Мыс доброй надежды открыл путешественник. Мыс Доброй Надежды

Мыс Доброй Надежды (ЮАР) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Горящие туры в ЮАР
  • Туры на майские по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Мыс Доброй Надежды олицетворял надежды португальцев, которые в 15 веке искали путь в Индию. Изначально он назывался мысом Бурь, но король Жуан II был суеверным и потому решил переименовать эту точку на Капском полуострове. Сегодня Мыс Доброй Надежды - один из важных стратегических объектов африканского континента. Когда-то он помогал судам попадать из Европы на Дальний Восток, теперь остается популярным благодаря своим пейзажам, которые привлекают миллионы туристов.

Как добраться

Добраться до Мыса Доброй Надежды, расположенном на Капском полуострове, можно из Кейптауна . Дорога на автомобиле займет порядка четыре часов. Время пройдет незаметно, ведь по пути вам будет встречаться очень красивая местность: саванна, по которой бродят страусы, антилопы, бабуины и другие животные, горы, заповедник.

Мыс Доброй Надежды является самой крайней юго-западной точкой Африки. Ошибиться невозможно, так как этот факт подтверждают и ученые, и надпись с точными координатами, установленная на площадке перед мысом. А вот Капский полуостров на этом месте достигает своей самой южной точки и, уходя к северу, обрывается мысом Кейп-Пойнт.

Заповедник

Дорога к Мысу Доброй Надежды неизбежно ведет через одноименный заповедник. Он отличается буйной растительностью, которая мешает передвижению, если путешествовать пешком. Самая большая плотность растений - на Капском полуострове. Здесь практически невозможно пройти, нужен автомобиль. Площадь заповедника составляет более 7 тысяч гектар. Здесь встречаются растения, которые не найти в других уголках земного шара.

Под стать растительности и фауна заповедника - ее уникальность заключена в том, что по соседству с мартышками, гепардами и антилопами здесь живут пингвины. Да-да, именно пингвины, которых мы привыкли видеть только в самых холодных точках планеты. Дело в том, что они смогли доплыть до Африки из Антарктики и обосновались здесь.

Раньше пингвины чувствовали себя чуть ли не хозяевами заповедника и спокойно ходили к соседям в поисках съестного. Но затем, видимо, когда другим животным надоела такая анархия, пингвины получили отдельную территорию. Она называется Boulders Beach.

Заповедник работает каждый день, без выходных. Летом он принимает гостей до 18:00, а зимой - до 17:00 по местному времени.

Мыс Доброй Надежды и окрестности

Пляжи

На Мысе Доброй Надежды есть пляжи, где можно отдохнуть и позагорать. Сюда приезжают как большими компаниями, так и всей семьей. На пляже есть даже такие места, где могут уединиться влюбленные, скрыться от посторонних глаз.

Сезон купания обычно длится с сентября до мая. В этот период стоит солнечная погода, так что сюда можно смело ехать за загаром. В остальные дни на пляже ловить особо нечего.

Маяк

Маяк - одна из главных достопримечательностей Мыса Доброй Надежды. Он был построен в 1860 году, а его высота составляет 240 метров над уровнем моря. В Южной Африке это самый высокий маяк. К сожалению, он не работает, так как однажды не смог помочь португальскому кораблю - маяк накрыло облаками, и судно, не увидевшее сигнала, угодило на камни.

Зато на маяке на высоте 200 метров расположена смотровая площадка. Подняться на нее можно пешком либо на фуникулере. Рядом с маяком находятся ресторан и сувенирная лавка.

С площадки открывается чудесный вид сразу на два океана: Индийский и Атлантический. Воды этих океанов омывают обе стороны мыса. Если присмотреться повнимательнее, то можно увидеть, что океаны отличаются по цвету. Волны очень быстро набегают на скалы и разбиваются о них, оставляя следы белой пены.

Экскурсии

Обычно экскурсии к Мысу Доброй Надежды включают в себя посещение заповедника, а также берега с пристанищем пингвинов. Мы расскажем еще о нескольких местах, которые стоит увидеть. На побережье залива False Bay, или «Фальшивого залива», по горам проложена извилистая дорога. По ней можно добраться до городка Саймонстаун, где раньше базировался британский королевский флот.

