Фолклендская война: история конфликта и его последствия. Англо-аргентинская (фолклендская) война (1982 год)

Фолклендская война 1982 возникла из конфликта между Великобританией и Аргентиной по поводу владения группой отдаленных островов в Южной Атлантике. Аргентинцы называют их Мальвинскими, а англичане – Фолклендскими. Эти острова были открыты британцами в конце XVI века. В середине XVIII века на короткий срок их оккупировали французы, а затем они были проданы Испании. Фолклендские острова оставались необитаемыми вплоть до 1820 года, когда здесь появились первые аргентинские поселенцы, которых в 1833 году изгнали англичане. Аргентина так и не простила этого Великобритании.

Усиление репрессивного режима военной хунты в Аргентине в начале 1980-х годов привело к росту ее непопулярности. Глава хунты генерал Леопольдо Гальтиери решил отвлечь внимание общественности страны операцией по возврату Фолклендских островов, на которых были расквартированы незначительные силы Королевской морской пехоты. От Великобритании острова отделяли 6000 миль, и генерал Гальтиери надеялся, что такая дальность расстояния не позволит англичанам предпринять сколько-нибудь решительные военные контрмеры.

2 апреля 1982 года пятьсот морских пехотинцев и бойцов сил специального назначения Аргентины, начав войну, высадились на Фолклендских островах и быстро вынудили восемьдесят британских морских пехотинцев сдаться. Через два дня аргентинцы захватили также Южную Георгию (на карте – South Georgia) в девятистах милях к востоку. Однако уже 5 апреля спешно созданная группа специального назначения отправилась от берегов Англии с целью вернуть Фолкленды. Через три недели англичане вновь овладели Южной Георгией.

Устаревшие бомбардировщики «Вулкан» вылетели из Великобритании к островам Вознесения, где они воспользовались базами американцев, и уже отсюда наносили бомбовые удары по единственному оборудованному аэродрому на Фолклендах в Порт-Стэнли, причем успех этой военной операции почти целиком зависел от эффективной организации дозаправки бомбардировщиков в воздухе.

2 мая 1982 британская атомная подводная лодка «Конкерор» потопила аргентинский крейсер «Генерал Бельграно». После этого угроза аргентинского надводного флота была устранена, поскольку все остальные корабли вернулись на свои базы. Когда британские части специального назначения окружили Фолклендские острова, основной ход войны переместился в воздух. Английские самолёты «Харриеры» начали одерживать верх над состоявшими на вооружении у Аргентины «Скайхоками» американского производства, французскими «Сюпер-Этандарами» и «Даггерами» франко-израильского производства. В воздушных боях Фолклендской войны «Харриеры» впервые сполна проявили свою феноменальную маневренность, особенно способность зависать в воздухе.

Решающим оказалось сражение, в котором участвовали аргентинские самолеты и британские боевые корабли. 4 мая английский эсминец «Шеффилд» был потоплен противокорабельной ракетой «Экзосет», выпущенной с аргентинского «Сюпер-Этандара». Бои обострились после того, как английский морской десант 21 мая закрепился на побережье бухты Сан-Карлос.

В следующие три дня аргентинские истребители потопили три английских боевых корабля и транспорт «Атлантик Конвейор», который помимо прочих ценных грузов перевозил практически все (за исключением одного) большегрузные вертолеты «Чинук» сил специального назначения. Аргентинцы добились бы еще большего успеха, если бы их бомбы были оснащены надежными взрывателями,

В ходе этих боев аргентинцы потеряли значительное количество своих самолетов, сбитых как «Харриерами», так и зенитными ракетными комплексами «Рапира».

28 мая 1982 произошло первое серьезное сражение Фолклендской войны на суше, когда после кровопролитного боя английские парашютисты захватили поселение Гуз-Грин. Отсюда они начали марш на Порт-Стэнли, конечную цель их операции. Это наступление пришлось осуществлять пешим порядком по труднопроходимой местности, поскольку англичане потеряли весь парк большегрузных транспортных вертолетов.

Но еще до начала решающих сражений за Порт-Стэнли англичанам было суждено пережить еще одну тяжелую военную потерю: аргентинские бомбардировщики совершили налет на большие десантные корабли «Сэр Галахад» и «Сэр Тристрам» в бухте Блафф, нанеся обоим серьезные повреждения.

В ночь с 11 на 12 июня 1982 Фолклендская кампания вступила в финальную стадию, когда англичане предприняли атаку на скалистый горный массив Лонгдон. Через два дня они развернули наступление на хребет Уайэрлесс и гору Тамблдаун. В этих боях участвовала пехота, вооруженная винтовками, штыками, гранатами и легкими пулеметами. Эта операция разительно отличалась от «компьютерно-механизированной» войны, к которой готовили британскую армию на учениях в Европе.

Британские парашютисты и аргентинские пленные. Порт-Стэнли, июнь 1982

На следующий день аргентинцы сдались, и английские войска вошли в Порт-Стэнли. Неудача в Фолклендской войне привела к падению Гальтиери и его хунты, победа же Великобритании вызвала бурный всплеск национальной гордости у англичан и способствовала росту международного авторитета и престижа премьер-министра Маргарет Тэтчер .

Выступление по REN TV 13 января 2007 года в программе "Военная тайна"

Война Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, лежащими в Южной Атлантике в 400 км от аргентинского побережья. Эти острова находятся во владении Англии, но ее права оспариваются Аргентиной, утверждающей, что впервые архипелаг был открыт испанскими мореплавателями еще в середине XVI века, прежде чем его посетили англичане.

Хронология конфликта

В 1820 году , после провозглашения независимости от Испании, Объединенные провинции Ла-Платы (будущая Аргентина) заявили о своих правах на Фолкленды, которые испанцы называли Мальвинскими островами.

В 1829 году там был высажен аргентинский военный губернатор с небольшим отрядом солдат. В 1833 году сюда прибыли английские суда, объявили архипелаг британским владением, а находящихся на нем аргентинцев вывезли на родину. Аргентина никогда не признавала Фолкленды английской территорией.

В 1982 году военное правительство Аргентины во главе с президентом генералом Л. Галтьери находилось в состоянии кризиса, испытывая все большее недовольство населения из-за ухудшения экономического положения страны. Чтобы отвлечь народ от тягот жизни и на патриотическом подъеме удержаться у власти, Галтьери решил силой захватить Фолклендские острова. Он надеялся, что Англия не станет воевать из-за нескольких скалистых островков, находящихся за 13 тысяч км от Британских островов. Тем более что их население не превышало 2 тысяч человек (в подавляющем большинстве - потомков британских поселенцев).

19 марта 1982 года на о. Южная Георгия - необитаемом острове, управляющемся из столицы Фолклендов Порт-Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Вместо этого они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить их с Южной Георгии, но на помощь рабочим пришли аргентинские войска.

2 апреля они высадились также на Фолклендских островах. Находящаяся в Порт-Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по приказу губернатора Р. Ханта капитулировала без сопротивления. Новым губернатором Галтьери назначил командующего аргентинским экспедиционным корпусом генерала М.Б. Менендоса. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические отношения.

3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502, призывающую стороны решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Англия требовала вывода аргентинских войск как условие начала переговоров . Буэнос-Айрес на переговоры соглашался, но войска выводить отказывался.

5 апреля из Портсмута отплыла в Южную Атлантику британская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвисибл" с 10-тысячным экспедиционным корпусом на борту. (Практически через две недели с начала активной фазы конфликта)

7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что, начиная с 12 апреля английский флот, будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов. Аргентина в ответ начала призыв резервистов и перебросила на острова дополнительные войска. Аэродром в Порт-Стэнли стали переоборудовать для приема военных самолетов.

25 апреля британская эскадра высадила десант на Южной Георгии, который без боя захватил в плен аргентинский гарнизон.

30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов. Английская авиация с авианосцев нанесла удары по позиция аргентинцев на островах, вывела из строя оба аэродрома и повредила несколько неприятельских боевых самолетов и вертолетов.

2 мая подводной лодкой был потоплен аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно" , находившийся вне пределов 200-мильной запретной зоны, объявленной англичанами. Погибло 386 членов экипажа.

Аргентинские самолеты в тот же день потопили британский эсминец "Шеффилд", на котором погибло 30 человек.

Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер.

В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия.

17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом.

21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки, 40 истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета "Харриер" и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт-Дарвин и Гуз-Грин на острове Восточный Фолкленд.

26 мая правительство Аргентины предложило в течение 30 дней отвести войска обеих сторон на свои базы и передать острова на период переговоров под управление ООН. Однако англичане не сомневались в своей победе и не отреагировали на аргентинские предложения.

30 мая аргентинским самолетам удалось повредить авианосец "Инвинсибл" , но это не оказало никакого влияния на ход английской операции по освобождению Фолклендских островов.

14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10-тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал. Потери аргентинцев убитыми составили около 700 человек, потери англичан - около 250 погибших.

