Египетская богиня исида храмы изображения. Остров филе в египте

Храмовый комплекс Филе - это один из трёх наиболее сохранившихся до современных дней храмов времен Птолемея. Сам остров Филе занимает порядка 400 метров в длину и в районе 136 метров в ширину. Филе - самый крупный по площади остров из расположенных на юге от первого порога реки Нил. Такая интересная географическая особенность нашла отражение в самом названии острова.

Здесь нужно отметить тот факт, что древнегреческое название острова звучало как "Пилак", что в переводе на русский язык означает "угловой". В некоторых исторических документах прошлых, давно минувших, лет встречаются такие его названия, как "крайний остров" или "последний остров". В те далекие времена остров Филе располагался неподалеку от восточного берега Нила в непосредственной близости к небольшому заливу, в южной стороне от первого порога реки.

Как уже говорилось ранее, Филе - это самый крупный из трех островов. Два других острова - это Агилкия и Биге. Агилкия знаменит тем, что именно сюда перенесли всемирно известный храм Исиды с затопленного в настоящее время острова Филе. Остров был затоплен из-за строительства Асуанской плотины. Постоянные приливы и отливы постепенно подмывали бы подножие храма, что привело бы к его гибели. Поэтому были принято решение перенести храм в безопасное место, а остров - затопить, чтобы плотина могла выдержать натиск вод Нила. Исида – это жена бога Осириса, которая смогла невероятной силой своей любви соединить разрозненные части тела убитого врагами мужа, тем самым воскресив его. Традиция тех далеких времен требовала, чтобы верующие египтяне не реже одного раза в год совершали паломничество на этот остров и поклонялись богине Исиде.

Биге же, который сегодня является частично затопленным островом, считался у египтян самым священным из всех островов (и не только этих трех). Считалось, что именно на этом острове был погребен бог Осирис. По этой причине ни одна живая душа простого смертного не могла ступить на священную землю этого острова. Право на это имели лишь жрецы и священнослужители, которые совершали многочисленные обряды. На острове для ритуала специально выстраивалось несметное количество столов для жертвоприношений, Причем столы стояли таким образом, чтобы они показывали на место захоронения Осириса.

Храмовый комплекс состоит из целого ряда сооружений: храма Нектанеба Первого, храма в честь богини любви Хатхор, павильона императора Траяна, упомянутого выше храма Исиды. Храм Нектанеба Первого представляет собой небольшую беседку с четырнадцатью колоннами. Строительство павильона относится к четвертому веку до нашей эры, поэтому павильон считается древнейшей постройкой храмового комплекса. Именно от него начинается гигантских размеров открытый колонный зал с галереями по каждой стороне. Левая состоит из тридцати двух колонн, а правая незакончена. В конце галереи возвышается храм богини Исиды. На уцелевшем гранитном алтаре храма выбит коптский крест невероятных размеров. Этот же символ расположен и в алтарной части - он нанесен поверх иероглифов, прославляющих Исиду.

Храм Хатхор, также находящийся на острове Филе, маленький по своим размерам, но они вовсе не мешают ему вызывать неописуемый восторг и восхищение туристов удивительным сочетанием египетских, греческих и римских традиций. Стены храма украшены замечательными рельефами. Храм Хатхор раньше стерегли гранитные львы, но до наших дней они не сохранились.

Нельзя не обратить внимание на очень изящный павильон, украшенный четырнадцатью колоннами с красивыми резными капителями. Это павильон Траяна - египетского императора. Благодаря своей элегантности, кажущейся невесомости и идеальным пропорциям это сооружение стало своего рода символом всего острова Филе.

В продолжение

Элефантина располагалась на границе Египта с Нубией. Остров служил превосходной защитой для города и отличным пунктом для речной торговли. Город, лежащий в юго-восточной части острова, являлся столицей первого нома Вехнего Египта.

Большинство памятников Элефантины были уничтожены еще до XIX века, но зарисовки этих архитектурных чудес сохранились и по сей день. На острове бы-ли об-на-руже-ны ос-татки нес-коль-ких древ-них хра-мов, са-мым боль-шим из ко-торых яв-ля-ет-ся храм Хну-ма, рас-по-ложен-ный в юж-ной час-ти ос-тро-ва.


От древнего храма Хнума и расширенного во время правления Нектанеба (якобы в 400-х годах до н.э.), а также в греко-римcкую эпоху, до наших дней дошел только фундамент.

К се-веру от хра-ма Хну-ма рас-по-лага-ет-ся мень-ший по раз-ме-рам храм богини Сатет.
Во время раскопок, произведенных с 1906 по 1909 годы, между храмом Хнума и храмом Сатет был найден некрополь священных овнов с захоронениями мумифицированных овнов, покрытых позолоченными картонажными футлярами, один из которых входит в экспозицию Нубийского музея.

/

Во времена правления царицы Хатшепсут был возведен храм в честь богини Сатет. Храм был расположен в таком месте, где шум приближающихся масс воды можно было услышать еще до того, как они становились видимыми глазу. Таким образом, укреплялась ее функция охранительницы границ, хозяйки наводнения Нила и богини, от которой зависело изобилие и плодородие.
Фараон XII династии Аменемхет II (ок.1917-1882 гг. до н.э.) в Асуанской надписи назвал себя «Любимым Сатис, госпожой Элефантины». Фараон той же династии Сенусрет III (ок. 1878-1841 до н.э.) построил канал в ее честь. Фактически весь Верхний Египет называли Ta-Satet или «Землей Сатет».