Само побережье Мыса Доброй Надежды имеет свои особенности. Например, на западной стороне климат более мягкий, здесь расположены пляжи, песчаные берега, атмосфера тишины и спокойствия. На востоке зато теплее, но дуют сильные ветра, которые мешают плавать и наслаждаться пейзажами. На этой части побережья не все рискуют купаться, туристы предпочитают просто сидеть на берегу и дышать воздухом океана.

Большой интерес у путешественников вызывает остров морских котиков. Его площадь всего лишь 4 квадратных километра - небольшая для острова, и он ведет свою бурную историю с 17 века. Дело в том, что на протяжении трех веков здесь была тюрьма, военная база и больница. И именно на этом острове отбывал наказание борец за свободу и будущий президент ЮАР Нельсон Мандела. В 1999 году остров стал объектом мирового наследия ЮНЕСКО. Здесь открылся музей, рассказывающий об истории страны. Туристы могут посетить тюремный дворик и камеры.

Мыс Бурь невозможно отыскать даже на самых подробных современных географических картах. Такого названия уже не существует. Мыс, о котором будет идти речь, называется теперь Мысом Доброй Надежды. Как известно, он расположен на южной оконечности Африки и представляет собой выступ вдающегося в море скалистого полуострова, у основания которого находится крупный африканский порт Кейптаун.

Мыс Доброй Надежды был открыт в 1488 году португальским мореплавателем Бартоломеу Диашем. Направляясь на поиски новых земель, португальцы несколько раз пытались обогнуть этот мыс, но им мешал сильный шторм. С большим трудом корабли прошли это гиблое место. На обратном пути к родным берегам португальцы в память о пережитом шторме назвали эту суровую землю Мысом Бурь.

Спустя некоторое время португальский король Хуан II переименовал его в Мыс Доброй Надежды, так как это открытие давало португальцам надежду достичь Индию морским путем. Если бы название не было изменено, то оно как нельзя лучше характеризовало один из опасных для мореплавания районов на земном шаре.

Бури у этого мыса не случайное явление. Западное побережье Южной Африки подвержено действию сильных ветров Атлантического океана, нередко переходящих в длительные и сильные штормы. В этом районе теплое Игольное течение встречается с холодным Поперечным течением, в результате чего здесь, так же как и у острова Ньюфаундленд, образуются туманы, которые скрывают в своей пелене опасные для. мореплавания скалистые берега южной оконечности Африки.

Со времени Диаша до появления паровых судов район Мыса Доброй Надежды считался исключительно опасным для мореплавания. На протяжении почти пяти столетий величавый скалистый Мыс Бурь не раз был немым свидетелем ужасных человеческих трагедий на море. Трудно представить, сколько здесь за это время оборвалось человеческих жизней и погибло судов. Не менее опасны и другие мысы южной оконечности Африки - Мыс Игольный, Мыс Куоин, Мыс Денджер. Во времена парусного флота почти ежегодно в районе одного из этих трех мысов погибало крупное судно, а с ним десятки и сотни людей.

Последняя крупная авария у Мыса Коуин произошла 9 ноября 1946 года, когда на камни сел английский грузовой пароход «Сити оф Линкольн». Затонувший груз этого судна оценивался в полтора миллиона фунтов стерлингов. Само судно удалось спасти с огромным трудом.

Одним из самых драматических кораблекрушений в этих водах явилась гибель английского парусно-парового фрегата «Биркенхед» в 1852 году. Это был один из первых английских пароходов, построенных в 1845 году из железа, который затем был переделан в военный транспорт.