Вскоре после капитуляции президент Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству. Генерал Галтьери за развязывание войны с Англией был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел 7.

В результате этого военного конфликта Великобритания сохранила за собой Фолклендские острова, а поражение Аргентины привело к падению военного режима генерала Галтьери и приходу к власти гражданского правительства в 1983 году. Новое правительство Аргентины начало серию консультаций.

В октябре 1989 года между Англией и Аргентиной были восстановлены консульские, а с февраля 1990 года дипломатические отношения в полном объеме.

В результате войны над Фолклендами был восстановлен суверенитет Великобритании.

"Фолклендская" война была явлением неслучайным, она стала итогом сложения многих факторов

Великобритании и Аргентине война была нужна

  1. В экономике государства стали заметны явления застоя и правящий режим (Маргарет Тетчер) искал способ и повод укрепить свой имидж и поправить дела.
  2. Правительство Великобритании настолько запуталось в своей внутренней политике и экономике, что почти приняло решение о радикальном сокращении расходов на оборону за счет сокращения флота, путем продажи авианосцев и кораблей их боевого обеспечения.
  3. Нефть Северного моря подходила к концу и альтернативных источников минеральных ресурсов, подобного плана в ближайшем ареале Великобритании не было.
  4. Великобритания исчерпала запасы нефти Северного моря. В то время как вокруг Фолклендов лет 25 тому назад были обнаружены запасы нефти более чем на порядок превышающие запасы нефти Северного моря. Кроме того, страна, владеющая Фолклендами, автоматически получает права на владение соответствующей секторной частью нефтенесущего шельфа Антарктиды.
  5. Нефть стоила не очень дорого и повышение ее цены для (ресурсодобывающей) Великобритании было объективно выгодно.
  6. Вооруженные Силы Великобритании длительное время не имели серьезного боевого опыта. Они "застоялись", их авторитет в обществе падал, оно просто "разлагались" в Ирландии, а современные требования к ним требовали своей проверки реальной "маленькой и победоносной" войною.
  7. В Аргентине экономика практически рухнула и страна была накануне политического кризиса. Навязанный Великобританией и США стране займ МВФ ее просто доконал, властвовала враждебная интересам Великобритании хунта (которой также нужно было хоть чем-то, например войной с "историческим врагом", отвлечь народ от экономической катастрофы), и Великобритании было выгодно привести к власти в Аргентине дружественных ей "демократов-перонистов", способных хоть как-то вернуть ей долги.
  8. Великобритания была мощной современной военной державой, а Аргентина - явным военным аутсайдером. Победа в войне была Англии обеспечена.
  9. Поскольку все эти факторы были хорошо просчитываемы, то дело построения повода к войне, а значит национальной и экономической мобилизации нации - было делом техники.
  10. Мы считаем, что вся эта война была спланирована заранее и в нужный момент спровоцирована спецслужбами Великобритании.

В результате этой войны Великобритания успешно решила все поставленные задачи.

  1. Фолкленды остались за Великобританией, одержана военная победа и противник был "принародно унижен", и международный авторитет государства вырос.
  2. Нация сплотилась против явного врага, вокруг королевы, армии и правительства, а экономический бум продолжился.
  3. Правительство стало популярным и авторитетным у английского общества.
  4. Армия потренировалась и сделала необходимые выводы и стала срочно модернизироваться.
  5. Королевский военно-морской флот не был сокращен и стал только развиваться.
  6. В Аргентине хунта пала, перонисты пришли к власти и просто "подарили "Фолкленды" Англии и стали расплачиваться по долгам.
  7. Кроме того, Великобритания как никогда близко подошла к Антарктиде, как будущему источнику важнейших мировых ресурсов (пресная вода, углеводороды, металлы, биоресурсы и т.д.), из-за которых исторически скоро развернется жесточайшая борьба всех ведущих держав мира.

"Фолклендская" война была одним из первых примеров войны имеющей геоэкономические основы и преследующей дальние геостратегические цели одной из великих держав мира.

Победа Великобритании в Фолклендской войне была обусловлена:

  1. Четким определением стратегических целей;
  2. Целеустремленностью и волей государства, установкой нации на победу в войне;
  3. Заблаговременной и тщательной подготовкой, высоким уровнем и качеством планирования войны и национальной мобилизации;
  4. Эффективным решением проблем перехода к войне в условиях рыночной экономики;
  5. Превосходством информационного обеспечения войны;
  6. Высоким профессионализмом специальных служб;
  7. Согласованными действиями дипломатии во внешней сфере и действиями правительства во внутренней политике страны;
  8. Способностью ВС Великобритании к серьезному стратегическому маневру;
  9. Полным превосходством ВС Великобритании в воздухе, на море и высоким уровнем подготовки британских десантников;
  10. Способностью военного руководства государства быстро принимать решения и быстро и решительно их исполнять, сохраняя, при этом высокую степень скрытности действий;
  11. Прекрасно разработанными и четко реализованными планами введения противника в заблуждение;
  12. Высокой степенью взаимодействия вооруженных сил США и Великобритании. (Передача Великобритании новой американской ракеты класса "воздух-воздух" "Сайдвиндер", предоставление передовой базы на острове Вознесения, предоставление данных космической разведки, заправка кораблей ВМФ Великобритании танкерами США), и так далее.

Собственно военная часть войны
Великобритании и Аргентины за Фолклендские (Мальвинские) острова (1982).

Фолклендская война занимает уникальное место в военно-политической истории. В течении сравнительного не длительного периода кризиса (74 дня) противостоящие стороны вели ожесточенную борьбу в удаленном районе Атлантического океана с применением самых современных вооружений и большого количества войск и техники. Всего в боевых действиях с обеих сторон приняли участие до 60 тыс. человек личного состава, свыше 180 кораблей и судов, 350 боевых самолетов и вертолетов.

Авиация. "Война за Фолкленды" характеризуется кратковременным, но интенсивным применением военной авиации обеими воюющими сторонами.

К началу боевых действий военная авиация Аргентины имела до 555 летательных аппаратов, в том числе бомбардировщики "Канберра" B, истребители-бомбардировщики "Мираж"-IIIEA", "Супер Этандар", штурмовики A-4P "Скайхок". Однако наиболее современными боевыми самолетами были лишь "Супер Этандар" французского производства, которые в ходе боевых действий пятью ракетами класса "воздух-корабль" AM-39 "Экзосет" потопили эсминец УРО "Шеффилд" и контейнеровоз "Атлантик Конвейор".

На начальном этапе операции для поражения целей на спорных островах Великобритания задействовала дальние бомбардировщики "Вулкан" B.2, которые действовали с о. Вознесения. Их полеты обеспечивали самолеты-заправщики "Виктор" К.2. Противовоздушную оборону о. Вознесения осуществляли истребители "Фантом" FGR.2.

Непосредственно в составе авиационной группировки британских экспедиционных сил в зоне конфликта находилось до 42 современных самолетов-бомбардировщиков вертикального взлета и посадки "Си Харриер" FRS.1 (потеряно 6) и "Харриер" GR.3 (потеряно 4), а также до 130 вертолетов ("Си Кинг", CH-47, "Уэссекс", "Линкс", "Скаут", "Пума") различного назначения. Эти машины базировались на британских авианосцах "Гермес" и "Инвинсибл", других авианесущих кораблях, а также на полевых аэродромах.

Потери английской авиации составили 34 самолета и вертолета, из них 9 погибли от огня наземных средств ПВО, а остальные - в результате ударов аргентинской авиации, аварий и катастроф.

В целом. Умелое применение авиации Великобританией обеспечило ее войскам превосходство над аргентинцами и, в конечном счете, победу. Всего в ходе войны по разным подсчетам аргентинцы лишились от 80 до 86 боевых самолетов.

Флот

В 317-е оперативное соединение вошли 2 авианосца, 11 эскадренных миноносцев (из них 8 эсминцев УРО типа "Шеффилд": "Энтрим", "Глэморган", "Бристоль", "Шеффилд", "Ковентри", "Глазго", "Эксетер", "Кардифф",), 27 (из них 17 были задействованы у Фолклендов) фрегатов, 3 атомные и 1 дизельная подводные лодки, 2 десантно-вертолетных корабля-дока ("Фирлесс" и "Интрепид"), 6 танкодесантных кораблей, 2 тральщика и другие корабли и суда.

Для обеспечения и усиления кораблей оперативного соединения правительство зафрахтовало до 70 гражданских судов различного предназначения.

Как сообщалось в "Белой книге: уроки фолклендской кампании, всего привлекалось 45 гражданских судов, прошедших дооборудование . Они пользовались для перевозок личного состава, боевой техники, средств материально-технического обеспечения, а также в качестве буксиров, плавмастерских и госпиталей. Кроме того, из резерва в состав флота были введены 44 корабля и 22 вспомогательных судна.

