Образование и развитие османского государства. Османская империя

Он совсем маленьким был и не мог помнить, как румийцы-греки и монгольские отряды нападали на пастухов его отца. Помнил себя в тёплой юрте. В юрте было так защитно, страха мальчик маленький не знал. От женщин, таких сильных, крепких, шло всё хорошее - еда, питье, телесное укрепляющее тепло, такое нужное неокрепшему детскому телу. Но он, едва сделав первые неровные шаги, знал уже, что он принадлежит другому миру, не женскому, а мужскому, миру людей, казавшихся ему совсем высокими. К этим людям его тянуло, к их общности; когда они пели, хотелось тоже запеть...

Кече туруп ёрур эрдим

кара кизил бёри кёрдим

катиг яни кура кёрдюм

кайя кёрюб баки айди

киркиб ати кемшелим

калкан зюнюн чёмшелим

кайнаб яна юмшалим

кати яи ювилсин...

Встав ночью, я бродил кругом,

я видел чёрных и красных волков,

я смотрел, натягивая тугой лук.

Оглядываясь, волки поднялись на гряду холмов.

Византийские отряды из Караджа Хисара налетали на стада людей Эртугрула, угоняли овец. Владетели больших домов и полей, засеянных хлебными злаками, имели под своим началом отряды воинов в хороших кирасах, вооружённых длинными копьями и мечами хорошими. В этих отрядах разные люди были - черноглазые красивые армяне, светлоглазые и светловолосые выходцы из холодных, совсем дальних земель. Все имели - каждая общность - свою правду и справедливость свою. Подданные императора византийцев полагали все эти земли своими, а себя - потомками правителей Древнего Рума . Наёмники честно исполняли свой долг. Сельджукский султан защищал пределы своих владений. Эртугрул, Тундар и люди их тоже знали свои права на свои земли, где паслись их стада. Привычно вскакивали на коней, преследовали похитителей, схватывались в стычках; чаще побеждали, а когда и проигрывали... Привозили в становище своих убитых, женщины выли, оплакивая; мужчины клялись отомстить. Но другой раз привозили пленённых и всё в становище сбирались в любопытстве. Мальчишки показывали пальцами и кидали камешки и комки земли в пленных чужих воинов. Привозили выкуп, звучала греческая речь. В юрте гостевой угощали привёзших выкуп. Начинали понимать речи друг друга. Неприметно для всех греческие слова входили в поток речей тюрок; и тюркскими присловьями уже щеголяли воины румов... А после вновь жили нападениями, стычками, пленениями, смертями...

Эртугрул говорил Тундару и старейшинам, что следует решительно переменить этот порядок дурной.

Покончить надо с их вольностями! - говорил вождь кайы.

Но многим старикам рода казались румы сильными очень; такими сильными, что куда уж покончить с ними всадникам Эртугрула!

Надо ждать, надо ждать. Когда султан решит ударить на этих неверных, тогда и мы пойдём с ним...

Нет, покамест дожидаться будем султанского похода на неверных, они рассеют нас, как беспастушных овец! - возражал Тундар.

Эртугрул оставил старшими в становище Тундара и одного из братьев своей младшей жены, которая недавно родила ему сына, Гюндюза, третьего из его сыновей... Мать Османа, старшая, первая жена, не была довольна. Она ещё сохраняла в себе черты недавней решительной и смелой девушки, перегонявшей в скачках на добром коне иных йигитов. Ещё не так давно лишь она владела сердцем Эртугрула. Теперь она упрекнула его, сказав, что он пренебрегает будущностью их сына:

Осман одиноким останется, а Гюндюза и Сару Яты окружают дядья и двоюродные братья!..

Кто виноват, женщина, в том, что у тебя не осталось братьев? Не пойдёшь против судьбы! Откуда мне сейчас угадать, кто из моих сыновей окажется самым храбрым и толковым? В конце концов, судьба изберёт для лучшего своего претворения самого лучшего из них и поведёт за руку!..

Женщина хотела было возразить, что всё это всего лишь красивые слова, но она была умна и понимала, что, быть может, за ней останется последнее слово в их споре; но не стоит быть настойчивой, упрямой и потому глупой! Благоволение мужа стоит дороже! И она приблизилась к Эртугрулу и молча и внимательно поцеловала тыльную сторону ладони его правой руки. Он ответно положил тяжёлую ладонь на плечо жены, крепкие грубые пальцы воителя проницали сквозь шёлковую ткань. Затем он вышел, оставив её одну в юрте...

Эртугрул решил ехать в Конью, к султану. С собою взял пятьдесят йигитов. Вперёд не отправил гонца, ехал незваным. Но он знал, для чего ехал...

