Сообщение всемирное культурное наследие индии. Культурное наследие древней индии

Список объектов, которые попадают в заветный перечень наследия ЮНЕСКО, регулярно пополняется горами, памятниками, зданиями или целыми городами. И сегодня 31 объект приходится на Индию - страну, которая никогда не разочарует любителей экзотических достопримечательностей. Вот некоторые из мест, памятников и построек, которым посчастливилось стать Всемирным наследием от Индии и которые достойны внимания туристов.

Буддийские памятники Санчи

Деревня Санчи хранит сразу 150 памятников, священных для буддистов и ставших Всемирным наследием. Это колонны, дворцы, монастыри, которые строились веками, но в XIV веке пришли в запустение - Санчи обезлюдела. Руины, успевшие стать бесформенными, нашли только 5 веков спустя. Тогда и закипела работа по восстановлению уникальных буддийский монументов, открывших миру древнюю архитектуру необычайной красоты и мастерства. Сейчас в Санчи работает музей, где представлены скульптуры из археологического комплекса.

А самый оживлённый интерес из всех найденных памятников вызывает большая ступа (царский курган) - округлое сооружение, украшенное барельефами и резьбой. В Санчи будет интересно всем, кто интересуется фантастическими образами из индийской культуры - много веков они украшают все местные памятники.

Казиранга - Национальный парк

Основанный век назад, Казиранга стал гордостью Индии. Этот огромный парк сосредоточил на территории реки, зелёные луга, тропические леса. Он стал домом для самой крупной популяции однорогих носорогов, а также других млекопитающих: слонов, бенгальских кошек, тигров - десятков видов, из которых 15 числятся как вымирающие.

Бесконечные заросли и леса являются уникальными за счёт редких растений. Поэтому в Индии нет иного места, где и флора, и фауна впечатляли бы туристов настолько сильно. Гости Казиранги передвигаются по парку в основном на слонах или на джипах.

Пещеры Аджанта

Лучшим из сохранившихся древних примеров индийского искусства многие называют пещеры Аджанта. Этот храмовый комплекс состоит из 29 пещер, где молились и жили буддийские монахи. Известная всему миру настенная роспись иллюстрирует легенды и даёт полное представление о древней общественной жизни. Часть из рисунков посвящена правителям и повседневной жизни, часть - религии. Особую ценность в Аджанте имеют фрески. Они уникальны для Азии и не имеют аналогов. Столетиями Аджанта обживалась монахами, после чего оказалась брошена на долгие годы. Сейчас пещеры соединены террасой, а обустроенные смотровые площадки открывают великолепные панорамы. Они и дают понимание причин, по которым буддийские монахи выбрали именно это место в попытках спастись от преследований.

Руины Хампи

Деревня Хампи и вся её история окутана легендами. Считается, что столица империи Виджаянагара была настолько богатой, что алмазы здесь продавались на улице. Хампи была центром индуизма, имела выгодное стратегическое положение и славилась как родина талантливых зодчих. Хампи и сейчас важна для верующих: здесь работают храмы, проводятся религиозные праздники, собирающие индуистов и просто любопытную публику. Но в первую очередь деревня привлекает достопримечательностями, ведь здесь каждый камень пропитан загадками и историей. Храмы украшены колоннадами и скульптурами, а вокруг разложены огромные валуны, которые «разбросала» сама природа.

Долина цветов

Красочный парк Долина цветов в июне-сентябре выглядит настолько ярко, что кажется нереальным - высокогорные долины усыпаны десятками видов цветов. К сожалению, это цветение совпадает с сезоном муссонов, когда туристы вычёркивают Индию из списка направлений для путешествия. А зря: практически все цветы в уникальной долине - редкие, характерные только для Индии виды. Помимо своей первозданной красоты долина известна богатой фауной. Здесь встречаются десятки видов пернатых, леопарды и гималайские медведи.

Чхатрапати Шиваджи

Этот многолюдный исторический вокзал в Мумбаи напоминает, скорее, замок. Замысловатое и даже вычурное здание сочетает неоготическую викторианскую архитектуру с традиционно индийскими мотивами. Внутри - резьба и перила из меди, снаружи - башни, арки и купол. Более 100 лет Чхатрапати является основными «торговыми воротами» Индии, поэтому без этого значимого и красивого здания индийское Наследие ЮНЕСКО было бы не таким полным.

Красный форт

Впечатляющий форт Дели - не просто историческая цитадель. За её толстыми стенами прячутся сады, залы, гаремы и дворцы. Здесь можно укрыться в тени, пройтись по музеям или увидеть светозвуковое шоу. Размах, с которым строили форт, не удивляет. Ведь его планировалось превратить в земной рай и сделать вершиной исламской архитектуры. При строительстве использовали красный мрамор, керамику, кирпичи, а в основу стиля легли индуистские и персидские черты.

Древняя Индия - одна из старых цивилизаций, имевшая необычайную высокую ступень культурного развития. Об этом свидетельствуют найденные на ее территории остатки материальной культуры, соответствующие определенному периоду, а также имеют соответствующие временные отметки. Были найдены стоянки с наскальной живописью, где изображены как люди, так и животные, большие охотничьи сцены.
Современное общество, несомненно, имеет преимущества, имеет потенциал, постоянно наращивает все новое и новое, появляются новые разработки, но основе ранее полученных данных, исследуют неисследованное и т.д. У древних цивилизаций же не было ничего, без чего сегодня, современный человек не имеет представления, не то что жизни, но и развитие этого самого прогресса.
Тем не менее, жители древней Индии достигали высот во многих сферах. Секрет их мастерства не разгадан и по сей день. Доказательством их развития служат многочисленные исследования. Доказано, что представители древней Индии были сильны в астрономии – их календарный год длился 12 месяцев. В календарном месяце было 30 дней. На каждый пятый год – добавлялся день, в високосном году. Приблизительно в V-VI в. н. э было известно о земном притяжении, а также в Индии знали о том, что земля круглая и о ее вращении вокруг оси.