В своей книге "Сто дней" главный британский командующий адмирал сэр Джон Вудвард, который непосредственно отвечал за операцию по возвращению Фолклендских островов. Писал: "Остается загадкой, почему аргентинское командование упустило возможность нанести удар по "Гермесу". В случае их успеха британцев ожидал крах. Зная это, мы вели войну на лезвии ножа. Я понимал, что всего один несчастный случай - мина, взрыв или пожар на любом из наших двух авианосцев, почти наверняка станет фатальным для всей операции. Мы потеряли "Шеффилд", "Ковентри", "Ардент", "Антилоуп", "Атлантик Конвейер" и "Сэр Гэлахад". Если бы аргентинские бомбы были должным образом подготовлены для бомбометания со сверхмалых высот, то мы бы лишились еще и "Антрима", "Плимута", "Аргонавта", "Броудсворда" и "Глазго". И нам очень повезло, что "Глэморган" и "Бриллиант" к середине июня все еще оставались в строю".

Для доставки в район боевых действий самолетов и вертолетов англичане использовали ролкеры-контейнеровозы. Переоборудование их производилось по проекту АРАПАХО, разработанному в США. Для взлета самолетов в носовой части судна палуба усиливалась стальными листами и заканчивалась рампой (трамплином), обеспечивающей взлет с подскоком. Были оборудованы взлетно-посадочные огни и произведена разметка полетной палубы. Из контейнерных модулей оборудовались кубрики для личного состава, помещения для хранения и обслуживания авиационной техники, устанавливались цистерны для авиационного топлива и масел, на корме была сооружена вертолетная площадка. На контейнеровозе "Атлантик Конвейер" установили две артиллерийские установки 40-мм калибра. Кроме контейнеровоза "Атлантик Конвейер", под авиатранспорты переоборудовали однотипный "Атлантик Коузвей", а также "Контендер Безант". Все работы по переоборудованию контейнеровозов под авианесущие корабли заняли 7-9 суток. Это был первый случай фактического осуществления плана АРАПАХО в боевой обстановке.

Переоборудование судов велось круглосуточно на верфях Сайтгемптон, Портсмут, Девонпорт и Poсайт . По одному судну было переоборудовано в Гибралтаре и Чарльстоне (США). К производству работ было привлечено более 200 фирм-поставщиков.

Возрастала роль в войне масштабы мобилизации судов. Так, если в Первую Мировую войну Англия мобилизовала 5 тыс. судов, то во Второй Мировой войне эта цифра превысила 12 тыс. ед. В Фолклендском конфликте за очень короткие сроки было мобилизовано более 70 судов. При этом если в прошлом для переоборудования судов нужны были месяцы и годы, сейчас эти сроки ограничивались сутками и часами.

С объявлением аргентинской стороны о минировании вод, омывающих Фолклендские острова, англичане переоборудовали 5 рыболовных траулеров в минные тральщики и, укомплектовав их военными командами, отправили в район конфликта.

Заслуживает внимания опыт использования пассажирских судов-лайнеров для ускоренной доставки в район боевых действий крупного контингента войск. Всего было задействовано 3 судна этого класса: крупнейший английский лайнер "Куин Элизабет-2", "Канберра" и "Норленд" . Вместимость первого лайнера была доведена до 3150 мест, второго - до 2000 и третьего - до 1200. Переоборудование лайнеров в войсковые транспорты заняло всего 48 часов. На судах оборудовали вертолетные площадки и приспособления для передачи грузов в море, установили дополнительные средства связи. Всего 16 суток потребовалось англичанам, чтобы на лайнере "Куин Элизабет-2" доставить в район боевых действий 3 тыс. морских пехотинцев.

Лайнер "Уганда" за 65 часов переоборудовали в госпитальное судно , на нем англичане развернули свыше 1 тыс. коек, загрузили 90 тонн медицинского имущества и приняли 100 человек медперсонала. Оборудованное реанимационное отделение имело почти 100 мест. Только с 16 мая по 13 июля на "Уганде" квалифицированную медицинскую помощь оказали 730 военнослужащим, 92 % которых составляли пораженные в ходе боевых действий. 500 из них на санитарно-транспортных судах были эвакуированы в Монтевидео (Уругвай), а затем по воздуху в Великобританию.

Общие выводы

Потери флота Великобритании - 6 кораблей, а также серьезно повреждены более 10 кораблей (в том числе оба авианосца, по аргентинским данным).

Потери Аргентины . Крейсер "Генерал Бельграно", подводная лодка "Сайта Фе", сторожевое судно "Комодоро Сомеллера". Кроме этих крупных кораблей было потоплено несколько малых аргентинских судов. В ходе блокады англичане, кроме крейсера, уничтожили патрульный катер, танкер, транспорт, разведывательное судно, повредили или уничтожили 2 транспорта и патрульный катер.

Расходы сторон

После завершения конфликта стоимость его для Великобритании оценивалась в 1,5 млрд. фунтов стерлингов. Однако это далеко не полные данные.

Расходы Аргентины на войну также не поддаются точной оценке. Предполагается, что расходы хунты достигли 2 млрд. долларов.

Общие выводы

  1. Боевые действия показали высокую уязвимость надводного флота от воздействия современных образцов противокорабельных ракет и необходимость создания непреодолимой для них системы ПВО.
  2. Война еще раз доказала необходимость наличия в составе ВМС современных авианосцев.
  3. Война показала насущную необходимость наличия и отработки в мирное время вариантов мобилизационных схем в национальной экономике и государственных практик руководства войной.
  4. Война показала, что гражданской государственной власти необходимо слушать своих военных и не оценивать национальные вооруженные силы по сугубо рыночным отношениям мирного времени.
  5. К сожалению, Военно-морской флот России и сегодня не способен вести боевые действия такой интенсивности и на таком удалении от своих баз.

Фолклендские (Мальвинские) острова включают в себя 2 крупных и около 200 мелких островов, расположенных в юго-западной части Атлантического океана; они находятся на расстоянии 13 тысяч км от Англии и 400 км от Аргентины.

История конфликта вокруг этих островов насчитывает не менее 150 лет. В 1820 году после провозглашения независимости от испанской короны, Аргентина (старое название - Объединенные провинции Ла-Платы) заявила о своих правах на Фолклендские (Мальвинские) острова, а в 1829 году учредила на них свою военную администрацию. В 1833 году Великобритания послала к островам свой десант и выдворила аргентинцев вместе с их военным губернатором; архипелаг был объявлен английской колонией.

C 60-х годов ХХ века Аргентина усилила дипломатическую активность за ликвидацию колониального режима на Фолклендах и распространение своего суверенитета на острова. Эта проблема даже рассматривалась на заседании ООН, и большинство высказалось за деколонизацию.

1 июля 1971 года Англия и Аргентина подписали ряд соглашений, облегчающих торговлю и транспортную связь, началось научное сотрудничество.

В 1972 году Аргентина построила аэродром и установила телефонную связь.

В 1976 году началось научное сотрудничество. Но правительство Англии не предоставило фолклендцам равных прав с жителями Соединенного Королевства Великобритании и даже отказало им в праве владения собственностью на островах. Отношения заметно обострились, когда в 1975 году английское правительство направило на Фолкленды комиссию во главе с лордом Шелктоном для изучения экономических возможностей архипелага, произошел обмен резкими нотами и послы обеих стран были отозваны до 1979 года.

После прихода к власти в мае 1979 года консерваторов во главе с Маргарет Тэтчер англо-аргентинские отношения еще больше ухудшились, а переговоры в Нью-Йорке в апреле-мае 1980 года зашли в тупик. Дипломатическое решение территориального спора показалось военному правительству Аргентины уже невозможным, и оно перешло к решительным действиям.

19 марта 1982 года на о. Южная Георгия высадились несколько десятков аргентинцев - рабочих компании по переработке железного лома; они намеревались разобрать старую китобойную станцию. В соответствии с соглашением 1971 года они получили разрешение на въезд у английского посольства в Буэнос-Айресе, но власти острова заявили, что договоренность 1971 года не распространяется на остров Южная Георгия. Однако высадившиеся аргентинцы подняли на острове свой национальный флаг. Английские войска, находившиеся на архипелаге, попытались выдворить аргентинских рабочих, но министр иностранных дел Аргентины Н. Коста Мендес заявил, что "аргентинцы работают на аргентинской территории и будут продолжать работать под защитой аргентинского правительства.

2 апреля 1982 года аргентинские войска под командованием генерала М. Менендоса, осуществляя операцию "Суверенитет", высадились на Фолклендах, которые защищала одна рота королевских морских пехотинцев Великобритании (около 80 человек), дислоцировавшаяся в Порт-Стенли и прекратившая сопротивление по приказу английского губернатора Р. Ханта. Жертв (включая даже раненых) не было. Новым губернатором, теперь уже на Мальвинах (Фолклендах), стал генерал М.Б. Менендос; 7 апреля состоялась очень торжественная церемония вступления его в должность.