Прежде Эртугрул не бывал в резиденции султана. В сущности, когда вступил вождь кайы в длительное время мужской зрелости, любознательность и даже и простое любопытство не оказались в числе свойств его характера. Его не занимала жизнь султана и приближенных султана, равно как и жизнь владетелей земель Рума-Византии. Ему и на ум не входило пожелать выстроить для себя и своих близких жилище, подобное их обширным жилищам, выстроенным из прочного кирпича и камня. Он даже и не понимал, как возможно жить, спать ночью под этими каменными сводами. Ему хорошо дышалось в юрте. И всё новое, воспринятое им и его людьми, покамест не переменило коренным образом уклада их жизни. Нарядные ткани, красивая посуда, новое оружие и украшения лишь разнообразили эту жизнь, но не изменяли. И теперь Эртугрул направлялся в Конью без любопытства ко всей той новизне, каковую ему предстояло увидеть. Его занимало лишь одно: как воспримет султан его слова. А если сочтёт их дерзким и никчёмным вмешательством в дела Конийского султаната, своих владений? Султан был милостив к Эртугрулу, обещал быть ему вместо отца в добрых советах, но Эртугрул ещё ведь не обращался к султану, советов не просил, да и никаких приказаний как султанский полководец не получал... Однако он уже решился, уже двигался, продвигался вперёд, и потому гнал от себя докучные мысли... То, что мы называем рефлексией, было ему так же чуждо, как и осознанное любование окружающими пейзажами. Он смотрел вперёд и вокруг прагматически и по-кочевничьи зорко. Но случалось ночами, на привале, вид тёмно-синей ночи Анадола смутно волновал его существо; он бодрствовал, широко раскрыв глаза, и расширял невольно ноздри на тёмном смуглом лице своём, будто хотел невольно вобрать в себя эту странную волнующую прекрасность...

Отряд Эртугрула проехал мимо развалин древней крепости. Он никогда не узнал о хеттах, самых давних и загадочных насельниках этой земли, хотя в дальнейшем кровь их потомков смешивалась с кровью потомков его и его людей, порождая всё новые и новые виды человеческой красоты. Крепость не заняла его; он только подумал с небрежение…, что она очень стара и ни к чему уже не годна. Зато обрадовал его и его всадников ровный плеск озёрной воды. Они увидели множество гусей и уток, и обрадовались возможности поохотиться с луками и стрелами. Очень скоро набили много дичи и, разведя три костра, принялись готовить свою простую грубую пищу из птичьего мяса. Набирали глины, обмазывали гуся целиком, как был, с перьями; глина затвердевала, перья птичьи застревали в ней, мясо мягчало на огне, запечённое в глиняной оболочке. Но вода в озере была солёная, для питья не годилась.

Эртугрул понял, что город уже близко, когда дорога пошла мимо садов и деревень. Дома были глинобитные, минареты мечетей поднимались. Эртугрул подумал, что род его по-прежнему не имеет имама, и решил попросить об этом султана...

Афьонкарахисар (Afyonkarahisar) с возвышающейся над ним скалой с мощной древней крепостью, безусловно, оставляет неизгладимые впечатления, и чем ближе с ним знакомишься – тем глубже они становятся. Город опрятен, неспешен, с множеством старинных турецких домов и несколькими интересными мечетями. Здесь есть ряд недорогих гостиниц, в которых можно остановиться на ночь по пути к озёрам, а если у вас есть немного времени, то отсюда можно съездить ещё в несколько интересных мест.

В честь крепости и тёмной 226-метровой скалы, на которой она построена, город назывался Афьон, что в переводе с турецкого означает «Чёрная опиумная крепость». Считается, что первые укрепления появились на утёсе ещё во времена хеттского царя Мурсили Второго. Кроме того, здесь находили артефакты, которые относятся ко времени фригийцев. Одно время городом владели римляне и византийцы, называвшие его Акрониум (Высокий холм). Большая часть сохранившейся до сегодняшних дней крепости построена именно византийцами. Потом в ней хранили сокровища своих империй селджуки и османы.

В конце турецкой войны за независимость, на протяжении трёх недель, начиная с 26 августа 1922 года, в Афьонкарахисаре был размещён главный штаб Ататюрка, который готовился здесь к последней, решающей битве с греками из соседнего города Думлупынар. В честь победы турков была сооружена скульптурная композиция, представляющая двух обнажённых мужчин, один из которых стоит на плечах у другого. Это один из самых впечатляющих памятников Ататюрку на территории Турции.

Сегодня Афьонкарахисар представляет собой тихий провинциальный городок, известный своими колбасами под общим названием «суджук», копчёной говядиной «пастрамы» и кислыми сливками «каймак». Он является оплотом фундаменталистов и правых националистов. Когда в середине 1980-х годов известный американский кинорежиссёр греческого происхождения Элия Казан, решив снять в западной части Малой Азии исторический фильм, попросил разрешения сделать это в Афьонкарахисаре, отцы города, не слишком стесняясь в выражениях, отказали ему.

Прибытие, размещение и питание в Афьонкарахисаре

Железнодорожный вокзал Афьонкарахисара находится в северном конце бульвара Ordu, в 500 метрах от центра, а автовокзал (отогар) – на кольцевой дороге «чевре ёлу», примерно на таком же расстоянии, но на востоке. Оба терминала связаны с центром города регулярными рейсами долмушей с надписью «Sanayi/РТТ». Если вы приедете сюда на автобусе, то от отогара до центра города вас бесплатно отвезут на специальном экспрессе.

Маршрутки (долмуши) проезжают мимо лучших гостиниц города, а их конечная остановка находится на Ambaryolu, в двух кварталах от почтамта, расположенного на главной, идущей с севера на юг улице города Milli Egemenlik Caddesi. На Hukumet Meydani есть справочная для туристов, в которой имеются карты города и брошюры на английском языке «Туристические маршруты Афьонкарахисара». Её сотрудники хорошо говорят по-английски и весьма полезны. Основные банки и банкоматы находятся на Bankalar Caddesi.

  • Гостиницы Афьонкарахисара

Самая дешёвая гостиница в городе – это Hotel Lake, расположенная в центре, по адресу: Bankalar Cad 23. Её номера с ванными комнатами просты, но приемлемы. Также в центре находится гостиница Soydan (Turizm Emeksiz Cad 2). Здесь дружелюбная атмосфера, небольшие, приятно обставленные номера, ванные комнаты, телевизор, есть ресторан с национальными турецкими блюдами.