Становление культуры, религии и науки древней Индии

Наиболее ярко выраженным подъемом наука Индии, может похвастаться в IV-II вв. до н.е – VIII в н.э.
Немногим известно, что Древняя Индия стала колыбелью развития цифр. Именно в Индии были изобретены цифры, именно здесь «ноль» стал восприниматься в качестве знака. Здесь начала развиваться десятичная система исчисления, ведь представители древней Индии считали числа, кратные и 10-ти – священные.
В ІІІ тыс. до н.э. прекрасно развивалась и складывалась наука, в частности - письменность, которая имела в наличии 400 пиктографов и слоговых знаков. Их еще называют - ведами Они сохранили информацию до современности об агрокультуре, об обработке метала, о медицине и геометрии, шахматах.
Немало велось разработок и в области химии – ученые того периода могли готовить кислоты и лекарства, краски и духи, соли металлов и цемент, сложные препараты из ртути и многое другое.
Существуют данные, по которым известно, что развитие древней Индии достигло освоения выплавки чистого железа, секрет его малоизвестен современности, не смотря на то, что разработки крупных лабораторий не один десяток лет бьются над этой проблемой. Подтверждением их знаний служит 6-ти тонная колонна, она была вылита в V в н.э. По исходу 1500 лет эта колонна не подвержена ржавчине.
Стоит отметить и о развитие медицины в древней Индии, ее отголоски успешно применяются в современном мире. Именно в Индии стали применять вовремя изготовления лекарств минералы и целебные травы. Более того, уровень развитие лечения на то время позволяло лекарям вправлять кости, лечить переломы, а также восстанавливать после увечий или боев носы и уши, губы. Хирурги владели тончайшим мастерством проводить сложнейшие операции. Секрет их мастерства до конца не разгадан и сегодня. Есть сведенья, что в III веке до н.э. в Индии была основана больница - первая во всем мире.
Архитектура древней Индии также отличалась развитием. Результат этого развития – ступы. Это куполообразные сооружения, в которых хранили части тела Будды и последователей – святыни буддистов.
Строили также в древней Индии пещерные храмы, они носили названия - чайтья. Для их строительства необходимо было вырубать помещение в скале, а затем изображения Будды и всех святых.

Культурное наследие древней Индии

В VI в до н.э. развился буддизм, который в последствии стал одной из великих мировых религий.
Нужно отметить, что основа буддизма в особом учении. А именно – в постижении страдания и причинах такого страдания. Также освобождения и пути к нему. Стремление к идеалу приведет к нирване, тому состоянию, когда нет никаких человеческих, земных желаний, нет необходимости в жизненной привязанности и ко всему миру.
Изучение истории, верований и взглядов жителей древней Индии в большой степени раскрывается в религиозных собраниях, Ведах. Это священные книги, написанные на санскрите в II тыс. до н.э. Самым древним, из таких собраний является Ригведа. В ней изложены религиозные гимны, воспевающиеся богам. Также есть Самаведа, Яджурведа и Атхарваведа.
Раскрывает облик древнеиндийской культуры эпическая литература. А именно главные из нее - Махабхарата и Рамаяна, записанные санскритом. Ученый Панини в V-IV вв. до н.э. приложил к санскриту особое усилие, обработав язык поздневедической литературы, вследствие чего – санскрит стал особым языком для общения между разнообразными народностями и племенами.
Говоря об Махабхарата и Рамаяна, то эти поэмы востребованы и в современности, а их герои Кришна и Рама, соответственно – обожествлены. Их принято считать воплощением Вишну – наиболее важным божеством в современном индуизме.
Культ сыграл огромную роль в развитии драматургии, беря свое начало в танцевальной пантомиме, сопровождаясь комментарием. Позже в такой пантомиме уже начали разговор и актеры. В древнеиндийской культуре был свой классик драматургии, именовавшийся Калидаса, живший в IV-V вв.. Благодаря ему, раскрывался внутренний мир героев, сопровождалось выступление прозаическими диалогами, монологами в стихотворной форме, а также танцевально-песенной интермедией.
Музыка в древнеиндийской культуре занимала не последнюю нишу, она была неотделимой частью, выражала единство пения и танца, инструментальной музыки и богатства мимики.
Развитие культуры в Индии распространилось и на изобразительное искусство, а также зодчество. Практиковалось и ваяние и фресковая живопись, оттачивались художественные ремесла.

Особый устрой жизни

Культура древней Индии развивалась вместе с жесткой дифференциацией древнеиндийского общества. В зависимости от социального происхождения и характера деятельности, были сформированы замкнутые группы, иногда именуемый варно-кастровый строй:
- по сословиям. Их принято разделять на варны. Их четыре: брахны и кшатрии, вайшьи и шудры.
-по кастам распределение ведется исходя из профессиональной деятельности (их 3500)
Те, кто относится к брахманом считаются аристократами, они участвуют в контакте с наивысшим божеством, им позволено управлять страной. Как правило, представители этой касты происходили родом из жреческого рода.
Кшатрии – воины, знать. Наряду с брахманами живут дружно, у них обоюдное взаимопонимание и согласие, оказывают поддержку и помощь друг другу.
Вайшьи и шудры – те, кто призван обеспечивать хозяйственностью другие касты.
Вайшьи интересовало лишь земледелие и торговля. Шудры же прислуживали всем другим кастам, их доля безмолвна, они не имели своего права и собственности. Были и те, кто не входил в касты – рабы или представители презираемых профессий. Со временем такие стали основателями касты неприкасаемых.
Брахманы были именно той кастой, которая отвечала за хранение традиций и духовных традиций, отвечали за наставничество других людей, исключением были шудры. Они не занимались никаким физическим трудом, а занимались изучением священного писания, разрабатывали законы и положения, они способствовали управлению общества и руководству по судебными делами. Из брахманов могли получиться и Жрецы, только после совершенного изучения Ведов, а также правильного их толкования смысла. Согласно законам Ману – главному правовому документы древней Индии, именно эта варна, могла принимать милостыню и подарки, за исключением еды, и могли претендовать на все, что захочет. Брахманы были настолько привелегированы, что даже сам главнокомандующий государством не имеет права и власти оказать на них какое-либо воздействие, включая физическое воздействие или финансовые посягательства, потому как счистилось, что тело и имущество брахмана неприкасаемы.
Кшатрии были призваны защищать и управлять. Именно эта каста порождала будущих правителей и чиновников, военачальников и прочих главенствующих. В отличии от брахманов, кшатрии были свободны в пище, в частности им полагалось принимать мясо. Для этой касты не было запрета, они принимали в дар, в том числе еду даже от самих брахманов.
Примечательно, что и брахманам и кшатриям запрещалось вступать в браки с низшими сословиями. Исключением могла быть ситуация, когда мужчина из высшего сословия берет себе жену из низшего сословия.
Варны были свободным народом, занимались производством материальных благ. На них полагались управленческие организаторские функции.
Для черновой работы кастовый строй предусмотрел шудр. Они рождались уже не свободными и никогда не могли получить свободу. Они не приобретали и не продавали имущество. Этой касте запрещено использовать обряд упанаяма – дважды рожденным.