Вторжение Аргентины на Фолкленды диктовалось внутренними причинами. Военная хунта во главе с генералом Леопольдо Галтьери оказалась накануне экономического краха: промышленное производство прекратилось, внешняя задолженность во много раз превысила бюджет, внешние займы прекратились, инфляция составляла 300 % в год. Диктатор надеялся с помощью маленькой победоносной войны поднять престиж своего военного режима, но просчитался.

В тот день, когда аргентинские войска высадились на Фолклендах (2 апреля 1982 года), Лондон разорвал дипломатические отношения с Буэнос-Айресом, заморозил аргентинские авуары в британских банках, запретил продавать Аргентине военную технику и оружие.

17 тысячам английских подданных было предложено покинуть Аргентину.

В экстренном порядке 5 апреля из Портсмута отправилась военная эскадра, первоначально насчитывающая 40 больших кораблей во главе с авианосцами "Гермес" и "Инвисбл", на борту которых находилось около 10 тысяч человек.

Затем на протяжении всего конфликта Великобритания неоднократно посылала в Южную Атлантику дополнительные военные и транспортные суда. Таким образом стало ясно, что консервативное правительство Великобритании делало ставку на военную силу.

Британский флот направлялся к острову Вознесения, расположенному на полпути к Фолклендам. На нем находилась военно-морская база США, которая была предоставлена Вашингтоном в распоряжение английских войск и стала плацдармом для операций против аргентинских сил. При этом правительство Великобритании заявляло, что посылка флота будет лишь средством давления в ходе дипломатического решения спора.

Но 7 апреля министр обороны Великобритании Дж.оНотт заявил в палате общин, что, начиная с 12 апреля, британский флот будет топить любое аргентинское судно, которое окажется на расстоянии ближе 200 миль от Фолклендских островов. Это можно было расценивать как фактическое объявление войны Аргентине.

В ответ аргентинское правительство наложило запрет на платежи британским банкам. После известия об отправке британского флота в Аргентине начались призывы резервистов. На Фолкленды были переброшены дополнительные войска, аэропорт в Порт-Стэнли (Пуэрто-Архентино) приспосабливался для обслуживания военных самолетов. В то же время было очевидно нежелание Аргентины развязывать активные боевые действия, ее крупные военные корабли не заходили в 200-мильную зону, избегая столкновения с британскими подводными лодками.

3 апреля 1982 года Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502, призывавшую конфликтующие стороны решить спор путем переговоров; при этом большинство членов Совета Безопасности высказались за вывод аргентинских войск с Фолклендских (Мальвинских) островов. СССР и еще три страны при голосовании воздержались, так как требование о выводе аргентинских войск было равносильно возвращению островов Англии. Панама проголосовала против резолюции. Буэнос-Айрес выражал готовность начать переговоры, но вывести войска отказался.

Во второй половине апреля в Англии заговорили уже о неизбежности применения силы. 25 апреля с военных кораблей был высажен десант, и английские войска заняли о. Южная Георгия, расположенный в 800 милях восточнее Фолклендов и находившийся вне зоны действия аргентинской авиации. После артиллерийского обстрела английский десант занял населенные пункты Грютвикен и Лейт.

26 апреля генеральный секретарь ООН Перес де Куэльяр призвал Великобританию прекратить военные действия, но его обращение было в резкой форме отвергнуто премьер-министром Англии. Великобритания продолжала эскалацию конфликта.

30 апреля в 11.00 по Гринвичу было объявлено о введении полной морской и воздушной блокады островов. С этого времени английские войска рассматривали как вражеские любые суда и самолеты, в том числе гражданские, оказавшиеся в 200-мильной зоне. Аэропорт в Порт-Стэнли был объявлен закрытым.

Английская авиация нанесла удары по оборонительным позициям аргентинских войск на Фолклендах (Мальвинах), в результате которых были повреждены оба имевшихся там аэродрома, нанесен значительный ущерб аргентинским истребителям и вертолетам. 2 мая английская подводная лодка торпедировала аргентинский крейсер "Хенераль Бельграно" , причем в 36 милях от 200-мильной зоны, объявленной самими же англичанами. Погибли 368 членов экипажа.

Эта неоправданная мера вызвала возмущение общественного мнения во всем мире. В ответ аргентинские войска активизировали свои действия: был затоплен крупнейший английский эсминец "Шеффилд", на котором погибло 30 человек. Но это не остановило Англию, направившую к Фолклендам эсминец "Экстер" и 4 фрегата, а также пассажирский лайнер "Куинн Элизабет II", доставивший еще 3 тысячи солдат. Затем в район боевых действий было послано еще десять военных кораблей и транспортное судно "Канберра" с 2,5 тысячами солдат на борту. На завершающем этапе операции у Фолкленд было собрано около 100 английских кораблей и 20 тысяч военнослужащих.

Правительство Англии предъявило Аргентине ультиматум, потребовав вывести войска с островов в течение 48 часов, а зону военных действий сузило до 12 миль и перешло к решительным действиям. 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер, а через несколько дней были обстреляны с кораблей и подверглись бомбардировке с воздуха Порт-Стэнли и Порт-Дарвин. Кроме того, британские истребители-бомбардировщики "Харриер" потопили аргентинское рыболовное судно "Нарвал". Эта бессмысленная жестокость также вызвала возмущение во всем мире.

В середине мая англичане осуществили рейд на островок Пебл и уничтожили находившиеся там аргентинские самолеты и склады оружия. Все чаще производились обстрелы Порта-Стэнли и расположенных там взлетно-посадочных полос. На Фолкленды и даже на территорию самой Аргентины высаживались десантно-диверсионные группы.

В документах британского правительства от 17 и 21 мая были сформулированы требования английской стороны: вывод аргентинских войск в течение 14 дней; восстановление действовавшего ранее управления при "консультациях" с администратором ООН; ведение переговоров без определения их результатов. В документах подчеркивались права Великобритании на суверенитет над Фолклендами; Аргентина называлась агрессором; указывалось, что острова Южная Георгия и Южные Сандвичевы остаются английскими владениями. Таким образом, выдвигались условия, лишавшие Аргентину всяких надежд на восстановление исторических прав на Фолклендские (Мальвинские) острова.

21 мая начался штурм Фолкленских островов британскими войсками. Десантные отряды высадились одновременно в различных пунктах островов. В операции участвовало 22 тысячи британских солдат, в группу вторжения входили: 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки, около 40 истребителей-бомбардировщиков "Харриер" и 35 вертолетов различного назначения. Создав плацдарм, британские войска стали готовиться к наступлению на Порт-Стэнли. После ожесточенных двухдневных боев британские войска захватили на о. Восточный Фолкленд (Соледад) населенные пункты Порт-Дарвин и Гуз-Грин.

26 мая правительство Аргентины изложило свои пожелания по улаживанию конфликта: обсуждение в ходе переговоров судьбы не только Фолклендов, но и зависимых территорий; отвод войск обеих сторон в течение 30 дней на свои базы; управление ООН на переходный период и отмена ограничений, препятствовавших поселению на островах аргентинцев.

30 мая аргентинская авиация серьезно повредила один из самых мощных кораблей ВМС Англии - авианосец "Инвинсибл" водоизмещением 20 тысяч тонн, имеющий 900 человек экипажа и новейшее ракетное вооружение. 4 июня в Совете Безопасности ООН был выдвинут проект резолюции, призывающий обе стороны немедленно прекратить огонь, но Великобритания и США наложили на нее вето.

12 июня началось массированное наступление британской морской пехоты и парашютистов на Порт-Стэнли. Мощная бомбардировка привела к жертвам среди местного населения.

После окружения английскими войсками Порта-Стэнли 14 июня 1982 года было достигнуто соглашение о прекращении боевых действий, а 15 июня английский генерал Мур принял заявление о капитуляции от аргентинского генерала Менендоса, но официального соглашения между Англией и Аргентиной заключено не было.

Англичане взяли в плен 10 тысяч аргентинских солдат и офицеров, а потери убитыми со стороны Аргентины составили 700 человек; англичане потеряли убитыми около 250 человек.

В результате этого военного конфликта Великобритания сохранила за собой Фолклендские острова, а поражение Аргентины привело к падению военного режима генерала Галтьери и приходу к власти гражданского правительства в 1983 году. Новое правительство Аргентины начало серию консультаций.

В октябре 1989 года между Англией и Аргентиной были восстановлены консульские, а с февраля 1990 года дипломатические отношения в полном объеме.

В настоящее время в Аргентине у власти опять перонисты и им, естественно, не хочется поднимать вопрос о законности их правления. Они уже пошли на попятную и объявили о своем горячем желании просто подарить Фолкленды Великобритании (хотя в настоящее время эти острова являются спорными аргентино-британскими), скорее всего, в счет долга МВФ.

В этой статье речь пойдет об очередном конфликте XX века, а именно о войне за Фолклендские острова. Война эта велась между Аргентиной и Великобританией в 1982 г. Она длилась менее трех месяцев. Почему так случилось и что заставило эти страны вести между собой боевые действия? Подробнее читайте далее.

