Отличие моторной лодки от катера. Разница между яхтой и катером

Отличие моторной лодки от катера

В СССР яхтой считалось парусное судно, катером моторка со стационарным мотором. В настоящее время существуют моторные яхты и трехпалубные катера, моторки со штурвалами вместо румпеля. Поэтому четкая градация между категориями маломерных судов потихоньку исчезает.


Принятая классификация водномоторного транспорта

По аналогии с наземным ГБДД движение судов на внутренних водоемах РФ контролирует ГИМС. Последние изменения в правила внесены в 2017 году, водномоторное средство необходимо регистрировать в установленном порядке, а судоводитель обязан иметь удостоверение на право управления.

Поэтому все официальные определения логичнее всего искать именно в правилах ГИМС:

    маломерное судно – длина меньше 20 м, пассажировместимость менее 12 человек;

    моторная лодка – маломерное судно с открытой палубой, румпельным управлением подвесного мотора;

    катер – каютный с подвесным мотором или открытого типа со стационарным движком;

    моторная яхта – каютный катер длиной от 10 м с экстерьерами высокой декоративной ценности.

Регистрируются в ГИМС маломерные суда только при выполнении любого из условий:

    установка подвесного мотора более 10,88 л. с.;

    комплектация стационарным (главным) мотором более 5 л. с.;

    масса судна более 200 кг;

    спортивный парусник длиной от 9 м.

Ранее регистрация была необходима при выполнении сразу двух условий. Например, моторку Посейдон 4,8 м длины снаряженной массой 110 кг с мотором 35 кг 10 л. с. можно было не регистрировать.

Изначально термин «катер» гораздо старше понятия ПЛМ (подвесной лодочный мотор). Например, в словаре Даля катер – это гребное судно с количеством весел 8 – 24 штуки, размерами уступающее баркасу.

Особенности конструкции

Сегодня маломерные суда изготавливают из различных конструкционных материалов:

    морской алюминий – набор продольного, поперечного или комбинированного типа с обшивкой листами АМг5;

    стеклопластик – наборные и безнаборные лодки, изготавливаемые по шаблону (матрица) из полимерной смолы с несколькими слоями армирования стеклотканью.

Алюминиевые катера цельносварные, так как та технология соединения деталей корпуса и кокпита менее трудоемкая, а швы более герметичны и долговечны в сравнении с заклепками. Особенностями производства являются:

    изготовление на стапеле;

    высокая материалоемкость;

    индивидуальная подгонка геометрии обводов корпуса.

Морской алюминий не подвержен электрохимической коррозии, поэтому лодки пригодны для эксплуатации в соленой морской воде. Корпус не боится случайных ударов, практически не истирается о дно мелководья и порогов, пирсы и причалы, элементы лодочных прицепов. Выдерживает вибрации подвесных моторов без разрушения.

Для стеклопластикового судна стапель не нужен, корпус и кокпит отливают или штампуют горячим способом поверх деревянной матрицы. Затем детали вклеивают друг в друга, получая готовое изделие. Особенностями технологии являются:

    корпус, шпангоуты, киль и кокпит толще алюминиевого листа, увеличивается вес катера;

    трудоемкость и расход конструкционного материала ниже;

    стеклопластик гораздо гигиеничнее алюминиевого сплава;

    судно боится ударов и разрушается от осмоса, истирания.

Комбинированные катера с металлическим корпусом и стеклопластиковой палубой, кокпитом сочетают в себе только лучшие свойства двух указанных конструкционных материалов.


Нюансы эксплуатации

Основным фактором при покупке маломерного судна остается цена. Однако приобретается оно для решения конкретных задач на воде, поэтому учитываются и основные характеристики:

    размеры, вес, вместимость и грузоподъемность;

    тип палубы, рулевого управления, кокпита и обводов корпуса;

    декоративная ценность экстерьера и мореходность;

    базовая комплектация и потенциал для тюнинга во время использования;

    удаленность от берега и допустимая высота волны.