    Содержание 1 Азербайджан 2 Армения 3 Афганистан 4 Бангладеш … Википедия

    Лоренц (национальный парк) … Википедия

    Исторический центр Праги … Википедия

    В этой статье приведен список туристических достопримечательностей города Дели. Дели является известным центром туризма с богатой многовековой историей. В городе есть несколько популярных среди туристов районов. В Старом Дели находятся… … Википедия

    В списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в Индии значится 27 объектов (на 2008 год). Содержание 1 Список 2 Кандидаты на включение в список Всемирного Наследия … Википедия

    Город Бодх Гая англ. Bodh Gaya хинди बोधगया Страна Индия … Википедия

    Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 233 рус. … Википедия

    Башня минарета Кутб Минар (также Кутуб Минар или Кутаб Минар) самый высокий в мире кирпичный минарет. Построен в Дели несколькими поколениями правителей Делийского султаната. Минарет является средоточием комплекса исторических памятников разных… … Википедия

    Башня минарета Кутб Минар (также Кутуб Минар или Кутаб Минар) самый высокий в мире кирпичный минарет. Построен в Дели несколькими поколениями правителей Делийского султаната. Минарет является средоточием комплекса исторических памятников разных… … Википедия

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

культура древний индия

Многовековая, самобытная культура Древней Индии была и остается привлекательной темой, как для учёных, так и для широких масс людей во всем мире. Культурное наследие, оставленное нам Древними индийцами огромно: это и философские течения, и достижения науки, и произведения искусства.

Индия - единственный субконтинент мира. От его соединения с материком 60 миллионов лет назад родились Гималаи. Все мы с детства слышали об удивительной и необыкновенной Индии. Она предстаёт перед внутренним взором как сказочная страна, где махараджи в красочных одеждах разъезжают на разукрашенных слонах, в величественных храмах стоят изображения многочисленных многоруких, прекрасных и устрашающих божеств, обезьяны прыгают по развалинам древних городов, в которых обитают странствующие философы, йоги и Учителя Мудрости, уходящей корнями в глубокую древность.

Древнеиндийская культура неизменно вызывает чувство интеллектуального и эстетического наслаждения у каждого, кто с ней, так или иначе соприкасается. Её волшебство и загадочность в том, что каким-то чудесным образом она оказывается понятной и близкой всем исследователям, поэтам и художникам, а так же людям, которые иногда случайно приобщаются к ней. Влияние буддийской религии, литературы, философии и искусства прослеживается у многих народов средневекового Востока. Древнеиндийская медицина и математика славились во всем мире, а замечательные достижения в области лингвистики, логики, психологии лишь сейчас могут быть оценены по достоинству.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему исследования: «Культурное наследие Древней Индии».

Целью данной работы является изучение культурного наследия Древней Индии.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить - религию и философию Древней Индии

Рассмотреть- художественную культуру Древней Индии

Религия и философия Древней Индии

Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в тесной связи с развитием религиозных представлений ее народа. Главным религиозным течением был индуизм (ему сейчас следует более 80 % населения Индии). Корни этой религии уходят в глубокую древность История Древнего Востока. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., «Высшая Школа» 2003.-704с. .

О религиозных и мифологических представлениях племен ведийской эпохи можно судить по памятникам того периода - ведам, содержащим богатый материал по мифологии, религии, ритуалу. Ведийские гимны считались и считаются в Индии священными текстами, их изустно передавали из поколения в поколение, бережно сохраняли. Совокупность этих верований называют ведизмом. Ведизм не был общеиндийской религией, а процветал лишь в Восточном Пенджабе и Уттар Продеш, которые заселила группа индоарийских племен. Именно она и явилась создателем «Ригвед» и других ведийских сборников (самхит).В индуизме на первый план выдвигается бог - творец, устанавливается строгая иерархия богов. Появляется Тримурти (триединство) богов Брахмы, Шивы и Вишну. Брахма - это управитель и создатель мира, ему принадлежало установление на земле социальных законов (тхарм), деление на варны; он - каратель неверных и грешников.

