Лайнер ссср. Гордость отечественного судостроения

Немецкие пассажирские лайнеры, бороздившие океаны в 1920-х - 1930-х годах, получили вторую жизнь в Советском Союзе, где прослужили до 1980-х. Историю этих судов рассказывает коллекционер Юрий Мамонов.

Возвращаясь из путешествий и деловых поездок многие из нас привозят небольшие сувениры. Со временем о них забывают, они теряются, но иногда, через много лет напоминают о себе. В нашей семье, среди старых фото, писем и бумаг почти 50 лет хранится небольшая подборка открыток с видами Владивостока. Их привез с Дальнего Востока мой отец в 1960 году, на память о службе на Тихоокеанском флоте. Две открытки несколько выделяются из видового ряда. На них изображены два больших океанских парохода: белоснежный лайнер-гигант "Советский Союз" и черно-белый "Азия".


Антикварными они еще не стали и в коллекцию явно не напрашивались. Только случайное упоминание в одной из книг этих кораблей в одном ряду с судном "Адмирал Нахимов", трагически погибшем в 1986 году, заинтересовало и дало толчок к изучению темы. Оказывается, некоторые советские послевоенные пароходы и дизель-электроходы изображены на немецких открытках 1920-1930-х годов. Правда, тогда они имели другие названия (а иногда и не одно) и даже другой внешний вид, размеры корпуса и параметры механизмов. Большое количество таких судов перешло к СССР по репарациям, по решению комиссии стран-победителей 1946 года о разделе немецкого флота. Тогда было решено, что суда как торгового так и военного флотов Третьего рейха, сдавшегося трем странам-победителям, где бы они не дислоцировались, в равных частях отойдут к Советскому Союзу, Великобритании и США.

Таким образом, часть немецких пассажирских лайнеров перешла под советскую юрисдикцию. Состояние полученных трофеев было оценено как ужасное. Большая часть судов была повреждена бомбардировками, многие простояли в портах на приколе всю войну, немалая часть была затоплена и нуждалась в поднятии с больших глубин. Масштабному восстановлению подверглись старые пассажирские пароходы Der Deutshe (бывшая Sierra Morena), Caribia, Wangoni. После реконструкции они влились в состав Дальневосточной флотилии и получили новые имена - "Азия", "Ильич", "Чукотка". Пароходы Patria и Duala, плененные британским флотом, числились как военные транспортные суда Empire Welland и Empire Rock, пока готовились документы по репарации. Первый даже сделал пару рейсов из Великобритании в США. Теплоходы, переданные Морфлоту СССР после реконструкции, пополнили Черноморское пароходство с новыми названиями "Россия" и "Петр Великий". Туда же после реконструкции прибыли Iberia и Rugen, переименованные в "Победу" и "Иван Сусанин".


Из доставшихся Советскому Союзу теплоходов, большинство было старых, требующих капремонта и полной смены оборудования. Чтобы привести в рабочее состояние Oceana (бывшее Sierra Salvada), второго Deutcshland, Preussen (последние два - однотипные железнодорожные паромы), ушло немалое количество времени и средств. Возрожденные теплоходы под именами "Сибирь", "Анива", "Крильон" эксплуатировались после на Дальнем Востоке. В январе 1945 года недалеко от Свинемюнде налетел на мину и пошел ко дну лайнер Berlin. Аварийно-спасательная служба Балтфлота подняла судно со дна в середине сентября 1947 года и отбуксировала в доки на восстановление. После длительного ремонта на верфи в ГДР, оно в 1957 году продолжило свою жизнь в Черноморском пароходстве. Восстановленный лайнер назвали "Адмирал Нахимов". Там же, в Свинемюнде, в июне 1948 года подняли со дна затонувший лайнер Cordilera, тоже подорвавшийся на мине. Обновленный лайнер также получил новое имя "Русь" и вошел в состав флотилии Дальневосточного пароходства. В нескольких милях от Варнемюнде балтийские спасатели во время шторма смогли снять с грунта лежащую на боку и возвышающуюся над поверхностью правым бортом еще одну жертву авиационной донной мины - лайнер Hansa. В тяжелых условиях удалось поставить корабль на ровный киль и отбуксировать в док. Аналогичный лайнер Hamburg (Albert Ballin) затонул после встречи с миной в 2 милях от Засница. Спасатели, откачав воду, распрямили корпус, добавили борта, укрепили коффердамы. После всплытия в 1950 году судно отбуксировали на капитальный ремонт. Первый лайнер после переоснащения под именем "Советский Союз" долгое время работал на Дальнем Востоке. Второй сначала пытались восстановить как пассажирский пароход, но после, скорректировав проект, переоборудовали под китобойную базу, дав ей название "Юрий Долгорукий".
Таким образом, сильно пострадавший во Вторую Мировую войну, морской флот СССР пополнился первоклассными океанскими кораблями и они до середины 60-х годов были самыми крупными и комфортабельными пассажирскими судами Советского Союза. Безусловно, наибольшая известность досталась судам Черноморского бассейна и в первую очередь самому известному из "пленных судов" - лайнеру "Адмирал Нахимов". Он был спущен на воду в 1925 году. В течение 13 лет делал по 12 трансатлантических рейсов в год на линии Бремерхафен - Нью-Йорк (до 1938 года, когда трансатлантические рейсы стали невыгодными). Без претензий на "Голубую ленту Атлантики" (его скорость была всего 16 узлов), по комфорту Berlin (так назывался "Адмирал Нахимов" в немецком флоте) был не хуже первоклассных британских атлантических лайнеров.
Компания Norddeutscher Lloyd - первый владелец теплохода, придерживалась правила: клиенту на судне должно быть приятно и удобно, даже если он путешествует третьим классом. Многочисленные открытки, рекламирующие корабли компании, это прекрасно подтверждают. Подобное отношение к клиенту, как бы по наследству перешло и к новому владельцу - Черноморскому морскому пароходству. Конечно, в послевоенной разрухе невозможно было вернуть былой шик кораблю, почти два года пролежавшему на дне, но по многочисленным воспоминаниям убранство восстановленного корабля поражало своей роскошью. За 30 лет плавания под флагом СССР судно перевезло сотни тысяч туристов, совершая экскурсионные круизы по Черному морю и иногда за рубеж (например, лайнер несколько раз ходил в Саудовскую Аравию, перевозя паломников). А однажды, в 1962 году во время Карибского кризиса даже плавал на Кубу, куда доставил советских солдат. Широкая реклама (также и на открытках, выпускавшихся, как пароходством, так и многими украинскими и всероссийскими издательствами) и безупречная репутация давала пароходу "Адмирал Нахимов" стабильный пассажиропоток круглый год. К сожалению, этот замечательный корабль погиб 31 августа 1986 года, столкнувшись под Новороссийском с сухогрузом.
Другие крупные лайнеры, оставленные в Черноморском пароходстве - дизель-электроход "Россия" (в немецком флоте Patria) и пароход "Петр Великий" (Duala) известны меньше, хотя на открытках встречаются довольно часто.