Например, для отдыха на воде важна остойчивость судна, которую обеспечивает плоское дно (бюджет) и тримаран (самая дорогая позиция ассортимента). Если необходима доставка большой компании по воде к месту пикника, на первое место выходит уже мореходность, допустимая мощность мотора и высота волны.

Рыбакам важнее большая палуба, просторный кокпит, наличие специальных якорных отсеков, чтобы удобно разместиться внутри лодки. Судно должно обладать высокой остойчивостью во время долгосрочной стоянки на якоре, качка мешает процессу рыбалки.

Румпельное управление требует специального навыка, привязывает владельца к корме. Штурвалом стационарного движка управлять значительно легче, консоли обычно стоят на миделе, увеличивается обзорность, и изменяется балансировка судна.

Алюминиевые катера считаются более долговечными, зато стеклопластиковые модели имеют оригинальнее обводы корпуса, фактически становятся миниатюрными яхтами. Повышается статус владельца и качество отдыха, каждой поездки по воде.

Открытую палубу приходится оборудовать тентами, зато стоит она значительно дешевле. Каютные катера очень удобны в эксплуатации, но их сложнее обслуживать и хранить в межсезонье. С транспортировкой маломерных судов в настоящее время проблем не возникает в принципе. Существуют лодочные прицепы любого размера со специальными приспособлениями для жесткой фиксации круглых и острых скул посудины, плоскодонок и тримаранов.

При регистрации маломерного судна теперь учитывается максимально допустимая мощность подвесного мотора, заявленная производителем в паспорте плавсредства. Профессиональный выбор движка могут выполнить исключительно эксперты компаний, выпускающих маломерные суда. Они обладают необходимой квалификаций и опытом для этого.

Производитель Вятбот выпускает 45 позиций лодок, катеров из стеклопластика и морского алюминия, суда композитного типа и самые дешевые в России водные велосипеды.

Купить моторные лодки и катера можете в

Видео обзор алюминиевый катер Wyatboat 490 DCM Pro

Видео обзор алюминиевая моторная лодка Wyatboat 430C

Судя по количеству обсуждений в сети, вопрос из заголовка волнует огромное количество людей. Не меньше и тех, кто считает, что разница такая же, как между «в лоб» и «по лбу». Но, как говорил незабвенный Врунгель, «Как вы судно назовете, так оно и поплывет» (уж простите за вольное цитирование классики). Поэтому постараемся, все же, определить границу между моторным катером и лодкой. Начнем с официальных формулировок.

Моторный катер в ГИМС

Не будем увлекаться экскурсами в эпоху парусных катеров, перейдем сразу к современным определениям. А конкретнее к тому, как определяет понятие «катер» достопочтимый ГИМС. И сразу становится видна основная разница:

  • катер — судно со стационарным двигателем;
  • моторная лодка — судно с подвесным мотором.
  • есть и нюансы: катером может считаться моторная лодка с палубными помещениями.

Моторный катер в маркетинге

Большинство из тех плавсредств, которые в магазинах называются катерами, имеют подвесные моторы. Что, по идее, совершенно неправильно с «юридической» точки зрения. Но такая формулировка давно привычна покупателям, и поэтому нельзя называть ее неверной. Так где же, все-таки, провести границу?

Условную линию размежевания можно провести между способами управления. Если судно имеет стационарную консоль, на которую можно установить дистанционное рулевое управление, то можно смело назвать его моторным катером. Если же нет, то придется довольствоваться титулом моторной лодки.

Что же выбрать?

Как это ни банально звучит, но ответ на вопрос можете дать только вы. Наш же совет заключается в том, чтобы просто наслаждаться отдыхом на воде, не обращая внимания на «этикетку».

Средств передвижения по воде существует огромное количество, начиная с обычных лодок и заканчивая лайнерами и паромами. Среди комфортных и относительно доступных агрегатов пользуются популярностью катера и яхты. Различают их по нескольким признакам. К категории моторных лодок относятся судна с навесным силовым агрегатом. Катера - это плавсредства со стационарным оборудованием, а к классу яхт причисляются более длинные экземпляры с мощным мотором либо парусами.