Вишну - это бог охранитель; Шиву - бог-разрушитель. Возрастание особой роли двух последних богов привело к появлению двух направлений в индуизме - вишнуизма и шиваизма. Подобное оформление было закреплено в текстах пуран - главных памятников индуистской мысли, сложившейся в первом веке нашей эры.Большую популярность очень рано приобрел культ Шивы, который в триаде главных богов олицетворял собой разрушение. В мифологии Шива ассоциируется с разными качествами - он и божество плодородия аскет, и покровитель скота, и танцор-шаман. Это говорит о том, что в ортодоксальный культ Шивы примешались местные верования.Индийцы считали, что индуистом нельзя стать - им можно только родится; что варна, социальная роль, предопределена навсегда и менять ее - это грех. Особую силу индуизм набрал в средние века, став основной религией населения. «Книгой книг» индуизма была и остается «Бхагавадгита» часть этической поэмы «Махабхарата», в центре которой - любовь к богу и через это - путь религиозному освобождению.Значительно позднее, чем ведизм, в Индии сложился Буддизм. Создатель этого учения, Сидгартха Шаньямуни, родился в 563 году в Лумбине в кшатрийской семье. К 40 годам он достиг просветления и стал называться Буддой. Более точно рассказать о времени появления его учения невозможно, но то, что Будда реальное историческое лицо - это факт.Буддизм в своих истоках связан не только с брахманизмом, но и с др. религиозными и религиозно - философскими системами Древней Индии.

Буддизм обогатил религиозную практику приемом, относящимся к области индивидуального культа. Имеется в виду такая форма религиозного поведения, как бхавана - углубление в самого себя, в свой внутренний мир с целью сосредоточенного размышления об истинах веры, что получило дальнейшее распространение в таких направлениях буддизма, как «чань» и «дзен». Многие исследователи считают, что этика в Буддизме занимает центральное место и это делает его в большей степени этическим, философским учением, а не религией. Большинство понятий в Буддизме носит расплывчатый, многозначный характер, что делает его более гибким и хорошо адаптируемым к местным культам и верованиям, способным к трансформации. Так последователи Будды образовали многочисленные монашеские общины, ставшие главными очагами распространения религии. К периоду Маурьев в буддизме оформились два направления: стхавиравадины и махасангики. Последнее учение легло в основу Махаяны.

Древнейшие махаянские тексты появляются еще в первом веке до нашей эры. Одним из важнейших в доктрине Махаяны является учение о Бодхисатве-существе, способном стать Буддой, приближающемся к достижению нирваны, но из сострадания к людям в нее не вступающие. Будда считался не реальным человеком, а высшим абсолютным существом. И Будда и Бодхисатва являются объектами почитания. Согласно Махаяне, достижение нирваны происходит посредством Бодхисатвы и из-за этого в первом веке нашей эры монастыри получали щедрые подношения от сильных мира сего. Разделение Буддизма на две ветви: Хинаяну («малая повозка») и Махаяну («большая повозка») было вызвано, прежде всего, различиями в социально-политических условиях жизни в отдельных частях Индии. Хинаяна, теснее связанная с ранним Буддизмом, признает Будду человеком, нашедшим путь к спасению, которое считается достижимым только через уход от мира - монашество. Махаяна исходит из возможности спасения не только для отшельников-монахов, но и для мирян, причем упор сделан на активную проповедническую деятельность, на вмешательство в общественную и государственную жизнь. Махаяна, в отличие от Хинаяны, легче приспосабливалась к распространению за пределы Индии, породив множество толков и течений, Будда постепенно становится высшим божеством, в честь него сооружаются храмы, совершаются культовые действия.

Ранний Буддизм отличается простотой обрядности. Её главным элементом является: культ Будды, проповедь, почитание святых мест, связанных с рождением, просветлением и смертью Гуатамы, поклонение ступам - культовым сооружениям, где хранятся реликвии Буддизма. Махаяна к культу Будды добавила почитание бодхисатв, тем самым усложнилась обрядность: были введены молитвы и разного рода заклинания, стали практиковаться жертвоприношения, возник пышный ритуал.

Как и всякая религия, буддизм содержал в себе идею о спасении - в буддизме она именуется «нирваной». Достигнуть ее возможно лишь следуя определенным заповедям. Жизнь - страдание, которое возникает в связи с желанием, стремлением к земному существованию и его радостям. Поэтому следует отказаться от желаний и следовать «восьмеричному пути» - праведным взглядам, праведному поведению, праведным усилиям, праведной речи, праведному образу мысли, праведной памяти, праведному образу жизни и самоуглублению. В буддизме огромную роль играла этическая сторона. Следуя «восьмеричному пути» человек должен полагаться на самого себя, а не искать помощи извне. Буддизм не признавал существование бога творца, от которого зависит все в мире, в том числе и человеческая жизнь. Причина всех земных страданий человека заключается в его личном ослеплении; неспособность отказаться от мирских желаний. Лишь погашением всяких реакций на мир, уничтожением собственного «я» можно достичь нирваны. В Древней Индии очень высокого развития достигла философия.

Индийская философия - это истинно "живые плоды", продолжающие питать своими соками мировую человеческую мысль Радугин А. А. “Введение в религиоведение”. М, 2004.-215с. . Индийская философия сохранила полную преемственность. И ни одна философия не оказала такого сильного воздействия на Запад, как индийская. Поиск "света, который идет с Востока", "истины о происхождении рода человеческого", которым были заняты многие философы, теософы, и, наконец, хиппи в 60-70 годах уже нашего века - очевидное свидетельство той живой связи, которая соединяет западную культуру с Индией. Индийская философия - это не только экзотика, а именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить. Человек может не знать тонкостей теории, но заниматься дыхательной гимнастикой йога в целях чисто медико-физиологических. Главная ценность древнеиндийской философии состоит в ее обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна ее притягательности и живучести. Для древнеиндийской философии характерно развитие в рамках определенных систем или школ и деление их на две большие группы: первая группа - это ортодоксальные философские школы Древней Индии, признающие авторитет Вед (Веданта (IV-II в.в. до н.э.), Миманса (VI в. до н.э.), Санкхья (VI в. до н.э.), Ньяя (III в. до н.э.), Йога (II в. до н.э.), Вайшешика (VI-V в. до н.э.)). Вторая группа - неортодоксальные школы, не признающие авторитет Вед (Джайнизм (IV в. до н.э.), Буддизм (VII-VI в. до н.э.), Чарвака-Локаята).