26 февраля 1852 года, имея на борту около пятисот солдат, «Биркенхед» совершал очередной рейс в Индию. Близ Мыса Денджер судно налетело на неизвестный подводный риф. Капитан поспешно распорядился дать задний ход, и когда судно сошло с рифа, обнажилась огромная пробоина. Вода начала быстро заливать пароход, не имевший водонепроницаемых переборок. Неожиданно он переломился на две части и стал быстро тонуть. В трех шлюпках, которые удалось спустить, спаслось лишь несколько женщин и детей. Гибель парохода стоила жизни четыремстам пятидесяти солдатам отборных колониальных войск Англии. Вместе с судном погиб и груз стоимостью семьсот пятнадцать тысяч фунтов стерлингов…

Обычно принято считать, что наибольшую опасность для судоходства представляют скалистые выступающие далеко в море мысы и скалы. Именно на них чаще всего заканчивают свой путь суда, заблудившиеся в тумане. Сильный океанский прибой или зыбь быстро решают судьбу судна, попавшего в цепкие объятия подводных рифов. Но как ни странно, в районе Мыса Доброй Надежды большую опасность для судов издавна представляли не многочисленные мысы, усеянные подводными рифами, а открытый северо-западным штормам Столовый залив. Его-то по праву можно назвать кладбищем кораблей! Специалистам судоподъемного дела Южно-Африканского Союза удалось установить, что на дне залива к настоящему времени, не считая бесчисленных обломков, сохранилось более трехсот деревянных корпусов парусных судов.

Останки кораблекрушений… Они покоятся на дне этого залива, и у всех своя история, полная драматизма, история, которая неизменно восходит к какому-то дню, месяцу и году.

Так, в 1648 году во время шторма с якорей был сорван и погиб у берега голландский фрегат «Гарлем». Вместе с судном затонул весь его экипаж и груз золота на восемьсот семьдесят пять миллионов франков. Сейчас корпус фрегата придавлен тяжелой громадой английского парохода «Тайвенген», который погиб на этом же месте в конце прошлого века.

Нередко бывали и такие дни, когда в Столовом заливе гибло одновременно несколько судов. Например, в 1716 году во время сильного шторма в заливе затонуло сорок два голландских фрегата, которые перед этим нашли здесь убежище. Вместе с голландскими фрегатами погиб ценный груз, оценивавшийся в огромную сумму - почти сорок миллиардов франков.

В 1799 году в Столовом заливе произошла похожая на предыдущую катастрофа. 4 ноября здесь стояли на якорях английские шестидесятичетырхпушечный линейный корабль «Скипетр» и пятидесятипушечный корабль «Юпитер», датский шестидесятичетырехпушечный линейный корабль «Олденбург» и двенадцать торговых судов разных стран.

На следующий день утром неожиданно задул сильный северо-западный ветер, вскоре перешедший в шторм. С треском лопались якорные канаты, корабли начало сносить к берегу. На рифах погибли «Скипетр», «Олденбург» и восемь торговых судов. Только на первом из четырехсот девяноста одного человека команды среди прибрежных бурунов нашли свою смерть почти четыреста моряков. «Юпитеру» удалось спастись - он вовремя выбросился на песчаную отмель под штормовыми парусами.

Говоря о стоимости погибшего вместе с судами груза в Столовом заливе, можно сказать, что, по данным английских архивов, этот груз оценивается в сумму свыше тридцати миллионов фунтов стерлингов. Однако, удачных попыток поднять со дна залива погибшее золото пока не отмечалось.

Был в числе первых португальцев, ступивших на землю Бразилии..

Известно, что Диаш был дворянского происхождения и находился в ближнем окружении короля. Фамилия Диаш достаточно распространенная в Португалии, есть предположения, что он состоял в родстве с некоторыми известными мореплавателями той поры.

В юности изучал математику и астрономию в Лиссабонском университете. Но самое главное – посещал знаменитую школу мореплавателей в Сагрише, основанную знаменитым принцем Генрихом Мореплавателем, которая приготовила целый каскад блистательных португальских мореходов.

Как почти все у всех дворян в Португалии, деятельность Бартоломео Диаша была связана с морем, он с юности участвовал в различных морских экспедициях. В походе 1481-82 гг. к берегам Ганы был уже капитаном одной из каравелл. Какое-то время Диаш исполнял обязанности главного инспектора королевских товарных складов в Лиссабоне. Есть сведения, что он был знаком с никому еще тогда неизвестным Христофором Колумбом, и они с Диашем даже участвовали в каких-то совместных плаваниях.