В расположенной по адресу: Ambaryolu 25 гостинице Sinada потёртые ковры, но хорошие номера со стенами, покрашенными в пастельные тона, чистые простыни и безупречно чистые ванные комнаты, выходящие окнами на улицу, могут быть шумными. Значительный шаг вверх по ценовой лестнице делает отель Grand Ozer, где просторные номера, спутниковое телевидение, бассейн и хамам. Она находится к востоку от Hukumet Meydani по адресу: Suleyman Goncer Cad 2.

  • Рестораны Афьонкарахисара

Открытый ещё в 1922 году ресторан Ikbal Lokantasi отличается редким для Турции шармом. Он находится на Uzun Carsi, недалеко от Hukumet Meydani и считается самым знаменитым рестораном города. Винтовая лестница в стиле ар деко ведёт наверх, в семейную часть заведения, монументальное зеркало в позолоченной раме и белоснежные салфетки дополняют впечатление. Ikbal Lokantasi не дёшев (обед здесь обойдётся вам в 25 лир), но тут подают потрясающе приготовленные на гриле блюда, «окра тендер», знаменитые пудинги и огромные куски деликатеса из жирных афьонкарахисарских сливок.

Немного выше гостиницы Sinada, по адресу: Ambaryolu 48, находится маленькое, чистенькое заведение Kuru Fasuliyeci, необыкновенное место, которое специализируется на блюдах из сухих бобов и предлагает несколько видов супов на завтрак. Попробуйте простое (в томатном соусе) мясо и «пастырму» за 4 лиры, с тарелкой «джаджика». Для разнообразия посетите кафе YTL (на верхнем этаже торгового центра YTL, который находится недалеко от Hukumet Meydani), где подают популярную у местных молодых людей пиццу.

Достопримечательности Афьонкарахисара

Начать изучение города лучше всего с самой высокой его точки – от крепости. Древняя цитадель расположена на вершине тёмной монолитной 226-метровой скалы с 700 ступенями с южной стороны (в жаркий день двадцатиминутный подъём лучше не затевать). Поднимаясь по ним, вы наверняка увидите удодов, а наверху – деревья, увешанные лоскутками тканей, которые оставляют здесь загадавшие желание люди. Во время молитвы крики муэдзинов, долетающие сюда более чем с восьмидесяти минаретов, отражаются от скалы эффектным эхом.

Сама крепость, которую хетты называли Хапаноува, была построена около середины II тысячелетия до нашей эры. Потом на том же месте находились цитадели фригийцев, византийцев и турок. Сегодня от неё дошли до нас лишь несколько зубчатых стен и башен. Скалу с крепостью окружает старый город, представляющий собой лабиринт узких улиц со стайками довольно дружелюбных мальчишек, говорящих на центрально-анатолийском диалекте и знающих несколько слов по-английски. Османская архитектура Афьонкарахисара знаменита в . Её гордостью являются фахверковые дома с нависающими над улицей верхними этажами с кафе, резными деревянными ставнями, оберегающими скромность жительниц.

Недалеко от крепости хорошо сохранились замечательные мечети, и ещё несколько менее интересных – в районе базара. Прямо напротив ведущих вверх на скалу ступеней стоит самая старая местная мечеть, Улу Джами (если между службами она будет закрыта, подождите служителя, который впустит вас внутрь; не забудьте сделать небольшое пожертвование). Это типичная квадратная сельджукская мечеть, построенная между 1272 и 1277 годами. Недавно она была отреставрирована, её плоская крыша заасфальтирована, но внутри в ней сохранились оригинальные стрехи, поддерживающие потолок с замечательным геометрическим рисунком и сорок резных деревянных колонн со сталактитовыми капителями.

Немного ниже Улу Джами находится Мевлеви Джами, мечеть с двумя куполами, примечательная «сон джемаат ери», пирамидальной крышей портика, в котором молятся опоздавшие. Примыкающий к нему церемониальный зал «семахане» с полами из древесины грецкого ореха является местом, где когда-то танцевали крутящиеся дервиши. Теперь здание преобразовано в Музей Мевлеви (открыт во время службы или если попросить об этом имама). Здешняя экспозиция состоит из музыкальных инструментов и церемониальных костюмов дервишей. После того как эта ветвь исламского мистицизма начала процветать в благодаря сыну Мевляна, Султан Веледу, Афьонкарахисар стал вторым крупнейшим центром ордена Мевлеви.

Археологический музей (открыт вторник-воскресенье 8.30-17.30) находится на Kurtulus Caddesi в 1 километре к востоку от центра. Сходить туда стоит: хотя экспозиция размещена в скудно освещённых залах, экспонаты хорошо представлены. Самыми интересными среди них являются римские находки III и IV веков нашей эры, обнаруженные во время раскопок у Чардалы и Ковалык Хёйюк. Среди них - небольшая мраморная статуя богини охоты Дианы и прайс-лист с агоры. Особенно впечатляет прекрасный резной саркофаг времени правления Септимия Севера и коллекция небольших саркофагов.

В саду музея выставлены замечательные (без подписей) римские, фригийские, византийские и османские мраморные скульптуры, и это неудивительно, так как этот район был и остаётся центром добычи мрамора в Анатолии. Там же, на Kurtulus Caddesi, но немного ближе к центру, в парке находится Гедик Ахметпаша Кюллиеси, построенная в 1477 году одним из визирей Мехмета Завоевателя. Рядом стоит каменное медресе и действующий хамам. Оригинальные мраморные полы последнего сохранились в хорошем состоянии, но само здание отвратительно отреставрировано. В комплекс мечети Имарет Джами входит минарет с зигзагообразным рисунком из синей изникской плитки.