Наиболее известная школа древнеиндийских материалистов была Локаята. Локаятники выступали против основных положений религиозно-философских школ, против религиозного «освобождения» и всесилия богов. Основным источником познания они считали чувственное восприятие. Большим достижением древнеиндийской философии было атомистическое учение школы Вайнишика. Школа Санкхья отразила многие достижения в науке. Одним из крупнейших древнеиндийских философов был Начартжуна, выступивший с концепцией всеобщей относительности или «всеобщей пустоты», а также заложивший основы школы логики в Индии. Джайнистская школа возникла в VI веке до нашей эры на основе развития учений (мудрецов). Она является одной из неортодоксальных философских школ Древней Индии. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики.

Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства. Философия джайнизма получила свое название по имени одного из основателей - Вардхамана, по прозвищу победитель ("Джина"). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях. И здесь огромна роль знания, только оно способно освободить душу от привязанностей, от материи. Это знание передается учителями, которые победили (отсюда Джина - Победитель) собственные страсти и способны научить этому других. Знание - это не только послушание учителю, но и правильное поведение, образ действий. Освобождение от страстей достигается с помощью аскетизма.

Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Йога - это философия и практика. Йога - есть индивидуальный путь спасения и предназначена для достижения контроля над чувствами и мыслями, в первую очередь, при помощи медитации. В системе йоги вера в бога рассматривается как элемент теоретического мировоззрения и как условие практической деятельности, направленной на освобождение от страданий. Соединение с Единым необходимо для осознания собственного единства. При успешном овладении медитацией, человек приходит к состоянию самадхи (т.е. состоянию полной интраверсии, достигаемой после целого ряда физических и психических упражнений и сосредоточенности). Кроме этого, йога включает в себя и правила приема пищи. Пища делится на три категории соответственно трем гунам материальной природы, к которой она относится. Учителя йоги особое внимание обращают на необходимость выработки терпимости по отношению к другим учениям.

Художественная к ультура Древней Индии

Из того, что уже было сказано, ясно, что центральное место в древнеиндийской культуре принадлежит памятникам религиозной литературы. Древнейшие из них -- веды -- не только были поздно записаны, но и впоследствии передавались преимущественно от учителя к ученику в устной форме. При этом за многие столетия язык стал настолько отличаться от разговорного, что нередко заучивались наизусть обширные книги практически без всякого понимания их смысла. Так уже в поздневедийской литературе появились зачатки наук, хотя и весьма своеобразных и не совпадающих с современными не только по своим целям, но и по методам.

Наряду с ведийской оформлялась и эпическая традиция. В своем окончательном виде «Махабхарата» и «Рамаяна» стали подлинной энциклопедией индуизма и неисчерпаемой сокровищницей образов для поэтов и художников последующих времен. Эпос, можно сказать, и доныне бытует в устной форме, будучи доступен миллионам неграмотных индийцев и оказывая огромное воздействие на их мировоззрение. Ко второй половине I тысячелетия до н. э. относится формирование и буддийской литературы -- Типитаки школы тхеравады. Сочинения других школ буддизма -- «великой колесницы» -- сохранились не полностью, иногда на санскрите, а большей частью в китайском, японском, тибетском переводах История мировой культуры. Под редакцией Г.В. Драча, Ростов-на-Дону,«Феникс», 2000.-65с. .

Расцвет древнеиндийской культуры в первые века христианской эры выражается в развитии самых разнообразных светских жанров. Особо надо отметить санскритскую драму, предназначенную как для придворного, так и для городского театра. Огромной популярностью пользовался сборник басен «Панчатантра». Отдельные рассказы его нанизываются один на другой, будучи искусно вставлены в общую рамку. Арабский перевод «Панчатантры» известен под названием «Калила и Димна». Новеллы «Панчатантры» и самый способ построения литературного произведения оказали в средние века влияние на многие национальные литературы («Тысяча и одна ночь», «Декамерон» и др.).

Помимо поэтической лирики, поэм-панегириков и сборников дидактических афоризмов, нередко в стихотворной форме составлялись и научные трактаты, чтобы, таким образом, облегчить их запоминание и устную передачу. Большое количество стихов вошло и в трактат о политике -- Артхашастру. Этот трактат ярко рисует придворные интриги, коварные провокации и тайные убийства. Главная цель политического искусства усматривается в подчинении окружающих территорий, и потому все соседние правители считаются потенциальными противниками, а соседи соседей -- потенциальными союзниками «государя, стремящегося к завоеваниям».

Самым выдающимся из индийских писателей древности был Калидаса (V в. н. э.), прославившийся и как лирический поэт, и как создатель эпических поэм, неособенно как драматург. До нас дошли три его драмы, наиболее совершенной из которых является «Шакунтала». Драмы Калидасы, написанные для придворного театра я рассчитанные на знатоков и ценителей искусства, тем не менее сохраняли тесную связь с народным творчеством и отличаются относительной простотой и естественностью, стремлением к раскрытию внутреннего мира героев. Драмы не скованы ни обязательным количеством актов, ни требованием единства времени, места и действия; в них имеются элементы трагического и комического, герои говорят прозой и стихами, вводятся танны и пение; имеются персонажи самые различные -- от небожителей до низших слоев общества. Характерной особенностью является то, что боги, цари и знать говорили в драмах на санскрите, другие мужские персонажи и женщины -- на различных пракритах. Большого совершенства достигла поэзия; в древней Индии даже многие шастры полностью или частично писались стихами. Образцом лирической поэзии является поэма Калидасы «Мегхадута» («Облако-вестник»).

Наряду с санскритской литературой существовала литература и на других языках. Буддийская литература на языке пали огромна по объёму и по значению и включает в себя различные религиозно-философские трактаты, жизнеописания Будды, канонические сочинения. Особенно интересны джатаки -- многочисленные рассказы о событиях, случившихся с Буддой во времена его земных воплощений, предшествующих возрождению его в виде царевича Сиддхартхи. Во многих случаях эти рассказы являются фольклорным материалом. Сборники джатак древнее «Панчатантры» и «Хитопадеши», с которыми имеют много общего. Они оказали, в частности, немалое влияние на арабский фольклор, что видно на примере сказок «Тысяча и одна ночь».

