Будда из анурадхапура. Открыть левое меню анурадхапура

И набравшись сил, нам предстоял переезд в Анурадхапуру — древнюю столицу Шри-Ланки. По количеству достопримечательностей Анурадхапура занимает первое место в Шри-Ланке и мы планировали потратить на нее пару дней, но все случилось совсем иначе…

Как доехать из Негомбо в Анурадхапуру

Прямых автобусов из Негомбо в Анурадхапуру вроде как нет, поэтому нужно сначала доехать до Курунегалы, а там пересесть на автобус до Анурадхапуры. В 6м часу утра мы встали, собрали вещи, перекусили, расплатились с хозяевами гестхауза и поймали проезжающего тукера, с которым договорились доехать до автовокзала за 250 рупий. На автовокзале нам любезно подсказали номер необходимого автобуса, мы бросили сумки рядом с водительским сиденьем и стали ждать отправления.

Транспорт Шри-Ланки

В Шри-Ланке отлично развито транспортное сообщение между городами, причем есть различные по бюджету и скорости варианты. Самый дешевый вариант ехать на старых красных автобусах, но они останавливаются на каждой остановке и едут очень медленно, буквально выжимают последние оставшиеся силы из миллионных моторов. Второй вариант, которым мы пользовались чаще всего, это такие же большие автобусы, но обычно белого цвета. Они мчатся от вокзала до вокзала на всех парах. Это вождение на грани и как они до сих пор живы мне непонятно. В начале каждой поездки, автобусы останавливаются около маленьких домиков, с фигурками Будды. Там контролер оставляет небольшую сумму в качестве пожертвования и берет какую-то белую пудру, мажет ей себе лоб, водителю лоб и руль автобуса. Наверное секрет выживания именно в этом. А может быть в другом — всю дорогу водитель с контролером жуют бетель. Это листья местного растения, которые продаются на каждом углу, и по словам ланкийцев являются отличным тонизирующим средством. Зубы от него гниют, а глаза становятся стеклянными, но все равно все жуют. Третий вариант — воспользоваться услугами скоростной маршрутки под названием «экспресс». Это микроавтобусы с исключительно сидячими местами, едут быстро, но цена выше. Во всех автобусах оплату принимает контролер и даже выдает билетики. Водитель только баранку крутит. Также некоторые пользуются услугами тук-туков для переезда между городами, но это, по-моему, издевательство. Едут они медленно, а от звука рева мотора можно с ума сойти на дальних переездах.

Дешевые авиабилеты на Шри-Ланку надо?

Курунегала

Для того, чтобы добраться до Курунегалы, мы воспользовались услугами большого белого автобуса, сели позади водителя. Обычно эти места зарезервированы для монахов, но туристов тоже частенько туда сажают. За 2.5 часа и 190 рупий на двоих мы доехали до автовокзала Курунегалы. Там распросили водителей автобусов, быстренько нашли бас до Анурадхапуры и в 9 часов мы уже ехали в нужном нам направлении. Стоимость проезда Курунегала-Анурадхапура составляет 140 рупий с человека (большой белый автобус). В 11.30 мы были на автовокзале Анурадхапуры. Стоит отметить, что в Анурадхапуре два вокзала, новый и старый. Сначала автобус заезжает на новый, который выглядит как обычная автобусная остановка с кучей автобусов, а потом едет на старый, там все более организованно, платформы и все такое. Автобусы на дальние расстояния в основном отправляются со старого вокзала.

Анурадхапура

Около старого автовокзала мы обратились к тукерам с вопросом о жилье. Хотелось найти что-то в районе 1500 рупий за ночь. Пока тукеры спорили между собой, подкатил мужичок на скутере и предложил заселиться в его домашний гестхауз за 1200 рупий. Мы согласились поехать посмотреть на его жилье. Хозяин геста предложил воспользоваться услугами одного из тукеров. Тут мы допустили ошибку и не договорились о цене за тук-тук заранее, понадеялись на мужичка. В итоге, доехав до геста, который нам понравился, тукер сказал, что денег за доставку не нужно и стал предлагать свои услуги по организации экскурсии по Анурадхапуре и козырять билетами, которые вообще не нужны нигде, кроме храма Инсурмуния. Мы отказались от его услуг и он попросил 400 рупий за доставку к гесту, а это вдвое больше ожидаемой цены за тук. На возражения начал плакаться, что Шри-Ланка из э смол кантри, ви ар пур пипл энд ви хэв но мани. Обычная история короче. Заплатили ему 300, чтоб отстал, получив урок на будущее — всегда договариваться о цене заранее. Кстати, договариваясь о цене в гестах, также всегда спрашивайте — нет ли каких-нибудь дополнительных налогов или такс, а то может потом оказаться сюрпризом.