Короткому периоду пребывания в Афьонкарахисаре Ататюрка посвящён музей Зафер (открыт ежедневно 9.00-17.00; вход свободный), который находится напротив туристической справочной на Milli Egemenlik Caddesi. Это – именно то здание, в котором Ататюрк составлял план победного сражения при Думлупынаре. Здесь можно увидеть его кабинет, оружие, некоторые личные вещи, а также старые фотографии Ататюрка и города Афьонкарахисара.

  • Опиум в Афьонкарахисаре

Вряд ли город Афьонкарахисар, первая часть названия которого с турецкого переводится как «опиум», можно упрекнуть в сокрытии самой сомнительной вещи для своей гордости. Дело в том, что здесь производится до 25% от всего мирового количества легальных опиатов. Раньше их производилось больше – до 50%, но в 1971 году США наложили запрет на их производство в связи с увеличением нелегального оборота наркотиков. Сегодня, несмотря на то, что семенами мака посыпаны многие местные хлебобулочные изделия, а его листья используются для приготовления салатов, все 20 тысяч тонн собранных в поле коробочек должны прибыть на фабрику абсолютно нетронутыми.

Маковые поля охраняют, чтобы коробочки мака не были повреждены с целью получения из них героина. Если вы хотите посмотреть на поля цветущего мака, то в мае – июне отойдите от города по дороге в Сандыклы на 5 километров. Ещё более обширные маковые поля раскинулись вокруг города Ялвач в горах Тавр. Пока власти рассуждают, можно или нельзя использовать производство опиума для привлечения туристов, в городе был увековечен этот исконно местный промысел: если приглядеться к фонтану на городской площади, то можно заметить, что он представляет собой не что иное, как изящный бронзовый цветок мака.

Окрестности Афьонкарахисара

Самой интересной из Афьонкарахисара является к знаменитым своими рельефами фригийским руинам VI века, которые находятся недалеко от Ихсание. Здесь также есть скальные формации, напоминающие Каппадокию, и несколько вырубленных в горной породе церквей.

Весь район находится под патронатом местных туристических властей, хотя Afyon Turizm Kusagi (Афонский туристический маршрут) и существует исключительно на бумаге в виде одноимённой брошюры, а не в виде реально проложенной тропы. Район Афьонкарахисара также знаменит горячими источниками, температура воды в которых 50-80 градусов, вода отличается большим содержанием фторидов, бромидов и солей кальция. Здешние минеральные воды разливаются по бутылкам и продаются в Турции.

  • Аязин, Кайя и Дёгер

До фригийских руин лучше всего добираться на собственном транспорте, однако между Афьонкарахисаром и Ихсание ходят удобные дневные поезда, а также долмуши, которые отправляются от конечной остановки, расположенной по адресу: бульвар Ordu 11/А, напротив туристической справочной. Через 40 минут за Исхание нужно попросить водителя долмуша отвезти вас в Дёгер (в 10 километрах к северу от Исхание) или Аязин (около 15 километров к востоку от Исхание, в 30 километрах от Афьонкарахисара). Кроме того, с остановки напротив здания Belediye на улице Voyvoda Gazligol Caddesi в Афьонкарахисаре вы можете доехать на автобусе до деревни Кундузлу недалеко от Аязина.

Лучшие фригийские развалины находятся около современной деревни Аязин, к которой надо свернуть с дороги Афьонкарахисар-Эскишехир у посёлка Кундузлу. От дороги, ведущей в деревню, за маковым полем отлично видны пещерные дома и хорошо сохранившаяся византийская церковь IX века. Если подойти поближе, то на скалах можно рассмотреть рельефы с изображением львов, а также царапины, которые остались после проведённых местными археологами раскопок, во время которых были найдены монеты и другие древние артефакты.

Вырубленную в скалах гробницу Асланташ (Львиный камень) недалеко от деревни Кайя (бывшая Хайранвели) окружают рельефы с изображением двух львов, двух огромных, скалящих друг на друга зубы монстров. Не надо путать этот памятник с другим фригийским культовым сооружением Асланкайя (Львиная скала) с рельефом богини Кибелы и двумя ещё более внушительными львами по бокам. Асланкайя находится недалеко от озера Эмре у деревни Дёгер, где также есть развалины османского каравансарая XV века.

  • Местные спа

В 14 километрах к северу от города по дороге на Кутахью находится массивная Termal Resort Orucoglu, термальная гостиница с полупансионом. Роскошные комнаты с кондиционерами, балконами и бегущей из крана термальной водой. В стоимость проживания входит пользование хамамом, сауной, открытыми и закрытыми бассейнами и водяной горкой. За дополнительную плату предлагают различные виды массажей и другие оздоровительные процедуры. Эта гостиница входит в комплекс горячих источников Omer/Gecek Kaplicilari, услуги которого доступны и менее привилегированным клиентам, которые обычно останавливаются в простых шале. С поиском жилья вам помогут в туристической справочной, в противном случае из Афьонкарахисара ходят сюда несколько долмушей в день.

Курорт Худай Каплыджилары находится в 48 километрах от Афьонкарахисара за посёлком Сандыклы, куда надо свернуть с дороги на Денизли. Сюда стоит приехать, если вы любите принимать грязевые ванны. Худай Каплыджилары с виду напоминает большую деревню с многочисленными простыми шале и оздоровительными центрами с грязевыми ваннами. Отель Hudai Termal, (скидка для остающихся на более продолжительное время) предлагает удобные комнаты, термальные бассейны и оздоровительный комплекс с грязевыми ваннами с температурой до 50 градусов и небольшим бассейном с естественно подогреваемой водой.

