Фернан Магеллан: «Великий Первопроходец. Кругосветка ценою в сотни жизней: последнее путешествие Магеллана

Географические знания о Земле стремительно развивались. Возникли предположения о том, что, обогнув Южную Америку, можно выйти в Южное море (так раньше называли ) и по нему дойти до берегов Азии и . Первым, кто взялся осуществить это, был Фернан Магеллан (1470-1531). Он предложил королю Испании неслыханный доселе план - достичь берегов Азии, обойдя Америку с юга.

20 сентября 1519 года флотилия в составе пяти кораблей вышла в поход. Она пересекла Атлантический океан и двинулась вдоль берегов Южной Америки в поисках прохода в Южное море. После долгих странствий смельчакам наконец повезло. Пролив, названный впоследствии Магеллановым, был найден, и флотилия вошла в Южное море. Как сообщает один из участников экспедиции, Магеллан назвал бескрайние водные просторы Тихим океаном, «потому что мы ни разу не испытали ни малейшей бури». Это название - парадокс, так как штиль в Тихом океане - большая редкость.

Более трёх месяцев продолжался этот переход по безбрежному океану. Экипаж страдал от жажды, болезней. Весной 1521 года Магеллан достиг островов у восточного побережья Азии, позже названных Филиппинскими. Запись, сделанная его рукой в судовом журнале, гласит, что, обойдя вокруг Земли, корабль вернулся в Старый Свет. Это было последнее письменное сообщение, сделанное рукой самого Магеллана.

В апреле 1521 года бесстрашный мореплаватель погиб в одной из схваток в разгар межплеменной войны. Из всех кораблей назад в , обогнув Африку, вернулся только один - «Виктория» («Победа»). Он вошёл в родную гавань 6 сентября 1522 года. Первое кругосветное путешествие продолжалось три года. Оно окончательно доказало тот факт, что Земля шарообразная.

Глобус Мартина Бехайма

С развитием географических знаний о Земле совершенствовалась и картография. В 1492 году немецкий географ и выдающийся специалист по вопросам навигации Мартин Бехайм (1459-1507) и художник Георг Глокендон (год рождения неизвестен - умер в 1553 году) изготовили первый глобус, изображающий земной шар. Его диаметр равен 54 см. Авторы назвали своё творение «Земное яблоко». На нём Бехайм разместил карту мира древнегреческого учёного Птолемея. это маленькое подобие нашей планеты стали называть позже. Конечно, изображения на нём были далеки от истины: создатели «Земного яблока» не знали о существовании Нового Света (Колумб в 1492 году только отправился в плавание). Однако позднее, когда люди оценили их преимущества, глобусы стали очень популярны. Их можно было увидеть в покоях монархов, в кабинетах министров, учёных. Карманные глобусы в специальных футлярах предназначались для путешествий. Изготовленные для кабинетов глобусы среднего размера часто снабжались механизмом, который приводил их в движение, вращая вокруг оси. Были даже глобусы высотой в человеческий рост, и на них умещались не только красочные изображения поверхности Земли, но и сведения о разных странах. Однако карты всегда имели свои преимущества и потому до сих пор остаются незаменимыми атрибутами любого путешественника, исследователя и учёного.

В 1569 году Герард Меркатор (1512-1594) создал первую карту мира на основе новейших картографических и географических знаний европейцев о Земле и выдающихся открытий того времени. На неё были нанесены материки, за исключением и Австралии (они были открыты и исследованы позднее), а также омывающие их океаны. Многие географические объекты названы в честь открывших их мореплавателей и исследователей. Имя Америго Веспуччи осталось для потомков в названиях двух материков: Северной и Южной Америки, в честь Фернана Магеллана назван пролив, разделяющий материк Южная Америка и остров Огненная Земля. Благодаря экспедициям эпохи Великих географических открытий на карте мира появились Новый Свет (Америка), Тихий океан, остров Огненная Земля, Магелланов пролив, крупные острова в Карибском море: Багамские, Гаити, Куба. Целым поколениям географов и картографов, исследователей и путешественников предстояло ещё несколько веков уточнять и дополнять карты наносить точные контуры всех материков и океанов, островов и полуостровов заливов и проливов, других географических объектов.

КРУГОСВЕТНЫЕ ПЛАВАНИЯ И ПУТЕШЕСТВИЯ, экспедиции вокруг Земли, во время которых пересекаются все меридианы или параллели Земли. Кругосветные плавания проходили (в разной последовательности) через Атлантический, Индийский и Тихий океаны, совершались первоначально в поисках новых земель и торговых путей, что привело к Великим географическим открытиям. Первое в истории кругосветное плавание совершено испанской экспедицией в 1519-22 во главе с Ф. Магелланом в поисках прямого западного пути из Европы в Вест-Индию (куда испанцы направлялись за пряностями) под командованием шести сменявшихся капитанов (последний - Х. С. Элькано). В результате этого важнейшего в истории географических открытий плавания была выявлена гигантская акватория, названная Тихим океаном, доказано единство Мирового океана, поставлена под сомнение гипотеза о преобладании суши над водами, подтверждена теория шарообразности Земли, появились неопровержимые данные для определения её истинных размеров, возникла мысль о необходимости введения линии перемены дат. Несмотря на гибель Магеллана в этом плавании, именно его следует считать первым кругосветным мореходом. Второе кругосветное плавание осуществил английский пират Ф. Дрейк (1577-80), а третье - английский пират Т. Кавендиш (1586-88); они проникли через Магелланов пролив в Тихий океан для грабежа испано-американских портовых городов и захвата испанских судов. Дрейк стал первым капитаном, полностью совершившим кругосветное плавание. Четвёртое кругосветное плавание (вновь через Магелланов пролив) осуществила нидерландская экспедиция О. ван Норта (1598-1601). Нидерландская экспедиция Я. Лемера - В. Схаутена (1615-17), снаряжённая конкурирующими купцами-соотечественниками для устранения монополии Нидерландской Ост-Индской компании, проложила новый путь вокруг открытого ею мыса Горн, но агенты компании захватили их корабль у Молуккских островов, а уцелевшие моряки (в том числе Схаутен) окончили кругосветное плавание уже как арестанты на её судах. Из трёх кругосветных плаваний английского мореплавателя У. Дампира наиболее значительное - первое, которое он выполнил на разных судах с большими перерывами в 1679-91, собрав материалы, позволившие считать его одним из основоположников океанографии.

Во 2-й половине 18 века, когда обострилась борьба за захват новых земель, Великобритания и Франция направили в Тихий океан ряд экспедиций, в числе которых первая французская кругосветная экспедиция под началом Л. А. де Бугенвиля (1766-69), открывшая в Океании ряд островов; среди участников этой экспедиции была Ж. Баре - первая женщина, совершившая кругосветное плавание. Эти плавания доказали, хотя и не полно, что в Тихом океане, между параллелями 50° северной широты и 60° южной широты, к востоку от азиатских архипелагов, Новой Гвинеи и Австралии нет больших массивов суши, кроме Новой Зеландии. Английский мореплаватель С. Уоллис в кругосветном плавании 1766-68 годов впервые с применением нового способа счисления долгот довольно точно определил положение острова Таити, нескольких островов и атоллов в западной и центральной частях Тихого океана. Крупнейших географических результатов добился английский мореплаватель Дж. Кук в трёх кругосветных плаваниях.