Тукер уехал, хозяин сказал, что Будда его покарает за такие цены. А мы заселились, распросили его, где можно перекусить, какая держится погода и сколько времени нужно на посещение всех основных достопримечательностей. В процессе общения приветливый ланкиец предложил нам экскурсию по всем храмам и дагобам за 4000 рупий на двоих. За эти деньги он обещал тук-тук, свои услуги гида и пресловутые «билеты». Недолго думая согласились, цена не такая большая, зато есть возможность быстро все посмотреть не заморачиваясь вопросом как добраться в то или иное место. Договорились на 4 вечера и пошли искать едальню.

Погода портилась. Вообще в центре страны с постоянной периодичностью идут дожди. По дороге из гестхауза встретили много разной живности — лангура, пальмовую белку и какую-то цаплю.

Мы направлялись в супермаркет Food City, который приметили, когда ехали на туке в гест. Он был недалеко и мы дошли до него пешком. Чуть дальше по дороге находился новый автовокзал. В общем наше местоположение было очень удобным. В маркете мы накупили продуктов на вечер, а на втором этаже плотно покушали жареной рыбы в китайском ресторанчике. Порции огромные, цены бросовые. За 1100 рупий наелись от пуза. Пока ели, снаружи зарядил неслабый тропический ливень, который кончился также внезапно, как и начался.

Вернулись точно к 4м часам, во дворе геста нас уже ждал нанятый хозяином тук-тук. Погода вроде бы разошлась и мы поехали смотреть город.

Достопримечательности Анурадхапуры

Первым пунктом нашей экскурсии был индуистский храм. В наш маршрут он не входил, но проезжая мимо, мы попросили остановиться и посмотреть. В храме, по счастливой случайности, проводился какой-то обряд очищения. Семья прихожан сидела на полу, вокруг них ходили служители с благовоньями и пели песни. Наш гид помолился, поставил нам белые точки на лбу и рассказал про разных индуистских богов. Было довольно интересно.

Вессагирия

Далее мы отправились к пещерам монастыря Вессагирия. Это комплекс из нескольких огромных валунов и пещер под ними. Монахи прятались здесь от дождя и медитировали. Повсюду на стенах древние надписи. А на вершине открывается восхитительный вид на окрестности, все в зелени и шпили различных дагоб повсюду. Тут же мы заметили несколько макак и впервые видели летающего павлина.

Инсурмуния

К буддисткому храму Инсурмуния мы приехали под дождем, который зарядил с новой силой. Купили билеты по 200 рупий, оставили обувь перед входом (так принято во всех буддистских храмах) и пошли «гулять по лужам». Промокли до нитки почти сразу, несмотря на наличие 2х зонтов. Весь комплекс очень красивый. На небольшом возвышении находится алтарь с лунными охранными камнями перед входом. Справа небольшой бассеин с выгравированными изображениями слонов на скале. Слева небольшая пристройка к скале, внутри которой находится лежащий Будда. Тут же рядом небольшой исторический музей, посвященный храму Инсурмуния. А с тыльной стороны храма находится лестница, ведущая на самую вершину. Здесь находится главная достопримечательность храма — отпечаток стопы Будды. По традиции туда кидают монетку и загадывают желание, чем мы и воспользовались. К этому времени дождь прекратился и на территории храмового комплекса появилось множество лангуров и пальмовых белок.

Старгейт. Ранмасу-уяна

Недалеко от храма Инсурмуния находится разрушенный археологический комплекс Ранмасу-уяна. Шри-Ланкийцы называют его Королевский сад удовольствий. Недалеко друг от друга находятся 2 бассейна, один женский, другой мужской. Подходя к комплексу, наш гид поинтересовался, верим ли мы в инопланетян и отвел в место, где по преданиям, инопланетяне оставили свои знаки на камне. На рисунке изображено что-то вроде карты вселенной.