Источники каждого отдельно взятого термального бассейна обладают особыми свойствами, поэтому их используют для лечения различных заболеваний, в первую очередь ревматизма, но также и камней в почках, невралгий и хронических мигреней. Считается, что грязевые ванны помогают лечить отложение солей в суставах и позвоночнике.

Вконтакте

Одним из самых интересных памятников, рассказывающих об истории Анкары, является Крепость или Цитадель Хисар. Внушительная конструкция крепости находится на вершине холма и заметна практически из любой точки города. Она окружена двойным кольцом укрепленных стен. Скорее всего, эта крепость могла служить убежищем еще во времена хеттов. Внешнее кольцо стен, которое сегодня окружает крепость, было построено в девятом веке при императоре Михаиле II. Внутренние стены относятся к шестому веку.

Внутренняя четырехэтажная крепость, частично построена из Анкарского камня, а также с применением сполиэна. Камни для строительства стен были взяты из развалин древних зданий античности. Высота башен во внутренней крепости, меняется между четырнадцатью и шестнадцатью метрами. В крепости на сегодняшний день сохранилось множество Османских Анкарских домов времен семнадцатого века.

Цитадель имела тяжелую и важную задачу – отражать и оборонять атаки на границы, а значит, являясь неким «пограничным постом», всегда должна была быть в состоянии военной готовности отразить врага.

Попасть на территорию крепости можно через ворота, расположенные под башней, украшенной часами с большим циферблатом. Толщина окружающих внутренний периметр крепости стен составляет около восьми метров при высоте самих стен в двенадцать метров. Самой высшей точкой здесь является Белая Крепость, неплохо сохранившаяся до наших времен. Расположена здесь также и небольшая мечеть, построенная ещё в двенадцатом веке. В крепости можно подняться на башню, расположенную в восточной стороне и наслаждаться открывающимся отсюда замечательным видом на город.

Вокруг Цитадели на уступах холма раскинулись улочки старого города. Здесь до сих пор все выглядит как сотню-другую лет назад. Некоторые жители построили дома вплотную к крепостным стенам.

На данный момент большинство старинных зданий, расположенных на территории крепости, переоборудованы для современных нужд – так, например, в некоторых из них располагаются сувенирные магазины и уютные ресторанчики. Здесь выставлены на продажу традиционные турецкие изделия, ковры и антикварные товары. Большинство зданий охраняются организацией ЮНЕСКО.

Османская империя. Образование государства

Порой рождения государства турок-османов можно считать, конечно, условно, годы, непосредственно предшествовавшие гибели Сельджукского султаната в 1307 г. Возникло это государство в обстановке крайнего сепаратизма, воцарившегося в государстве Сельджукидов Рума после поражения, которое его правитель потерпел в битве с монголами в 1243 г. Беи Айдына, Гермияна, Карамана, Ментеше, Сарухана и ряда других районов султаната превратили свои земли в самостоятельные княжества. Среди этих княжеств выделялись бейлики Гермиян и Караман, правители которых продолжали вести борьбу, нередко успешную, против монгольского владычества. В 1299 г. монголам пришлось даже признать независимость бейлика Гермиян.

В последние десятилетия XIII в. на северо-западе Анатолии возник еще один практически самостоятельный бейлик. В историю он вошел под названием Османского, по имени предводителя небольшой тюркской племенной группы, главной составной частью которой были кочевники огузского племени кайы.

Согласно турецкой исторической традиции, часть племени кайы откочевала в Анатолию из Средней Азии, где предводители кайы некоторое время находились на службе у правителей Хорезма. Вначале тюрки-кайы избрали местом кочевья земли в районе Караджадага к западу от нынешней Анкары. Затем часть их перебралась в районы Ахлата, Эрзурума и Эрзинджана, доходя до Амасьи и Алеппо (Халеба). Некоторые кочевники племени кайы нашли себе пристанище на плодородных землях в районе Чукурова. Именно из этих мест небольшое подразделение кайы (400-500 шатров) во главе с Эртогрулом, спасаясь от набегов монголов, направилось во владения сельджукского султана Алаэддина Кейкубада I. Эртогрул обратился к нему за покровительством. Султан пожаловал Эртогрулу удж (окраинная область султаната) на землях, захваченных сельджуками у византийцев на границе с Вифинией. Эртогрул принял на себя обязательство защищать границу сельджукского государства на территории дарованного ему уджа.

Удж Эртогрула в районе Мелангии (тур. Караджахисар) и Сёгюта (к северо-западу от Эскишехира) был невелик. Но правитель был энергичен, а его воины охотно участвовали в набегах на соседние византийские земли. Действия Эртогрула облегчены были немало тем, что население пограничных византийских областей было крайне недовольно грабительской налоговой политикой Константинополя. В результате Эртогрулу удалось несколько увеличить свой удж за счет пограничных областей Византии. Трудно, правда, точно определить масштабы этих захватнических операций, как, впрочем, и первоначальные размеры самого уджа Эртогрула, о жизни и деятельности которого нет сколько-нибудь достоверных данных. Турецкие хронисты, даже ранние (XIV-XV вв.), излагают много легенд, связанных с начальным периодом сложения бейлика Эртогрул. Эти легенды гласят, что жил Эртогрул долго: он умер в возрасте 90 лет в 1281 или, по другой версии, в 1288 г.