В 19 веке состоялись сотни кругосветных плаваний с торговыми, промысловыми и чисто научными целями, продолжены открытия в Южном полушарии. В 1-й половине 19 века выдающуюся роль сыграл российский парусный флот; во время первого кругосветного плавания, совершённого на шлюпах «Надежда» и «Нева» И. Ф. Крузенштерном и Ю. Ф. Лисянским (1803-06), выявлены межпассатные противотечения в Атлантическом и Тихом океанах, объяснены причины свечения моря. Последовавшие десятки других российских кругосветных плаваний связали сравнительно дешёвым морским путём Санкт-Петербург с Дальним Востоком и российскими владениями в Северной Америке, укрепили российские позиции в северной части Тихого океана. Российские экспедиции внесли крупный вклад в развитие океанографии и открыли много островов; О. Е. Коцебу во время своего второго кругосветного плавания (1815-18) впервые высказал верное предположение о происхождении коралловых островов. Экспедиция Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева (1819-21) на шлюпах «Восток» и «Мирный» 16 января, 5 и 6 февраля 1820 года почти вплотную подошла к побережью мифической до этого Южной Земли - Антарктиды (ныне Берег Принцессы Марты и Берег Принцессы Астрид), выявила дугообразный подводный хребет длиной 4800 км, нанесла на карту 29 островов.

Во 2-й половине 19 века, когда парусные суда были вытеснены пароходами и завершены основные открытия новых земель, состоялись три кругосветных плавания, внёсшие большой вклад в изучение рельефа дна Мирового океана. Британская экспедиция 1872-76 годов на корвете «Челленджер» (капитаны Дж. С. Нэрс и сменивший его в 1874 Ф. Т. Томсон) в Атлантическом океане обнаружила ряд котловин, жёлоб Пуэрто-Рико, подводные хребты вокруг Антарктиды; в Тихом океане выполнены первые определения глубин в ряде подводных котловин, выявлены подводные поднятия и возвышенности, Марианский жёлоб. Германская экспедиция 1874-76 на военном корвете «Газель» (командир Г. фон Шлейниц) продолжила открытия элементов рельефа дна и промеры глубин в Атлантическом, Индийском и Тихом океанах. Российская экспедиция 1886-89 на корвете «Витязь» (командир С. О. Макаров) впервые выявила главные законы общей циркуляции поверхностных вод Северного полушария и обнаружила существование «холодного промежуточного слоя», сохраняющего в водах морей и океанов остатки зимнего охлаждения.

В 20 веке крупные открытия сделаны во время кругосветных плаваний в основном антарктическими экспедициями, установившими в общих чертах контуры Антарктиды, в том числе британской экспедицией на теплоходе «Дискавери-Н» под командованием Д. Джона и У. Кэри, которая в 1931-33 годах в южной части Тихого океана обнаружила поднятие Чатем, проследила на протяжении почти 2000 км Южно-Тихоокеанский хребет и провела океанографическую съёмку антарктических вод.

В конце 19 - начале 20 века стали проводиться кругосветные плавания с учебными и спортивно-туристическими целями, в том числе одиночные. Первое одиночное кругосветное плавание осуществил американский путешественник Дж. Слоукум (1895-98), второе - его соотечественник Г. Пиджен (1921-1925), третье - французский путешественник А. Жербо (1923-29). В 1960 году прошло первое кругосветное плавание на подводной лодке «Тритон» (США) под командованием капитана Э. Бича. В 1966 отряд советских атомных подводных лодок под командованием контр-адмирала А. И. Сорокина совершил первое кругосветное плавание без всплытия в надводное положение. В 1968-69 первое одиночное безостановочное кругосветное плавание осуществил на парусной яхте «Сухаили» английский капитан Р. Нокс-Джонстон. Первой из женщин одиночное кругосветное плавание совершила в 1976-78 польская путешественница К. Хойновская-Лискевич на яхте «Мазурек». Великобритания первой ввела кругосветные гонки одиночек и сделала их регулярными (с 1982). Российский мореплаватель и путешественник Ф. Ф. Конюхов (родился в 1951) совершил 4 одиночных кругосветных плавания: 1-е (1990-91) - на яхте «Караана», 2-е (1993-94) - на яхте «Формоза», 3-е (1998-99) - на яхте «Современный гуманитарный университет», участвуя в международной парусной гонке «Вокруг света - в одиночку», 4-е (2004-05) - на яхте «Алые Паруса». Первое кругосветное плавание российского учебного парусника «Крузенштерн» в 1995-1996 было приурочено к 300-летию российского флота.

Первое кругосветное путешествие с запада на восток осуществил П. Тейшейра (Португалия) в 1586-1601 годах, обогнув Землю на судах и пешком. Второе в 1785-1788 - совершил французский путешественник Ж. Б. Лессепс, единственный оставшийся в живых участник экспедиции Ж. Лаперуза. В последней трети 19 века, после опубликования романа Ж. Верна «Вокруг света за 80 дней» (1872), получили распространение кругосветные путешествия за рекордное время. В 1889-90 американская журналистка Н. Блай обогнула Землю за 72 дня, в конце 19 - начале 20 века этот рекорд неоднократно улучшался. Во 2-й половине 20 века кругосветные плавания и путешествия уже не представлялись чем-то экзотическим, к ним добавились широтные. В 1979-82 годах впервые в истории человечества Р. Файнс и Ч. Бертон (Великобритания) совершили кругосветное путешествие по Гринвичскому меридиану со сравнительно короткими отклонениями к востоку и западу через оба полюса планеты (на судах, автомашинах, мотонартах, моторных лодках и пешком). Путешественники внесли вклад в географическое изучение Антарктиды. В 1911-13 российский спортсмен А. Панкратов осуществил первое в истории кругосветное путешествие на велосипеде. Первый кругосветный перелёт в истории воздухоплавания принадлежит германскому дирижаблю «Граф Цеппелин» под командованием Г. Эккенера: в 1929 за 21 сутки он преодолел с тремя промежуточными посадками около 31,4 тысяч км. В 1949 американский бомбардировщик В-50 (командир - капитан Дж. Галлахер) совершил первый беспосадочный кругосветный перелёт (с дозаправкой в воздухе). Первый в истории человечества космический полёт вокруг Земли в 1961 выполнил советский космонавт Ю. А. Гагарин на космическом корабле «Восток». В 1986 британский экипаж произвёл первый в истории авиации кругосветный перелёт на самолёте без дозаправки (Д. Рутан и Дж. Йигер). Супруги Кейт и Дейвид Грант (Великобритания) с тремя детьми осуществили кругосветное путешествие в фургоне, запряжённом парой лошадей. Они выехали с Оркнейских островов (Великобритания) в 1990, пересекли океаны, страны Европы, Азии и Северной Америки и в 1997 вернулись на родину. Конное кругосветное путешествие в 1992-98 совершили российские путешественники П. Ф. Плонин и Н. К. Давидовский. В 1999-2002 годах В. А. Шанин (Россия) проехал вокруг света на попутных машинах, самолётах, грузовых судах. На воздушном шаре в одиночку впервые облетел Землю в 2002 С. Фоссетт (США), он же в 2005 совершил первый в истории авиации одиночный кругосветный беспосадочный перелёт на самолёте без дозаправки.