Предыстория

В конце XVII века Фолклендские острова, являющиеся архипелагом, были открыты европейскими мореплавателями, однако по причине близкой расположенности к Аргентине эта страна всегда считала их частью своей территории. На архипелаге, состоящем из двух крупных и более семисот мелких островов и скал, не было коренного населения, и на протяжении многих лет он не один раз переходил из рук в руки. В XVIII веке здесь было основано английское поселение, но во время Британия была вынуждена покинуть эти земли. В 1820 г. аргентинские переселенцы прибыли на Фолклендские острова. Великобритания установила контроль над островами в 1833 г., вновь заявив о своих правах на эти территории.

Во второй половине XX века Аргентина предприняла ряд дипломатических шагов с целью ликвидировать колониальный статус Фолклендских островов. Эта страна имела притязания на данные территории и желала распространить на них свой суверенитет. Вопрос о деколонизации рассматривался на заседаниях ООН, но так и не был решен. Фолклендская война 1982 года как раз произошла из-за этого неразрешенного спора.

Кому должны принадлежать острова?

Ситуация усугубилась в начале 1982 г., когда глава военной хунты, в 1979 г. пришедшей к власти в Аргентине, принял решение о вторжении на Фолклендские острова. Война началась в момент, когда Аргентина переживала далеко не самые лучшие времена. В связи с этим военный режим генерала Леопольдо Галтьери предпринял попытку завладеть островами с целью отвлечь внимание населения от внутренних проблем страны, а также для укрепления национальной гордости и сплочения народа против общего врага, в данном случае Великобритании.

Захват островов Аргентиной

Так, 2 апреля аргентинские военные подразделения высадились на Фолклендских островах, тем самым развязав последовавший за этим конфликт. Захват островов, которые защищали около восьмидесяти английских морских пехотинцев, дислоцировавшихся в Порт-Стенли, произошел без кровопролития. Британцы сдались, и на Фолклендах установилось новое правительство, возглавленное аргентинским генералом Менендосом. В связи с этим и произошла Фолклендская война, причины которой заключаются в том, что обе конфликтующие стороны претендовали на эту территорию.

На следующий день после высадки аргентинских подразделений на Фолклендских островах в СБ ООН была принята резолюция, призывавшая стороны конфликта к мирному урегулированию. Великобритания разорвала с Аргентиной всякие дипломатические отношения и направила в регион воинский контингент, задачей которого было восстановление контроля над Фолклендскими островами. Аргентина, в свою очередь, перебросила туда дополнительные войска и объявила о начале призыва резервистов. Страны наложили друг на друга санкции. Назревала Фолклендская война.

Эскалация конфликта

Великобританией незамедлительно была организована группа получившая задачу вернуть острова. 25 апреля высадившимися с подоспевших военных кораблей, был занят остров Южная Георгия, расположенный менее чем в 1300 км восточнее Фолклендов. На следующий день призвал Великобританию прекратить ведение боевых действий, однако страна отвергла эту рекомендацию. Фолклендская война продолжала разгораться, стороны конфликта стягивали в регион дополнительные силы.

30 апреля Великобритания приступила к полной блокаде островов посредством подводных лодок и авиации. Англией была определена зона боевых действий диаметром в 200 миль, заходить в которую не рекомендовалось даже гражданским судам и самолетам. По аргентинским позициям наносились удары, в результате чего был причинен значительный ущерб авиации, аэродромам и прочей инфраструктуре.

Дальнейший ход войны. Поражение Аргентины

Великобританией был потоплен аргентинский крейсер General Belgrano, что стало причиной гибели 323 членов экипажа. Международное сообщество было крайне возмущено этим поступком, тем более что на тот момент, когда английская подводная лодка торпедировала крейсер, тот находился за пределами установленной самой же Великобританией 200-мильной зоны. флот был отозван на свои базы и в конфликте более не участвовал.

В дальнейшем основной ход Фолклендской войны переместился в воздушное пространство. 12 июня Великобританией было предпринято массированное наступление на Порт-Стэнли, в котором сосредоточила свои основные силы Аргентина. Фолклендская война находилась на стадии завершения. В этой операции участвовали английские морские пехотинцы и парашютисты, также была осуществлена мощная бомбардировка города, приведшая к жертвам среди мирного населения.

После того как Порт-Стэнли был окончательно окружен английскими войсками, между сторонами конфликта было заключено соглашение о прекращении огня. Таким образом, 14 июня аргентинские войска капитулировали, и англичане заняли город. На этом конфликт был исчерпан, Фолклендские острова вернулись под контроль Великобритании.

Последствия и итоги

В результате Фолклендской войны Великобритания потеряла 258 человек убитыми, более 700 были ранены. Аргентинцев погибло 649 человек, свыше 1000 были ранены, а более 11 тыс. взяты в плен.

Война за Фолклендские острова 1982 года, в которой Аргентина потерпела унизительное поражение, в дальнейшем стала причиной свержения режима военной хунты Галтьери. А вот Великобритании эта маленькая победоносная война пошла на пользу, подняв национальное доверие граждан к правительству и позволив стране утвердить свое положение в международном сообществе.

Текущая ситуация

Взаимоотношения Аргентины и Великобритании обострились в 2010 году, после того как последняя приступила к добыче нефти на шельфе Фолклендских островов. Кроме того, Англия разместила на островах дополнительный воинский контингент, в связи с чем Аргентина раскритиковала ее, обвинив в милитаризации региона. Фолклендская война и неразрешенный спор до сих пор являются причиной напряженных отношений между странами.

В 2013 году на Фолклендских островах был проведен референдум, на котором был поставлен вопрос относительно их статуса. Известно, что 98% опрошенных отдали свой голос за то, чтобы острова оставались Впрочем, на островах проживает около 3 тыс. человек, большинство из них имеет британское происхождение. Аргентина, в свою очередь, заявила, что не признает результаты референдума, так как проводился он без одобрения ООН. Поэтому страна и по сей день продолжает претендовать на эти территории, считая их своими.

К сожалению, даже в современном мире происходят такие конфликты, как Фолклендская война. Просто о многих из них нам мало что известно. Кстати, в Аргентине Фолклендские острова принято называть Мальвинскими.

В ооруженный конфликт между Аргентиной и Англией из-за Фолклендских (Мальвинских) островов, продолжавшийся с апреля по июнь 1982 г.

Чтобы сразу же заявить о своих притязаниях на острова, английское правительство с согласия и при поддержке США направило в Южную Атлантику крупнейшее со времен второй мировой войны оперативное объединение, включавшее две трети боевого состава ВМС. Корабли были оснащены совершенным оружием и новейшими техническими средствами. Экипажи прошли оперативную и боевую подготовку в полном объеме с использованием опыта учений и маневров в составе ОВМС НАТО. Исключительное значение придавалось авиационным силам.

Английские противолодочные авианосцы "Гермес" и "Инвинсибл" прибыли в район конфликта с 20 палубными самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП) "Си Харриер" FRS1 и 20 вертолетами "Си Кипг" и "Линкс" на борту. Состав авиагруппы постоянно увеличивался. На контейнеровозе "Атлантик конвейер" и по воздуху в Южную Атлантику было дополнительно переброшено 8 палубных самолетов "Си Хар-риер", 15 самолетов ВВС "Харриер" GR3, а также 11 эскадрилий вертолетов "Линкс", "Уосп", "Си Кинг" и "Уэссекс" разных видов и модификаций. В общей сложности на кораблях авианосной группировки во время конфликта базировалось 166 летательных аппаратов, в том числе 43 СВВП.

Располагая промежуточной американской военной базой на о. Вознесения в 6300 км от Фолклендских (Мальвинских) о-вов, англичане перебросили туда 10 бомбардировщиков "Вулкан", 18 самолетов базовой патрульной авиации "Нимрод", 15 самолетов- заправщиков "Виктор". Для увеличения продолжительности патрулирования в целях обеспечения ПВО и ПЛО 13 самолетов "Нимрод" были в срочном порядке оборудованы системами дозаправки топливом в воздухе. Такими же системами были оснащены семь транспортных самолетов С-130 и все бомбардировщики "Вулкан".

Английские самолеты имели современное вооружение, в том числе новейшие американские ракеты класса "воздух-воздух" "Сайдуиндер" АIМ-9L с высокочувствительной всеракурсной инфракрасной ГСН и активным неконтактным лазерным взрывателем. К моменту переброски в Южную Атлантику на самолеты ВВС "Харриер" GR3 были установлены аппаратура РТР, опознавания, а также подкрыльные пилоны для ракет "Сайдуиндер", что позволило использовать их в воздушных боях совместно с самолетами ВМС "Си Харриер" FRS1.

Для борьбы с надводными кораблями и разведывательными самолетами англичане вооружили самолеты "Нимрод" ракетами "Гарпун", "Мартел", "Сайдуиндер" и торпедами "Стингрей". Кроме того, все СВВП были оборудованы бортовыми приемниками предупреждения о радиолокационном облучении со стороны передней полусферы, автоматами сбрасывания дипольных отражателен и ИК ловушек. Аппаратура РЭБ была также установлена на бомбардировщиках "Вулкан". Английские самолеты могли применять бомбы с лазерными системами наведения, противорадиолокационные ракеты "Шрайк" и другое современное оружие.