Наряду с санскритской и палийской литературой в первые века нашей эры появляется литература на дравидских языках. Древнейшим её памятником является «Курал»--сборник нравоучительных изречений на тамильском языке; составление его приписывается Тируваллувару -- ткачу, принадлежавшему к одной из низших каст.

Количество дошедших до нас литературных памятников (только незначительная часть того, что существовало в действительности), разнообразие жанров, высокий уровень художественного мастерства-- всё это позволяет утверждать, что индийская литература этого периода не уступала самым развитым литературам других народов.

Во многих областях изобразительного искусства древние индийцы достигли значительного совершенства. Были высоко развиты ваяние, художественные ремёсла (производство ювелирных изделий, резьба по камню, кости, дереву и т. д.). Высокохудожественные образцы древнеиндийской фресковой живописи сохранились в пещерных храмах -- например в храме Аджанты (штат Хайдерабад), состоящем из пещер, которые высекались в скале между II в. до н. э. и VII в. н. э.

Строительство из кирпича и камня начинается, в основном, в послемаурийскую эпоху. Сохранившиеся памятники связаны, прежде всего, с буддизмом (например, пещерные монастыри Западной Индии). Высеченные в скалах залы достигают площади примерно 500 кв. м при высоте около 15 м. Характерно их внутреннее оформление, воспроизводящее традиции деревянного зодчества (перекрытия и прочие элементы, излишние в постройках из камня и тем более в пещерах).

Из наземных построек самые значительные находятся в Санчи. Здесь на вершине большого холма, невдалеке от важного политического центра послемаурийской эпохи, был расположен огромный буддийский монастырь. От самого монастыря и гостиницы для паломников сохранилось немногое. А главной достопримечательностью Санчи является большая ступа, сооруженная во II -- I вв. до н. э. С четырех сторон света ее окружают резные каменные ворота с изображением сцен из буддийских легенд. Каменные ступы являются непременной принадлежностью и пещерных храмов, будучи вообще самыми характерными памятниками буддийской архитектуры. Наиболее крупная ступа на Ланке по размерам сопоставима с египетскими пирамидами.

Наиболее распространенным типом архитектурного сооружения до начала нашей эры были ступы, созданные по образцу индоевропейских курганов. Любимов Л. Б. Искусство древнего мира. -- М.: ,2001.-204с.

Ступы - это буддийские сакральные постройки, предназначенные для хранения священных реликвий, а позже интерпретированные как символическое воплощение космоса. Древнейшая ступа эпохи раннего буддизма находится в Санчи (III в. до н.э.).

Также в предшествовавшую нашей эре эпоху в монолитных скалах вырубали культовые пещеры (Западные Гаты). В первую очередь возникли буддийские пещерные храмы с великолепными колонными залами. Своды с искусно и тонко обработанными каменными балками наводят на мысль, что в те времена была развита и деревянная архитектура. Индусы и джайны также создали грандиозные культовые пещеры. В апсидах чайтъя (молельня) и вихара (зал для собраний) находились, как правило, монолитные ступы или статуи Будды. На стенах индусских храмов сохранились скульптурные изображения богов. С точки зрения истории искусств наиболее интересны храмы на Элефанте, в Эллоре и Аджанте.Переход от пещерного храма к отдельно стоящему сооружению можно наблюдать на примере Махабали-пурама. Здешние уникальные творения VI в. еще созданы из единого монолита и по красоте и размерам уступают только храму Кайлаш в Эллоре.

В послемаурийскую эпоху сложились местные школы скульптуры. Наиболее известными являются школы Гандхары (Северо-Запад Индии), региона Матхуры (центральная часть Северной Индии) и одной из областей Декана (школа Амаравати).

Расцвет гандхарской школы, формировавшейся под сильным влиянием эллинистического и римского искусства, относится к первым векам христианской эры. Стиль Гандхары, начиная с эпохи Кушан, оказывал воздействие на буддийское искусство Центральной и Восточной Азии. В большей степени связаны с традициями изобразительного искусства Индии школы Матхуры и Амаравати. Именно на их основе развивалось средневековое искусство не только самой Индии, но, в известной мере, и стран Юго-Восточной Азии. Распространение буддизма «великой колесницы» способствовало появлению обширного пантеона святых-бодхисаттв. Массовые находки терракотовых статуэток говорят о широком спросе на произведения искусства, связанного с буддизмом.

Всемирно известные памятники индийской живописи находятся в Аджанте (Западная Индия). Пещерные храмы и монастыри Аджанты создавались в течение почти тысячи лет, начиная с послемаурийского времени. Стены некоторых залов покрыты яркими изображениями сцен из буддийских преданий. Замечательные фрагменты живописи, сходной с росписями Аджанты, находят и на Шри-Ланке. Несмотря на отсутствие политического единства, различие языков и верований народов Индии, эта страна в течение средних веков и нового времени сохраняла сложившееся в древности единство культуры. Господствующая в Индии религия -- индуизм -- освящала традиционность повседневного уклада жизни.

Заключение

Индийскую культуру можно сравнить с могучей рекой, которая берет начало высоко в Гималаях и продолжает свое течение среди лесов и равнин, садов и ферм, деревень и городов. В нее вливаются многочисленные притоки, меняются ее берега, но сама река остается неизменной. Индийской культуре в равной мере присущи единство и многообразие, приверженность традиции и восприимчивость к новому. За многовековую историю Индии пришлось немало пережить, ко многому приспособиться, ассимилировать элементы различных культур, но при этом она сумела сохранить свое древнее наследие.

Материальная и духовная культура Индии заняла достойное место в мировой культуре -- это и религиозно-философские системы (буддизм и др.), и древнеиндийская литература, которая воздействовала на восточные и европейские страны.