Лит.: Ивашинцов Н. А. Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. СПб., 1872; Бейкер Дж. История географических открытий и исследований. М., 1950; Русские мореплаватели. [Сб. ст.]. М., 1953; Зубов Н. Н. Отечественные мореплаватели - исследователи морей и океанов. М., 1954; Урбанчик А. В одиночку через океан: Сто лет одиночного мореплавания. М., 1974; Магидович И. П., Магидович В. И. Очерки по истории географических открытий. 3-е изд. М., 1983-1986. Т. 2-5; Файнес Р. Вокруг света по меридиану. М., 1992; Блон Ж. Великий час океанов. М., 1993. Т. 1-2; Слокам Дж. Один под парусами вокруг света. М., 2002; Пигафетта А. Путешествие Магеллана. М., 2009.

00:05 — REGNUM

Почти 450 лет назад, 6 сентября 1522 года, в испанской гавани Сан-Лукар-де-Баррамеда пришвартовался потрёпанный корабль. На его борту находилось 18 измученных, голодных людей. Многих застали спящими, в горячке, слишком измученными, чтобы ликовать по поводу возвращения на родину. Так судно «Виктория» вернулось из небывалого кругосветного путешествия, ставшего историческим. После завершения последней экспедиции Фернана Магеллана мир стал таким, каким мы видим его сегодня. В этом путешествии был открыт Тихий океан и определены настоящие размеры нашей планеты. Событие это стало триумфом духа, сагой об отваге и мужестве, подвигах и поражениях. Магеллану же оно принесло лавры величайшего мореплавателя тех времен. Правда, мир об этом, может, и не узнал бы никогда, если бы не один молодой и честолюбивый испанец — капитан Хуан Себастьян Элькано.

Путь в неизвестность

Мечта генерал-капитана Магеллана, к которой он стремился в течение пяти лет, осуществилась 21 сентября 1519 года. По сути, в этот день он оправился в неизвестность. Летописец экспедиции Антонио Пигафетта так описал это событие:

«Флот, снабжённый всем необходимым для морского путешествия и имея на борту разных людей числом всего 241, готовился покинуть Севильский порт. Дав залп из многих орудий, мы вышли в море».

Это была крупнейшая авантюра упрямого португальца. Однако в случае удачи он рассчитывал на богатство и славу. Цель Магеллана была чисто экономической: отыскать для Испании торговый путь к самому ценному товару — пряностям, которые в 16-м веке ценились дороже золота. Но путь к ним для испанцев был закрыт. В 1494 году папа римский поделил мир между двумя великими морскими державами. Испания получила западную половину, а Португалия — восточную, где пролегал единственный известный путь к Островам Пряностей — через Молуккские острова. Целью Магеллана было найти туда западный путь — через испанские воды. Это помогло бы доказать, что Острова Пряностей находятся ближе к Новому Свету, а не к Азии, а значит, источник пряного богатства располагается в сфере влияния Испании, а не Португалии.

Безумный, по сути, план. Но если такой путь все-таки найдется, Испания могла бы стать самой богатой державой, а Магеллан — получить свою долю от прибыли.

Экспедиция состояла из пяти торговых судов-каравелл, приспособленных для длительного плавания в открытом море. Мало кто верил в успех этого путешествия, ведь Магеллан шел в места, не нанесённые на карты (Колумб и его последователи ранее обозначили только берег Бразилии и некоторые острова Карибского моря, а дальше на картах того времени было большое белое пятно: что находится южнее мыса Доброй Надежды, картографам в то время было неизвестно).

Многие считали, что южноамериканский континент перекроет путь путешественникам. Однако из некоторых источников того времени известно, что Магеллан знал: на Острова Пряностей можно попасть, обогнув Америку с юга. Возможно, он действительно располагал некоторыми сведениями (такую информацию мореплаватели держали в тайне), но так и не раскрыл их источник.

«Решив совершить столь длительное плавание по океану, на котором повсеместно свирепствуют неистовые ветры и сильные бури, и не желая в то же время, чтобы кто-нибудь из его экипажа знал о его намерениях в этом предприятии, дабы их не могла смутить мысль о свершении столь великого и необыкновенного деяния, которое он готовился осуществить с помощью Господа Бога», — писал Антонио Пигафетта.

Решимость и «божественная» помощь

Решение держать экипаж в неведении было опасным, оно могло погубить все предприятие. Магеллан впервые командовал не только флотом, но и кораблем. Что же вынудило столь целеустремленного генерала пойти на такой риск? О личности Магеллана мало известно — человека затмили его дела. По некоторым данным, он принимал участие в захвате земель Восточной Африки, строил город в Мозамбике, воевал в Индии и дошел до Индонезии. Всё это время служил португальскому королю честно, воевал храбро и за достаточно короткое время приобрел авторитет, пользовался доверием вице-короля и командующих крупными эскадрами. Во время одной из операций, в результате которой большая группа португальских моряков осталась без корабля, а спасательных шлюпок хватило только на половину несчастных, он оказался единственным дворянином, который согласился ждать с простолюдинами второй рейс, чем предотвратил бунт моряков. Но дома его не встретили как героя. Когда он вернулся в Португалию, то оказался никому не нужен. Королевский казначей назначил Магеллану пенсию, самую маленькую, которую назначают дворянам за военные заслуги.

Вероятно, тогда он и решил доказать всем, что достоин большего, решил закончить дело, которое не довершили Колумб и Васко да Гама. И если первые обогнули Африку, то Магеллан замахнулся на Южную Америку. Эта цель стала его навязчивой идеей.

И первым его противником был Тихий океан, унесший немало жизней. 3 октября 1519 года погода ухудшилась. Моряки выдержали много яростных шквалов.

«Так как не было возможности двигаться вперед, то во избежание кораблекрушения паруса убирали, и таким-то образом нас носило то туда, то сюда все время, пока продолжалась буря, — так яростна была она. При дожде ветер стихал. С появлением солнца наступало затишье. Какие-то большие рыбы, называемые акулами, подплывали к кораблям. У них страшные зубы, и как только им попадается человек, они пожирают его. Мы выловили много рыб при помощи железных крюков, но они непригодны для еды; размерами поменьше лучше, но точно так же не годятся для этой цели», — писал Антонио Пигафетта.

Малегган шел через самые опасные воды в мире. Корабли получали повреждения, теряли прочность. При одном таком шторме ветер был такой силы, что разорвал паруса в клочья, несмотря на то, что они были свернуты и закреплены.

Магеллан был целеустремленным человеком, его вела идея, но силы его людей к тому времени были уже на грани истощения. К тому же их пугала неизвестность. Неудивительно, что они стали молиться о божественном заступничестве.

