывает, что земля на юге должна быть...». До того, как на карту были полностью нанесены очертания Австралии и Огненная Земля, некоторые путешественники предполагали, что в Южном полушарии существует огромный суперконтинент, включающий в себя Австралию и Южную Америку. Но кто открыл Антарктиду фактически?

Эта честь принадлежит русским морякам - 28 января 1820 года шлюпы «Восток» и «Мирный» впервые подошли к покрытому толстым слоем льда берегу Антарктиды. Экспедицией руководили Фаддей Беллинсгаузен и Михаил Лазарев.

Фаддей Беллинсгаузен. Изображение: wikipedia.org

Несмотря на разность биографий, оба великих моряка имели немало общего - например, с детства, что называется, «болели морем». Беллинсгаузен происходил из балтийских немцев, его детство прошло к Кронштадте, где с 10 лет он учился в Морском кадетском корпусе. Сюда же поступил и Лазарев, происходивший из семьи блестящего дворянина и весьма просвещенного человека - сенатора Петра Гавриловича Лазарева. В 1803–1806 годах Беллинсгаузен принимал участие в первом кругосветном плавании - находился на корабле «Надежда». Плавание было непростым, в том числе из-за острого конфликта между номинальным начальником экспедиции Николаем Резановым (хорошо известным нашему современнику благодаря рок-опере «Юнона и Авось») и фактическим руководителем - Иваном Крузенштерном. В это время Лазарев изучал морское дело на британских кораблях - около 5 лет провел в почти безостановочных плаваниях по Атлантике и Средиземному морю. Оба мореплавателя поучаствовали в войнах с иностранными державами.

Подготовка экспедиции

Сам Беллингсгаузен признавался в своем дневнике: «Трудно сказать, у кого зародилась первая мысль об этой экспедиции и кто явился ее инициатором. Возможно, что идея эта зародилась почти одновременно у нескольких наиболее выдающихся и просвещенных русских мореплавателей того времени - Головнина, Крузенштерна и Коцебу». Однако практический шаг к подготовке экспедиции в Антарктиду сделал именно Крузенштерн. В 1819 году он отправил морскому министру де Траверсе письмо, где обосновывал необходимость экспедиции к Южному полюсу. Практического смысла у таковой было мало. Для России все попытки усиления влияния в Южном полушарии на протяжении всего 19 столетия оставались авантюрами - это показал, в частности, пример Миклухо-Маклая, предлагавшего империи установить протекторат над открытым им Берегом. Однако экспедиция имела огромный научный интерес. Морское министерство одобрило проект и подготовило два корабля, выбрав их капитанами опытных мореходов: так, впервые Беллинсгаузен и Лазарев оказались вместе в одном плавании. Шлюпом «Восток» командовал Беллинсгаузен, шлюпом «Мирный» - Лазарев.

Экспедиция начала с исследования Южной Джорджии и Земли Сандвича – по ходу этих исследований совершались открытия, которые существенно изменяли географические карты. Было установлено, что Земля Сандвича - не остров, а архипелаг, который был переименован в Южные Сандвичевы острова. Экспедиция должна была «продолжать свои изыскания до отдаленной широты, какой только можно достигнуть». Вскоре виды пустынных островов сменились картинами мертвых льдов: двигаясь с запада на восток, корабли пересекли Южный полярный круг и подошли вплотную к ледяному барьеру Антарктиды. Этот день - 28 января 1820 года - вошел в историю как дата открытия Антарктического материка. Еще два раза (2 и 17 февраля) кораблям удавалось близко подойти к берегам таинственного материка. Любопытно, что точку, из которой русские впервые наблюдали новый материк, человеку довелось посетить снова лишь спустя сто лет - норвежские исследователи назвали ее Берегом Принцессы Марты.

Портрет вице-адмирала М. П. Лазарева художника Ивана Айвазовского,1839 год

Погода во время экспедиции была отвратительной. «Хотя в палубе, где жили офицеры и служители, ежедневно протапливали печки и обтирали три раза в сутки потолок (на котором составлялись капли), сырое платье по возможности просушивали наверху, однако ж беспрерывные густые туманы, мокрый снег и слякоть довели нас до того, что мы чувствовали совершенную необходимость в хорошей погоде», писал Беллинсгаузен. Из-за тумана морякам «Востока», в сущности, мало что удавалось увидеть - лишь сплошные поля ледяных кочек вокруг. «Мирному» повезло куда больше - Лазарев увидел «матерый лед чрезвычайной высоты», который простирался «так далеко, как могло только достигнуть зрение» - то есть капитан наблюдал уже ледяной щит самой Антарктиды, а не окружающие материк льды.

Антарктида, здравствуй и прощай

Из-за приближавшейся зимы (которая в Южном полушарии наступает в мае-июне) корабли покинули прибрежную зону Антарктиды и переждали сезон в умеренных широтах, а затем снова отправились к берегам материка. 22 января 1821 года их корабли открыли большой остров, расположенный рядом с материком. «Я назвал сей остров высоким именем виновника существования в Российской империи военного флота - остров Петра I», - пишет Беллинсгаузен. Однако высадиться на остров не удалось: «По сплошному льду, окружающему остров, не предвидя возможности подойти близко к берегу, чтоб послать гребное судно, я положил, не теряя времени, итти далее к востоку и в параллель льдов». Всего плавание российских кораблей продолжалось чуть более 2 лет - 751 день, а его протяженность составила около 100 тысяч километров - 2 с лишним экватора Земли. Корабли, трижды пересекшие Южный полярный круг, открыли не только сам материк, но и 29 крупных островов, на которые никогда не ступала нога человека.

Оба первооткрывателя Антарктиды прожили долгую и славную жизнь. Беллинсгаузен командовал сражениями в ходе Русско-турецкой войны 1828–1829 годов. Лазарев догнал и перегнал коллегу по числу кругосветных путешествий - не один, а целых три раза обогнул Землю по морям и океанам. Около 20 лет командовал Черноморским флотом. Среди его учеников были выдающиеся флотоводцы Владимир Корнилов, Павел Нахимов, Владимир Истомин.

Русские открыли Антарктиду не для того, чтобы о ней позабыть: в честь кораблей, впервые достигших берегов материка, впоследствии были названы первые советские станции, открытые здесь - «Восток» и «Мирный». А первая советская полярная станция, основанная близ Западного побережья Антарктиды, была названа в честь Беллинсгаузена - как и крупное море у берегов материка. Впрочем, имя русского путешественника было увековечено не только в топонимике открытого им континента: его носят острова в Тихом и Атлантическом океане и даже остров в Аральском море. Именем Лазарева названо расположенное близ атлантического побережья континента море, а также горная цепь.

Далее в рубрике 8 мая 1965 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил Положение о почетном звании «Город-герой». За что получили высшее почетное звание двенадцать городов и одна крепость Советского Союза