Рядом с храмом находился один из самых важных «ниломеров» Древнего Египта, с помощью которых измерялась высота разлива Нила.
Ниломер (измеритель уровня воды) состоит из наклонной шахты со ступенями, ведущей к Нилу, высота воды в котором отмечена на измерительных шкалах, нанесённых сбоку. Белые мраморные таблички показывают, что Ниломер римского времени в XIX веке был отреставрирован.
Так как теперь, после строительства плотины ГЭС, уровень воды всегда остаётся низким, Ниломер потерял своё значение.



Впер-вые имя Са-тис по-яв-ля-ет-ся на кув-ши-нах, най-ден-ных под сту-пен-ча-той пи-рами-дой в Сак-ка-ре.
Са-тис упо-мина-ет-ся в "Тек-стах пи-рамид", где она очи-ща-ет умер-ше-го ца-ря свя-щен-ной во-дой раз-ли-ва, при-несен-ной в кув-ши-нах с ос-тро-ва Эле-фан-ти-на. Обыч-но ее пред-став-ля-ли в об-ра-зе вы-сокой, строй-ной жен-щи-ны с бе-лой ко-роной Вер-хне-го Егип-та с уреем, по бокам который обычно находятся рога антилопы или перья.
Храм Сатис украшен удивительными рельефами и несколькими хаотическими пилястрами. Также в храме изображена сама богиня Сатет в короне верхнего Египта с рогами антилопы.

Храм Сатис был воздвигнут на месте еще более раннего преддинастического святилища, представлявшего собой пещеру, вырубленную в скале. Храм расстраивался и украшался на протяжении многих веков.
Ар-хе-оло-гичес-кие дан-ные сви-детель-ству-ют, что ос-тров был на-селен еще в до-динас-ти-чес-кую эпо-ху, а эк-спе-диция Не-мец-ко-го ин-сти-тута ар-хе-оло-гии в Ка-ире наш-ла под хра-мом Са-тис ос-татки бо-лее древ-них хра-мов, от-но-сящи-еся к пе-ри-оду пер-вых ди-нас-тий. И дей-стви-тель-но, осо-бен-ность хра-ма Са-тис зак-лю-ча-ет-ся в том, что он пос-тро-ен на раз-ва-линах нес-коль-ких древ-них хра-мов, ухо-дящих под зем-лю сло-ями, как сва-деб-ный пи-рог.
Археологи уверены, что под храмами 18-й, 11-й, 6-й династии фараонов была найдена Раннединастическая структура. Эти постройки сильно отличаются от многих других храмов в Египте, где «старые» структуры - фундаменты просто удалялись, чтобы построить «новые».

Этот храм раннединастической структуры является одним из самых ранних, найденных в Египте .
Для этого небольшого святилища была использована естественная ниша в скале, которая расширялась в маленькие комнаты, в которых были найдены много мелких предметов быта.

Са-мое пер-вое свя-тили-ще от-но-сит-ся к эпо-хе пер-вых ди-нас-тий и да-тиру-ет-ся приб-ли-зитель-но 2900 го-дом до н. э., за-тем идет свя-тили-ще эпо-хи Древ-не-го Царс-тва (2200 год до н. э.), храм эпо-хи Сред-не-го Царс-тва (1800 год до н. э.), храм эпо-хи Но-вого Царс-тва и, на-конец, рес-таври-рован-ный храм эпо-хи Пто-леме-ев, ко-торый мож-но ви-деть се-год-ня и ко-торый да-тиру-ет-ся вто-рым ве-ком до н. э.
Нынешний храм реконструирован Немецким археологическим институтом из блоков последнего храма эпохи Птолемеев.

Раз-но-об-разные эпи-теты бо-гини сви-детель-ству-ют о тес-ной свя-зи Са-тис со звез-дным ми-ром и на-мека-ют на ее отож-дест-вле-ние с Си-ри-усом: "Гос-по-жа звезд", "Хо-зяй-ка вос-точно-го го-ризон-та не-ба, взгляд ко-торой при-носит ра-дость", "ве-ликая в Не-бе, пра-витель-ни-ца звезд", "Са-тис, чья кра-сота ос-ве-ща-ет две зем-ли".
В 1983 году астроном Рон Уэллс из Калифорнийского университета заинтересовался храмом Сатис и решил исследовать его ориентацию. Уэллс знал, что Сатис была тесно связана с разливом Нила, а значит, и с гелиакическим восходом Сириуса. Последний храм Сатис на этом месте был сооружен в эпоху Птолемеев, и он видел (заметно даже невооруженным глазом), что его ось повернута на несколько градусов к северу по отношению к оси более древнего храма, на развалинах которого он был построен.
Уэллс понял, что этот сдвиг в северном направлении может быть объяснен смещением Сириуса (тоже на север) в результате прецессии. Он вычислил, что храм эпохи Птолемеев имел ориентацию 24,65 на юго-восток, тогда как ось предыдущего храма располагалась под углом 30,60 к югу от восточного направления. Затем он обнаружил, что эта разница в 5,95 соответствует прецессионному смещению Сириуса за время, прошедшее между строительством двух храмов.