«Во время этих бурь нам не раз являлось светлое тело, т. е. св. Эльм, в пламени, а в одну очень темную ночь он показался на грот-мачте, пылая, точно ярко горящий факел, где и оставался в продолжении двух с лишним часов, принося нам отраду, так как все мы проливали слезы. Когда этот благословенный свет погас, столь яркой была его последняя вспышка, что она поразила наше зрение, и все мы больше чем одну восьмую часа не могли видеть ничего и молили, чтобы сжалились над нами. Но как раз тогда, когда мы считали себя на краю гибели, море внезапно успокоилось», — писал Антонио Пигафетта.

Просчет и бунт

Через четыре месяца после отбытия из Испании потрепанный флот подошел к берегам Южной Америки. Моряки встали на якорь в диком заливе, где впоследствии возникнет Рио-де-Жанейро. Оттуда они направились вдоль побережья на юг.

Антонио Пигафетта описывал удивительные открытия экспедиции: «Тут водится бесчисленное множество попугаев; нам давали в обмен на одно зеркало восемь штук. Водятся и маленькие обезьянки, похожие на львов, но желтого цвета и очень красивые < …> Мужчины и женщины такого же сложения, как и мы. Они едят мясо своих врагов, и не потому, чтобы оно было вкусное, а таков уж установившийся обычай».

Вскоре экспедиция достигла края известного мира — 35 градусов южной широты. Южнее еще никто из европейцев не бывал. Здесь Магеллан и рассчитывал найти проход, поскольку берег круто поворачивал на запад, а к югу, казалось, нет никакой земли.

«Мы называли этот мыс мысом Святой Марии и думали, что за ним лежит проход в южное, то есть полуденное море», — вспоминает летописец .

Ужасная правда открылась через 15 дней: это был не легендарный проход, а гигантский залив Ла-Плата. Это была катастрофа. Магеллан зашёл в тупик. Его уверенность в существовании прохода рушилась, но о возвращении не могло быть и речи. Тогда Магеллан принимает смелое решение — переступить за край известного мира плыть туда, где не бывал ни один европеец. Он вслепую пошел на юг, вдоль пустынных берегов, названных им Патагонией, в самые свирепые моря в мире на пороге зимы.

Там моряки увидели тысячи потенциальных проходов — тихие бухты широких рек, огромные заливы. Каждый нужно было проверить. Можно представить, каково это было — в ненастную погоду менять курс неповоротливых кораблей и маневрировать! Три месяца моряки шли на юг, но не могли найти никакого прохода. Припасы были на исходе, дни становились короче. 31 марта 1520 года они встали на зимовку в заливе Святого Хулиана. Голодные и усталые люди мерзли. Моральный дух упал по предела. Последней каплей в чаше терпения команды стало решение Магеллана сократить рацион. Офицеры потребовали, чтобы он повернул назад в Испанию. Человек, который поставил на карту все, чтобы найти путь в обход Южной Америки, на это пойти не мог.

Экспедиция оказалась под угрозой: холод, голод, утрата веры в капитан-генерала. И как итог — мятеж. Магеллана изолировали. Времени на раздумья не было. Он направил верного оружейника к одному из мятежных капитанов с особым поручением — убить его. Оставшийся экипаж сдался. Магеллану удалось также перехватить и другой мятежный корабль и таким образом подавить мятеж. Оставалось наглядно показать — в чьих руках власть. Капитан-генерал восстановил авторитет.

Потеря кораблей и легендарный пролив

После подавления мятежа нужно было думать о том, как прожить зиму. Продовольствия катастрофически не хватало. Чем дальше — тем хуже. Один из кораблей — «Сантьяго» — разбился о скалы. Но ничто не могло остановить Магеллана. После 7-месячной зимовки можно было продолжать поиск прохода. Четыре оставшихся корабля снова шли на юг, вдоль берегов Патагонии, исследуя каждую бухту. Наконец забрезжила надежда — кости китов. Хороший знак — возможно, здесь этим путем мигрируют киты, а значит, впереди океан. 25 октября 1520 года, в день «Одиннадцати тысяч дев» — Святой Урсулы — примерно на 52-й параллели южной широты моряки открыли мыс, который они и назвали в честь этого праздника.

Это произошло чуть ли не через год после начала плавания. Самое главное, что вода в длинной протоке была соленой, а значит, на другом конце находился выход в соленое море. В надежде, что наконец найден путь на восток, флот устремился вперед. На западе пролив открывался в бухту, а за ним начинался еще один пролив. Экспедиция очень долго шла в глубь континента. Перед моряками возникали все новые острова, проливы и бухты. Моряки уже решили, что ходят между горами по кругу. Многим из тех, кто был на кораблях, казалось, что из него нет выхода.

В этих проливах Магеллан лишился второго корабля. Но на сей раз — не из-за ненастья. Экипаж «Сан-Антонио» взбунтовался и повернул в Испанию. Это был тяжелый удар: на том корабле оставалась большая часть запасов продовольствия. Магеллан дал команду держать курс на запад — северо-запад. По коварному проливу протяженностью, как мы теперь знаем, 530 километров. Прошло еще 38 дней, пока Магеллан наконец не увидел долгожданное море. Он нашел легендарный проход.

«Капитан-генерал прослезился от радости и назвал этот мыс Желанным, так как мы долгое время его желали», — вспоминал Антонио Пигафетта.

В этот момент Магеллан должно быть понял, что сравнялся с героями своего детства — Колумбом и Васко да Гамой. Его мечта сбылась. Скорее всего, Магеллан не осознавал исторического значения открытия этого пролива. На 400 лет он стал основным путем в Тихий океан. Сократить его смог лишь Панамский канал, открытый лишь в 1914 году.

Выдающееся открытие. Но для Магеллана и его спутников оно было лишь прелюдией к открытию западного пути к богатствам Островов Пряностей.

Ошибка Птолемея

28 ноября 1520 года Магеллан повернул на север. Погода была хорошей, а океан таким спокойным, что он назвал его Тихим. Безоблачное небо над безбрежным простором. Даже ночью небо было необычным. Путешественники разглядывали Южный Крест и еще нечто непонятное.

«Скопление небольших звезд, напоминающих тучи пыли. Среди них находятся две крупные, но не яркие звезды, двигающиеся очень медленно», писал Антонио Пигафетта. И только через 400 лет ученые поняли, что эти звездные скопления — ближайшие к нам галактики: Магеллановы облака помогли астрономам определить размеры Вселенной и наблюдать за смертью звезд.

18 декабря 1520 года корабли повернули на северо-запад. Магеллан еще не знал, как глубоко заблуждается. Он думал, что до Островов Пряностей осталось всего три дня пути. Расчет этот основывался на картах, а они, в свою очередь, — на трудах Птолемея, который утверждал, что окружность Земли оставляет 29 тысяч километров. Скоро капитан-генерал «потом и кровью» осознал, что Птолемей ошибся боле чем на 11 тысяч километров: Тихий океан занимает 28 процентов площади поверхности Земли. Магеллан вел своих людей в безбрежный, пустынный океан. Сложно представить что чувствовали путешественники, пересекая самый большой водный бассейн на планете, не представляя, насколько он велик. Возможно, самые слабые моряки уже и не думали, что когда-либо увидят землю. Команду сразила цинга, снова начался голод. Дневник Пигафетты, описывающий события того времени, жутко читать:

«В течение трех месяцев и двадцати дней мы были предоставлены Тихому океану, нигде и ни разу нам не удалось существенно пополнить запасы провизии или взять на борт что-нибудь свежее. Мы ели только старые сухари, кишевшие червями и превратившиеся в крошево после их старательной и прожорливой деятельности. Пили тухлую желтую воду. Кроме того, мы ели воловью кожу, очень жесткую, так как солнце, дождь и ветер ее окончательно продубили. Поэтому мы клали ее на четыре-пять дней в соленую воду для размягчения, затем — на короткое время в раскаленную золу и уж потом делили между собой. Крысы считались исключительным лакомством. За полдуката их перекупали и перепродавали».