Позади Ранмасу-уяна и Инсурмунии находится красивейшее озеро Тисса Уэва, которое заиграло всеми красками на солнце, вышедшем после проливного дождя.

Ступа Мирисаветия

Следующей точкой нашей экскурсии была ступа Мирисаветия. Огромная белоснежная догоба. Размеры ее просто невообразимы. Если честно, до планирования поездки в Шри-Ланку, я даже не подозревал о существовании таких архитекртурных сооружений. Внутри дагобы или ступы (как ее еще называют) обычно находится какая-то реликвия, но входа внутрь не предусмотрено. Мы обошли ее вокруг, пофотографировались и отправились в следующий пункт назначения.

Шри Маха Бодхи

Священное фиговое дерево в Анурадхапуре, выращенное из отростка дерева Бодхи, под которым принц Гаутама достиг просветления и стал Буддой. Ланкийцы говорят, что это старейшее дерево на Земле. Некоторые ветки опираются на золотые подпорки, а снизу находится храм, куда сходятся тысячи паломников. Мы попали как раз на вечернюю службу. Музыканты били в барабаны, играла музыка, верующие подносили цветы к дереву и молились. Дерево Шри Маха Бодхи считается одной из главных святынь Шри-Ланки.

Довольные и полные эмоций от увиденного поехали домой, по дороге накупили фруктов на ночном базаре. Кстати бананы здесь мелкие, вдвое меньше тех, которые мы привыкли видеть, но зато сладкие. А ананасы местные жители предпочитают есть с солью и перцем. По возвращению в гест, я попросил хозяйку почистить и порезать ананас. По моей просьбе она также посыпала половину долек солью с перцем. Вкусно конечно, но если честно дольки без специй мне понравились больше. Будет возможность попробуйте.

Это был очень интересный день и мы ни сколько не пожалели, что взяли нашего хозяина геста в гиды. Сами мы бы ходили тут 2 дня и порядочно устали. Так что по возможности поступайте также. Город большой и достопримечательности удалены друг от друга.

Перед сном мы уточнили у хозяина геста как нам добраться до , городка недалеко от Анурадхапуры. Все узнали и отправились спать. Планировалось, что рано утром мы отправимся в Михинтале, осмотрим там все до обеда, вернемся и уедем из Анурадхапуры…

(Anuradhapura) — это древний город на острове Цейлон, который был первой столицей Шри-Ланки. Сингалы построили город Анурадхапура аж в V веке до нашей эры! С тех пор прошло много времени, но остатки этого интересного города сингалов можно увидеть на севере Шри-Ланки, приехав туда из Коломбо на автобусе. Мы захотели непременно посетить его древние руины, пропитанные духом древней истории!

По сравнению с югом страны, в центре и на севере Шри-Ланки сохранились главные культурные достопримечательности — так называемый «Золотой треугольник». Анурадхапура является его частью. Тут находятся знаменитые ступы или дагобы, которые распространились как архитектурная норма по всей Юго-Восточной Азии, и самое высокое здание из кирпича в мире! И мы начали свое знакомство со Шри-Ланкой именно здесь, в Анурадхапуре. Практической информации и опыта накопилось много, и сейчас обо всем подробно расскажем.

— это первая столица сингальского государства и была основана в V веке до нашей эры индийским принцем Анурадхой. Находится в черте современного одноименного города на Шри-Ланке. Название его дословно переводится «город Анурадхи».

Основная информация

Название Анурадхапура, (англ. Anuradhapura)
Где находится В северной центральной части острова Шри-Ланка, на берегу реки Аруви, на высоте 81 м над уровнем моря
Что собой представляет Город Анурадхапура является священным для буддистов и состоит из Старого города (историческая часть + археологическая зона) и Нового города за рекой (жилые кварталы и туристическая зона). Является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО с 1982 года
GPS координаты 8° 21′ 0″ N, 80° 23′ 7″ E
8.35, 80.385278
Расстояние до Коломбо 206 км
Как добраться Из Коломбо - на автобусе, поезде или такси;
Из Матары - на поезде;
На автобусе из Тринкомале, Вавунии, Полоннарувы, Дамбуллы, Канди и Курунегалы
Дата основания V век до нашей эры
Площадь 36 кв. км
Население 65 тысяч человек
Климат Субэкваториальный, есть два сезона дождей (апрель-май и октябрь-январь). Самый сухой месяц - июнь
Что посмотреть Основные достопримечательности: древние дагобы, руины дворцов сингальских царей, скальный монастырь Исурумния, священное дерево Бодхи