Чем катер отличается от яхты?

Катер - это судно длиной от пяти до сорока метров, которое функционирует за счет стационарного или навесного мотора. Яхта имеет примерно такую же длину. Но она не предназначена для перевозки грузов или спасательных работ, а больше рассчитана на спортивные состязания или путешествия. Яхты подразделяются на несколько категорий:

  1. Парусный вариант.
  2. Комбинированные модели.
  3. Моторные варианты.

Одной из основных отличительных особенностей яхты является обязательное наличие кают и других помещений, а также возможность обустройства корабля мощными силовыми установками до 300 лошадиных сил. Разница между яхтой и катером также заключается в скорости хода. движется до 30 узлов (55 км/ч), в зависимости от скорости ветра и направления движения. Моторные варианты развивают скорость соответственно размерам и мощности силовой установки (до 130 километров в час).

Запас хода

На парусном судне этот показатель зависит только от технического состояния корабля, наличия провизии и желания путешественников. На моторном варианте или катере потребуется рассчитать запасы горючего. Стоит учитывать, что только для старта среднего моторного судна потребуется не менее десяти литров топлива. А средняя дальность хода в общем составляет 1-1,5 тысячи километров.

Чтобы понять, чем катер отличается от яхты, необходимо рассмотреть основные параметры этих плавательных средств. Осадка первого судна составляет около метра, экипаж состоит из двух человек, агрегат уверенно ведет себя на воде. Слегка мешать может только вибрация и шум мотора. Показатель осадки яхты аналогичных габаритов составит до 2,5 метров. Корабль обычно имеет крен на одну сторону и при длительных поездках обслуживается не менее чем тремя специалистами.

Катер: технические характеристики

Рассмотрим технические параметры отечественных катеров на примере нескольких моделей.

  1. Модификация «Лидер 12М»- многопрофильный катер, используемый МЧС РФ с 2010 года. Он имеет повышенную прочность, отличную устойчивость и мореходность. Длина судна - 13,2 метра. Крейсерская скорость составляет 30 узлов, запас хода - 500 миль при автономности до 72 часов.
  2. Катер «КАСАТКА 2М». Предназначен для поисково-спасательной службы, патрулирования, а также отдыха и рыбалки. Плавучесть судну обеспечивает заполнение внутри корпуса пенообразующим составом. Прочность и легкость кораблю придает легкий, надежный корпус из специального алюминия. На плавсредстве имеется просторная рубка. Стекла изготовлены из триплекса и размещены под углом, что дает защиту от бликов в солнечную погоду.
  3. Чем катер отличается от яхты еще? Например, модель «Хивус-10» представляет собой амфибию на Такая конструкция позволяет использовать его на мелководье, болотах и глубоком снегу в качестве патрульного, грузового, медицинского или туристического судна. Он широко применяется в регионах с суровыми погодными условиями.

Отличительные признаки яхт

Категории подразделяются по навигационным условиям и результатам развития соответствующей индустрии. Классы модернизируются и усовершенствуются, согласно требованиям и особенностям парусного спорта. Суть классификации заключается в ограничении габаритов судна, а также опций, которые влияют на мореходность и ходовые показатели. По категориям спортивные яхты можно разделить на несколько классов:

  • олимпийские вариации;
  • международные типы;
  • национальные категории.

Первый вариант применим при проведении Олимпиад, где определяющим параметром является скорость плавательного средства. Международная категория распространена в нескольких странах. А национальный класс подразумевает использование судна на территории конкретной страны. Моторный катер и яхта, разница которых заключается в водоизмещении, оснащении и размерах, имеют одинаковый принцип работы (посредством использования тяговой мощности двигателя внутреннего сгорания).