К концу января 1521 года Магеллан прошел на северо-восток 1000 километров в открытом море.

«Кроме двух пустынных островков, на которых мы нашли одних только птиц да деревья, мы никакой земли не видели. Мы не находим места, куда бы бросить якоря», — отмечал летописец .

Должно быть, и Магеллана стали обуревать немалые сомнения. Ведь лишь через пять месяцев, в 20 тысячах километров от пролива (10 градусов южнее экватора) члены экспедиции увидели землю. Это были нынешние Филиппины. Каким-то чудом Магеллану удалось сохранить оставшиеся корабли. А Острова Пряностей между тем были в нескольких днях пути. Игра стоила свеч.

Самонадеянность и гибель Магеллана

Филиппины казались настоящим раем. Пресная вода, обилие тропических фруктов, дружелюбные туземцы. Чтобы заявить права на Острова Пряностей, нужно было присоединить территорию к Испании, обратить туземцев в христианство. Для этого требовалось доказать его выгоды. Самое стоящее, что мог предложить филиппинцам Магеллан, — это непобедимость, достигаемую за счет превосходства в оружии. Действительно, гром пушек наводил на туземцев ужас, они признали силу пришельцев. Магеллан позаботился о том, чтобы, принимая крещение, туземцы одновременно приносили присягу верности испанской короне как символу верховной власти в мире и религии. Он поставил жесткое условие жить по его законам и подчиняться европейцам: «покоритесь и вы будете непобедимы». По сути это было создание базы для колонизации (испанцам впоследствии потребовался не один десяток лет, чтобы превратить Филиппины в колонию Испании).

Однако же уверенность капитан-генерала в превосходстве своего оружия стала роковой ошибкой. Он решил наказать вождя Силапулапу с соседнего острова Мактан за то, что тот отказался принять христианство.

Накануне сражения, пока команда Магеллана веселилась на «Виктории», будучи уверенной в победе, на Мактане всерьез готовились дать отпор. Вождь отобрал лучших воинов и призвал на помощь богов войны. Это столкновение культур и религий стало для филиппинцев символом борьбы за независимость.

Сначала Магеллан направил через пролив парламентеров. Они пытались уговорить Силапулапу принять христианство и подчиниться Испании, но снова получили отказ. На рассвете 27 апреля 1521 года Магеллан с отрядом из 50 человек высадились на берег Мартана, чтобы сразиться с тысячей воинов Силапулапу. Несмотря на численное превосходство противника, Магеллан не сомневался в победе, поскольку, как уже было сказано, полагался на свое превосходство в оружии и доспехах. Причем он был настолько уверен в победе, что отдал приказ другим капитанам не ввязываться в сражение.

И к тому же допустил роковую ошибку — начал операцию во время отлива. Корабль не смог подойти к берегу, и Магеллану с командой пришлось чуть ли не километр идти к берегу по мелководью. Пушечные ядра до берега не долетали. А когда в ходе боя у отряда Магеллана кончились боеприпасы, воины Силапулапу перешли в наступление.

Магеллан одним из первых был ранен стрелой выше колена. Он приказал организованно отступить, но только шесть человек, самых преданных, подчинились приказу и не бросили своего командира. Два раза ему сбивали с головы шлем, но «смелый капитан и рыцарь не сдался и вместе с оставшимися с ним людьми продолжал еще больше часа мужественно сражаться. Так как он был недалеко от берега, одному аборигену удалось ранить его в лицо. Капитан мгновенно проткнул противника его собственным копьем. Потом он схватился за свой меч, но смог его вытянуть только наполовину, так как брошенное бамбуковое копье разворотило ему руку. Как только враги это увидели, они ринулись на него, и один всадил ему большой дротик… глубоко в ногу. Тут генерал-капитан упал лицом вниз. Тотчас же они бросились на него с бамбуковыми копьями и дротиками и злодейски убили нашу отраду и надежду, утешение и светоч, нашего верного предводителя. Когда они его окружили, он еще успел обернуться, чтобы посмотреть, все ли достигли лодок», — так описывает события той трагедии летописец.

Остров Пряностей. Приобретения и потери

Сначала все в равной степени были объяты ужасом от случившегося. Но оставшиеся в живых знали, что Острова Пряностей совсем рядом. Туда направились два оставшиеся корабля. Командование «Викторией» взял на себя Хуан Себастьян Элькано. История явно недооценила его роль в экспедиции. Под его командованием моряки наконец нашли заветные пряности. Путешествие длиной в 28 тыс. километров унесло 100 жизней, в том числе капитан-генерала. Но остальные исполнили мечту Магеллана. Они достигли конечной цели путешествия. Именно там моряки убедились в том, что мешочек сушёной гвоздики, к примеру, надолго мог обеспечить его владельцу безбедное существование. Но чтобы разбогатеть, пряности еще нужно было довести до Испании. Перед оставшимися двумя кораблями встал выбор: возвращаться тем же путем или продолжить путь на запад — через воды, контролируемые противником. Одни выбрали путь на восток, другие — на запад.

Судно «Тринидат» пошло на восток, через Тихий океан, но было перехвачено португальцами. Они захватили драгоценный товар, экипаж взяли в плен, а корабль сожгли. Элькано на «Виктории» пошел на запад. До Испании было 20 тысяч километров, и весь путь проходил через сферу влияния той же Португалии. Чтобы не попасться, он шел через воды, не нанесенные на карту. Два месяца и почти 5 тысяч километров сквозь постоянные штормы. Некоторые были такими сильными, что значительно повредили корабль. Приходилось постоянно заниматься его починкой. К тому же вновь стали заканчиваться припасы, началась цинга.

«Однако хуже всех бед была вот какая. У некоторых из экипажа верхние и нижние десны распухли до такой степени, что они не могли есть», отмечал летописец.

Как известно, из 30 человек экипажа переболело 25. Многие погибли. Ужасная ирония: заболевание развивается от недостатка витамина С. А экипаж буквально сидел на гвоздике. Но люди не знали, что в ней содержится спасение. По дороге в Испанию больше половины экипажа умерло от цинги и голода. Элькано не погиб, потому что ел айвовое варенье. Он не знал, что от болезни его спас содержащийся в нем витамин С. Возможно, благодаря ему до нас и дошел дневник Пигафетты. Иначе мы бы никогда не узнали о подвиге Элькано. Он провел «Викторию» вокруг мыса Доброй Надежды, мимо Островов Зеленого Мыса в Испанию. Из 241 человека вернулась лишь горстка людей. Таков был итог первого кругосветного плавания. Из пяти кораблей, высланных в плавание, три пропало. Не поддаются счету аборигены, убитые во время плавания европейцами. Дорогая цена.