Главная задача ВМС и ВВС Англии - Состояла в том, чтобы подавить всякую деятельность аргентинских вооруженных сил, обеспечить высадку десанта и закрепить за Англией важные в стратегическом отношении Фолклендские (Мальвинские) острова.

Аргентинская авиация играла в конфликте особую роль. Потопление в начале мая английской подводной лодкой крейсера "Хенераль Бельграно" показало, что ВМС Аргентины не имеют достаточно эффективной системы ПЛО, и тем самым предопределило боевую пассивность аргентинских надводных кораблей, в частности авианосца "Бентисинко де Майо". Главная тяжесть борьбы с английскими ВМС и поддержки сухопутных войск, переброшенных на острова, пришлась на аргентинскую авиацию берегового базирования.

К началу конфликта в боевом составе аргентинских ВВС находилось около 200 самолетов. Из них против кораблей могли действовать около 80 реактивных истребителей и штурмовиков типа "Скайхок", "Мираж" и "Даггер". Функции разведчиков выполняли устаревшие американские самолеты "Нептун" и "Геркулес" (10 единиц). Последние, кроме того, действовали в качестве транспортных и заправщиков. Самолеты, базировавшиеся на авианосцах, взлетали с сухопутных аэродромов: после потопления крейсера всем кораблям ВМС Аргентины, кроме двух подводных лодок, было приказано возвратиться в базы. Наиболее боеспособными и современными были самолеты французского производства "Супер Этандар" (пять машин), однако в результате эмбарго со стороны Франции на поставку вооружения эти самолеты располагали боекомплектом ракетного противокорабельного оружия, исчисляемого всего шестью ракетами "Экзосет" АМ39.

Главная задача ВМС Аргентины - Обеспечить снабжение блокированной англичанами группировки войск на островах и не допустить высадки десанта. Морская авиация ударами по кораблям должна была содействовать решению этой задачи.

Основные силы авиации были переброшены к началу боев на южные континентальные авиабазы, находившиеся в 700-960 км от административного центра Мальвинских о-вов Порт-Стэнли. Разведывательные самолеты действовали с авиабазы Комодоро- Ривадавьа, штурмовики ВВС "Мираж", "Даггер" и А-4Р "Скайхок" - с авиабазы Рио-Гальегос, самолеты ВМС "Супер Этандар" и А-4Q "Скайхок" - с авиабазы Рио-Гранде.

Несмотря на численное превосходство в начальный период, ВВС Аргентины не смогли в ходе боевых действий добиться перелома в свою пользу. Это было обусловлено, по мнению зарубежных экспертов, следующими обстоятельствами. Не предусматривалась переброска на острова оборудования, необходимого для базирования боевой авиации. На нескольких островных аэродромах, основной из которых (в Порт-Стэнли) имел взлетно-посадочную полосу (ВПП) с асфальтовым покрытием длиной 1250 м и шириной 14 м, базировалось около 75 легких поршневых самолетов и несколько десятков вертолетов, не имевших достаточного количества запасных частей.

Для самолетов "Мираж", "Даггер" и "Скайхок" Фолклендские (Мальвинские) о-ва находились на пределе боевого радиуса действия даже при полете по наивыгоднейшему профилю. Например, боевой радиус самолетов "Мираж" и "Скайхок" с полезной нагрузкой 1000 кг составлял около 900 км при полете по профилю средняя высота (протяженность маршрута 800 км) - сверхмалая высота (100 м), а радиус действия самолетов "Супер Этандар" и того меньше - 650 км, в связи с чем требовалась их дозаправка топливом в полете. Все самолеты "Мираж" и "Даггер" оснащались двумя сбрасываемыми топливными баками емкостью по 1700 л. Необходимость увеличения запаса топлива ограничивала их полезную нагрузку до 500 кг.

Для ведения боевых действий против кораблей аргентинские летчики располагали арсеналом оружия времен второй мировой войны: бомбы Мк82 и Мк84, неуправляемые реактивные снаряды (НУРС). В воздушных боях они имели возможность применять ракеты класса "воздух - воздух" R-530 и "Сайдуиндер" АIМ-9В, давно снятые с вооружения в НАТО.

Большинство самолетов имело устаревшую бортовую радиоэлектронную аппаратуру, что сильно ограничивало выполнение полетов и нанесение ударов в сложных метеоусловиях и ночью. Никакими возможностями для восполнения боевого состава Аргентина не располагала. Эмбарго на поставку в Аргентину различных систем оружия и других средств, введенное странами НАТО, значительно снижало готовность самолетов к вылетам.

Существенная разница в техническом оснащении авиации обеих сторон и значительное удаление аргентинских береговых авиабаз от района боевых действий сыграли решающую роль в дальнейших событиях. Английской авиации, которая была лучше подготовлена и вооружена, удалось завоевать господство в воздухе над районами боев за острова. Тем более что аргентинские самолеты могли находиться там считанные минуты.

Однако даже в таких сложных боевых условиях аргентинские летчики сумели применить противокорабельные ракеты с достаточно высокой эффективностью.

Первая атака 4 мая 1982 г. проводилась по следующей тактической схеме. Пара самолетов "Супер Этандар", взлетевшая с авиабазы Рио-Гранде, получила предварительное целеуказание от самолета-разведчика "Нептун", барражировавшего к юго- западу от островов. На каждом самолете под правой консолью крыла находилась ПКР "Экзосет", а под левой - сбрасываемый топливный бак. Пару сопровождали еще три самолета "Супер Этандар". Один из них также нес ПКР "Экзосет" и мог быть использован в качестве резервного. Два других самолета были оснащены подфюзеляжными баками и могли обеспечить заправку топливом в воздухе. Ударные самолеты использовали такую возможность.

Выход в зону ракетного пуска осуществлялся с менее угрожаемого для англичан южного направления на высоте 40-50 м со скоростью около 900 км/ч. Видимость в районе была 400 м, с высоты 150 м начиналась нижняя кромка облачности, океан штормило. В 46 км от кораблей летчики увеличили высоту до 150 м, произвели кратковременное, на 30 с, включение бортовых РЛС. На экранах индикаторов высветились отметки двух целей: эсминца УРО "Шеффилд" и фрегата "Плимут". Угол между направлениями на них составлял 40°.

После ввода данных целеуказания по каждой цели с дистанции 37 км был выполнен пуск двух ракет "Экзосет". В момент пуска бортовые системы предупреждения информировали летчиков о подсвете самолетов радиолокационной станцией фрегата "Плимут" (поисковая РЛС "Шеффилда" была выключена для устранения помех спутниковой системе связи "Скайнет", через которую велись переговоры с Лондоном). Самолеты тотчас же выполнили резкий разворот со снижением до 30 м и вышли из зоны действия ЗРК GWS30, которым вооружены все английские эсминцы УРО типа "Шеффилд".

Активная радиолокационная ГСН одной из ракет захватила "Шеффилд" на дистанции 12-15 км, высота ее полета снизилась до 2-3 м. Визуально ПКР заметили лишь за 6 с до попадания в корабль. Ракета пробила борт на 1,8 м выше ватерлинии, но внутри корпуса не взорвалась - не сработал контактный взрыватель замедленного действия. От остатков ракетного топлива загорелись электрические кабели, краска. Отсек быстро наполнился ядовитым дымом, создалась реальная угроза взрыва ракет и артиллерийского боезапаса.

После четырехчасовой безуспешной борьбы за корабль командир приказал его покинуть. К тому времени экипаж потерял 20 человек погибшими и 28 ранеными.

В конечном итоге, пожар на "Шеффилде" был потушен подошедшими кораблями. Вскоре эсминец взяли на буксир и повели к Южной Георгии, надеясь провести там ремонт, но из этого ничего не вышло. 10 мая корабль затонул на глубине 200 м. Потеря "Шеффилда" нанесла сильный удар по самолюбию и престижу сынов Альбиона. Аргентинские летчики заставили себя уважать и взяли реванш за потопление 2 мая британской атомной субмариной "Конкерор" крейсера "Хенераль Бельграно".

Вторую ракету с фрегата "Плимут" обнаружили заблаговременно, за 40 с. Завесой из дипольных отражателей были созданы пассивные помехи, которые и увели ПКР в ложном направлении.

Следует заметить, что корабли типа "Шеффилд", вооруженные зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) дальнего действия "Си Дарт" (спаренная носовая ПУ с боекомплектом 24 ракеты), способны вести стрельбу по высотным и средневысотным целям на расстоянии до 80 км. Однако установленные на кораблях РЛС типа 965 способны обнаруживать низколетящие самолеты и ракеты на меньшей дальности - примерно 30 км. К тому же из-за сильных помех от морской поверхности (волнение 7 баллов) РЛС типа 909 не обеспечивала сопровождение и подсветку самолетов противника.