Ценовая политика

Небольшая моторная яхта стоит не менее 50-60 тысяч условных единиц. На парусный вариант цена стартует с 10 тысяч евро. Средний катер, длиной до 5 метров, можно купить за несколько тысяч долларов. На круизные модификации стоимость составит от 100 тысяч долларов. Бывшая в употреблении большая яхта, технические характеристики которой позволяют использовать ее для длительных путешествий, выгоднее и надежнее. Это связано с тем, что длина судна является своеобразным гарантом его надежности и устойчивости.

Покупая яхту или катер, необходимо учитывать, что плавсредство нужно будет где-то хранить в зимний период, нанимать специалистов для обслуживания и эксплуатации, а также ремонта. Кроме того, следует помнить о значительных расходах на горючее и прочее оснащение. В среднем годовая смета на подобные работы составляет не менее 20 процентов от стоимости судна.

Заключение

Теперь очевиден ответ на вопрос о том, чем катер отличается от яхты. Во-первых, он не оснащается специальными каютами, более шумный, может эксплуатироваться с навесным или стационарным мотором. Во-вторых, катер чаще предназначен не только для отдыха и развлечений, но и в качестве спасательной, патрульной или другой специальной техники.

Яхта в классическом понимании - это парусное судно, приспособленное для отдыха, туризма или спорта. Моторный вариант имеет похожие с катером характеристики, если не считать лучшего оснащения и комфорта. Ну и главным отличием является цена. Даже небольшая яхта на порядок дороже среднего катера и далеко не каждому по карману.

Средств передвижения по воде существует огромное количество, начиная с обычных лодок и заканчивая лайнерами и паромами. Среди комфортных и относительно доступных агрегатов пользуются популярностью катера и яхты. Различают их по нескольким признакам. К категории моторных лодок относятся судна с навесным силовым агрегатом. Катера – это плавсредства со стационарным оборудованием, а к классу яхт причисляются более длинные экземпляры с мощным мотором либо парусами.

Чем катер отличается от яхты?

яхту катер купить – это судно длиной от пяти до сорока метров, которое функционирует за счет стационарного или навесного мотора. Яхта имеет примерно такую же длину. Но она не предназначена для перевозки грузов или спасательных работ, а больше рассчитана на спортивные состязания или путешествия. Яхты подразделяются на несколько категорий:

  1. Парусный вариант.
  2. Комбинированные модели.
  3. Моторные варианты.

Одной из основных отличительных особенностей яхты является обязательное наличие кают и других помещений, а также возможность обустройства корабля мощными силовыми установками до 300 лошадиных сил. Разница между яхтой и катером также заключается в скорости хода. Парусное суднодвижется до 30 узлов (55 км/ч), в зависимости от скорости ветра и направления движения. Моторные варианты развивают скорость соответственно размерам и мощности силовой установки (до 130 километров в час).

Запас хода

На парусном судне этот показатель зависит только от технического состояния корабля, наличия провизии и желания путешественников. На моторном варианте или катере потребуется рассчитать запасы горючего. Стоит учитывать, что только для старта среднего моторного судна потребуется не менее десяти литров топлива. А средняя дальность хода в общем составляет 1-1,5 тысячи километров.

Чтобы понять, чем катер отличается от яхты, необходимо рассмотреть основные параметры этих плавательных средств. Осадка первого судна составляет около метра, экипаж состоит из двух человек, агрегат уверенно ведет себя на воде. Слегка мешать может только вибрация и шум мотора. Показатель осадки яхты аналогичных габаритов составит до 2,5 метров. Корабль обычно имеет крен на одну сторону и при длительных поездках обслуживается не менее чем тремя специалистами.

Катер: технические характеристики

Рассмотрим технические параметры отечественных катеров на примере нескольких моделей.