Как побочное стало главным

Итак, «Виктория» стала первым кораблем, обошедшим земной шар. А теория о том, что Земля круглая, стала неоспоримым фактом. Элькано был пожалован герб с изображением земного шара и надписью: «Ты первый обошёл вокруг меня». Само же кругосветное плаванье хоть и попало в историю, но не оправдало надежд экипажа. Эти люди не стали богачами. Пряности были проданы, и прибыль изъята в пользу королевской казны в компенсацию ущерба за потерю флота. Летописца оклеветали и по решению суда выслали в Италию. Через четыре года Элькано отправился во второе кругосветное плаванье, чтобы закрепить права Испании на Острова Пряностей, но умер в Тихом океане от цинги.

Практические, непосредственные результаты кругосветного плавания Магеллана, завершенного Элькано, тоже оказались незначительными. Путь к Островам Пряностей через Тихий океан был слишком долог и труден. Сопротивление португальцев заставило Карла V временно отказаться от проникновения в Юго-Восточную Азию.

Самое главное, после того как отошли в прошлое меркантильные, политические, военные аспекты плавания Магеллана, игравшие первенствующую роль в организации путешествия, осталось то, что было лишь средством, в лучшем случае побочной целью. Это — познание Земли, соотношения ее океанов, материков и островов. Знакомство же одних народов нашей планеты с другими оказалось долгим, трудным и кровавым. Но другой истории у нас нет.

Всякий образованный человек без труда вспомнит имя того, кто совершил первое кругосветное путешествие и пересек Тихий океан. Это сделал португалец Фернан Магеллан около 500 лет тому назад.

Но нельзя не отметить, что такая формулировка не полностью верна. Магеллан продумал и спланировал маршрут плавания, организовал его и руководил им, но ему суждено было погибнуть за много месяцев до того, как оно было завершено. Так что продолжил и завершил первое кругосветное путешествие Хуан Себастьян дель Кано (Элькано), испанский мореплаватель, отношения с которым у Магеллана были, мягко говоря, не дружеские. Именно дель Кано в конечном итоге стал капитаном «Виктории» (единственного корабля, вернувшегося в родную гавань) и получил славу и богатство. Однако же Магеллан совершил во время драматического плавания великие открытия, о которых речь пойдет ниже, и потому его считают первым кругосветным путешественником.

Первое кругосветное путешествие: предпосылки

В 16 веке португальские и испанские мореплаватели и купцы соперничали друг с другом за контроль над Ост-Индией, богатой пряностями. Последние делали возможным консервирование продуктов, и обойтись без них было сложно. Уже существовал проверенный путь к Молуккским островам, где находились самые большие рынки с самыми дешевыми товарами, но путь этот был неблизким и небезопасным. Из-за ограниченности знаний о мире открытая не так давно Америка представлялась мореходам препятствием на пути в богатую Азию. Никто не знал, есть ли пролив между Южной Америкой и гипотетической Неведомой Южной Землей, но европейцам хотелось, чтобы он был. Они еще не ведали, что Америку и Восточную Азию разделяет огромный океан, и думали, что открытие пролива обеспечит быстрый доступ к азиатским рынкам. Поэтому первый мореплаватель, совершивший кругосветное путешествие, наверняка был бы удостоен королевских почестей.

Карьера Фернана Магеллана

Обедневший португальский дворянин Магеллан (Магальянш) к своим 39 годам успел неоднократно побывать в Азии и Африке, был ранен в битвах с туземцами и собрал немало информации о путешествиях к берегам Америки.

Со своей идеей попасть на Молукки западным путем и вернуться обычным (то есть осуществить первое кругосветное путешествие) он обратился к португальскому королю Мануэлю. Тот совершенно не заинтересовался предложением Магеллана, которого к тому же недолюбливал за недостаточную лояльность. Зато он позволил Фернану сменить гражданство, чем тот немедленно воспользовался. Мореплаватель поселился в Испании (то есть во враждебной португальцам стране!), обзавелся семьей и соратниками. В 1518 году он добился аудиенции у молодого короля Карла I. Король и его советники заинтересовались поисками короткого пути за специями и «дали добро» на организацию экспедиции.

Вдоль побережья. Бунт

Первое кругосветное путешествие Магеллана, для большинства членов команды так и не завершившееся, началось в 1519 году. Из испанской гавани Сан-Лукар вышло пять кораблей, на которых находилось 265 человек из разных стран Европы. Несмотря на шторма, флотилия относительно благополучно добралась до берега Бразилии и стала «спускаться» вдоль него на юг. Фернан надеялся отыскать пролив в Южное море, который должен был находиться, согласно его сведениям, в районе 40 градуса южной широты. Но в указанном месте оказался не пролив, а устье реки Ла-Плата. Магеллан велел продолжать движение на юг, а когда погода совсем испортилась, корабли встали на якорь в бухте Св. Юлиана (Сан-Хулиан), чтобы перезимовать там. Капитаны трех судов (испанцы по национальности) подняли мятеж, захватили корабли и приняли решение не продолжать первое кругосветное путешествие, а взять курс на мыс Доброй Надежды и от него - на родину. Людям, верным адмиралу, удалось сделать невозможное - отвоевать корабли и отрезать мятежникам путь к бегству.

Пролив Всех Святых

Один капитан был убит, другой - казнен, третий - высажен на берег. Рядовых бунтовщиков Магеллан помиловал, чем еще раз доказал свою дальновидность. Только на исходе лета 1520 года корабли вышли из бухты и продолжили поиски пролива. Во время шторма судно «Сантьяго» затонуло. И вот 21 октября моряки наконец-то обнаружили пролив, более напоминающий узкую расщелину между скал. По нему корабли Магеллана плыли 38 дней.

Берег, оставшийся по левую руку, адмирал назвал Огненной Землей, так как на нем круглые сутки горели костры индейцев. Именно благодаря открытию пролива Всех Святых Фернан Магеллан стал считаться тем, кто совершил первое кругосветное путешествие. Впоследствии пролив был переименован в Магелланов.

Тихий океан

Из пролива в так называемое «Южное море» вышли только три корабля: «Сан-Антонио» исчез (попросту дезертировал). Новые воды мореходам понравились, особенно после неспокойной Атлантики. Океан был назван Тихим.

Экспедиция направилась на северо-запад, потом на запад. Несколько месяцев мореходы плыли, не видя никаких признаков земли. Голод и цинга стали причиной смерти почти половины команды. Только в начале марта 1521 года суда подошли к двум еще не открытым обитаемым островам из группы Марианских. Отсюда уже было недалеко до Филиппин.

Филиппины. Смерть Магеллана

Обнаружение островов Самар, Сиаргао и Хомонхон очень порадовало европейцев. Здесь они восстанавливали силы и общались с местными жителями, которые охотно делились пищей и сведениями.