Несмотря на то, что точную ориентацию более древних храмов вычислить труднее, совершенно очевидно, что их оси еще больше смещены в южном направлении, и это подтверждает, что древнеегипетские топографы знали о влиянии прецессии на звезду Сириус и, что еще интереснее, следили за этим влиянием на протяжении трех тысячелетий.

Известно, что гелиакический восход Сириуса - это первое появление звезды на небосводе после длительного периода.
Период невидимости Сириуса начинается с момента, когда после захода солнца Сириус еще виден над западным горизонтом. В Египте это происходит в конце мая. После этого звезда приближается к солнцу и становится невидимой на фоне его яркого сияния . На самом же деле это происходит вследствие движения Земли вокруг Солнца.
На небосводе же это выглядит так. В процессе годового движения Солнце перемещается среди звёзд прямым движением с запада на восток . Поэтому для звёзд, заходящих на данной широте наблюдения, существуют промежутки времени, когда они находятся на дневном небе вместе с Солнцем, поэтому мы их не наблюдаем.
С течением времени Солнце перемещается на восток, именно поэтому Сириус начинает восходить утром раньше, чем Солнце. В какой-то момент времени звезда перестаёт теряться в лучах утренней зари и становится доступной для наблюдения . Считается, что в данный день произошёл гелиакический восход звезды.

Очевидно, что если мы наблюдаем звезду, восходящую на рассвете, то чем ближе этот момент к восходу солнца, тем труднее ее наблюдать. Поэтому возникает резонный вопрос, какое время должно быть между восходами двух светил, чтобы можно было четко наблюдать восход звезды в лучах восходящего солнца?
На сколько градусов должно быть Солнце ниже горизонта для четкого наблюдения восхода Сириуса и ориентации храма на восход звезды?

В своей книге «Эхо древних небес» специалист по археоастрономии д-р Эд Круп пишет:
«После исчезновения с ночного неба (на семьдесят дней) Сириус вновь появляется на рассвете, перед восходом Солнца. Это событие, происходящее каждый год, называется гелиакическим восходом звезды. В этот день Сириус остается видимым только в течение короткого промежутка времени , пока небо не станет слишком светлым, чтобы различить звезду. В Древнем Египте ежегодное повторное появление Сириуса выпадало близко к летнему солнцестоянию и совпадало по времени с разливом Нила. Исида, как и Сириус, была «хозяйкой начала года», поскольку египетский Новый год увязывался с этим событием. В новогодних церемониальных текстах в Дендере говорится, что Исида уговаривает Нил выйти из берегов. Метафора астрономическая, гидравлическая и сексуальная, она параллельна функции Исиды в мифе. Сириус оживляет Нил так же, как Исида оживляет Осириса. Ее черед прятаться от Сета, когда Сириус уходит (на семьдесят дней) с ночного неба. Она (Исида) дает жизнь своему сыну Гору, а Сириус дает начало новому году, и в текстах Гор и новый год отождествляются. Она является связующим звеном для возрождения жизни и порядка. Воссияв на один миг, только в одно утро летом , она пробуждает Нил и начинает год ».
Археоастроном говорит о коротком промежутке времени.

В свою очередь, период перед восходом или заходом Солнца называется сумерками. В это время солнечный диск находится недалеко от горизонта, а потому часть лучей, попадая в верхние слоя атмосферы, отражаются от неё на земную поверхность.
Принято различать три вида сумерек: гражданские, навигационные и астрономические, в зависимости от максимального угла нахождения Солнца (центра солнечного диска) под истинным горизонтом. Светлая граница сумерек составляет 0°50′.
Большинство источников даёт следующее разделение по виду сумерек:

Сумерки Угол нахождения Солнца под горизонтом
гражданские от 0°50′ до 6°
навигационные от 6° до 12°
астрономические от 12° до 18°

Навигационные сумерки . Считается, что в интервале угла нахождения Солнца под горизонтом от 6° до 12° уже хорошо видны все навигационные звезды и всё еще видна линия горизонта, что позволяет судоводителю использовать секстант для измерения угла между небесными светилами и видимым горизонтом.

Астрономические сумерки . В интервале угла нахождения Солнца под горизонтом от 12° до 18° большинство случайных наблюдателей отмечают, что все небо уже полностью тёмное и практически не отличается от ночного. В это время астрономы могут легко проводить наблюдения за небесными светилами, например звёздами.
Во многих случаях под названием "астрономические сумерки" понимается все время, когда Солнце находится между пределами 6 и 18°.
Можно сделать вывод, что после погружения Солнца ниже 12° сумеречное освещение на земле практически прекращается и на небе остается только слабый свет зари.

Во времена Птолемея, в случае гелиакических восходов и заходов звезд первой величины, если звезда и солнце находились на одном горизонте, то угол погружения солнца за горизонт принимался равным 11°; если на противоположных горизонтах, то угол погружения принимался равным 7°. Для звезд второй величины эти значения составляли 14° и 8,5°.
Однако не надо думать, что даже в Египте все звезды можно наблюдать в тот самый момент, когда они появляются над горизонтом. По утрам особенно часто бывают туманы, поэтому нередко из-за постоянной полосы испарений вдоль горизонта видны только самые яркие звезды, а остальные только когда они поднимутся на 1° или 2°.