Наибольшее количество трофейных судов досталось Дальневосточному морскому пароходству (только крупных пассажирских судов более десятка), но ввиду их использования на обычных грузопассажирских линиях (Владивосток - Петропавловск-Камчатский), в рекламе для туристов они не нуждались и на открытках появлялись значительно реже, да и тиражи региональных издательств были во много раз меньшими. Интересным моментом, отраженным на открытках, является значительная модернизация при восстановлении и перестройке дальневосточных судов. И у "Советского Союза" (бывшее Hansa) и у "Азии" (Der Deutsche) заменили две вышедшие из моды дымовые трубы на одну более совершенную по форме (на тот момент). Судя по всему, выигрыш это дало минимальный, и все остальные трофейные корабли остались в немецком двухтрубном варианте (как "Адмирал Нахимов").

Трофейные суда эксплуатировались во флоте Советского Союза до конца 80-х годов, постепенно заменяясь новыми современными судами. Все они множество раз были изображены на открытках, правда, под новыми советскими именами. Узнать в них после множества модернизаций лайнеры, в 20-е - 30-е годы бороздившие просторы океанов, довольно трудно.

Открытки в очередной раз выполнили свою миссию - сохранили для потомков интереснейшие страницы российской, немецкой и мировой истории. И эти открытки, как сувенир о плавании или морской поездке хранятся во многих семьях.

При подготовке статьи использовались материалы: К.Иванов. Конец лайнеров агрессора. Журнал "Морской флот" №3. 1982 г.


Знаю, ничего не вернется,
Бьется злое сердце в часах.
Только иногда отзовется,
Солнцем, что-то вечное в нас.

Вспоминаю 85-й год. Новоросийск, у причала стоит теплоход "Иван Франко". Мне, пятилетнему пацану, тогда он показался просто огромным в сравнении с речными теплоходами.
Нет теперь "Ивана Франко" - как и большинство советского морского пасфлота он окончил свою жизнь на "Пляже мертвецов" в индийском Аланге, кто-то - в Пакистане или Турции.
Этот пост - воспоминание. О том флоте, который когда-то у нас был. И очень хочется надеятся что вновь по морям пойдут красавцы лайнеры под российским триколором. Но пока - увы - это мечты. Кто то скажет - во всем мире суда на металл режут. Неспорю. Но вместо ушедших появляются новые. А у нас пока глухо. Даже подержанных нет. Вот это и грусно.

Теплоход "Иван Франко" выходит из Александрии, 1993 год



теплоход "Михаил Лермонтов" прибывает в Тилбери, 1985 год. Затонул у побережья Новой Зеландии 16 февраля 1986 года(находился там во фрахте). Погиб 1 человек.


Всего же таких теплоходов в Совторгфлоте было пять. Первые яетыре - Иван Франко, Александр Пушкин, Шота Руставелли и Тарас Шевченко
- строились серией с 1964 по 1968 год. Лермонтов стоял тут особняком - его построили в 1972 году, по частично модернизированному проекту. Судьба судов серии такова - Иван Франко, Шота Руставелли и Тарас Шевченко были разделаны на металлолом соответственно в 1997, 2003 и 2004 годах, Михаил Лермонтовзатонул в 1986 году, в живых пока остается только одно судно - Александр Пушкин (1965 год постройки) - сейчас он называется Marco Polo. Но перспективы его туманны, так как судно не соответствует нормам SOLAS-2010, а требуемая переделка под эти нормы хоть и незначительная, но весьма недешевая.

ASSEDO (бывший Шота Руставелли) в Кильском канале, 2003 год

турбоход "Максим Горький"


Один из последних ветеранов. Сейчас его уже практически разобрали на металл в индийском Аланге. История судна такова - изначально он строился как трансатлантический лайнер. Но особо ему поработать на трансатлантической линии не удалосьь - практически сразу Hamburg (так изначально называлось судно) встал под круизы. Построенное в 1969 году судно в 73-м году приобретает Советский Союз. Практически сразу судно начинает работать с туристами в разных уголках земного шара. В 90-е годы судно возвращается в Германию и работает "под крылом" Phoenix Reisen. Уже в двухтысячные начинаются проблемы с турбинами и котлами. Да и рост стоимости топлива. Судно не раз пытались продать, и в конце 2009 года его продают на слом. Были неоднократные попытки немецких энтузиастов выкупить его (с возвращением старого названия) и установки в Гамбурге в качестве музейного судна. Но увы - в декабре 2009 года судно прибыло к месту своей последней стоянки. В настоящий момент разделка на завершающем этапе.