Слуга Магеллана, малаец, свободно изъяснялся с аборигенами на одном языке, и адмирал понял, что Молукки совсем близко. Кстати, этот слуга, Энрике, в конечном итоге стал одним из тех, кто совершил первое кругосветное путешествие, в отличие от своего хозяина, которому не суждено было высадиться на Молукках. Магеллан и его люди вмешались в междоусобную войну двух местных князьков, и мореплаватель был убит (не то отравленной стрелой, не то абордажной саблей). Более того, через некоторое время в результате вероломного нападения дикарей погибли его ближайшие соратники - опытные испанские моряки. Команда так поредела, что один из кораблей, «Консепсьон», было решено уничтожить.

Молукки. Возвращение в Испанию

Кто руководил первым кругосветным путешествием после смерти Магеллана? Хуан Себастьян дель Кано, мореход из народа басков. Он был в числе заговорщиков, которые предъявили Магеллану ультиматум в бухте Сан-Хулиан, но адмирал простил его. Дель Кано командовал одним из двух оставшихся судов, «Викторией».

Он позаботился о том, чтобы корабль вернулся в Испанию, загруженный пряностями. Сделать это было нелегко: у берегов Африки испанцев поджидали португальцы, которые с самого начала экспедиции делали все, чтобы расстроить планы своих конкурентов. Второй корабль, флагман «Тринидад», был взят ими на абордаж; моряки попали в рабство. Таким образом, в 1522 году в Сан-Лукар вернулись 18 участников экспедиции. Доставленный ими груз окупил все расходы на дорогостоящую экспедицию. Дель Кано был удостоен личного герба. Если бы в те времена кто-нибудь сказал, что первое кругосветное путешествие совершил Магеллан, его осмеяли бы. На долю португальца приходились только обвинения в нарушении королевских указаний.

Итоги путешествия Магеллана

Магеллан исследовал восточный берег Южной Америки и открыл пролив из Атлантики в Тихий океан. Благодаря его экспедиции люди получили весомое доказательство того, что Земля действительно круглая, уверились в том, что Тихий океан гораздо обширнее, чем предполагалось, и что плавать по нему на Молукки невыгодно. Также европейцы поняли, что Мировой океан един и омывает все материки. Испания удовлетворила свои амбиции, объявив об открытии Марианских и Филиппинских островов, и предъявила претензии на острова Молуккские.

Все великие открытия, сделанные во время этого плавания, принадлежат Фернану Магеллану. Так что ответ на вопрос о том, кто совершил первое кругосветное путешествие, не так уж очевиден. Фактически этим человеком был дель Кано, но все-таки главным достижением испанца стало то, что мир вообще узнал об истории и итогах этого плавания.

Первое кругосветное путешествие русских мореплавателей

В 1803-1806 российскими мореходами Иваном Крузенштерном и Юрием Лисянским было совершено масштабное путешествие через Атлантический, Тихий и Индийский океаны. Их целями были: исследование дальневосточных окраин Российской Империи, нахождение удобного торгового пути в Китай и Японию по морю, обеспечение русского населения Аляски всем необходимым. Мореплаватели (отправившиеся на двух судах) исследовали и описали остров Пасхи, Маркизские острова, побережье Японии и Кореи, Курильские острова, Сахалин и остров Иессо, посетили Ситку и Кадьяк, где жили русские поселенцы, а кроме того, доставили в Японию посла от императора. Во время этого плавания отечественные суда впервые посетили высокие широты. Первое кругосветное путешествие русских исследователей имело огромный общественный резонанс и способствовало повышению престижа страны. Его научное значение не менее велико.

Помните, как Нил Амстронг произнес известную фразу, назвав свой первый шаг по лунной поверхности гигантским скачком для человечества? А ведь задолго до него такие подвиги совершали Средневековья. Например, открытия Магеллана стали настоящей революцией в представлении людей о своей планете и заставили их усомниться в нерушимости догматов католической церкви. Так кем же был человек, доказавший, что Земля круглая, открывший, где находится Магелланов пролив на карте? Какие последствия имели его открытия для развития науки? Чтобы найти ответы на эти вопросы, стоит познакомиться с историческими фактами, большинство из которых известны благодаря Антонио Пигафетта — итальянскому мореплавателю, участвовавшему в первом кругосветном путешествии.

Фернан Магеллан: биография

К сожалению, сегодня никто не может точно сказать, где родился первым из европейцев обогнувший Южноамериканский континент. Однако большинство исследователей считают, что это событие произошло 17 октября 1480 года в Порту или в Саброзе. В то же время, согласно историческим документам, в подростковом возрасте Фернан служил пажом у королевы Леоноры Ависской, поэтому предполагается, что он имел дворянское происхождение.

Когда Магеллану исполнилось 25 лет, он отправляется в Индию в составе эскадры Франсишку Альмейды. Отслужив положенные 5 лет, Фернан пытается вернуться на родину, но волею случая вынужден остаться в Индии, где добивается благосклонности колониальных властей и завоевывает большой авторитет в среде военных. Таким образом, будущий великий путешественник оказывается в Лиссабоне лишь в 1512 году. И участвует в войне с Марокко, во время которой своими самовольными действиями вызывает гнев короля Мануэла Первого. Во время аудиенции Магеллан просит у монарха разрешения отправиться в морскую экспедицию, однако получает отказ. В то же время Мануэл Первый дает ему понять, что не будет против, если тот станет служить другому сюзерену. Интересно, знай тогда что будущие открытия Магеллана прославят Испанию, дал бы он ему подобный совет?

Что предшествовало первому кругосветному путешествию

Оскорбленный Магеллан покидает родину и отправляется в Испанию, покупает дом в Севилье, женится, у него рождается сын. Обзаведясь полезными связями, Магеллан обращается в организацию, занимающуюся финансированием морских экспедиций — "Палату Контрактов", но там отказываются выделить деньги на осуществление его проекта по поиску западного пути к Островам пряностей. В то же время личную заинтересованность проявляет Хуан де Аранда, требующий 1/8 часть от возможных прибылей, а король Испании Карл Первый дает разрешение на снаряжение пяти кораблей. Теперь вы знаете, кем был до своего знаменитого путешествия Магеллан. Что открыл он, будет рассказано далее.

Магеллана: ожидаемые экономические выгоды

Хотя Колумбом сделало Испанию сверхдержавой, все же главная цель этой экспедиции, а именно достижение берегов Индии западным путем, не была достигнута. А ведь это сулило огромные экономические выгоды! В частности, таким образом было бы доказано, что знаменитые Острова пряностей, отошедшие Португалии по Тордесильясскому договору, находятся в "испанском" Южном море. В свою очередь это означало, что ожидаемые открытия Магеллана могли значительно расширить владения Карла Первого и покончить с монополией португальцев на торговлю пряностями, которые тогда ценились на вес золота.