В силу этих факторов (наряду с большим удалением от непосредственного авиационного прикрытия) корабли стали уязвимы от атак с воздуха.

Потеряв "Шеффилд", англичане организовали глубокоэшелонированную оборону главных сил. Аргентинские летчики при подходе к рубежу обнаружения вынуждены были действовать на малых или предельно малых высотах, что существенно повышало удельный расход топлива, ограничивало и без того небольшой боевой радиус самолетов. Поэтому часть боевых самолетов с подвесными топливными баками, но уже без вооружения выделялась для сопровождения ударных самолетов и их дозаправки на маршруте полета. Естественно, при этом парк боевых машин становился меньше. Чтобы увеличить время пребывания тактической авиации в районе боев, командование ВВС Аргентины попыталось обеспечить дежурство в воздухе самолетов-заправщиков С-130 и КС-130, однако, потеряв один из них в бою, отказалось от своего плана.

Ракеты "Экзосет" не могли быть применены в узком Фолклендском проливе, расположенном между островами Западный Фолкленд (Гран-Мальвина) и Восточный Фолкленд (Соледад), так как предназначены только для стрельбы по целям в открытом море. Возможность пуска ПКР за пределами ближней зоны ПВО кораблей противника исключалась вследствие небольшой ширины пролива, но даже в случае их применения активная радиолокационная ГСН не обеспечила бы четкой селекции целей на фоне сильнопересеченной скалистой местности. Кроме того, оставшиеся после уничтожения "Шеффилда" четыре ракеты "Экзосет" аргентинцы все еще надеялись применить по самым крупным целям - авианосцам.

При атаках английских кораблей, находящихся в Фолклендском проливе, аргентинские летчики имели возможность маскироваться в складках местности, подходя к о. Западный Фолкленд с западного или юго-западного направления и пролетая над ним на предельно малых высотах. Это уменьшало дальность обнаружения самолетов до 10-16 км и соответственно время реакции средств ПВО кораблей, которые к тому же были стеснены в маневрировании. Налеты производились, как правило, в конце дня со стороны заходящего солнца, когда его лучи ослепляли боевые расчеты, осуществлявшие наведение ЗУР и зенитной артиллерии с помощью оптических прицелов.

Ввиду невозможности применения ПКР аргентинские летчики вынуждены были вести борьбу с кораблями противника только с использованием устаревшего авиационного вооружения. В конце мая в северо-западной части Фолклендского пролива три аргентинских самолета "Скайхок" с помощью НУРС и бомб потопили однотипный с "Шеффилдом" эсминец УРО "Ковентри". Два атаковавших самолета были сбиты, но бомбометание третьего с выполнением противоракетного маневра оказалось успешным. В те же дни были потоплены фрегаты "Ардент" и "Антелоуп", а также повреждены еще четыре корабля. Сообщалось, что аргентинцы потеряли при этом 26 самолетов.

По мнению военных экспертов НАТО, серьезный просчет аргентинское командование допустило при отражении английского десанта: самолеты, на которых отсутствовали эффективное вооружение и средства РЭБ, были нацелены на хорошо оснащенные боевые корабли охранения, а не на главный объект удара - транспорты с десантом.

В первые дни после высадки десанта аргентинские летчики продолжали наносить бомбовые удары по кораблям. Однако действия их по фрегатам УРО типа "Бродсуорд" оказались неэффективными, поскольку корабельные двухканальные ЗРК GWS25 с ракетами "Сивулф" были способны вести стрельбу по групповым низколетящим целям. Отличительная особенность этого комплекса - малое время реакции на угрозу (5-6 с) и полная автономность действия от момента обнаружения цели до ее перехвата. Импульсно-доплеровская РЛС комплекса захватывает на сопровождение цели с ЭПР до 0,2 м2 в радиусе 10 км и с ЭПР менее 0,2 м2 - на удалении 5-6 км от корабля.

При атаках фрегатов звеньями из четырех штурмовиков типа "Скайхок" в середине мая каждое звено теряло половину самолетов, остальные же, пытаясь поразить корабли с противоракетного маневра, бомбили неточно. В результате еще до окончания конфликта аргентинские летчики стали избегать встреч с кораблями этого типа, выбирая для атак другие цели. В свою очередь английское командование, убедившись в эффективности ЗРК GWS25, стало использовать фрегаты УРО типа "Бродсуорд" для непосредственного прикрытия авианосцев от ПКР.

Но не только большие потери снижали общую эффективность действия авиации против кораблей. Каждый летчик из числа преодолевших ПВО мог атаковать только одну надводную цель и только с первого захода. Атаки кораблей с предельно малых высот (10- 15 м), поскольку маневр по высоте был практически полностью исключен, приводили к тому, что не успевали взводиться дистанционные предохранители контактных взрывателей бомб, не приспособленные к такому применению, и бомбы становились просто металлическими болванками.

Зарубежные военные специалисты высказывали мнение, что аргентинцы даже при сложившихся условиях могли добиться больших результатов, если бы самолеты - носители авиабомб, НУРС и управляемых противокорабельных ракет, а возможно, и торпед действовали по совместному единому плану. ВВС Аргентины остро ощущали отсутствие самолетов-торпедоносцев. Вообще говоря, до англо-аргентинского конфликта на Западе считалось, что в условиях современного морского боя ни один самолет не может довести торпедной атаки надводного корабля с небольшой дальности до успешного завершения, так как при этом должен быть обязательно уничтожен. Однако боевые действия в Южной Атлантике показали, что ударные самолеты, как и торпедоносцы во второй мировой войне, были способны преодолевать ПВО кораблей, выходить на рубежи бомбометания с предельно малых высот (а значит, и на дистанцию сброса торпед) и успешно поражать надводные цели. Даже самолеты "Пукара" с турбовинтовыми двигателями в упор стреляли по кораблям, используя НУРС и пушки. Аргентинские специалисты считают, что англичане понесли бы более тяжелые потери, если бы самолеты "Пукара" использовались в качестве торпедоносцев.

Чтобы создать перевес в свою пользу, командование ВВС Аргентины попыталось уничтожить английские авианосцы, располагавшиеся после высадки десанта к северу и северо-востоку от о. Восточный Фолкленд. 25 мая пара самолетов "Супер Этандар" вылетела с авиабазы Рио-Гранде и взяла курс на северо-восток, затем довернула на восток, произвела дозаправку топливом от самолета С-130 и, следуя в южном, а зятем в западном направлении, вышла в район маневрирования АМГ на высоте 30 м со стороны, с которой меньше всего ждали нападения. Наведение на цель производилось с самолета С-130.

На дальности 80 км от предполагаемого местонахождения соединения аргентинские летчики обнаружили авианосец "Гермес" в окружении большого числа других кораблей. Осуществив пуск ПКР на дистанции 48 км от цели, самолеты сразу же ушли в сторону континента на предельно малой высоте. В это время противник с кораблей и поднятых в воздух вертолетов выставил помехи - дипольные отражатели. Дезориентированные помехами ракеты захватили находившийся в 6 км от авианосца контейнеровоз "Атлантик конвейер" и потопили его вместе с находившимися на борту 15 вертолетами "Уэссекс" и "Чинук". В таком плане излагают эпизод английские специалисты, которые выделяют то обстоятельство, что на верхней палубе судна были установлены (в три яруса) контейнеры, в связи с чем его ЭПР резко увеличилась.

Командование ВВС Аргентины заявило, что после получения разведывательной информации о характере груза на контейнеровозе удар по нему был специально спланирован и что ракетная атака 25 мая была одной из наиболее успешных.

30 мая аргентинские летчики предприняли последнюю попытку уничтожить один из двух английских авианосцев - "Инвинсибл", применив две оставшиеся ракеты "Экзосет". Корабли АМГ находились еще дальше от островов, поэтому для выхода в зону пуска ракет с наименее угрожаемого, по мнению англичан, юго-восточного направления потребовалось произвести две дозаправки самолетов ударной группы (в ее составе два истребителя-бомбардировщика "Супер Этандар" и четыре штурмовика "Скайхок").

Все самолеты следовали в режиме радиомолчания, наведение на цель осуществлялось с самолета С-130. При атаке один самолет "Скайхок" из демонстративной группы сразу же был сбит кораблями охранения. Те же корабли совместно с вертолетами, используя средства РЭБ, увели ракеты с боевого курса. Однако одному штурмовику все же удалось прорваться к авианосцу и сбросить 220-кг бомбу, которая попала в палубу сзади надстройки. Выйдя из боя, самолеты в третий раз заправились топливом (от С-130) и вернулись на базу.

Это пример, когда ракетная атака не удалась, но способствовала решению основной задачи.