турбоход "Федор Шаляпин"


Это уже из породы британских рысаков. Cunard понимая, что хоть старушки королевы еще вылезут за счет престижа - будущее далеко не за такими гигантами. Все же англичане еще надеялись, что трансатлантика будет жить. Боинг же и им подобные надежду прихлопнули. Под вопросом оказалась судьба "малой тройки" кунарда - лайнеров Ivernia, Frankonia, Carmania. Два лайнера - Ivernia и Carmania в 1973-1974 году купил СССР. У нас транспортники пришлись ко двору- особенно на дальнем востоке - туда отправилась Ivernia, став "Федором Шаляпиным". Потом он передан был в ЧМП. На Черное море отправилась Carmania (бывш. Saxonia) - под именем "Леонид Собинов". Шаляпина разобрали в 2004 году, Собинова - в 1999-м.

турбоход "Леонид Собинов"


Вообще тут надо отметить, что основная направленность работы советского морского пасфлота была в массе своей транспортной, нежели круизной. Особенно это было видно по дальневосточному пароходству. Другой чертой пассажирского морфлота СССР была разнотипность - в отличии от флота речного, который в 50-е годы начал активно обновляться серийными судами (при этом до середины-конца 60-х годов немало оставалось старых несерийных пароходов). Немалое влияние здесь оказывало малое количество верфей в СССР, которые могли строить морские суда. Загружены верфи в массе своей были заказами на грузовой и военный флот. Строительство за рубежом обходилось недешево, так как верфи соцстран опять же в массе были или на реках, где крупные суда провести невозможно, или были загружены заказами Минречфлота. Строительство же на верфях капстран обходилось весьма дорого. В немалой степени загрузк морских верфей (особенно во Владивостоке и на Черном море) была обусловлена и весьма тяжелым ремонтом старых морских трофейных судов. На дальнем востоке "поддавали жару" "либертосы" - морские транспортники типа Liberty, построенные в годы войны в США. Простое и неприхотливое судно, но бывшее по сути "одноразовым". После войны их пригоняли на верфи, практически полностью меняли металл на обшивке. До недавнего времени один Liberty еще был жив - это грузовой пароход "Одесса", стоявший в одной из гаваней Владивостока и использовавшийся как плавмстерская.
Вообще до середины 70-х пассажирский морфлот достаточно сильно держался за довоенные суда - такова была тенденция во всем мире. Дешевое топливо, отработанность судов и линий - все это давало возможность ходить на "старичках".

пароход "Адмирал Нахимов"


Это фото уникально (вообще благодаря энтузиасту морфлота Виталию Костриченко на шипспоттинге сейчас можно найти немало достаточно уникального фотоматериала по отечественным судам) тем, что оно сделано в германском Висмаре во время реконструкции парохода.
Пароход был построен в 1925 году. Первоначальное название "Berlin". Судну везло как утопленнику в прямом смысле. Как и многие крупные пароходы того времени Berlin строился для трансатлантической линии. Но в отличии от своего колеги "Bremen" (который достался англичанам и был безжалостно распилен на гвозди) его задача была не в рекордах на голубую ленту атлантики. Это было судно для перевозки через океан клиентов попроще. После прихода к власти в Германии нацистов судно снимается с трансатлантической линии и начинает работать под эгидой KDF(аналог наших профсоюзов). Во время войны Berlin становится транспортом. В 1945 году он был затоплен на мелководье экипажем. После раздела флота судно было переданно СССР. После подъема его отправили в Ньюкасл, где был сделан корпусной ремонт, после чего судно перевели уже в Висмар на верфь Matias Tessen. Ремонт судна продолжался до 1955 года. Первоначально пароход должен был уйти на Дальний Восток, но в самый последний момент его судьба переменилась и он встал на Крымо-Кавказскую линию Черноморского Морского Пароходства. А на Дальний Восток ушла "Азия". Еще раз одеть военный бушлат пароходу пришлось во время карибского кризиса - он выполнил несколько рейсов к берегам Кубы. Погиб "Адмирал Нахимов" на траверзе мыса Дооб при выходе из Новороссийска 31 августа 1986 года. Сухогруз "Петр Васев" ударил его в борт. Подробно о катастрофе можно прочитать здесь - http://admiral-nakhimov.net.ru/stat.htm
В момент катастрофы на борту находилось 897 пассажиров. Погибло 359 человек.

1945 год. Вот в таком виде "Berlin" достался Советскому Союзу

"Адмирал Нахимов" в порту Новороссийска

пароход Der Deutsche. По результатм раздела флота попал в СССР, переименован в "Азию". Разделан на металлолом в Японии в 1967 году

паротурбоход "Советский Союз"


Это судно по праву считалось флагманом ДАльневосточного морского пароходства. Построен в Германии по заказу компании HAPAG в 1922 году и назван именем первого президента и основателя компании - Альберта Баллина. Баллин покончил жизнь самоубийством в 1918 году в день капитуляции Германии. На счету HAPAG перед первой мирой войной - голубая лента атлантики. Турбоход "Deutschland" вырвал буквально ее у англичан.
Albert Ballin стал плодом уже другой доктрины. Понимая, что сходу вырвать у Британии "Голубую ленту" нереально, фирма пошла на принцип - Комфорт и размер превыше скорости. В скорости новое судно конечно уступало королевам, но по комфорту и грузоподъемности даже превосходил их. Всего построено четыре таких судна. После прихода к власти Гитлера судно переименовали - Hansa. После войны Hansa достается Советскому Союзу вместе с однотипным лайнером Hamburg. Надо сказать, что суда неоднократно модернизировались в Германии. НАиболее кардинальная модернизация была проведена зимой 34/35 годов, когда носовая часть обоих лайнеров была удлинена на 10 метров. Это в купе с настройкой и модернизацией турбин и котлов дало рост скорости до 19 узлов. Hansa стала "Советским Союзом" и отправилась на дальний восток в качестве пассажирского лайнера (принято пароходством в 1955 году), а Hamburg стал китобойной базой "Юрий Долгорукий"