  1. Модификация «Лидер 12М»– многопрофильный катер, используемый МЧС РФ с 2010 года. Он имеет повышенную прочность, отличную устойчивость и мореходность. Длина судна – 13,2 метра. Крейсерская скорость составляет 30 узлов, запас хода – 500 миль при автономности до 72 часов.
  2. Катер «КАСАТКА 2М». Предназначен для поисково-спасательной службы, патрулирования, а также отдыха и рыбалки. Плавучесть судну обеспечивает заполнение внутри корпуса пенообразующим составом. Прочность и легкость кораблю придает легкий, надежный корпус из специального алюминия. На плавсредстве имеется просторная рубка. Стекла изготовлены из триплекса и размещены под углом, что дает защиту от бликов в солнечную погоду.
  3. Чем катер отличается от яхты еще? Например, модель «Хивус-10» представляет собой амфибию на воздушной подушке. Такая конструкция позволяет использовать его на мелководье, болотах и глубоком снегу в качестве патрульного, грузового, медицинского или туристического судна. Он широко применяется в регионах с суровыми погодными условиями.

Отличительные признаки яхт

Категории парусных яхт подразделяются по навигационным условиям и результатам развития соответствующей индустрии. Классы модернизируются и усовершенствуются, согласно требованиям и особенностям парусного спорта. Суть классификации заключается в ограничении габаритов судна, а также опций, которые влияют на мореходность и ходовые показатели. По категориям спортивные яхты можно разделить на несколько классов:

  • олимпийские вариации;
  • международные типы;
  • национальные категории.

Первый вариант применим при проведении Олимпиад, где определяющим параметром является скорость плавательного средства. Международная категория распространена в нескольких странах. А национальный класс подразумевает использование судна на территории конкретной страны. Моторный катер и яхта, разница которых заключается в водоизмещении, оснащении и размерах, имеют одинаковый принцип работы (посредством использования тяговой мощности двигателя внутреннего сгорания).

Ценовая политика

Небольшая моторная яхта стоит не менее 50-60 тысяч условных единиц. На парусный вариант цена стартует с 10 тысяч евро. Средний катер, длиной до 5 метров, можно купить за несколько тысяч долларов. На круизные модификации стоимость составит от 100 тысяч долларов. Бывшая в употреблении большая яхта, технические характеристики которой позволяют использовать ее для длительных путешествий, выгоднее и надежнее. Это связано с тем, что длина судна является своеобразным гарантом его надежности и устойчивости.

Покупая яхту или катер, необходимо учитывать, что плавсредство нужно будет где-то хранить в зимний период, нанимать специалистов для обслуживания и эксплуатации, а также ремонта. Кроме того, следует помнить о значительных расходах на горючее и прочее оснащение. В среднем годовая смета на подобные работы составляет не менее 20 процентов от стоимости судна.

Заключение

Теперь очевиден ответ на вопрос о том, чем катер отличается от яхты. Во-первых, он не оснащается специальными каютами, более шумный, может эксплуатироваться с навесным или стационарным мотором. Во-вторых, катер чаще предназначен не только для отдыха и развлечений, но и в качестве спасательной, патрульной или другой специальной техники.

Яхта в классическом понимании – это парусное судно, приспособленное для отдыха, туризма или спорта. Моторный вариант имеет похожие с катером характеристики, если не считать лучшего оснащения и комфорта. Ну и главным отличием является цена. Даже небольшая яхта на порядок дороже среднего катера и далеко не каждому по карману.

У каждого человека есть мечта. И у каждого она своя. Как правило, для ее осуществления необходима определенная сумма денег. Многие, добившись относительной материальной независимости, стремятся воплотить свою мечту в реальность. Иногда для этого остается уже слишком мало времени. А некоторые готовы, отказывая себе даже в самых маленьких удовольствиях, всю свою жизнь организовать так, чтоб, в конце концов, достигнуть желаемого.

Для сотен мальчишек и девчонок заветной мечтой на всю жизнь остается море и «алые паруса». Кто-то, чтобы реализовать свою мечту, начинает заниматься парусным спортом, кто-то копит необходимую для приобретения судна сумму, а некоторые пытаются смастерить его самостоятельно.

Средств, с помощью которых можно передвигаться по воде, огромное множество. Это и различные по разновидности лодок, и огромные лайнеры, и паромы, и многие-многие другие плавательные средства. Однако, самыми распространенными, достаточно комфортными, и относительно доступными из них являются катер и яхта.