Солнечный диск перемещается со средней скоростью 0,25° в минуту, или 15° в час (360° за сутки), но перемещение при восходе и закате происходит, как правило, не под прямым углом к горизонту, поэтому продолжительность любого интервала сумерек определяется этим углом, увеличиваясь при более острых углах. Угол траектории перемещения солнечного диска вблизи горизонта зависит:
- от географической широты места;
- от времени года (из-за изменения угла наклона земной оси по направлению к Солнцу).
Наименьшая среднегодовая продолжительность сумерек наблюдается на экваторе.

Астрономы утверждают, что в целом в Египте во время гелиакического восхода звезды Сириус, Солнце находилось примерно на 10° ниже горизонта.
Так и примем эту угловую величину в дальнейших расчетах.

Итак. Сатет - Са-тис бы-ла тес-но свя-зана с раз-ли-вом Ни-ла и с ге-ли-аки-чес-ким вос-хо-дом Си-ри-уса. Пос-ледний храм Са-тис на этом мес-те был со-ору-жен в эпо-ху Пто-леме-ев.

Храм Сатет 24°05′28″ с. ш. 32°53′12″ в. д.
Ис-сле-дуем его ори-ен-та-цию, используя для вычислений, Google Earth и небесный калькулятор StarCalc 5.72.


Храм Сатет в нынешнем виде имеет ориентацию по азимуту 114,66 градусов, или ори-ен-та-цию 24,66 на юго-вос-ток, что соответствует ориентировки храма эпохи Птолемеев.

29.07.2000. Гелиакический восход Сириуса. Азимут = 108,65°.

Восход Сириуса - 1° (0.992) над горизонтом. Горизонтальные координаты - высота Солнца ниже на 9.63° Сириуса (8.642+0.992).
Разница между восходами Сириуса и Солнца 42 минуты (04.34 и 05.16)

Направление на Сириус, азимут 108,65°.

Даты (год, день) и азимуты, прямое восхождение, склонение гелиакического восхода Сириуса, на основании вычислений небесного калькулятора StarCalc 5.72
Сводная таблица.

Храм был построен по подсчетам почти 5000 лет назад, одним из первых и был практически уничтожен.
В районе 2000 -х годов до нэ. гелиакический восход Сириуса происходил во время летнего Солнцестояния (склонение Солнца максимально 23.55).

Обратим внимание, что на протяжении 500 летнего периода (1 - 500 гг. нэ.) дата 13.07 гелиакического восхода не меняется. Сириус лишь на 5 минут позже стал подниматься над горизонтом.
Стоит заметить, что именно на рубеже 500 лет нэ. прецессионный ход Сириуса изменил направление. Азимут (амплитуда) Сириуса раньше смещался ближе к востоку, после 500 года (107.52) движется ближе к югу на небосводе. Связано это с аналогичным изменением склонения (широты) Сириуса. До этого рубежа склонение звезды однозначно указывало ее смещение ближе к небесному экватору (-16.27 ; -15.45). Сейчас звезда смещается южнее от экватора (-16.43).
Все эти изменения наблюдаются на фоне линейного поступательного смещения Азимута Солнца к восточной точке горизонта от 2000 г.до нэ до настоящих дней (63.2; 69.03). Склонение Солнца менялось неуклонно в направлении небесного экватора (+23.55; +16.43)

Исходя из расчетов, и вышесказанного можно констатировать в первую очередь, что никаких глобальных смещений земной оси, за исключением прецессионных движений, не происходило.
А изменения склонения Сириуса на рубеже 500-х годов нэ, вероятно, происходило из-за движения самой системы Сириус относительно Солнечной системы.
К тому же звезда в системе Сириуса не одна.

Остров Филе и его храм Исиды очаровывают посетителей со времён Птолемеев, когда была возведена большая часть комплекса. Набожных и любопытных влёк сюда культ, процветавший на всём пространстве римской империи вплоть до наступления христианской эры. Первые европейцы, «заново открывая» Филе в XVIII веке, могли лишь издали восхищаться им. Их попытки высадиться на берег «были встречены воплями, угрозами и, наконец, копьями местных жителей, обитавших в руинах». Однако последующие путешественники смогли в полной мере насладиться соприкосновением с этим призраком классической древности. «Если бы между пальмами нам предстала процессия одетых в белое жрецов, несущих над собой ковчег божества, мы бы не сочли это странным», – отмечала Амелия Эдвардс.

После сооружения первой поднявшиеся воды подступили к самому храму, затопляя его на полгода, и туристы могли любоваться призрачными контурами здания под толщей прозрачной воды. Когда стало ясно, что строительство новой высотной плотины приведёт к окончательному затоплению Филе, Юнеско и Египетская служба древностей подготовили грандиозную операцию (1972-1980) по переносу храмов на соседний остров Агилика, для чего был изменён его ландшафт. Новый храм Филе величественно возвышается среди вулканических пород, как драгоценное украшение на царственной синеве озера, но он больше обращён фасадом к посвящённому Осирису острову Бига, откуда проистекала и его собственная святость.

Большинство посетителей добираются до острова Филе на такси из Асуана. Это единственный не представляющий трудностей способ добраться туда и вернуться назад. Такси высадит вас у причала моторных лодок Шаллал на расстоянии двух километров от восточного конца старой плотины. Там вы можете приобрести билеты (памятник открыт для посещения ежедневно, зимой 7:00-16:00; летом 7:00-17:00 в Рамадан – 7:00-16:00; 35 фунтов).