Сведения о жизни сына Эртогрула, Османа , давшего имя будущему государству, тоже в немалой мере легендарны. Осман родился примерно в 1258 г. в Сёгюте. Этот горный малонаселенный район был удобен кочевникам: здесь было много хороших летних пастбищ, хватало и удобных зимних кочевий. Но, пожалуй, главным преимуществом уджа Эртогрула и наследовавшего ему Османа было соседство с византийскими землями, что давало возможность обогащаться за счет набегов. Эта возможность привлекала в отряды Эртогрула и Османа представителей других тюркских племен, обосновавшихся на территориях других бейликов, так как завоевание принадлежавших немусульманским государствам территорий почиталось у адептов ислама делом священным. В результате, когда во второй половине XIII в. правители анатолийских бейликов в поисках новых владений воевали между собой, воины Эртогрула и Османа выглядели борцами за веру, разоряя в поисках добычи и с целью территориальных захватов земли византийцев.

После смерти Эртогрула правителем уджа стал Осман . Судя по некоторым источникам, были сторонники передачи власти брату Эртогрула, Дюндару, но тот не рискнул выступить против племянника, ибо видел, что его поддерживает большинство. Через несколько лет потенциальный соперник был убит.

Осман направил свои усилия на завоевание Вифинии. Зоной его территориальных притязаний стали области Брусы (тур. Бурса), Белокомы (Биледжика) и Никомедии (Измита). Одной из первых военных удач Османа стал захват в 1291 г. Мелангии. Этот небольшой византийский городок он сделал своей резиденцией. Поскольку прежнее население Мелангии частью погибло, а частью бежало, надеясь найти спасение от войск Османа , последний заселил свою резиденцию выходцами из бейлика Гермиян и других мест Анатолии. Христианский храм по велению Османа был превращен в мечеть, в которой его имя стало упоминаться в хутбах (пятничных молитвах). Согласно легендам, примерно в это время Осман без особого труда добился от сельджукского султана, власть которого стала совсем призрачной, титула бея, получив соответствующие регалии в виде барабана и бунчука. Вскоре Осман объявил свой удж самостоятельным государством, а себя - независимым владетелем. Произошло это около 1299 г., когда сельджукский султан Алаэддин Кейкубад II бежал из своей столицы, спасаясь от взбунтовавшихся подданных. Правда, став практически независимым от Сельджукского султаната, который номинально существовал до 1307 г., когда последний представитель династии румских Сельджукидов был задушен по приказу монголов, Осман признал верховную власть монгольской династии Хулагуидов и ежегодно посылал в их столицу часть дани, которую собирал с подданных. От этой формы зависимости Османский бейлик освободился при преемнике Османа , его сыне Орхане.

В конце XIII - начале XIV в. Османский бейлик значительно расширил свою территорию. Его правитель продолжал набеги на византийские земли. Действия против византийцев облегчались тем, что другие его соседи не проявляли тогда еще враждебности к молодому государству. Бейлик Гермиян воевал то с монголами, то с византийцами. Бейлик Кареси был просто слаб. Не беспокоили бейлик Османа и правители расположенного на северо-западе Анатолии бейлика Чандар-оглу (Джандариды), поскольку и они были главным образом заняты борьбой с монгольскими наместниками. Таким образом, Османский бейлик мог все свои военные силы использовать для завоеваний на западе.

Захватив в 1301 г. район Енишехира и построив там город-крепость, Осман стал готовить захват Брусы. Летом 1302 г. он разбил войска византийского наместника Брусы в сражении при Вафее (тур. Коюнхисар). Это было первое крупное военное сражение, выигранное турками-османами. Наконец-то византийцы поняли, что имеют дело с опасным противником. Однако в 1305 г. войско Османа потерпело поражение в битве при Левке, где против них дрались каталонские дружины, находившиеся на службе у византийского императора. В Византии началась очередная междоусобица, облегчившая дальнейшие наступательные действия турок. Воины Османа овладели рядом византийских городов на Черноморском побережье.

В те годы турки-османы совершили и первые набеги на европейскую часть территории Византии в районе Дарданелл. Войска Османа захватили также ряд крепостей и укрепленных населенных пунктов на пути к Брусе. К 1315 г. Бруса была практически окружена крепостями, находившимися в руках турок.

Брусу захватил несколько позже сын Османа Орхан . родившийся в год смерти своего деда Эртогрула.

Армия Орхана состояла в основном из кавалерийских частей. Не было у турок и осадных машин. Поэтому бей не решился на штурм города, окруженного кольцом мощных укреплений, и установил блокаду Брусы, прервав все ее связи с внешним миром и лишив тем самым ее защитников всех источников снабжения. Подобную тактику турецкие войска применяли и впоследствии. Обычно они захватывали окрестности города, изгоняли или обращали в рабство местное население. Затем эти земли обживались людьми, переселенными туда по приказу бея.

Город оказывался во враждебном кольце, и над его жителями нависала угроза голодной смерти, после чего турки легко им овладевали.

Осада Брусы длилась десять лет. Наконец в апреле 1326 г., когда армия Орхана стояла у самых стен Брусы, город капитулировал. Это произошло в канун смерти Османа , которому сообщили о взятии Брусы на смертном одре.

Орхан , наследовавший власть в бейлике, сделал Бурсу (так ее стали именовать турки), славившуюся ремеслами и торговлей, город богатый и процветавший, своей столицей. В 1327 г. он распорядился чеканить в Бурсе первую османскую серебряную монету - акче. Это свидетельствовало о том, что процесс превращения бейлика Эртогрула в самостоятельное государство близился к завершению. Важным этапом на этом пути стали дальнейшие завоевания турок-османов на севере. Через четыре года после захвата Брусы войска Орхана овладели Никеей (тур. Изник), а в 1337 г. - Никомедией.