Вид с вершины монастыря в Анурадхапуре

Древний город

Город Анурадхапура — это небольшой современный город на севере Шри-Ланки, который находится рядом с впечатляющими древними руинами первой столицы сингалов. Мы приехали сюда после полудня. Наш автобус остановился на автовокзале, а все пассажиры вышли. Затем мы получили наш багаж и отправились знакомиться с новым городом. В тот момент мы толком и не знали ничего об Анурадхапуре кроме того, что там есть древний город и выдающиеся достопримечательности Шри-Ланки.

Читая информацию об Анурадхапуре в интернете, мы очень заинтересовались его историей. Оказалось, что город был построен в области, которая называется Раджарата — то есть «Земля царей». Другое и более современное название этого региона — Культурный треугольник. Что ж, значит тут точно есть что посмотреть самостоятельным путешественникам и туристам!

Город Анурадхапура также называют самым важным из древних городов, так как он был центром в течении долгого периода времени — практически тысячу лет удерживал столичный статус сингалезских царей и южно-индийских императоров династии Чола. Имелись прочные торговые связи с Китаем. А еще он был важным центром буддизма не только для соседей, но и слава о его могуществе достигла даже Средиземноморья. Послы из Анурадхапуры встречались в Риме с императором Клавдием.

Смотровая площадка на огромном мегалите

Что посмотреть

Расположены на большой территории и пользуются большим интересом среди многочисленных туристов. Руины дворцов и древние дагобы, а также священное дерево Бодхи — все это определенно стоит посмотреть.

Именно сюда, в одноименный современный город Анурадхапура, возникший лишь в начале XX века, приезжают туристы, которые хотят узнать о давнем прошлом Шри-Ланки и посетить объект наследия ЮНЕСКО. Кто-то едет с организованным туром или выбирется на пару дней с пляжей на экскурсию, а мы здесь путешествовали самостоятельно.

Карта Археологического парка Анурадхапура

Анурадхапура состоит из так называемого «старого города» (Old City), в котором находится археологическая зона и основные достопримечательности древней столицы, и «нового города» с туристической зоной, кафе, магазинами отелям и гестхаусами, отделенного от старого города рекой.

Вот обзорное видео про Анурадхапуру:

С самого начала становится ясно, что город Анурадхапура не просто так стоит на реке, которая связывала его с северным побережьем (у острова Маннар). Раньше это было очень важно для коммуникации с союзниками в лице династии Чола, которая распространила свое влияние не только на ближайших соседей, но и на другие государства и империи Юго-Восточной Азии.

Например на кхмеров, которые под влиянием Чола построили , и на Дваравати, древнее государство на территории Таиланда. Вспомните самую большую ступу Таиланда — Чеди Пра Накхом Патом! И таким образом именно из Шри-Ланки и Анурадхапуры буддизм распространился по всему миру.

Совет . Во время экскурсии по городу Анурадхапура не стоит забывать о солнце и беречь голову и кожу, если вы легко подвержены загару. Во время жарких дней лучше больше пить воды.

Археологическая зона

Выйдя с автовокзала, мы сразу попали в так называемую археологическую зону, которую посещают все туристы. Главный туристический офис Анурадхапуры находится на улице Sri Maha Bodhi, в 200 метров от старой северной железнодорожной станции и автостанции. Здесь мы взяли карту и узнали всю интересующую нас информацию. Рекомендуем обязательно зайти в это полезное место.

  • Время работы туристического офиса : 9.00 — 16.45 в будни и 9.00 — 13.00 в выходные.
  • Время работы билетной кассы: 7.00 — 19.00 ежедневно. А руины открыты круглосуточно.
  • Билет стоит $25, действует в течение суток с момента покупки. Вход в монастырь Исурумуния и к дереву бодхи оплачивается отдельно — 200 рупий.