После смерти Генриха Мореплавателя (1460) в португальской заморской экспансии наступила пауза – внимание королевского двора было отвлечено на другие вещи. Но как только внутренние проблемы были решены, внимание первых (и вторых) лиц государства снова обратилось к заморской экспансии, прежде всего к исследованию и грабежу Африки, и к поискам пути в Индию. Следует помнить, что в эту эпоху в сознании моряков и картографов еще был переходный период – многие из них были уверены, что земля плоская! Другая часть в этом уже сомневалась. Но несмотря на это исследования Африки и поиск новы путей на Восток в обход турок продолжался.

Мысль о том, что Атлантический и Индийский океаны соединяются, впервые громко была озвучена португальским мореходом Диего Каном. Именно Кан первым дошел до устья Конго (Заира). Именно он обратил внимание на то, что южнее 18 градуса южной широты береговая линия отклоняется на восток. Отсюда Кан высказал догадку, что морская дорога вокруг Африки в Индийский океан существует.

Проверить предположения Кана португальский король поручил Бартоломео Диашу, назначив его руководителем экспедиции, целью которой было максимальный прорыв на юг вдоль африканского побережья и поиск выхода в Индийский океан .

Десять месяцев Бартоломео Диаш готовил экспедицию, тщательнейшим образом подбирал корабли, комплектовал команду, просчитывал запас провизии и всего, что может понадобиться в плавании в неизвестно куда. В состав экспедиции из трех судов входил и так называемый грузовой корабль - плавучая кладовая, с запасами еды, оружия, запасной оснастки, стройматериалов и тп. Руководящий состав флотилии составили выдающиеся мореходы того времени: Лейтао, Жуао Инфанте, Перу де Аленкер, описавший потом первое плавание Васко да Гамы, Алваро Мартинш и Жуао Грего. Грузовым кораблем командовал брат Бартоломеу - Перу Диаш. Кроме того в экспедицию взяли нескольких чернокожих африканцев, задачей которых было облегчить контакты с аборигенами новых земель.

Экспедиция стартовала от португальских берегов в августе 1487 года. В начале декабря того же года Диаш и его товарищи достигли берегов нынешней Намибии, где их настигла сильнейшая буря. Как опытный мореход Диаш поспешил вывести суда в открытое море. Тут их и трепали морские волны в течение двух недель. Когда ураган стих, ни Диаш, ни его пилоты не могли определить свое местонахождение. Поэтому сначала взяли кус на запад, в надежде «уткнуться» в африканский берег, потом повернули на север. И они его увидели - 3 февраля 1488. Высадившись на побережье, первопроходцы заметили туземцев и попытались, вступили с ними в контакт. Чернокожие толмачи экспедиции, однако, не понимали язык местного населения. А те вели себя достаточно агрессивно и Диашу пришлось ретироваться.

Но Диаш и его командиры обратили внимание, что побережье в этом месте тянется не на юг, а прямо на восток. Диаш решил продолжить плавание в этом направлении. Но тут случилось неожиданное – все руководство флотилии высказалось за то, чтобы возвращаться. Да и команда грозила бунтом в случае отказа. Диаш вынужден был принять их требования, выторговав условие, что плавание продолжится в восточном направлении еще три дня.

Пройдя за это время отрезок примерно в 200 миль (парусники тех времен вполне позволяли такой бросок - 200 миль при попутном ветре каравелла могла пройти за сутки! корабли достигли устья реки, которую Диашь назвал Риу-ди-Инфанти - в честь Жуана Инфанти, одного из капитанов флотилии, первым сошедшего здесь на берег. Тут же был воздвигнут и очередной падран. Этими падранами португальцы как бы столбили свои владения на Африканском континенте.

Делать нечего, экспедиция повернула восвояси. И уже на обратном пути Бартоломео Диаш открыл самую южную оконечность Африки, назвав его мысом Бурь. Легенда гласит, что по возвращении из плавания, после доклада Бартоломео Диаша король Жуан II предложил переименовать это место в Мыс Доброй Надежды , которое самая южная оконечность Африки носит по сей день. За мысом берег круто поворачивал на север.