Договорившись о цене за моторную лодку, которая отвезёт вас на остров (официально это стоит 27 фунтов за лодку туда и обратно или по два с половиной фунта с каждого, если в лодке более восьми человек), не платите ничего, пока вновь не окажетесь на том же берегу, чтобы лодочник дождался вас, пока вы исследуете памятник. Если вы задержитесь больше чем на час, придётся заплатить бакшиш. На острове негде купить еду или напитки.

  • Светомузыкальное представление на острове Филе

Некоторые считают, что светомузыкальное представление на Филе более эффектно, чем в из-за его островного расположения. Каждую ночь проводятся два или три представления. Сверьтесь с программой в туристическом офисе. Как и в Карнаке, шоу включает в себя часовую экскурсию по руинам, чьи освещённые прожектором контуры производят большее впечатление, чем мелодраматическое звуковое сопровождение.

Пробравшись в первый ряд, вы сможете насладиться панорамным видом всего комплекса без необходимости сильно выворачивать голову во втором акте. Билеты (55 фунтов, без студенческих скидок) продаются возле причала как раз перед началом первого представления. Вам необходимо нанять такси из , чтобы оно доставило вас туда и обратно. Приготовьтесь заплатить 20-30 фунтов за четырёхместную машину (включая время ожидания) плюс 30-35 фунтов за поездку на моторной лодке на остров и назад.

Статус Филе как культового центра восходит ко временам Нового царства, когда остров Бига считался одним из мест упокоения Осириса и первым куском суши, возникшим из вод первоначального Хаоса. Поскольку Бига был запретной землёй для всех, кроме жречества, центром проведения публичных праздников стал соседний Филе, изначально известный как «Остров из времени Ра».

За исключением нескольких элементов, оставшихся от Позднего периода, ныне существующий храм Исиды строился и перестраивался в течение восьми столетий при эллинистических и римских правителях, которые стремились соотнести самих себя с мифом об Осирисе и культом Исиды.

Представляя собой изысканный сплав древнеегипетской и греко-римской архитектуры, храмовый комплекс на редкость гармонично сочетается со своим окружением. Высеченные из камня колонны и пилоны сверкают белизной или лучатся золотом, контрастируя с почти средиземноморской синевой воды и чёрными нильскими скалами.

  • Культ Исиды

Из всех культов древнего ни один не существовал так долго и не распространялся так широко, как культ богини Исиды. Как супруга Осириса, она вывела мир из животного состояния, введя институт брака и обучив женщин домашним ремёслам. Как чародейка – собрала части его расчленённого тела и ненадолго оживила его, чтобы зачать сына, Хора, а затем использовала свою магию, дабы помочь последнему победить злого Сета и восстановить божественный порядок.

Поскольку фараоны отождествляли себя с Хором, Исида почиталась в качестве божественной матери живого царя. В этой роли она неизбежно отождествлялась с Хатхор. В Поздний период две богини и вовсе сливаются в одну. С этого времени Исида известна как Великая мать всех богов, повелительница природных сил, богиня десяти тысяч имён, покровительница женщин, девственности и плотской любви.

По мере слияния с культами других средиземноморских женских божеств почитание Исиды постепенно распространилось по римской империи (самый западный из сохранившихся Исеум, культовый храм, расположен в ). Исида, всех питающая, любящая и прощающая, была главным соперником христианства в период между третьим и пятым столетиями. Многие исследователи верят, что появление культа Девы Марии было вызвано попыткой христиан отнять поклонников у Исиды. Раннее коптское искусство отождествляет одну с другой, Хора с Иисусом, а христианский крест с древнеегипетским знаком анх.

  • По дороге к храму Исиды

Моторные лодки останавливаются возле древнего причала у южной оконечности острова. В древние времена, на прежнем месте острова Филе, посетители поднимались по двойной лестнице к портику Нектанеба, расположенному у входа в храм. Возведённый фараоном XXX династии в честь его «Матери Исиды», он стал прообразом изящных построек птолемеевской и римской эпохи. Обратите внимание на двойные капители сохранившихся колонн.

В нижней части они традиционные, в форме цветка, а в верхней – квадратные, имитирующие систр Хатхор. На них-то и опирается архитрав. Перегородки, которые некогда представляли собой стены, в верхней части украшены карнизом с выкружкой и фризом из уреев – мотив, восходящий ещё к постройкам фараона Джосера в , возведённым за три тысячи лет до этого.

Позади вестибюля лежит вытянутый трапециевидный двор, обрамлённый колоннадами. Западная колоннада с прекрасно вырезанными и слегка отличающимися друг от друга капителями сохранилась лучше. Окна расположенной позади неё стены некогда выходили на Бига, остров Осириса. Одно из окон, то, что находится напротив двух первых колонн, увенчано рельефным портретом Нерона, подносящего два изображения ока Хору и Исиде. Менее интересная и не достроенная до конца восточная колоннада примыкает к группе разрушенных строений.