"Советский Союз" ведут в гавань


В составе ДВМП судно проработало до 1980 года. Еще одну модернизацию машины оно прошло в Гонконге в 1971 году. В конце 70-х судно становится учебным. Разделано в Японии в 1982-1983 годах.

"Совесткий Союз" на Камчатке, 70-е годы

турбоход "Балтика"


История этого судна началась в 1939 году. Правительство СССР для Балтийского пароходства заказало два однотипных судна в Нидерландах - "Вячеслав Молотов" и "Иосиф Сталин". Уже в первые дни войны суда были мобилизованы и превращены в военные транспорта. При эвакуации с полуострова Ханко оба судна попали под обстрел. "Сталин" потерял ход и управление. Течением судно унесло к берегам Эстонии, где он был и потоплен огнем батарей немцев. По другой версии - судно подорвалось на мине. В 1945 году судно было поднято и отбуксировано в Таллин. По разным источникам в том же году разделано в Таллине, по другим - польском Гданьске.
"Молотов" же после войны первоначально встал на линию Ленинград - Нью-йорк, потом был заменен д/э "Россия". Некоторае время "Молотов" работал сначала на ДАльнем востоке, а потом на Черном море, после чего вернулся на Балтику.

у побережья Камчатки, 1955 год

турбоход "Вячеслав Молотов" на Черном море

В 1957 году судно переименовали - "Балтика". В теже годы Н. С. Хрущев совершил на нем визит в Великобританию.

турбоход "Балтика" у Рендсбурга, Кильский канал, 1967 год

Уже при правлении Л. И. Брежнева судно попадает в некую "опалу" - сказался визит Хрущева. После этого судно в массе своей работает на внутренних линиях Балтики. В 1984 году турбоход "Балтика" выведен из эксплуатации, а в 1987 году разделан на металлолом в Дании.

теплоход "Абхазия" в Ялте, 1940 год

"Абхазия" отправляется в рейс

Июнь 1942 года, Севастополь

В качестве трофея СССР получил недостроенный теплоход MARIENBURG, строительство которого началось в 1939 году. В 1955 году он вошел в состав Чероморского пароходства под именем "Ленсовет", а в 1962 году - еще одно переименование - теперь уже "Абхазия". Изначально судно строилось для работы на Балтике в качестве парома между портами Германии и Восточной Пруссии. Разделан на металл в 1980 году в БАрселоне, Испания

"Абхазия" в Сочи, 1972 год

1975 год. справа видна фальштруба "Победы"

"Победа" в Сочи, 70-е годы. Судно было разделанно на металл в 1977 году. "Победу" мы видим в фильме "Брилиантовая рука" - герой Ю. Никулина садиться на теплоход "Михаил Светлов" (в реальной жизни д/э "Россия"). А на причале за "Россией" как раз стоит "Победа" - бывшая германская Iberia (не путать с кунардовской "тезкой" 1954 года постройки)

теплоходы "Таджикистан" и "Победа" (справа) в Ялте, 70-е годы


Фото этого судна нет нужды представлять. "Михаил Светлов ту-ту", "Руссо туристо, облико морале", "Наши люди в булочную на таксти не ездят" - конечно же - это дизельэлектроход "Россия". Как уже отмечено, на борту судна снимались эпизоды заграничного круиза кинокомедии "Брилиантовая рука". В фильме судно называлось "Михаил Светлов".
"Россия" из всех трофейных лайнеров СССР получил практически в идеальном состоянии.
Лайнер был построен в Германии в 1938 году. Это при том, что киль лайнера был заложен в 1937-м. От момента закладки до первого рейса прошло 14 месяцев! Лайнер получил название "Patria" (Родина). Именно Родина, а не Адольф Гитлер. Пущенная когда то "утка" до сих пор бродит по просторам. Но тогда, в 1938 году, Patria стала крупнейшим судном с дизель-электрической энергитической установкой - весьма смелый шаг для того времени.

Patria в норвежском порту Хаммерферст. Фото 1938 года (из колекции Я. Пиченевского)


В 1945 году судно было передано СССР. Некоторое время поработав на линии Ленинград - Нью-Йорк (где она сменила "Вячеслава Молотова"), в 1948 году "Россия" встала на линию Одесса - Батуми.

1948 год. Судно уже покрашено в белый цвет


Дизельэлектроход был списан в 1984 году, в 1985 году судно было продано на разделку, к концу 1985 года прибыло в Сингапур, откуда отправилось на разделку в Японию, где судя по всему, к концу 1986 года было разобранно.

теплоход "Ильич" - бывшая германская Caribia. На дальнем востоке в составе ДВМП также работал его систершип - Русь (ех Cordilera). Русь была списана и продана на разделку в 1981 году, Ильич - в 1983 году, разделан в Японии в конце 1984 года в Японии.