Несмотря на то, что формально португальцы находились на юге от берегов своей страны, и на то, что февраль в южном полушарии - летний месяц, все члены команды обратили внимание, что в этих широтах было очень холодно.

Экспедиция Диаша вернулась в гавань Лиссабона в декабре 1488 года. Они провели в плавании в общей сложности 16 месяцев и 17 дней – это в три раза дольше, чем Колумб в своей первой экспедиции!

Диаш не получил никакой награды за свое открытие.

Мыс Доброй Надежды на карте Африки можно отыскать на юге континента. Он не является знаковой географической точкой, отмечаемой в учебниках и морских лоциях. Но открытие полоски суши, расположенной на пути из Атлантического в Индийский океан, было столь же драматично, как плавания Магеллана или .

Вконтакте

Географическая составляющая открытия

Сейчас это территория суверенного государства ЮАР, близ мыса Доброй Надежды расположен город Кейптаун, и координаты 34°21′32″ ю. ш. 18°28′21″ в. д., можно без труда отыскать в географических изданиях.

Из Лиссабона в Кейптаун современный корабль доходит за несколько дней, а много столетий назад, во времена географических открытий, путь длился долгих 10 месяцев…

Колониальная экспансия Португалии

К концу XV века Португалия превратилась в сильную морскую державу. Королевству удалось избежать феодальных междоусобиц и конфликтов с церковной властью, и ресурсы страны были направлены на морскую экспансию в Атлантику.

Этот курс был вынужденным. Наибольшую выгоду представляла торговля по двум направлениям:

  • с Индией и Средней Азией;
  • с Англией и германскими государствами.

Средиземноморскую торговлю прибрали к рукам венецианские купцы и генуэзцы, морские коммуникации Балтики и Северного моря прочно держал Ганзейский союз, и молодому государству не оставалось иной точки приложения сил.

Принц Генрих, впоследствии получивший прозвище Мореплаватель (хотя сам он не возглавлял ни одну экспедицию), модернизировал судостроительную отрасль, обеспечил функционирование системы подготовки кадров, и обеспечил морские силы Португалии передовым техническим оснащением.

Работорговля

В середине XV столетия флот королевства совершал морские походы в Атлантику, где были открыты и присоединены к португальской короне Азорские острова, Мадейра и Острова Зеленого мыса. Эти действия послужили хорошей школой мореплавания и поведения в экстремальных, для европейцев, условиях тропического климата. Используя захваченные острова, как базу для флота, Генрих Мореплаватель посылал одну за другой экспедиции к африканским берегам.

Корабли заплывали все дальше на юг. По мере продвижения основывались крепости и базы флота, велась охота на негров, которыми активно торговали лиссабонские купцы. Доход от работорговли был огромен. В 1482 году португальцами была захвачена территория в районе Гвинейского залива, ставшая владением короля. Это место назвали Жоржиу-да-Мина (Рудник св. Георгия), сокращенно – Мина.

Уже к 1485 году был исследован район Конго, и Диогу Кан (тот, кто открыл для торговли дофеодальное государственное образование в бассейне этой реки) достиг Юго-Западной Африки в районе 20 градусов южной широты.

Экспедиция на дальний юг

Летом 1487 года король Жуан II снаряжает очередную экспедицию к африканским берегам: в направлении той зоны побережья, где находится мыс Доброй Надежды. В ее состав были включены два военных судна, вооруженных пушками, и транспортник с припасами. Суда были небольшие – водоизмещением примерно 50 тонн и простой парусной оснасткой.

Возглавил мероприятие Бартоломеу Диаш (Диас), опытный мореход, ранее участвовавший в исследовании атлантического побережья Африки.

Экспедиция Диаса отправилась вдоль проложенных путей, через острова Зеленого мыса к форту святого Георга. Пополнив запасы, небольшая флотилия продвинулась дальше на юг. Корабли пересекли и достигли побережья современной Намибии.

Пустынная скалистая местность резко отличалась от Гвинеи и Экваториальной Африки.