Катером могут называть любой небольшой корабль или другое судно, от полутора до сорока метров в длину, отличительной чертой которого является наличие мотора в качестве движущей силы.

Яхта – это судно длиной, в среднем, от семи до двенадцати метров предназначенное для путешествий или занятий спортом. На яхте не перевозят грузы или пассажиров, не проводят инженерных и спасательных работ в море. Яхта – настоящий показатель благосостояния, так как бедные люди не могут себе позволить содержать роскошную яхту, даже если им удастся ее приобрести.

Яхты чаще всего разделяют на три группы:

  • парусные
  • парусно-моторные
  • моторные.

Парусно-моторные яхты наполовину являются непосредственно яхтой, и наполовину – катером. По поводу моторных яхт в профессиональной среде уже давно ведутся споры, можно ли это судно еще называть яхтой, или все же это обычный катер, так как принципиальных различий у них нет. Парусная яхта – вот это и есть яхта в ее классическом понимании.

Скорость хода

Скорость передвижения парусной яхты зависит от силы ветра, направления движения, и достигает максимального значения в 30 узлов, то есть 55 км/ч. Этот показатель был установлен в Америке, на кубковых гонках. А средняя скорость такого судна – 6-10 узлов.

Скорость катера зависит от его размеров и мощности мотора. Он может ускоряться до 130 км/ч (70 узлов) при определенных технических условиях.

Дальность плавания

Дальность плавания на парусной яхте ограничивается только желанием и количеством провизии на борту.

Чтоб отправиться в дальний путь на катере, необходимо подсчитать расход топлива. Так, максимальная дальность при приеме дополнительного топлива на экономичном режиме его расхода составляет не более 1500 км. Кроме ограничения по топливу, на дальность и длительность ваших путешествий окажет влияние финансовая состоятельность, так как расходы на топливо наносят существенный урон кошельку. Чтоб только сдвинуть с места судно среднего размера, понадобится не менее 10 литров.

Осадка и численность экипажа

Катер располагается на воде ровно, уверенно, лишь мешает некоторая вибрация корпуса и излишний шум. Осадка катера средней длины составляет около 0,9 метра. Минимальный экипаж катера – два человека.

Осадка яхты такого же размера – 2-2,5 метра. Кроме того, яхта имеет в недостатках крен на один бок. Хотя многие яхтсмены считают, что такое положение судна на поверхности воды только добавляет адреналина и романтики плаванию. Экипаж яхты может состоять из двух-трех человек, однако лучше при дальних путешествиях находиться на палубе как минимум вчетвером.

Стоимость

Даже самая маленькая моторная яхта стоит приблизительно 50-70 тыс евро. Цена парусной яхты значительно меньше, начинается с 12-15 тыс. долларов.

Парусная яхта

Выбирая между новой маленькой яхтой и бывшей в употреблении яхтой большого размера, стоит отдать предпочтение последней. Так как для яхты ее длина является гарантом надежности.

Катер длиной до пяти метров, оборудованный подвесным мотором можно приобрести за несколько тысяч долларов. На большие круизные катера и цены соответственные – 180-250 тыс. условных единиц.

Приобретая какое-либо судно, следует помнить, что его придется где-то швартовать, на зимний период определять на хранение, нанимать команду, которая будет его технически обслуживать и управлять во время плавания. Кроме того, расходы на топливо (для моторной яхты и катера), и много-много потраченного времени для осуществления должного ухода.

Основные отличия яхты от катера

  1. Моторные яхты приравнивают к катерам.
  2. У яхты в ходу образуется крен, катер отличается повышенной шумностью и вибрацией.
  3. Скорость передвижения на яхте в разы меньше скорости катера и зависит от силы ветра.
  4. На яхте можно передвигаться столь долго, сколько позволит запас провизии; на катере – пока не закончится топливо.
  5. Приобретение катера более доступно среднестатистическому покупателю, чем яхты. Траты на ежегодное обслуживание любого судна сравнимы с 20 процентами стоимости самого судна.