Культура Индии не только вобрала в себя достижения других культур, но и сама внесла не меньший вклад в мировую культуру.

В конце XX в. на Западе пользуются большой популярностью религиозно-философские концепции Индии: рационализированные методы йоги, приемы и идеи индийского мистицизма. Не говоря уже о том, что Упанишады, как все подлинно великие творения человеческой культуры, вызывают ответные раздумья и переживания у людей, отделенных от них сотнями и тысячами лет, проживают жизнь в мыслях, поступках, творениях своих читателей, в том числе и наших современников.

Список использованной литературы

1.Андреев А.Р. Культурология. - М.: Монолит-Евролинц-Традиция, 2002.- 84с.

2.История Древнего Востока. / Под ред. В.И. Кузищина. - М., «Высшая Школа» 2003.-704с.

3.История мировой культуры. Под редакцией Г.В. Драча, Ростов-на-Дону,»Феникс», 2000.-65с.

4.Культурология: Конспект лекций. (Авт.-сост. Оганесян А.А.). - М.:Приор,2001.-с.23-24.

5.Культурология: Учебное пособие. / Под ред. А.А. Радугина. - М., 2001.-348с.

6.Любимов Л. Б. Искусство древнего мира. -- М.: ,2001.-204с.

7.Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. -- М.: «Гардарика», «Экспертное бюро»,2005.-344 с.

8.Радугин А. А. «Введение в религиоведение». М, 2004.-215с.

9.Смирнова В. В. «История Мировой культуры». М, 2004.-432с.

10.Хрестоматия по культурологии. -М.: «Гардарики»,2006.-368с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика религиозно-философских учений Древней Индии: Джайнизма, Буддизма, Веды. Религиозные идеи и моральные установки индийского общества. Описания особенностей памятников культуры Хараппской цивилизации, Ведийской эпохи, Монгольской империи.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2012

    Характеристика культурно-религиозного развития Древней Индии. Особенности религии: индуизма и буддизма. Философские направления, литературные памятники, архитектура, скульптура и живопись Древней Индии. Научные открытия в сфере точных наук и в медицине.

    реферат , добавлен 02.12.2010

    Специфика становления древней культуры Индии. Роль развития концепции перевоплощения в главенстве проблемы жизни и смерти в древнеиндийской культуре. Великий древний эпос с "Махабхарата" и "Рамаяна". Индуизм и его культурное влияние. Особенности буддизма.

    реферат , добавлен 15.11.2011

    Религиозная литература, ее место в изучении древнеиндийской культуры. История строительства из кирпича и камня в Древней Индии, достижения в данной области. Этапы эволюции скульптуры и живописи. Оценка вклада представителей данных направлений в культуру.

    реферат , добавлен 28.12.2010

    Изучение религиозно-философских направлений древней Индии. Выявление существенных особенностей ведизма, индуизма, буддизма, философии, джайнизма и йоги. Варны, касты, их взаимоотношения внутри данной системы. Искусство как отражение социального уклада.

    курсовая работа , добавлен 11.10.2014

    Индоарийский период в развитии древнеиндийской культуры. Анализ особенностей Хараппской культуры. Социальная структура общества и религиозные системы Древней Индии. Отличие буддизма от ведийской религии. Памятники архитектуры и изобразительного искусства.

    презентация , добавлен 07.08.2015

    Индия - единственный субконтинент мира. Представление о культуре Индии как о совершенно безмятежной и умиротворённой, потому как индийцы никогда не смотрели на жизнь как на поле битвы за богатство и власть. Языки и письменность древних индийцев.

    контрольная работа , добавлен 06.05.2009

    Основные религии Древней Индии: индуизм, буддизм. Терпимость индуизма к разнообразию религиозных форм. Основные божества Индии. Кастовое строение общества. Традиционная женская и мужская одежда. Архитектура и музыка. Сакральное значение индийского танца.

    презентация , добавлен 23.01.2014

    Ознакомление с материальной, художественной и духовной культурой Древней Индии. Рассмотрение литературных произведений, художественного и архитектурного творчества. Изучение основных религиозных течений - брахманизма, джайнизма, индуизма и буддизма.

    реферат , добавлен 10.08.2014

    Философские направления в Древней Индии. Локаята. Джайнистская школа. Литературные памятники. Законы Ману. Веды. Упанишады. Религиозный культ в Древней Индии. Индуизм. Буддизм. Точные науки. Архитектура и живопись.

Путешествие на поезде — один из лучших способов увидеть главные достопримечательности страны с комфортом и насладиться уникальной атмосферой отдыха под стук колес. Увлекательный тур «Наследие Индии» — наиболее насыщенный и роскошный по своей атмосфере из маршрутов поезда Maharajas’ Express .

Maharajas’ Express предлагает своим гостям купе четырех категорий: Deluxe , Junior Suite , Suite и Presidential Suite . В каждом купе есть панорамные окна, чтобы гости могли сполна насладиться пейзажами великой Индией. Весь поезд оснащен камерами видео наблюдения, противопожарными системами и профессиональным сопровождением, благодаря чему пассажирам гарантируется уединение и безопасность.

Каждое купе располагает кондиционером, телевизором с плоским экраном, DVD-плеером, интернетом WiFi, отдельной ванной комнатой с душем/ванной, туалетно-косметическими принадлежностями премиум класса и другими удобствами.


Программа тура Наследие Индии на поезде Maharajas’ Express:

День 1. Мумбаи.

Посадка в поезд Maharajas’ Express.

Регистрация и размещение в купе выбранной категории.

Отправление в Аджанту.

Ужин в ресторане поезда.

День 2. Аджанта.

Прибытие в Аджанту.