Внимание! Мореплаватели установили п а д р а н (знак в виде столба, на котором высечен герб Португалии, имя короля и данные первооткрывателя).

Выдвинувшись на юг, в том направлении, где находится мыс Доброй Надежды, они достигли координаты в 33 градуса южной широты.

Эти земли не представляли интереса для колонизаторов. Они были слабо заселены, а португальцам требовался «живой товар». Туземцы Гвинейского залива и Конго уже почувствовали на себе железную хватку европейцев. Не в силах противостоять их оружию, население покидало прибрежные районы, уходя вглубь материка. В поисках «черного дерева» (так христианские купцы называли негров-рабов) суда шли на юг.

Открытие морского пути в Индию

В заливе Святой Елены, где в наше время находится Кейптаун (порт близ мыса Доброй Надежды), флотилию настиг шторм. Буря унесла суда в открытый , транспортный корабль отстал еще раньше. Когда ветер стих, Диас повернул на восток и несколько дней вел флотилию в этом направлении. Африка все не показывалась. Бартоломеу Диас решил, что ее южная оконечность пройдена, почему и приказал разворачиваться на север.

3 февраля 1488 года моряки, наконец, увидели верхушки гор, а вскоре показался зеленый берег. Высадившись, португальцы вступили в стычку с туземцами, один из которых был застрелен из арбалета самим Диасом.

Продолжая двигаться на восток, португальцы достигли широкой бухты, берег которой плавно загибался на северо-восток. Диас понял, что он вышел в Индийский океан.

Внимание! Какие дальнейшие планы были у мореплавателей доподлинно не известно.

Предположительно, перед ними могли стоять следующие задачи:

  1. Исследование побережья за Южным тропиком.
  2. Определение мест, где возможна работорговля.
  3. Прокладывание пути морской торговли с Индией.

Но экипажи обоих судов, утомленные длительным путешествием, потребовали возвращения в Лиссабон.

Опасаясь бунта, Диас приказал поворачивать.

Идя вдоль берега, корабли наткнулись на длинную, выступающую далеко в море полоску земли.

Бартоломео Диас назвал ее мысом Торментозу (Бурный), помня о шторме, который чуть не потопил здесь его корабли.

Высадка на мысе Доброй Надежды

Точная дата, когда было совершено открытие мыса Доброй Надежды неизвестно. Вероятно, это произошло в феврале 1488 года. Экспедиция отправилась в обратный путь, добравшись до родных берегов лишь к декабрю.

Внимание! В Лиссабоне Жуан II принял доклад о результатах путешествия и велел переименовать мыс Торментозу в мыс Доброй Надежды.

Результаты дальнего плавания действительно давали королевству надежду на то, что путь в Индию будет открыт там, где находится мыс Доброй Надежды, и Португалия будет иметь в океанской торговле изрядные преимущества.

Нет свидетельств о том, что Бартоломеу Диаш получил какую либо награду от монарха.

Единственное, чем мог утешить себя моряк, первым достигший мыса Доброй Надежды, это знак на пустынном клочке земли, где под гербом было высечено на камне его имя: третий, за время путешествия падран, был установлен на мысе.

Диаш Бартоломеу

Удивительный Мыс Доброй Надежды

Заключение

За более чем пять столетий мыс контролировали португальские купцы, голландские поселенцы (буры), британские колонизаторы. В 1961 году колония (Южно-Африканский Союз) получила независимость. А через 30 лет на английском влиянии окончательно был поставлен крест Нельсоном Манделой. Длительное время мыс носил почетный титул самой южной точки «черного» , но затем он перешел к мысу Игольному, который расположен чуть дальше на юго-востоке.

Это интересно! История путешествий: эпохи географических открытий

Чтобы найти мыс Доброй Надежды, мореплаватели не единожды пускались в путь, терпели неудачи, крушения, но поиски не прекращали – дорога в Индию должна быть открыта. Именно скалистый мыс, являющийся самой крайней точкой на юго-западе Африки, местом, где сталкиваются друг с другом воды двух океанов, образуя разбивающуюся о скалы бурлящую белую полосу, открыл им путь в Азию.