"Русь" во Владивостоке

теплоход "Кооперация"


"Кооперация" - один из "последних могикан" первого торгового флота Советской России. Построенная в 1928 году в Ленинграде, она сначала работала на линии Ленинград - Лондон перевозя пассажиров и грузы. В войну стала военным транспортом, в послевоенные годы работала на разных линиях, неоднократно ходила в Бейрут (об этих рейсах рассказывается в повести Б. А. Ременя "В чужом порту, в дали от дома") и Александрию. В 1979 году судно передается "Интерлихтеру" и становится плавучим общежитием. Стояло оно на месте нынешнего порта Усть-Дунайск. В 1987 году судно было проданно на разделку и к концу 1988 года разделано на металл в Египте.

пароход "Император Петр Великий"


Построен в 1913 году. В годы первой мировой войны использовался как госпитальное судно на Черном море. Впоследствии пароход неоднократно работал в разных бассейнах. Некоторое время работал в ДВМП (именно в то время он назывался "Якутия"). После возврата на Черное море судну вернули первоначальное имя - "Петр Первый". Разделан на металл в 1973 году.

В 1938 году на верфи Blom und Voss было построено два однотипных лайнера по заказу Румынии - Basarabia и Transilvania. После того, как Румыния капитулировала, ее флот был разделен. Basarabia осталась в Румынии, а Transilvania была передана Черноморскому пароходству и переименована в "Украину". Судно было списано в 1987 году. Вообще 87-й стал для многих старых судов последним - повлияла катастрофа Нахимова. Basarabia была разделана на металл уже в 90-е годы.

Transilvania в Ялте, 1972 год

пароход "Вологда"


Построен в 1930 году в Данциге. Работал на Северном море. Во время войны - транспорт сопровождения. В 1956 году в Висмаре прошел модернизацию. Потом работал на линии Мурманск - Гремиха. В 1975 году списан и использовался как гостиница. Разделан на метал в 1981 году.

Пришло время определяться с маршрутом, но вы испытываете затруднения? Визуализация лучший помощник в данном вопросе. Весь следующий раздел, мы решили посвятить этому вопросу и рассказать вам об акваториях Москвы-реки и канала им. Москвы, маршрутах доступных в рамках каждой акватории и примерное время, которое может потребоваться на их прохождение.

Аренда теплохода - маршруты по Подмосковью

Акватория Химкинского Клязьменского, Учинского, Пестовского водохранилищ (Север Москвы) излюбленное место отдыха москвичей в жаркое время года. С главной артерией столицы Москвой-рекой их соединяет канал имени Москвы. Здесь много организованных, специально оборудованных "зеленых" стоянок для пикников и мероприятий на природе. плата за причалы символическая или отсутствует совсем, загруженность минимальная, продолжительность стоянки не ограничена. Посадка теплоход осуществляется преимущественно от причала Северного речного вокзала. Теплоход по пути проходит три шлюза. Время аренды теплоходов при выборе этой акватории должно составлять не менее 6-ти часов.

  • Маршрут "Северный речной вокзал - Клязьменское водохранилище - Северный речной вокзал" на 6 часов.
  • Маршрут "Северный речной вокзал - Пестовское водохранилище - Северный речной вокзал" на 7 часов.
  • Маршрут "Северный речной вокзал - Икшинское водохранилище - Северный речной вокзал" на 8 часов.

Аренда теплохода - маршруты от Северо-Запада по Центру Москвы

Акватория Серебряного Бора и Строгино (Северо-Запад Москвы) расположена в черте города, в живописном районе с многочисленными парками, в том числе, "жемчужиной" этих мест - природным заповедником, памятником XVII века, островом "Серебряный бор". Здесь же находятся: уникальное сооружение - арка Живописного моста с эллипсоидной смотровой площадкой, село Троице-Лыково (ранее дворцовое село Троицкое). Из центра до Серебряного Бора с учетом прохождения шлюза - примерно 3 часа хода. Причалы в этом районе адаптированные для посадки/высадки пассажиров (Строгино, Серебряный Бор-1 , Серебряный бор-2 , Троице-Лыково) отмечены на карте. Время аренды теплоходов при выборе этой акватории должно составлять не менее 6-ти часов.

  • Маршрут "Москва-Сити (причал Международная выставка) - Серебряный бор - Киевский вокзал - Москва-Сити (причал Международная выставка)" с прохождением шлюза на 6 часов.
  • Маршрут "Москва-Сити (причал Международная выставка) - Серебряный бор - ЦПКиО им. Горького - Москва-Сити (причал Международная выставка)" с прохождением шлюза на 7 часов.
  • Маршрут " Москва-Сити (причал Международная выставка) - Серебряный бор - Кремль и парк "Зарядье" - Москва-Сити (причал Международная выставка)" с прохождением шлюза на 8 часов.

Аренда теплохода в Москве - маршруты по Центру

Акватория Москвы-реки (Центр) - обширная территория выходящая за пределы Третьего Транспортного Кольца от районов Крылатское и Верхние Миневки до Нагатинского затона и Печатники. Причалы этой акватории имеют, преимущественно, высокую степень загруженности, а продолжительность стоянки на них, как правило, лимитировано т.к. именно здесь сосредоточены все регулярные прогулочные маршруты позволяющие увидеть самые основные и популярные достопримечательности столицы (отмечены на карте зеленым маркером) расположенные по берегам Москвы-реки от Новоспасского моста до Делового Центра. В их числе: московский Кремль, Собор Василия Блаженного, "парящий" мост в новом ландшафтном парке "Зарядье", Храм Христа Спасителя, сталинские высотки, спортивную арену "Лужники", Дом музыки, Президиум РАН, Дом Правительство и, конечно же, знаменитые небоскребы Москва-Сити. Не у всех причалов в центре Москвы имеются паковочные места, а существующие все платные (по тарифам Моспаркинга).