Когда турки двинулись к Никее, между войсками императора и турецкими отрядами, которыми предводительствовал брат Орхана , Алаэддин, произошло сражение в одном из горных ущелий. Византийцы были разгромлены, император ранен. Несколько штурмов мощных стен Никеи не принесли туркам успеха. Тогда они прибегли к испытанной тактике блокады, захватив несколько передовых укреплений и отрезав город от окружавших его земель. После этих событий Никея была принуждена к сдаче. Измотанный болезнями и голодом гарнизон не смог более сопротивляться превосходящим силам противника. Захват этого города открыл туркам дорогу к азиатской части византийской столицы.

Девять лет длилась блокада Никомедии, получавшей военную помощь и продовольствие морским путем. Чтобы овладеть городом, Орхану пришлось организовать блокаду узкого залива Мраморного моря, на берегах которого была расположена Никомедия. Отрезанный от всех источников снабжения, город сдался на милость победителей.

В результате взятия Никеи и Никомедии турки овладели почти всеми землями к северу от Измитского залива вплоть до Босфора. Измит (такое наименование отныне получила Никомедия) стал для зарождавшегося флота османов верфью и гаванью. Выход турок к берегам Мраморного моря и Босфора открыл им путь к набегам на Фракию. Уже в 1338 г. турки начали разорять фракийские земли, а сам Орхан с тремя десятками судов появился у стен Константинополя, но его отряд был разбит византийцами. Император Иоанн VI попытался поладить с Орханом , выдав за него свою дочь. На некоторое время Орхан прекратил набеги на владения Византии и даже оказывал византийцам военную помощь. Но земли на азиатском берегу Босфора Орхан рассматривал уже как свои владения. Приехав в гости к императору, ставку свою он расположил именно на азиатском берегу, и византийский монарх со всеми своими придворными был вынужден прибыть туда на пир.

В дальнейшем отношения Орхана с Византией вновь обострились, его отряды возобновили набеги на фракийские земли. Прошло еще полтора десятилетия, и войска Орхана начали вторгаться в европейские владения Византии. Этому способствовало то обстоятельство, что в 40-х годах XIV в. Орхану удалось, воспользовавшись междоусобицей в бейлике Кареси, присоединить к своим владениям большую часть земель этого бейлика, доходивших до восточных берегов пролива Дарданеллы.

В середине XIV в. турки усилились, начали действовать не только на западе, но и на востоке. Бейлик Орхана граничил с владениями монгольского наместника в Малой Азии Эртена, ставшего к тому времени практически независимым владетелем ввиду упадка государства ильханов. Когда наместник умер и в его владениях началась смута, вызванная борьбой за власть между сыновьями-наследниками, Орхан напал на земли Эртена и значительно расширил за их счет свой бейлик, захватив в 1354 г. Анкару.

В 1354 г. турки без труда захватили город Галлиполи (тур. Гелиболу), оборонительные укрепления которого были разрушены в результате землетрясения. В 1356 г. армия под командованием сына Орхана , Сулеймана, переправилась через Дарданеллы. Захватив несколько городов, в том числе Дзориллос (тур. Чорлу), войска Сулеймана начали двигаться в сторону Адрианополя (тур. Эдирне), который был, возможно, и главной целью этого похода. Однако около 1357 г. Сулейман умер, не осуществив всех своих замыслов.

Вскоре турецкие военные операции на Балканах возобновились под руководством другого сына Орхана - Мурада . Туркам удалось взять Адрианополь уже после смерти Орхана , когда Мурад стал правителем. Произошло это, по данным разных источников, между 1361 и 1363 г. Захват этого города оказался сравнительно простой военной операцией, не сопровождавшейся блокадой и затяжной осадой. Турки разбили византийцев на подступах к Адрианополю, и город остался практически без защиты. В 1365 г. Мурад на некоторое время перенес сюда свою резиденцию из Бурсы.

Мурад принял титул султана и вошел в историю под именем Мурада I . Желая опереться на авторитет аббасидского халифа, находившегося в Каире, преемник Мурада Баязид I (1389-1402) отправил ему письмо, испрашивая признания титула султана Рума. Несколько позже султан Мехмед I (1403-1421) стал посылать в Мекку деньги, добиваясь признания шерифами его прав на султанский титул в этом священном для мусульман городе.

Так меньше чем за полтораста лет небольшой бейлик Эртогрул преобразился в обширное и довольно сильное в военном отношении государство.

Что же представляло собой молодое османское государство в начальной стадии своего развития? Его территория охватывала уже весь северо-запад Малой Азии, распространяясь до вод Черного и Мраморного морей. Начали складываться социально-экономические институты.

При Османе в его бейлике еще господствовали социальные отношения, присущие родоплеменному быту, когда власть главы бейлика основывалась на поддержке родоплеменной верхушки, а захватнические операции осуществляли ее военные формирования. Большую роль в формировании османских государственных институтов играло мусульманское духовенство. Мусульманские богословы, улемы, выполняли многие административные функции, в их руках было отправление правосудия. Осман установил прочные связи с дервишскими орденами мевлеви и бекташи, а также с ахи - религиозно-цеховым братством, которое пользовалось большим влиянием в ремесленных слоях городов Малой Азии. Опираясь на улемов, верхушку дервишских орденов и ахи, Осман и его преемники не только укрепляли свою власть, но и обосновывали мусульманским лозунгом джихада, «борьбы за веру», свои захватнические походы.