Путешествие в Бразилию и Патагонию

Героическая морская эпопея Магеллана началась 20 сентября 1519 года, когда 5 судов, снабженных продовольствием на 2 года вперед, вышли из Сан-Лукара. Всего в экспедиции принимало участие до 280 человек, 100 из которых были экипированы как солдаты. Кроме того, корабли были оснащены 10 пушками и 50 аркебузами. Главное судно - "Тринидад" - и каравелла "Сантьяго" управлялись самим Магелланом и еще одним португальцем, Жуаном Серраном. Остальные же три корабля вышли в поход под предводительством высокородных испанских идальго, договорившихся устроить мятеж, если им покажется, что командор Фернан сбился с пути.

Преодолев с большим трудом Атлантический океан, 29 ноября экспедиция Магеллана достигла берегов Бразилии и стала исследовать берега Ла-Платы, надеясь, что это и есть пролив, через который можно добраться в "Южное море". Убедившись в ошибочности этого предположения, эскадра проследовала далее на юг, вдоль берега Южноамериканского континента и, встретив по дороге пингвинов, приняла их за туземцев. Блуждание продолжалось до конца марта 1420 года, когда Магеллан принял решение встать на зимовку и урезать пайки экипажа. Во время зимовки испанцы познакомились с местными жителям, которые ходили, намотав на ноги сено. И назвали их патагонцами (большеногими), а их страну Патагонией.

Магелланов пролив

21 октября 1520 года корабли экспедиции оказываются у узкого пролива. На разведку высылаются корабли "Сан-Антонио" и "Консепсьон", которым чудом удается избежать гибели во время внезапно налетевшей бури. Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В момент, когда волна несла судна к берегу, они попали в узкий проход, исследования которого показали, что в нем соленая вода, а лот не достигает берега. Оба корабля возвращаются к Магеллану и сообщают благую весть о том, что морской путь в "Южное море" найден, а спустя много лет его обозначают как Магелланов пролив на карте мира. К сожалению, это открытие ни в тот исторический момент, ни веками позже не могло принести человечеству никакой пользы с экономической точки зрения, так как этот путь чрезвычайно долог и опасен для судоходства. Однако он дал огромный толчок к развитию таких наук, как картография и география.

Острова Огненной земли, открытые Магелланом

Южнее обнаруженного пролива члены экспедиции увидели землю, на которой в ночное время загорались огни. Магеллан ошибочно предположил, что это северная оконечность Terra Australis Incognita — Южного материка — и назвал ее Огненной землей. Как оказалось впоследствии, это был архипелаг, состоящий из 40 тысяч островов и островков. Таким образом, на вопросы: "Что сделал Фернан Магеллан?", "Что открыл?" можно в качестве ответа с полным правом назвать и Огненную землю. Сегодня все знают, что от материка архипелаг отделяет Магелланов пролив, а на самом большом из его островов — Исла-Гранде — находится самый южный город планеты — Ушуая.

Открытие Марианских островов

Преодолев пролив за 38 дней, корабли экспедиции вышли в океан и проплыли около 17 000 км до первого необитаемого острова, который встретился на их пути. Моряки были удивлены, так как до этого предполагалось, что Америка находится недалеко от берегов Азии. Тогда и понял Магеллан, что открыл миру истинное соотношение между сушей и водами океанов, а также дал людям представление о размерах Земли. Пристать к земле не удалось, и они продолжили свое путешествие, пока не достигли острова Гуам, который относится к группе Марианских островов. Оказалось, что местные жители понятия не имели о частной собственности, а потому пытались унести с кораблей любые предметы, которые попадались им под руку. Именно поэтому испанцы назвали острова Ландронес, что переводится как воровской. Там путешественники запаслись продовольствием и свежей водой и продолжили свой путь.

Открытие Филиппинских островов

Так как было очевидно, что экспедиция уже находится в Восточном полушарии, Магеллан, опасаясь встреч с португальцами, стремился держаться подальше от вод, где проходили морские судоходные пути. Скоро его корабли достигли неизвестных островов. Было решено назвать их архипелагом св. Лазаря, а впоследствии они были переименованы в Филиппинские острова. Для высадки был выбран Хомонхом, поэтому при ответе на вопрос: "Как называется первый остров, открытый Магелланом в Азии?", следует указать именно на него.

Гибель путешественника

Сегодня всем известно, какие земли открыл Магеллан. Однако немногие знают подробности его гибели.

Итак, как встретил смерть человек, первым из людей сумевший обогнуть Южноамериканский континент? Все началось с того, что вождь остров Мактан отказался подчиниться властителю соседнего Хумабону, который присягнул на верность Испанской короне и даже крестился, вместе с семьей и приближенными вельможами. Магеллан решил показать местным жителям, что европейцы ценят и защищают своих вассалов, и отправился усмирять непокорных мактанцев. При этом он не рассчитал, что туземцы, успевшие изучить методы ведения войны европейцами, уже не относились к ним как к небожителям. Кроме того, военная экспедиция Магеллана была плохо подготовлена, и испанцы не рассчитали, что их суда не смогут подойти достаточно близко к берегу. Практически сразу после начала боя войску Магеллана был нанесен большой урон, так как туземные воины целились копьями в незащищенные доспехами ноги испанских солдат, а когда те попытались добраться до своих судов, стали их добивать стрелами. Та же участь постигла и командора Фернана, который, желая прикрыть своих отступающих соратников, остался сражаться в воде с горсткой верных воинов, но был ранен сначала в лицо, а затем исколот наконечниками копий. Так погиб один из величайших путешественников в истории человечества. Однако он навсегда вписал свое имя в анналы мировой истории, и сегодня каждый школьник знает, какой пролив открыл Магеллан.

Дальнейшая судьба моряков экспедиции

Гибель Магеллана и восьми его соратников подорвала престиж испанцев в глазах туземцев. Поэтому Хумабону решает избавиться от пришельцев и устраивает званый обед, во время которого расправляется со значительной частью командиров. Оставшимся же приходится бежать. Наконец, добиравшись до Островов Пряностей, выжившие члены экспедиции Магеллана закупают товар и собираются в обратный путь, когда узнают, что португальский король объявил Магеллана дезертиром и издал приказ о задержании его судов. На тот момент на плаву остаются только два корабля, командиры которых решают отправиться домой разными путями. Так судно "Тринидад" оказывается в плену у португальцев, а члены его экипажа заканчивают жизнь на каторге в Индии. Совсем по-иному складывается судьба тех, кто отправляется в Испанию на "Виктории", под командованием Хуана Эльканто, через мыс Доброй Надежды. Им ценой неимоверных усилий удалось добраться до Севильи. Таким образом, перед тем, как отвечать на вопросы: "Кто такой Магеллан?", "Что открыл?", стоит призадуматься. Ведь то, что его называют первым путешественником, который совершил кругосветное плавание, не совсем верно. Более того, он никогда не ставил перед собой подобной цели, так как его единственным желанием было найти западный путь, по которому в Испанию можно было завозить пряности и получать от этого прибыль.

Фернан Магеллан: что открыл

Такая короткая жизнь, длиной всего в 40 лет, но какие блистательные результаты! Именно такие мысли возникают, когда читаешь рассказ о путешествии, которое совершил Магеллана. Что открыл? Знаменитый пролив, названный его именем, Огненную землю, Марианские и Филиппинские острова. А самое главное — Магеллан доказал, что из Европы в Азию можно попасть не только огибая Африку, но и двигаясь в западном направлении.