  • Маршрут "Москва-Сити (причал Международная выставка) - Устьинский мост - Москва-Сити (причал Международная выставка)" на 4 часа.
  • Маршрут "Москва-Сити (причал Международная выставка) - Новоспасский мост - Москва-Сити (причал Международная выставка)" на 5 часов.
  • Маршрут "Москва-Сити (причал Международная выставка) - Кленовый бульвар - Москва-Сити (причал Международная выставка)" на 6 часов.

Аренда теплохода - маршруты от Юга по Центру

Акватория Москвы-реки (Юго-Восток Москвы) - это территория от Нагатинского Затона в сторону МКАД до шлюза Трудокоммуна. Посадка гостей производится на причалах Коломенское, Марьино, Братеево. Живописные места с обширными парковыми территориями подходят для организации семейного и корпоративного отдыха. Главной достопримечательностью здесь является музей-заповедник Коломенское (бывшая резиденция русских царей). Время аренды теплоходов при выборе этой акватории должно составлять не менее 4-х часов.

  • Маршрут "Кленовый бульвар - Крымский мост - Кленовый бульвар" на 4 часа.
  • Маршрут "Кленовый бульвар - Киевский вокзал - Кленовый бульвар" на 5 часов.
  • Маршрут "Кленовый бульвар - Москва-Сити - Кленовый бульвар" на 6 часов.
  • Маршрут "Коломенское - Москва-Сити - Кленовый бульвар" с прохождением шлюза на 8 часов.

У судов, как и у людей - своя судьба. Они рождаются, живут и умирают с той лишь разницей, что об одних забывают, а другие попадают в историю и становятся легендами.

90 лет назад в свой первый рейс под своим первым именем «Albert Ballin» отправился пароход, впоследствии ставший теплоходом «Советский Союз». Через 30 лет после рождения судно получило имя страны советов, а еще через 30 было списано. С последним капитаном самого известного судна страны Петром ПОЛЕЩУКОМ беседовала корреспондент «АиФ - Приморья».

Трофей Третьего рейха

П.П.: - Судно досталось нам по репарации. Не в лучшем виде. В 1945 г. фашисты взорвали его на рейде Варнемюнде, и оно было затоплено, лишь 8 метров возвышались над поверхностью воды. В 1949 г. его подняли, а потом там же, в Германии, восстановили - по чертежам Ленинградского центрального конструкторского бюро Морского флота. Мало кто знает, но руководитель проекта получил за свою работу Сталинскую премию. Возрожденный лайнер стал самым крупным пассажирским судном в СССР, поэтому и назвали его в 1953 г. «Советский Союз». Спустя два года я был назначен вторым помощником на этот пароход, тогда он еще стоял в немецком порту Засниц. В январе 1956 года мы вышли из Засница и направились Севастополь. Еще на входе в бухту мы увидели перевернутый линкор «Новороссийск» (бывший «Джулио Чезаре», доставшийся нашей стране так же по репарации). Как известно, он затонул 29 октября 1955 г. после взрыва в носовой части. Слухов ходило много, поговаривали, что это была донная мина... Нас поставили к северной причальной стенке, рядом с которой было похоронено около 600 человек. Можете представить, что мы тогда чувствовали. (Говорят, что судьба «Новороссийска» косвенно положила начало легенде о том, что «Советский Союз» якобы носил название «Адольф Гитлер». «Знающие» люди утверждали, что немецкий трофейный пароход с крамольным названием специально отогнали на Дальний Восток, чтобы его не постигла участь «Новороссийска» - не простят, дескать, немцы издевательства над именем вождя, взорвут. Прим. ред. )

«АиФ-Приморье»: - Почему же «Советский Союз» не сразу отправился из Германии во Владивосток, а сначала он зашел в Севастополь? Ведь это такой крюк.

П.П.: - По какой-то причине немцы не смогли сбалансировать турбину заднего хода. В Севастополе ее сняли и отправили на завод в Харьков. Экипаж ждал, пока ее отремонтируют. Работы заняли около года, поэтому в Севастополь приехали даже семьи моряков.

VIP-гости

«АиФ-Приморье»: - Я слышала, что на борт «Советского Союза» в разное время поднимались важные визитеры…

П.П.: - Во время ходовых испытаний, которые проходили вдоль Черноморского побережья, во время стоянки напротив Ливадии судно увидел Никита ХРУЩЁВ. Захотел подняться на палубу.

«АиФ-Приморье»: - Никите Сергеевичу понравилось?

П.П. : - Думаю, что да. С тем визитом связана одна интересная история. Гости прибыли на торпедном катере. Все они поднялись на борт, походили по пароходу, а когда Хрущев прощался и начал спускаться по трапу, один из членов команды - молодой матрос АНОШКИН - окликнул Генсека и передал ему письмо. Никита Сергеевич машинально положил его в карман. Как выяснилось потом, в нем матрос просил обратить внимание на невысокие зарплаты и отсутствие жилья у моряков.

После их отъезда руководство судна стало выяснять, кому предназначалось секретное послание. Приехал комендант Кремля, сотрудники КГБ… Мы думали, что Аношкину за такое послание «оторвут голову», но всё обошлось.

Был еще такой случай. Ворошилов во время визита на пароход заверил, что приедет домой и обязательно расскажет о чудесах наших корабелов. А я ему и говорю, что судно построили немцы. «А я-то думал, что оно наше», - растерянно произнес он.

Первым же капитаном «Советского Союза» был Николай АРТЮХ (почетный гражданин Владивостока, старый партизан). Тогда поговаривали, что именно с него скульптор лепил главную фигуру памятника Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке. Кстати, первый Вечный огонь во Владивостоке в 1975 году зажег он.