Осман , племя которого вело полукочевой образ жизни, еще не обладал ничем, кроме табунов коней и овечьих стад. Но когда он стал завоевывать новые территории, возникла система раздачи земель его приближенным в награду за службу. Эти пожалования получили название тимаров. Турецкие хроники так излагают указ Османа относительно условий пожалований:

«Тимар, который я дам кому-либо, пусть без причины не отнимают. А если тот, кому я дал тимар, умрет, то пусть передадут сыну его. Если сын мал, то все равно пусть передадут, чтобы во время войны слуги его ходили в поход до тех пор, пока он сам не станет пригодным». В этом и состоит суть тимарной системы, являвшейся разновидностью военно-ленной системы и ставшей со временем основой социальной структуры османского государства.

Тимарная система обрела законченную форму в течение первого века существования нового государства. Верховное право предоставления тимаров было привилегией султана, однако уже с середины XV в. тимары жаловались и рядом высших сановников. Земельные наделы давались воинам и военачальникам как условное держание. При условии выполнения определенных военных обязанностей держатели тимаров, тимариоты, могли передавать их из поколения в поколение. Примечательно, что владели тимариоты, в сущности, не землями, являвшимися достоянием казны, а доходами с них. В зависимости от этих доходов владения такого рода делились на две категории - тимары, приносившие до 20 тыс. акче в год, и зеаметы - от 20 до 100 тыс. акче. Реальное значение этих сумм можно представить в сравнении со следующими цифрами: в середине XV в. средний доход с одного городского хозяйства в балканских провинциях османского государства составлял от 100 до 200 акче; на 1 акче в 1460 г. в Бурсе можно было приобрести 7 килограммов муки. В лице тимариотов первые турецкие султаны стремились создать прочную и верную опору своей власти - военную и социально-политическую.

В исторически сравнительно короткий срок правители нового государства стали обладателями больших материальных ценностей. Еще при Орхане случалось, что у правителя бейлика не было средств для обеспечения очередного захватнического набега. Турецкий средневековый хронист Хюсейн приводит, например, рассказ о том, как Орхан продал пленного византийского сановника архонту Никомедии, с тем чтобы на добытые таким способом деньги снарядить войско и отправить его против этого же города. Но уже при Мураде I картина резко изменилась. Султан мог содержать войско, сооружать дворцы и мечети, тратить немалые деньги на празднества и приемы послов. Причина такой перемены была проста - со времени правления Мурада I стало законом отчисление в казну пятой части военной добычи, в том числе пленных. Военные походы на Балканы стали первым источником доходов осмайского государства. Дань с покоренных народов и военная добыча постоянно пополняли его казну, а труд населения покоренных областей постепенно начал обогащать знать государства османов - сановников и военачальников, духовенство и беев.

При первых султанах стала складываться система управления Османского государства. Если при Орхане военные дела решались в тесном кругу его приближенных из числа военачальников, то при его преемниках в их обсуждении начали участвовать везиры - министры. Если Орхан управлял своими владениями с помощью ближайших родственников или улемов, то уже Мурад I из числа везиров стал выделять человека, которому поручал управление всеми делами - гражданскими и военными. Так возник институт великого везира, веками остававшегося центральной фигурой османской администрации. Общими делами государства при преемниках Мурада I в качестве высшего совещательного органа ведал султанский совет в составе великого везира, глав военного, финансового и судебного ведомств, представителей высшего мусульманского духовенства.

В годы царствования Мурада I получило первоначальное оформление османское финансовое ведомство. Тогда же возникло сохранявшееся на протяжении веков разделение казны на личную казну султана и государственное казначейство. Появилось и административное деление. Османское государство было разделено на санджаки. Слово «санджак» означает в переводе «знамя», как бы напоминая о том, что управители санджаков, санджак-беи, олицетворяли на местах власть гражданскую и военную. Что касается судебной системы, то она целиком находилась в ведении улемов.

Государство, развивавшееся и расширявшееся в результате захватнических войн, проявляло особую заботу о создании сильной армии. Уже при Орхане были сделаны первые важные шаги в этом направлении. Было создано пехотное войско - яя. Пехотинцы в период участия в походах получали жалованье, а в мирное время жили за счет обработки своих земель, будучи освобождены от налогов. При Орхане были созданы и первые регулярные кавалерийские части - мюселлем. При Мураде I армия была усилена за счет крестьянского пехотного ополчения. Ополченцы, азапы, набирались только на время войны и в период военных действий также получали жалованье. Именно азапы составляли на начальном этапе развития Османского государства основную часть пехотного войска. При Мураде I начал формироваться и корпус янычар (от «ени чери» - «новое войско»), ставший впоследствии ударной силой турецкой пехоты и своего рода личной гвардией турецких султанов. Он комплектовался путем принудительного набора мальчиков из христианских семей. Их обращали в ислам и обучали в специальной военной школе. Янычары были подчинены самому султану, получали жалованье от казны и с самого начала стали привилегированной частью турецкого войска; командир янычарского корпуса входил в число высших сановников государства. Несколько позже янычарской пехоты были сформированы конные отряды сипахи, которые также подчинялись непосредственно султану и находились на жалованье. Все эти военные формирования обеспечивали устойчивые успехи турецкой армии в период, когда султаны все более расширяли завоевательные операции.

Таким образом, к середине XIV в. сложилось первоначальное ядро государства, которому суждено было стать одной из самых крупных империй Средневековья, мощной военной державой, в короткий срок подчинившей себе многие народы Европы и Азии.