Посещение пещер Аджанты - 29 буддистских храмов, многие из которых берут свое начало со второго века до нашей эры. Изначально они использовались буддистскими монахами, как молитвенные залы и монастыри, но после девяти столетий были неожиданно брошены и находились в забвение, пока не были открыты вновь в 1819 году, а с 1983 года пещеры Аджанты включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. В этих знаменитых пещерах хранятся лучшие шедевры буддистского искусства в Индии.

Обед и

День 3. Удайпур.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Прибытие в город-оазис Удайпур — жемчужина засушливого Раджастана, раскинувшаяся на побережье трех озер, которые зрительно соединяются в одно и напоминают реку.

Неторопливая прогулка на лодке по озерам.

Роскошный обед в индийском стиле.

Посещение Стеклянной Галереи и Городского Дворца Удайпура , который состоит из 11 дворцов, 7 входных ворот, музея и многих других зданий, которые связаны между собой дворами и запутанной сетью переходов. Этот дворцовый комплекс — настоящий город в городе, созданный в результате уникального смешения средневековой индийской, европейской и китайской архитектуры.

Возвращение в поезд, ужин в вагоне-ресторане.

День 4. Джодпур.

Завтрак в вагоне-ресторане.

Прибытие в Джайпур.

Посещение местного деревенского сафари (дополнительная экскурсия ).

Обед в вагоне-ресторане.

Экскурсия в Форт Мехрангарх — удивительный замок в центре Джодхпура, второго по величине города индийского штата Раджастхан. Он стоит на краю пустыни Тар на 125-метровом скалистом холме, словно грозный страж, охраняющий человека от смертельного дыхания раскалённых песков. За его стенами укрыты живописные сады, здания суда, несколько дворцов, известных своими резными статуями и вместительными внутренними дворами, тщательно продуманными балконами, выгнутыми галереями и роскошными помещениями.

Пеший тур по рынку старой часовой башни.

Роскошный ужин в одном из эксклюзивных ресторанов города.

День 5. Биканер.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Прибытие в Биканер.

Отдых в поезде или дополнительная экскурсия в храм Карни Мата древний храм крыс, расположенный в городе Дешнок в 30 км к югу от Биканера. Храм был построен в честь индуской святой Карни Мата, которая была воплощением богини власти и победы - Дерги. Существует легенда: после смерти своего пасынка, святая обратилась с просьбой к богу Яме воскресить мальчика, но он отказал. Тогда Карни Мата провозгласила, что мужчины ее касты после смерти будут принимать тело крыс, а в последующем рождении станут людьми. Сегодня в этом храме обитают тысячи крыс, каждая из которых считается священной.

Экскурсия в крепость Джунагарха , которая оставалась неприступной более 500 лет и сегодня считается одной из главных достопримечательностей Индии.

Поездка на верблюдах в пустыню с последующим ужином и шоу народных танцев в окружении песчаных дюн.

День 6. Джайпур.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Посещение форта Амбер , который был построен в 16 веке для раджи Ман Сигха I. Крепость располагается на вершине холма, на расстоянии 11км от города Джайпур, в окружение массивных стен. Форт Амбер сочетает в себе силу и неприступность крепости с тонкостью и очарованием настоящего архитектурного шедевра, в котором явно просматривается влияние мусульманской культуры.

Катание на слонах.

Обед в ресторане.

Вечерний отдых и СПА-процедуры в роскошном пятизвездочном отеле (в стоимость тура не входит и оплачивается дополнительно).

Ужин в вагоне-ресторане поезда.

День 7. Национальный парк Рантхамбор.

Завтрак в вагоне-ресторане поезда.

Увлекательное сафари в Национальном парке Рантхамбор — заповедник, основанный в 1980 году может похвастаться богатым растительным миром и несколькими озерами. На территории площадью 392 квадратных километра обитают тигры, леопарды, шакалы, мангусты, крокодилы. Рантамбор считается лучшим местом в Индии, где можно увидеть тигров в их естественной среде обитания. Заповедник может похвастаться богатым растительным миром - на его территории присутствуют джунгли, озера.

Обед в вагоне-ресторане поезда.

Экскурсия по дворцовому комплексу города Фатехпур-Сикри , который во время правления Акбара I был столицей Империи великих Моголов до ее переноса в Агру. С 1986 г. город внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, а сегодня Фатехпур-Сикри считается «городом-призраком», хотя в нем и проживает более 250 тысяч человек.

Ужин в вагоне-ресторане поезда.

День 8. Агра — Дели.

Утренняя экскурсия в Тадж-Махал — дворец из белого мрамора, один из самых грандиозных памятников индийской архитектуры с шикарным внутренним убранством и потрясающей красоты парком. Это последний подарок императора Великих Моголов Шаха Джахана своей покойной жене Мумтаз Махал, а также самая популярная достопримечательность в стране.

Завтрак с шампанским.

Переезд в Дели.

Окончание программы.

Даты начала тура «Наследие Индии» на поезде Maharajas’ Express:

  • 20 октября 2018 года
  • 17 ноября 2018 года
  • 15 декабря 2018 года
  • 12 января 2019 года
  • 9 февраля 2019 года
  • 9 марта 2019 года
  • 6 апреля 2019 года

Стоимость тура «Наследие Индии» на поезде Maharajas’ Express на человека:

  • От 7 176 USD Deluxe Cabins
  • От 11 352 USD при двухместном размещении в Junior Suite Cabins
  • От 16 560 USD при двухместном размещении в Suite Cabins
  • От 28 440 USD при двухместном размещении в Presidential Suite Cabins

входит:

  • Размещение в купе выбранной категории
  • Питание по системе All Inclusive в рамках всего тура
  • Домашние вина, пиво и крепкие спиртные напитки
  • Входные билеты во все достопримечательности, указанные в программе тура
  • Некоторые дополнительные экскурсии
  • Услуги гида по программе тура

В стоимость тура «Наследие Индии» на поезде Maharajas’ Express не входит и оплачивается дополнительно:

  • Авиаперелет
  • Медицинская страховка
  • Оформление визы и консульские услуги
  • Личные расходы