Через Находку во Владивосток

«АиФ-Приморье»: - Когда же вы направились к приморским берегам?

П.П.: - В конце декабря мы перешли в Одессу. Судно загрузили овощными консервами и в январе 1957 г. оно отправилось на Дальний Восток. Мы обогнули Африку и без заходов в порты 8 марта пришли не во Владивосток, а в Находку, так как консервы надо было доставить именно туда. Во Владивосток прибыли 29 мая. «Советский Союз» поставили на экспрессную каботажную линию Владивосток - Петропавловск-Камчатский. Из-за железного занавеса он не мог ходить в круизы, поэтому главным образом перевозил людей, прибывающих на Дальний Восток по оргнабору и на рыбный промысел. Перевозили, конечно, и продукты, и производственные грузы. На этой линии турбоход работал до конца.

«АиФ-Приморье»: - Именно о «Советском Союзе» слагались легенды. Как вы думаете, почему они появлялись?

П.П.: - Может, потому, что это был самый большой и, на мой взгляд, самый красивый пароход страны. А может быть, потому что его «живая» история похожа на легенду - «морской волк» обошел все континенты, покорил десятки морей. Но не все знали его подлинную историю, поэтому и появилась легенда, что раньше его называли «Адольф Гитлер». Но это миф, причем не единственный.

«АиФ-Приморье»: - Сколько лет вы были капитаном на «Советском Союзе»?

П.П.: - С 1976 по 1981 год. Конечно, когда я уходил в отпуск, меня подменяли, чаще всего это был капитан ВЕДЕНСКИЙ.

«АиФ-Приморье»: - И работали исключительно на каботажной линии?

П.П.: - Да. Турбоход «Советский Союз» закончил свою работу на каботажной линии 30 ноября 1980 г., а 2 декабря был поставлен на прикол для демонтажа оборудования и подготовки судна к сдаче на металлолом. На тот момент ему было уже 57 лет! В январе 1982 г. я был назначен капитаном Владивостокского торгового порта, а на разделку в Гонконг под новым именем «Тобольск» его повел уже капитан Геннадий КОБЦЕВ.

«АиФ-Приморье»: - Сейчас принято сохранять суда, как надводные музеи. Как вы считаете, можно ли было реанимировать «Советский Союз»?

П.П.: - Для того времени он был, безусловно, хорош (здесь было, например, три ресторана, тренажерный зал), но время не пощадило «Советский Союз». У него прогнила деревянная палуба, коррозии подвергся металл. Да и помещения не прошли бы по классу пожарной безопасности. Там были такие лабиринты, в которых легко было затеряться. Нашли бы только по запаху.

«АиФ-Приморье»: - А если бы вас не назначили капитаном порта, вы бы повели «Тобольск» на разделку? Жалко было прощаться с ним?

П.П.: - Когда «Советский Союз» стали оформлять на «гвозди», то я в шутку сказал одному из партсекретарей ДВМП: «Нельзя «Советский Союз» сдавать на металлолом. Это плохое предзнаменование». Он в ответ буркнул, чтобы я «громче молчал», а то посадят. А через 8 лет после списания судна не стало и самого Советского Союза.

История отечественного гражданского судостроения ассоциируется в больше мере с судами грузовыми, вспомогательными и малым флотом. Так уж сложилось, что серийные большие пассажирские суда для СССР строились за рубежом. Исключение составила разве что небольшая серия теплоходов 860 проекта, которую построили на сибирских судозаводах. Но, эта серия стала, по сути, отечественным исполнением венгерского теплохода проекта 305. В судостроении так было проще, европейские судоверфи штамповали серийные теплоходы по несколько штук в год в рамках СЭВ, советские заводы были традиционно заточены под оборонную технику и грузовой флот. Но было и два исключения: «гордость отечественного судостроения», именно так советская пресса окрестила дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз».

Фото из архива А.Готовцева.

Проект «Страна Советов».

Еще задолго до войны, в начале 30-х годов века ушедшего, была начата работа по проектированию нового судна - «экспресса для большой Волги». Тогда планировалось преображение реки - возведение плотин, подъем водохранилищ. Ставилась задача о создании качественно нового суда для работы на качественно новой Волге. С одной стороны заполнение волжских водохранилищ делало возможным использование на реке судов с большей осадкой, с другой запланированные полноводные водохранилища требовали суда с большей мореходностью, чем работавшие на реке дореволюционные пароходы.
В октябре 1932 года в газете «Известия» было опубликовано сообщение о начале конкурса на лучший проект речного судна для большой Волги. Первое место в конкурсе занял проект инженера В.И.Сергеева. Через несколько лет началась проектная работа над новым теплоходом. Руководил проектом инженер Н.Ф.Макеев, но и автор проекта теплохода Сергеев тоже входил в проектную группу. Работы над проектом «экспресса» были завершены к 1937 году. Задачи для нового судна ставились вполне конкретные: судно должно было стать первым с трехдечной надстройкой (все пароходы были двухпалубными), оно должно было стать прорывом в комфортабельности и функциональности, оно должно было развивать скорость до 30 км/час. Было предложено три варианта теплохода, отличавшихся исключительно силовой установкой (дизельный, дизельэлектрический и турбоэлектрический). В любом случае по расчетам инженеров того времени мощность судна должна была составлять 5400 л/ c , только в этом случае достигалась проектная скорость. Проект нового речного судна получил название «Страна Советов». Вот так он должен был выглядеть.

Реализовать проект не удалось. Свои коррективы внесла война. Стране было точно не до «волжских экспрессов». В разных источниках встречалась информация, что корпуса все же были заложены до войны, и что даже в годы войны они, якобы, стояли в Саратове и даже были переоборудованы в военные корабли, но скорее всего, это не более чем красивая легенда.