Важно знать! В Шри-Ланке принято снимать обувь, когда заходишь в святые места. А дагобы Анурадхапуры к ним безусловно относятся. Поэтому не забудьте оставить ваши сандалии перед входом в буддистские святыни. Если вы не планируете возвращаться в то же место, где и вошли, или боитесь, что вашу обувь украдут, то носите обувь с собой в пакете или уберите ее в рюкзак. Поскольку кирпичные строения на жарком солнышке сильно нагреваются, и есть риск получить ожог ступни, мы советуем завести специальные носочки для осмотра дагоб. И еще, одежда тоже должна быть скромная: плечи и колени должны быть прикрыты.

Как добраться

Существует несколько вариантов как добраться в Анурадхапуру, которые подходят туристам. Для себя мы решили, что проще всего будет приехать на автобусе из Коломбо в Анурадхапуру. Хотя можно было бы купить билет на поезд и без проблем совершить путешествие по железной дороге. Или взять такси / микроавтобус, но это будет выгодно и удобно если вы путешествуете большой компанией.

  • На поезде : из Коломбо ходит 6 поездов в день. Есть вагоны трех классов, 2 и 3 могут быть спальными. Стоимость билета — от 100 до 520 рупий. Время в пути — 5 часов. Станции находятся рядом с Новой автостанцией и в 2 км к северу от города.
  • На автобусе : есть несколько вариантов. Из Коломбо в Анурадхапуру ехать 5 часов, стоимость билета 100-200 рупий; из Канди — 3 часа за 70-150 рупий; из Полоннарувы время в пути составит 3 часа, цена билета 50 рупий. А еще можно сесть на автобус, следующий из Негомбо (с пересадкой в Курунегале), дорога займет 6-7 часов и придется заплатить 120-200 рупий.
    Важно ! Все автобусы, приходящие с Северного и Восточного направления останавливаются на Новой автостанции, а с Южного — на Старом Северном автовокзале. Стоит иметь в виду, что с какой бы автостанции не отходил автобус, он обязательно заходит на вторую и добирает пассажиров. Однако может уже не быть удобных мест в салоне, поэтому их лучше сразу занимать в пункте отправления.
  • На такси : если взять машину из Коломбо или Негомбо, то стоимость трансфера составит $150. Услуги водителя с автомобилем по всему Культурному треугольнику обойдутся в $170-200.

Анурадхапура на карте

Где переночевать

Несмотря на то, что город не очень большой, здесь оказался довольно широкий выбор отелей и гестхаусов разной ценовой категории. Мы решили не селиться здесь в дорогой гостинице, потому что нам нужно было только переночевать и ехать дальше. Забронировать номер в отеле Анурадхапуры можно здесь:

Гестхаус French garden

В Анурадхапуре мы остановились в очень приличном гестхаусе French garden , расположенном недалеко от центра. Приехали мы туда по рекомендации водителя. Однако место оказалось очень неплохим и с приятными ценами (3000 рупий за номер с кондиционером и 2500 — с вентилятором). Территория очень красивая, на ней разбит ухоженный сад в соответствии с названием. Мы остались довольны проживанием и обслуживанием. Единственное что не понравилось, при гестхаусе довольно дорогой ресторан (например, жареный рис стоит около 400 рупий), но кормят там вкусно. Здесь также можно взять напрокат велосипеды для осмотра археологического парка и заказать туры и гида.

Хорошие отели в Анурадхапуре

Чтобы вам было проще разобраться с поиском гостиницы, мы подробно изучили все варианты проживания, сделали обзор и рекомендуем самые лучшие отели в Анурадхапуре (ссылки кликабельны):

  • Rajarata Hotel – оценка 7.6 (современный отель 4* со стильными номерами и бассейном)
  • Gamodh Citadel Resort – оценка 8.4 (курортный отель с садом и бассейном в окружении древних руин)
  • Diamond Lake Tourist Rest – оценка 8.8 (чистый и уютный гестхаус со своим рестораном)
  • Villu Villa – оценка 8.3 (семейная вилла с садом недалеко от озера Нувара Вева)
  • London Palace – оценка 8.1 (стильный отель в городе с хорошим рестораном и садом)

Все отели в Анурадхапуре смотрите →

Читайте также:

Мы с вами поговорили о практических вопросах, связанных с путешествием в Анурадхапуру, а теперь переходим к красотам основанной принцем Анурадхой в V веке до нашей эры северной столицы острова Цейлон! Старый город знаменит разбросанными по всей территории дагобами, или колоколообразными ступами. Все они играли какую-то роль в разный период истории сингальского государства Ланка.