Позади основания храма Аренснуписа (почитавшегося в Поздний период под прозвищем «Добрый спутник Исиды») лежит разрушенная молельня Мандулиса, нубийского божества Калабша (). Возле первого пилона находится незаконченный храм Имхотепа, возведённый в честь мудреца и целителя, спланировавшего ступенчатую пирамиду Джосера и впоследствии почитавшегося в качестве бога – покровителя врачевания. На стенах внешнего двора этого храма изображены Хнум, Сатит, Анукет, Исида с Осирисом и Птолемей IV перед Имхотепом.

  • Пилоны и внешний двор храма Исиды

Величественный первый пилон воздвиг Неос Дионис, который в традиционной манере изображён поражающим врагов в каждом из его углов под взглядами Исиды, Хора и Хатхор. Помещённые в правой части пилона врата Птолемея II, по всей видимости, остались от более раннего храма. Главный портал пилона всё ещё находится в хорошем состоянии (хотя датируется правлением Нектанеба). Некогда по бокам его стояли два гранитных обелиска, а теперь остались только два каменных льва. Внутри портала есть надписи наполеоновских солдат, запечатлевшие их победу над мамлюками в 1799 году.

Меньшая дверь в западной части пилона, ведущая к «дому рождения», использовалась для проведения ритуалов маммизи. Этот вход украшен персонифицированными изображениями нубийских божеств и фигур традиционного египетского пантеона. На обратной стороне пилона запечатлены сцены торжественного выноса жрецами ладьи Исиды.

Оказываясь во внешнем дворе, большинство посетителей сразу отправляется к «дому рождения» или второму пилону, чтобы рассмотреть восточную колоннаду. Рельефы, находящиеся за изящными колоннами стилизованных растительных форм, изображают царя за совершением обрядов, таких как вынос ладьи Сокара. Несколько дверей ведут в шесть помещений, которые, вероятно имели служебные функции.

В одном из них, называемом «Библиотекой», изображён Тот в виде ибиса и бабуина, Маат, львиноголовая Тефнут и Сешет – богиня письма. К северу находится разрушенная молельня, которую римляне возвели напротив гранитной скалы, превращённой при Птолемее IV в стелу. Последняя сообщает о переданных царём храму земельных владениях.

Стоящий под углом к первому второй пилон изменяет направление центральной оси, на которую ориентированы прочие здания храма. Большой рельеф, помещённый на правой башне, показывает, как Неос Дионис приносит жертвы Хору и Хатхор. В меньшей по размеру сцене вверху он вручает венок Хору и Нефтиде, возлагает ладан и мирру на алтарь Осириса, Исиды и Хора. Сходные изображения на другой башне были стёрты первыми христианами, которые уничтожили также фрески в верхнем правом углу ворот, ведущих к храму в собственном смысле слова.

  • Дом рождения в храме Исиды

В западной части внешнего двора возвышается обнесённый колоннадой «дом рождения» Птолемея IV, который возводил своё происхождение к Хору и Осирису. Большинство рельефов с внешней стороны было добавлено в римское время, что объясняет, почему фигура императора Августа на них затмевает Буто, богиню севера, играющую на арфе перед юным нагим Хором и его матерью у одного из краёв центрального яруса позади ряда колонн с хатхорическими капителями.

Южнее и выше под римскими рельефами находятся надписи иероглифическими и демотическими знаками, которые частично повторяют надписи на Розеттском камне. Внутри маммизи окружённый колоннами внешний двор и два вестибюля указывают путь к святилищу, в котором есть замечательные изображения.

И хотя иконоборцы стёрли богинь, кормящих младенца-фараона на левой стене, вы всё ещё можете видеть Исиду, рожающую Хора на болотах, в нижней части дальней стены. С обратной стороны святилища за северной колоннадой есть перекликающаяся с этой сцена, изображающая Исиду кормящей Хора среди болота.

  • Внутренние помещения храма Исиды

Непосредственно позади второго пилона лежит маленький открытый двор, который изначально был отделён от гипостиля перегородкой, ныне разрушенной. На замечательной картине Дэвида Робертса запечатлён этот «Большой портик» в его оригинальных красках: капители в форме растений на фоне зелёных и жёлтых цветов и голубоватых почек; тёмно-красные и золотые крылатые солнечные диски, парящие под центральной частью потолка, который во всех остальных местах украшен рельефами астрономического содержания.

Не раскрашенные стены и стволы колонн несут на себе изображения строителя зала, Птолемея VIII Эвергета II, приносящего жертвы различным богам. После того как император Юстиниан запретил отправление обрядов, связанных с почитанием Исиды, на Филе в 550 году нашей эры, копты стали проводить в зале свои службы и вырезали кресты на стенах. На левой опоре дверей в заднем вестибюле сохранившаяся часть латинской надписи утверждает: В Mure stultus est («Б. Муре – дурак»).

Как и в других храмах, вестибюли становятся более низкими и тёмными, по мере того как вы приближаетесь к святилищу. Рядом с дверью направо от первого вестибюля греческая надпись сообщает об «очищении» этого языческого сооружения при епископе Феодоре во время правления Юстиниана. С другой стороны вестибюля находится комната, открывающая проход к лестнице на крышу.

В следующем вестибюле имеется интересное изображение, обрамляющее вход с задней стороны на котором царь предлагает систр (слева) и вино (справа) Исиде и Харпократу. На левой опоре двери он доставляет приношения Мину, корзину Сехмет и вино Осирису. Позади изображены священный бык и семь коров. В частично разрушенном поперечном вестибюле за пределами святилища царь преподносит ожерелья, вино и изображение глаза Осирису, Исиде, Хатхор и Нефтиде.