Мыс Доброй Надежды расположен в Африке и является самым южным участком Капского полуострова, откуда он поворачивает на север и через сорок пять метров упирается в мыс Кейп-Пойнт, у подножья которого с противоположной стороны начинается залив Фалс-Бэй, чьи воды подогреваются тёплым течением Индийского океана.

Температура как воздуха, так и воды на востоке полуострова значительно теплее, чем с его западной стороны, где протекает бенгельское течение из Антарктиды. Правда, и ветра здесь дуют сильнее и спокойно понежиться под тёплыми лучами туристам позволяют редко.

Несмотря на то, что мыс Доброй Надежды долгое время считали самой крайней точкой Африки, ею в действительности является Игольный мыс (на карте он расположен более чем в ста пятидесяти километрах в юго-восточном направлении).

Этот мыс примечателен тем, что от него африканское побережье впервые поворачивает в восточном направлении и открывает проход между Атлантическим и Индийским океанами (точно вычислить, где находится Мыс Доброй Надежды на карте, можно по следующим координатам: 34° 21′ 32.88″ ю. ш., 18° 28′ 21.06″ в. д.).

История открытия

Мыс Доброй Надежды обнаружил в конце XV ст. португалец Бартоломеу Диаш, перед которым король поставил конкретную задачу. Нужно было разузнать, можно ли, обогнув Африку с юга, попасть в Индию. Его стране, находящейся на западе Европы, было крайне накладно организовывать в Азию сухопутные экспедиции.

Открытие мыса Доброй Надежды произошло случайно, при этом неожиданную помощь оказали ужасающей силы бури, нещадно трепавшие корабли португальца несколько дней: когда океан успокоился, оказалось, что Диаш не имеет ни малейшего понятия, куда его занесла непогода. Он наугад отправился на север и через какое-то время оказался у побережья Африки, которое поворачивало в восточном направлении.

Правда, дальше он не поплыл: провиант подходил к концу, корабли находились в неважном состоянии, а команда взбунтовалась. Им было принято решение возвращаться домой, а по пути он заметил мыс, обогнув который увидел, что побережье Африки тянется на север, домой.

Интересно, что первоначально, увидев бьющиеся о высокие скалы океанические волны, он решил назвать этот участок суши мысом Бурь.

Но королю Португалии зловещее название не понравилось, и он дал ему более оптимистичное название – мыс Доброй Надежды, надеясь, что дорога в Индию действительно обнаружена. Надежда его оправдалась: через несколько лет Васко да Гама, миновав мыс Доброй Надежды, доплыл до Индии.

Маяки мыса

Назвав выступающий в море скалистый участок суши мысом Бури, Диаш дал ему довольно точное название: сильные течения, ветра, штормы, туманы, иногда заплывающие в эту местность айсберги, привели к крушению огромное количество кораблей. Немаловажную роль в этом сыграло и то, что скалы вдоль побережья были не только похожи друг на друга, но и часто укутаны туманами.

Это нередко сбивало мореплавателей, плывущих из Индии, с курса: они раньше времени поворачивали на север и оказывались в заливе Фалс-Бэй.

Если им везло, корабли утыкались в песчаный берег, но в основном просто разбивались о скалы. Залив этот примечателен тем, что на парусном судне из него выйти можно далеко не всегда – несмотря на то, что здесь очень ветрено, в ожидании подходящего потока воздуха здесь вполне можно провести чуть ли не полгода.


Невзирая на все эти обстоятельства, власти на мысе построили маяк лишь в середине XIX в. – и то, после того, как во время одной из проверок инспекторы заметили плывущие к побережью айсберги. Ледяные глыбы возле берегов Африки так сильно потрясли их, что решение о возведении здесь маяка и наблюдательного пункта было принято практически сразу. Построили его на находящейся рядом горе Кейп-Пойнт, с которой открывается великолепный вид на мыс Доброй Надежды.