Проект 20.

Залечившая раны страна, подняв производство и судостроение на должный уровень, после войны вернулась к строительству гражданских судов. Уже строились серии пассажирских теплоходов для большой Волги в европейских странах, когда в пятидесятых годах советские инженеры-судостроители вернулись к проектированию «волжского экспресса». За основу был взят проект «Страна Советов», который, однако, был серьезно доработан на «Красном Сормове», а, по сути, просто перепроектирован в проект, получивший номер 20. Суда проекта 20 очень сильно отличались от «Страны Советов». Проект «Страна Советов» все же больше походил на классические волжские пароходы, просто с более высокой надстройкой. Проект 20 - это уже вариант современного (для того времени) проекта новых речных судов. Дилемма с силовой установкой была решена в пользу дизель-электрической. Такой вариант добавлял судну маневренности, позволял не иметь сверхдлинных валолиний, а, как следствие, минимизировать вибрацию. Экономические аспекты в стране с плановой экономикой отошли на второй план. По утвержденному проекту 20 началось строительство головного судна.

Или вот такой вариант. Видение художника.

Дизель-электроход «Ленин» был торжественно спущен на воду в 1958 году. Практически сразу это судно стало флагманом Волжской флотилии. По уровню комфорта в размещении пассажиров «Ленин» стал просто прорывом. Один лишь факт - впервые на речном круизном судне была установлена климатическая установка. Широкие прогулочные террасы, большие каюты, ценный древесный шпон и линкруст в отделке. а дизель-электроходах был даже полноценный кинотеатр со сценой, где проводились мероприятия и встречи с туристами. Одновременно началось строительство второго дизель-электрохода «Совесткий союз». Вот фотографии с постройки дизель-электроходов (Книга «Пассажирские дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз», г.Горький, 1959г.):

- Спуск дизель-электрохода «Ленин» на воду в «Красном Сормово».

- Здесь «Ленин» практически достроен, а стоящий на переднем плане «Советский союз» еще достраивается.

- Дизель-электроход «Ленин».

Заглянем внутрь этих судов - в пассажирские и служебные помещения. При этом не будем забывать, что на дворе 1958 год. Технологический прорыв на лицо. Уникальный двухуровневый ресторан. Впервые на реке была применена технология, впоследствии получившая название «атриум». Ресторан занимает две палубы и имеет второй свет.

Киноконцертный зал для пассажиров на 99 мест.

Двухместная каюта членов экипажа.

Камбуз.

Прогулочная терраса второй палубы. Обратите внимание на ее ширину.

Терраса третьей (тентовой) палубы.

В рулевой рубке дизель-электрохода.

Читальный салон.

Коридор пассажирской палубы.

Пассажирские каюты.

Долгие годы дизель-электроходы «Ленин» и «Советский союз» были волжскими флагманами. Их уровень комфорта был широко известен среди речных пассажиров. «Ленин» традиционно открывал навигацию на Волге, этот выход из затона всегда совпадал с днем рождения самого Ленина - 22 апреля.
В 70-е годы на Волгу пришли новые немецкие теплоходы проекта 301. Интересен тот факт, что, занимаясь проектированием теплоходов 301 проекта, их создатель Фридрих Энкель неоднократно обращался к советским дизель-электроходам, как к эталонным на тот момент, но уже делал все нюансы пребывания пассажиров на борту с учетом достижений шагнувшей далеко вперед технологии. Ну, а к началу 80-х годов герои моего повествования вовсю работали на туристических рейсах по Волге.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива Alexey_NN87.

Фото из архива А.Готовцева.


Фото из архива Alexey_NN87.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива А.Готовцева.

Фото из архива А.Готовцева.

В 1984 году, при подготовке дизель-электрохода «Ленин» к навигации в Октябрьском затоне под Нижним Новгородом, на судне произошел пожар. Огонь практически полностью уничтожил надстройку дизель-электрохода. Долгие годы напоминанием об этом в Октябрьском затоне лежал покореженный огнем корпус «Ленина».

Фото А.Соснина (1994 год).

Работать за своего брата-близнеца продолжил «Советский союз». До 1991 года дизель-электроход работал на туристических рейсах. Но в 1991 году под предлогом того, что судно морально устарело по сравнению с пришедшими 301-302 проектами, «Советский союз» был переведен на транспортную линию Нижний Новгород-Астрахань. Самое лихое для речных теплоходов время - начало 90-х годов «Советский союз» оставался в работе. В 1996 году дизель-электроход работал на линии Москва-Астрахань. Выполняя рейс в августе, следуя из Астрахани в Москву, на «Советском союзе» вышел из строя один из генераторов. Рейс все же был закончен, судно прибыло в Москву с опозданием на 12 часов, однако этому рейсу было суждено стать последним в «биографии» дизель-электрохода. «Советский союз» встал на прикол в Октябрьский затон под Нижний Новгородом.

Последние кадры "Советского Союза" в работе. Горький (1990 год).

Фото Алекс.

Северный речной вокзал Москвы(1996 год).

Фото из архива А.Готовцева.

В 2001 году Волжское пароходство активно распродавало пассажирские суда, тогда же «Советский Союз», простоявший уже шесть лет без работы, был выкуплен представителями Камского пароходства. Теплоход был отбуксирован в Пермский затон. Н апоминанием о былой «гордости отечественного судостроения» дизель-электроход «Советский союз» и по сей день стоит в Перми. С момента его продажи озвучивалось множество самых смелых предложений по его восстановлению и возвращению в работу, однако слова так и остались словами. Уже десять лет «Советский союз» ржавеет по новому месту приписки.

Фото А.Тюрина.