В тускло освещённом, благодаря двум отверстиям в крыше, святилище сохранился каменный пьедестал, посвящённый Птолемеем III и его женой Береникой, на котором некогда помещалась ладья богини. На левой стене фараон стоит напротив Исиды, крылья которой заботливо обнимают Осириса. С противоположной стороны восседающая на троне Исида кормит младенца Хора (вверху) и встаёт, чтобы дать грудь юному фараону (внизу, ныне изображение повреждено). Прочие комнаты, использовавшиеся для хранения даров, содержат рельефы, изображающие богиню с нубийскими чертами лица.

  • Святилище Осириса в храме Исиды

Постарайтесь убедить охрану отпереть дверь на лестницу, которая ведёт на крышу. В нескольких находящихся здесь комнатах с низким потолком рассказывается о воскрешении Осириса. После сцен оплакивания в вестибюле этого посвящённого Осирису святилища вы можете увидеть Исиду, собирающую его части, и убитого бога, лежащего нагим, с раздутым телом на похоронных носилках (фаллос, как всегда, пострадал от рук вандалов).

Оплаканный Исидой и Нефтидой, Осирис оживает, чтобы оплодотворить свою сестру-супругу, в то время как две богини восстанавливают его тело для солнечного возрождения. Четыре сына Хора переносят представленного в виде сокологолового Сокара Осириса на покрытое папирусом болото, чтобы освятить его священными водами в присутствии Анубиса.

Покинув храм через западную дверь первого вестибюля, вы окажетесь около ворот Адриана, помещённых в кольцевой стене, которая когда-то опоясывала остров. Сбоку от вас будут две стены старого вестибюля, украшенные примечательными рельефами. Правая стена изображает рождение Нила, чей двойной поток проливает на землю Хапи, бог Нила, из своей пещеры под островом Бига, на которой сидит сокол. Справа от этой сцены Исида, Нефтида и другие поклоняются молодому соколу, взлетающему из болота.

Над дверью в противоположной стене Исида и Нефтида вручают двойную корону Хору, чьё имя записывают на стволе пальмы Тот (слева) и Сешет (справа). Ниже Исида наблюдает, как крокодил тащит тело Осириса к скалистому мысу (возможно, острову Бига). Около ворот в собственном смысле слова среди изображений богов появляется фигура Адриана (над перемычкой).

Опоры двери несут на себе символы (слева) и Осириса (справа). В верхней части стены изображён Марк Аврелий, стоящий перед Исидой и Осирисом. Ниже он преподносит Исиде виноград и цветы. К северу от ворот лежит фундамент храма Хорендота (одна из ипостасей Хора), построенного императором Клавдием.

Храм Хатхор и павильон Траяна на острове Филе

Дабы почтить всех богов, фигурирующих в мифе об Осирисе, к востоку от главного комплекса был сооружён маленький храм Хатхор. Не считая двух колонн с головами Хатхор in situ и остатков капителей с обратной стороны, разрушенный храм примечателен лишь рельефом с изображением музыкантов, среди которых помещён играющий на арфе бог Бес.

Больше всего бросающимся в глаза, подлинным символом Филе является грациозный открытый павильон Траяна, прозванный «Ложем фараона». Перенесённый из своей водяной могилы командой британских военно-морских ныряльщиков и восстановленный, он удачно сочетает разноцветные ряды подражающих растениям колонн со строгой классической формой всего здания. Лишь на двух стенах есть рельефы.

Последними по порядку идут разрушенный храм Августа и врата Диоклетиана, которые отделяли старый Филе от построенной из кирпича-сырца римской деревни. Последняя так сильно пострадала от повторяющихся наводнений, что её решено было оставить под водами озера. В этом же направлении находятся уборные.

Вконтакте

В древности остров Филе считался священной землей и был недоступен для обычных людей. Здесь могли жить только жрицы, и даже птицы и рыбы обходили этот остров стороной. Сегодня остров Филе является популярным туристическим объектом в Египте, а Храмовый комплекс расположенный здесь внесен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Остров Филе, часто можно услышать название Филы - это небольшой остров, расположенный посредине Нила. Длина острова 400 метров, а ширина 135 метров. Остров расположен недалеко от Асуана. Его уникальный Храмовый комплекс привлекает не только туристов, но и археологов со всего мира.


Добраться до острова

Практически из любого курорта Египта на остров Филе проводят организованные экскурсии. Но сюда можно отправиться и самостоятельно. Ближайший город расположенный к острову - это Асуан, откуда и отправляются фелюге, время в пути около 10 минут. До Асуана можно добраться поездом, автобусом или местными авиалиниями. Но самый живописный вариант - это теплоходом по Нилу.

Подборка выгодных авиабилетов через Aviadiscounter (ищет как Aviasales + подборка акций и распродаж авиакомпаний).

Достопримечательности

Главной достопримечательностью острова является Храмовый комплекс времен эпохи птолемеев. В состав комплекса входят такие сооружения - павильон Траяна, храм Нектанеба I, храм Исиды и храм богини Хатор. Главной доминантой этого комплекса считается храм Исиды, построенный в 350 году до нашей эры. Расположен прямо по середине острова. Далее по важности — храм богини Хатор. Этот храм был построен по приказу Нектанеба I, расположен в южной части острова. К западу от храма Исиды расположены ворота Адриана, на которых была сделана последняя египетская запись в иероглифах в 394 году.