В течение 44 суток ВВС Аргентины выполнили 445 самолето-вылетов, "но только в 302 случаях самолеты достигли островов и нанесли удары по целям противника. По подсчетам зарубежных экспертов, был потерян каждый пятый самолет из числа участвовавших в боях. На этом фоне особенно выделяется эффективность боевого применения противокорабельного ракетного оружия самолетами ВМС "Супер Этандар", без потерь уничтоживших два крупных корабля противника. Аргентинские летчики продемонстрировали отработанную тактику прорыва ПВО кораблей на сверхмалых высотах, хотя близость водной поверхности и сложные метеоусловия делали этот маневр исключительно трудным.

В общем итоге были потоплены эскадренные миноносцы УРО "Шеффилд" и "Ковентри", фрегаты УРО "Ардент" и "Антелоуп", десантный корабль "Сэр Галахэд", контейнеровоз "Атлантик конвейер"

100 великих войн Соколов Борис Вадимович

АНГЛО-АРГЕНТИНСКАЯ (ФОЛКЛЕНДСКАЯ) ВОЙНА (1982 год)

АНГЛО-АРГЕНТИНСКАЯ (ФОЛКЛЕНДСКАЯ) ВОЙНА

Война Англии и Аргентины за контроль над Фолклендскими (Мальвинскими) островами, лежащими в Южной Атлантике в 400 км от аргентинского побережья.

Эти острова находятся во владении Англии, но ее права оспариваются Аргентиной, утверждающей, что впервые архипелаг был открыт испанскими мореплавателями еще в середине XVI века, прежде, чем его посетили англичане. В 1820 году, после провозглашения независимости от Испании, Объединенные провинции Ла-Платы (будущая Аргентина) заявили о своих правах на Фолкленды, которые испанцы называли Мальвинскими островами. В 1829 году там был высажен аргентинский военный губернатор с небольшим отрядом солдат. В 1833 году сюда прибыли английские суда, объявили архипелаг британским владением, а находящихся на нем аргентинцев вывезли на родину. Аргентина никогда не признавала Фолкленды английской территорией.

В 1982 году военное правительство Аргентины во главе с президентом генералом Л. Галтьери находилось в состоянии кризиса, испытывая все большее недовольство населения из-за ухудшения экономического положения страны. Чтобы отвлечь народ от тягот жизни и на патриотическом подъеме удержаться у власти, Галтьери решил силой захватить Фолклендские острова. Он надеялся, что Англия не станет воевать из-за нескольких скалистых островков, находящихся за 13 тысяч км от Британских островов. Тем более что их население не превышало 2 тысяч человек (в подавляющем большинстве - потомков британских поселенцев).

19 марта 1982 года на о. Южная Георгия - необитаемом острове, управляющемся из столицы Фолклендов Порт-Стэнли и находящемся в 800 милях от архипелага, высадилось несколько десятков аргентинских рабочих под предлогом того, что им необходимо разобрать старую китобойную станцию. Вместо этого они подняли на острове аргентинский флаг. Английские солдаты попытались выдворить их с Южной Георгии, но на помощь рабочим пришли аргентинские войска. 2 апреля они высадились также на Фолклендских островах.

Находящаяся в Порт-Стэнли рота британских морских пехотинцев численностью в 80 человек по приказу губернатора Р. Ханта капитулировала без сопротивления. Новым губернатором Галтьери назначил командующего аргентинским экспедиционным корпусом генерала М.Б. Менендоса. Англия в тот же день порвала с Аргентиной дипломатические отношения.

3 апреля Совет Безопасности ООН принял резолюцию № 502, призывающую стороны решить конфликт вокруг Фолклендов путем переговоров. Англия требовала вывода аргентинских войск как условие начала переговоров. Буэнос-Айрес на переговоры соглашался, но войска выводить отказывался.

5 апреля из Портсмута отплыла в Южную Атлантику британская эскадра из 40 судов во главе с авианосцами «Гермес» и «Инвисибл» с 10-тысячным экспедиционным корпусом на борту. 7 апреля министр обороны Великобритании объявил, что начиная с 12 апреля английский флот будет топить все аргентинские суда, которые окажутся в радиусе 200 миль и ближе от Фолклендских островов. Аргентина в ответ начала призыв резервистов и перебросила на острова дополнительные войска. Аэродром в Порт-Стэнли стали переоборудовать для приема военных самолетов.

25 апреля британская эскадра высадила десант на Южной Георгии, который без боя захватил в плен аргентинский гарнизон. 30 апреля Англия ввела полную военную и морскую блокаду Фолклендов. Английская авиация с авианосцев нанесла удары по позиция аргентинцев на островах, вывела из строя оба аэродрома и повредила несколько неприятельских боевых самолетов и вертолетов. 2 мая подводной лодкой был потоплен аргентинский крейсер «Хенераль Бельграно», находившийся вне пределов 200-мильной запретной зоны, объявленной англичанами. Погибло 386 членов экипажа. Аргентинские самолеты в тот же день потопили британский эсминец «Шеффилд», на котором погибло 30 человек.

Британское правительство предъявило Аргентине ультиматум о выводе аргентинских войск с Фолклендов в течение 48 часов. Ультиматум не был принят, и 2 мая английский фрегат потопил аргентинский танкер. В середине мая английские коммандос совершили рейд на остров Пебл и уничтожили находившиеся там неприятельские самолеты и склады оружия. 17 и 21 мая британская сторона потребовала вывести аргентинские войска с Фолклендов в течение 14 дней. Аргентина вновь ответила отказом.

21 мая английские войска высадились на Фолклендах. В операции участвовало 22 тысячи солдат, 2 авианосца, 7 эсминцев, 7 десантных кораблей, 3 атомные подводные лодки, 40 истребителей-бомбардировщиков вертикального взлета «Харриер» и 35 вертолетов. Через два дня англичане захватили поселки Порт-Дарвин и Гуз-Грин на острове Восточный Фолкленд.

26 мая правительство Аргентины предложило в течение 30 дней отвести войска обеих сторон на свои базы и передать острова на период переговоров под управление ООН. Однако англичане не сомневались в своей победе и не отреагировали на аргентинские предложения.

30 мая аргентинским самолетам удалось повредить авианосец «Инвинсибл» но это не оказало никакого влияния на ход английской операции по освобождению Фолклендских островов. 12 июня британские морские пехотинцы и парашютисты окружили Порт-Стэнли. 14 июня было достигнуто соглашение о прекращении огня, а 15 июня 10-тысячный аргентинский гарнизон во главе с генералом Менендосом капитулировал. Потери аргентинцев убитыми составили около 700 человек, потери англичан - около 250 погибших. Вскоре после капитуляции президент Галтьери ушел в отставку. Власть в Аргентине перешла к гражданскому правительству. Генерал Галтьери за развязывание войны с Англией был осужден на 12 лет тюрьмы, из которых отсидел 7.

В результате войны над Фолклендами был восстановлен суверенитет Великобритании. В феврале 1990 года были восстановлены англо-аргентинские дипломатические отношения.

Поражение Аргентины в Фолклендской войне было обусловлено как превосходством противника на море, так и более высоким уровнем подготовки британских десантников.

Из книги Секретные войны Советского Союза автора Окороков Александр Васильевич

СИНАЙСКАЯ КАМПАНИЯ (АНГЛО-ФРАНКО-ИЗРАИЛЬСКАЯ ВОЙНА С ЕГИПТОМ). 1956 Г. 29 октября 1956 года Израиль развернул боевые действия по плану операции "Кадеш" .На исходе дня 16 транспортных самолетов марки "Дакота" (у нас он назывался ЛИ-2) высадили в районе перевала Митла на

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АН) автора БСЭ

Из книги 100 великих войн автора Соколов Борис Вадимович

Из книги 100 великих битв автора Мячин Александр Николаевич

Из книги 100 великих событий ХХ века автора Непомнящий Николай Николаевич

Из книги Учебник выживания снайпера [«Стреляй редко, но метко!»] автора Федосеев Семён Леонидович

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

АНГЛО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА (1812–1815 годы) Война между Англией и Соединенными Штатами Америки. Воспользовавшись отвлечением главных сил Британской империи на борьбу против Наполеона, американское правительство рассчитывало захватить территории в Канаде и к западу от США.

Из книги автора

АНГЛО-БУРСКАЯ ВОЙНА (1899–1902 годы) Война Британской империи против бурских республик Трансвааль и Оранжевая в Южной Африке с целью их завоевания.Бурские республики поддерживались Германией, поставлявшей им вооружение, в частности, магазинные винтовки «маузер», впервые

Из книги автора

Англо-Аргентинский конфликт (1982 год) Фолклендские (Мальвинские) острова включают в себя 2 крупных и около 200 мелких островов, расположенных в юго-западной части Атлантического океана; они находятся на расстоянии 13 тысяч км от Англии и 400 км от Аргентины.История конфликта

Из книги автора

1899–1902 Англо-бурская война* После захвата британцами междуречья Замбези – Лимпопо в Южной Африке оставались лишь три страны, неподвластные Англии: две бурские республики (Оранжевое Свободное государство и Трансвааль) и Германская Юго-Западная Африка. Одна из этих трех