Маяк № 1

Строительство первого маяка было окончено в 1860 году. Расположен он был на высоте 270 м – и его можно было увидеть с расстояния 80 км. Было одно «но»: проектировали его в Британии, поэтому англичане, незнакомые с климатическими особенностями юга Африки, не учли одной детали, вершину горы, на которую было принято решение установить сооружение, ночью часто окутывали облака, делая маяк абсолютно бесполезным. Вместе с тем «прослужил» он около полувека, пока на проблему не обратили внимание журналисты.

Первым случаем, привлекшим широкое внимание общественности, являлось крушение в 1900 году новейшего парохода «Какапу», который направлялся из Британии в Новую Зеландию. Обманутый маяком и низкой облачностью, капитан отдал неверную команду, вследствие которой высокая приливная волна выкинула судно на побережье. Эту историю властям удалось замять, обвинив капитана в халатности.

А вот крушение, которое произошло через одиннадцать лет, замолчать не удалось: огромный португальский лайнер «Лузитания» налетел на риф в нескольких километрах от работающего, но полностью закрытого облаками маяка. Спасти пассажиров (а на корабле находилось почти восемьсот человек) удалось лишь потому, что судно на риф село очень крепко, что дало время спустить на воду все спасательные лодки.


Смотритель маяка, приняв сигнал бедствия, спустился с зажженным фонарём, сориентировав команду лайнера и дав возможность благополучно причалить к берегу почти всем шлюпкам, кроме одной (она перевернулась и четверо её пассажиров погибли). Решение о возведении второго маяка было принято, а этот закрыли и сейчас он служит музеем, со смотровой площадки которого открываются великолепные виды.

Маяк №2

Несмотря на то, что новый маяк находится ниже, на высоте 88 метров, и видно его на меньшем расстоянии, 40 км, пользы от него было намного больше – кораблекрушения в этой местности почти свелись к нулю. В конце XX века к маяку провели электрический кабель, возвели рестораны, поставили фуникулёр, ведущий от стоянки до вершины соседней с мысом горы Кейн Пойнт, и проведя соответствующую рекламную кампанию, дали толчок для развития успешного туристического бизнеса.

Национальный парк

От второго по численности населения города ЮАР, Кейптаун мыс Доброй Надежды отделяет почти семьдесят километров, а потому от столицы Западной Капской провинции, вооружившись картой, на автомобиле, по очень хорошей дороге можно добраться за четыре часа.

Дорога скучной не покажется, поскольку путь сюда лежит через Национальный парк «Столовая гора», площадь которого превышает 7 тыс. га., а сам он отличается чрезвычайно буйной растительностью.

Интересна и фауна заповедника: рядом с обезьянами, страусами, антилопами и гепардами здесь великолепно себя чувствуют очковые пингвины и морские котики, которые не только приплыли сюда с Антарктиды, но и сумели приспособиться к условиям местной жизни.

Очковые пингвины

Пингвины живут на западном побережье под названием Boulders Beach. Такое место жительства они выбрали неслучайно: холодные воды Бенгальского течения помогают птицам переносить жару – большую часть своего времени они проводят в воде. И лишь во время гнездования, зимой, когда температура воздуха становится более-менее оптимальной, подолгу находятся на суше. Интересно, что яйца они высиживают в норах, которые выкапывают в разложившихся остатках птичьего помёта, что помогает защитить яйца от перегрева.

Поддерживать оптимальную температуру тела им дают возможность розового цвета отметины, расположенные выше глаз и работающие своеобразным кондиционером: когда птицам становится очень жарко, разгоряченная кровь начинает быстрее поступать к отметинам, где благодаря тонкой коже быстро охлаждается.

Остров морских котиков

Иногда возле мыса отдыхают морские котики, что приплыли сюда со своего лежбища, находящееся на маленьком острове, сразу за маяком, в заливе Фалс-Бэй (обитает на нём около 75 тыс. животных). Такая огромная колония не могла не привлечь внимания, постоянно заплывающих в эту бухту белых акул.

Поэтому с мая по сентябрь остров морских котиков буквально окружён хищницами, которые терпеливо поджидают добычу, и как только видят возможность, выскакивают и хватая котика зубами, уходят на дно. Интересно, что залив Фалс-Бэй является единственным местом в мире, где акулы во время охоты полностью выпрыгивают из воды.