После того как 1902 году англичане построили Асуанскую плотину, остров Филе был частично затоплен, а некоторое историческое наследие утрачено навсегда. Например, так и не была найдена могила Асириса, которая навсегда осталась под водой. В период с 1972 - 1980 годы все сооружения острова Филе были перенесены на остров Агилкия, который расположен в 500 метрах вверх по течению. Именно здесь была создана точная копия острова Филе. За такую инициативу выступало ЮНЕСКО для того чтобы спасти памятники древнего Египта. Сегодня, дважды в день здесь проводят светодиодное шоу, которое рассказывает историю этого Храмового комплекса.

Сервисы для туристов, которые позволят сэкономить или получить больше за те же деньги:

  • Страховка : путешествие начинается с выбора выгодной страховой компании, позволяет выбрать лучший вариант под ваши требования;
  • Перелет : самые выгодные билеты ищет Aviasales , также можете находить акции и распродажи авиакомпаний в Aviadiscounter ;
  • Поезда : надежный сервис по поиску ж/д билетов ZHDBILET.COM ;
  • Проживание : сначала выбираем отель через (у них самая большая база), а затем смотрим, с какого сайта его дешевле забронировать через RoomGuru ;
  • Перемещения : в можно заказать недорогой трансфер в аэропорт и обратно, также можете арендовать авто на (Economybookings). В некоторых странах машина в аренду может обходится дешевле, чем общественный транспорт (н-р, в Португалии);
  • Развлечения : экскурсии от местных русскоязычных гидов по всему мира заказывайте на , а билеты во многие музеи и другие достопримечательности можно также резервировать онлайн на сайтах

Египетский остров Филе был центром культа богини Исиды. Оригинальный древний храмовый остров полностью погрузился в воды озера Насер после строительства Асуанской плотины. В рамках спасательной операции все великие храмы и памятники Филе были извлечены из воды и вновь отстроены на соседнем острове, который переименовали в Филе.

Этот остров был одним из последних форпостов египетской религии, пережив на два века обращение в христианство Римской империи. Самым ранним сооружением на острове считается небольшой храм Исиды, построенный около 370 г. до н. э. Ряд правителей позже расширили его до размеров Великого храма Исиды. Другие руины датируются преимущественно царством Птолемеев (282-145 до н. э.), много следов римской эпохи.

Священный остров привлекал многих греческих и римских паломников, которые шли, чтобы помолиться об исцелении таинственной египетской богине Исиде. Даже после запрета иных верований императором Маркианом в 451 году нубийским жрецам было позволено делать подношения Исиде на острове Филе. Храмы острова были окончательно закрыты в 535 году н. э. по приказу императора Юстиниана. Некоторые из зданий были переделаны для христианского богослужения, на Филе поселилась коптская община, которая жила на острове до прихода ислама.

К древнему храму Исиды проход от реки вел через двойную колоннаду. Перед пропилеями (парадными вратами) располагались два огромных льва из гранита, за ними возвышались парные обелиски по 13 метров в высоту. Врата были пирамидальной формы и колоссальных размеров. На каждом углу святилища стоял монолитный храм - «клетка Священного ястреба». Эти святыни сейчас перевезены в парижский Лувр и музей во Флоренции.

Далее следовали храмы поменьше, посвященные Исиде, Хатор и разным божествам, связанным с медициной и плодородием. Их стены покрывали барельефы со сценами, изображающими рождение Птолемея под фигурой бога Гора. Повсюду на стенах есть образы Осириса, а два внутренних помещения особенно богаты древними символами. На двух пропилеях высеченные греческие надписи пересекаются с частично разрушенными египетскими фигурами.

Изображения были сильно повреждены еще первыми христианами и иконоборцами. К югу от монументального сооружения находится небольшой храм, посвященный Хатор, несколько уцелевших колонн увенчаны головой этой богини. Его портик состоял из двенадцати колонн. Их вершины выполнены в различных формах и сочетаниях пальмовых ветвей и цветов лотоса. Колонны и скульптуры на них, потолки и стены были расписаны яркими красками, которые потеряли первоначальный блеск вследствие сухости климата.

В 18 и 19 веках остров стал известен как красивое место отдыха и популярный курорт с благотворным климатом. Когда построили первую Асуанскую плотину, остров стал уходить под воду в течение большей части года. Серая окраска в нижней части храмов напоминает об этом периоде.

Новый проект высотной плотины поставил под угрозу существование острова, тогда было решено разобрать и перевезти храмы. Международные организации под эгидой ЮНЕСКО провели ряд работ в период между 1972 и 1980 гг. Остров Филе был окружен защитной дамбой, вода с него слита, на соседнем острове Агилкиа расчищено и подготовлено место под архитектурные шедевры. Храмы были разбиты на секции и тщательно пронумерованы, а затем вновь установлены в тех же позициях на новом месте. Пока не удалось переместить две коптские церкви и монастырь, руины храма Августа и крупные римские городские ворота, они остались там, на подводном острове Филе. Правительство надеется восстановить их позже.