Как лучше смотреть Анурадхапуру

Имейте в виду, что территория старого города просто огромная, а достопримечательности разбросаны довольно далеко друг от друга. Пешком на жаре осмотреть их будет довольно проблематично, поэтому стоит подумать о транспорте. Есть несколько вариантов, как ездить между достопримечательностями Анурадхапуры:

  • На такси : водитель будет возить по всем достопримечательностям старого города за $20;
  • На тук-туке : стоимость — 100 рупий в час;
  • На велосипеде : в любом отеле или гестхаусе можно взять в аренду велосипед и покататься по руинам самостоятельно. Стоимость — 200 рупий в день.

Мы взяли такси с водителем. Сначала думали осматривать самостоятельно, но оказались рады предоставившейся возможности. Однако стоимость его услуг в итоге вошла в общую сумму, которую мы заплатили ему за поездку по всему культурному треугольнику Шри-Ланки.

Поскольку мы прибыли в Анурадхапуру довольно уставшими после перелета и жаркого автобуса, то водитель пришелся как нельзя кстати. Он возил нас во всем достопримечательностям и иногда даже рассказывал что-то и любезно делал фотографии для нас.Однако в целом с водителем нам не очень повезло, и он впоследствии даже пытался нас обмануть. Все подробности можете посмотреть .

Рекомендуем взять водителя или гида тем, у кого не очень много времени или, кто как и мы в то момент, мало знает об Анурадхапуре. Однако же если бы мы сразу после автобуса пошли в отель и первым делом выспались, а затем хорошо подготовились к осмотру достопримечательностей, как мы обычно делаем, то отправились бы в археологический парк с утра. И предпочли бы в этом случае осматривать достопримечательности Анурадхапуры на велосипедах самостоятельно.

Совет . Осмотр достопримечательностей Анурадхапуры удобнее всего начинать с визита к священному дереву бодхи и руин рядом с ним, а затем отправиться в монастырь Исурумуни, расположенный на юге. После этого, начиная с дагобы Мирисавети и дагобы Руванвели двигаться на север до дворца Махасены и Лунного камня. А закончить осмотр можно у самой высокой дагобы — Джетаванарамы.

На территории старого города особо стоит отметить священное для буддистов дерево Бо (Sri Maha Bodhi или Махабодхи), которое растет здесь уже на протяжении больше 2000 лет. Его посадка задокументирована в летописях, а семя привезено из Индии. Оно происходит от того самого дерева, под которым Будда обрел Просветление.

Собака у святой ступы Анурадхапуры в Шри-Ланке

Имейте в виду, что вход к дереву оплачивается отдельно. Оказалось, что основной ствол Махабодхи был уничтожен в XIX веке английским религиозным фанатиком. Однако остался его малый ствол, который поддерживают многочисленные подпорки.

Рядом с деревом Бодхи находится Бронзовый дворец — пирамидальное строение царя Дуттхагамани. Сохранились лишь 1600 гранитных колонн.

Дальше мы отправились изучать руины археологической зоны Анурадхапуры. В первую очередь мы приехали к монастырю Исурумуни (Isurumuni Raja Maha Viharaya), вход сюда оплачивается отдельно (200 рупий), а собранные средства якобы идут на восстановление объекта.

Вход в монастырь Исурумуни

Монастырь стоит на берегу озера Тисса. Он знаменит древними каменными рельефами – Влюбленные, Сидящий человек и Голова лошади. Большую часть скульптур и рельефов перенесли в музей, который находится здесь же у монастыря.

Рельеф «Сидящий человек»

Камни, вокруг которых и на которых построен монастырь, нам показались огромными! Это не просто мегалиты, а супермегалиты, и хотя они не обработаны человеком, а просто использовались в строительстве, все равно внушают уважение! Прямо на каменной породе вырублены ступеньки к смотровой площадке.

Нагромождение мегалитов

Если подняться наверх, то открываются прекрасные виды на окрестности. Здесь, судя по всему, хорошо встречать закат и рассвет, так как панорама — на все 360 градуса. Мы, к сожалению, не сумели увидеть этой красоты, и до сих пор жалеем об этом.

У монастыря выложен каменный бассейн

Также недалеко от озера находится дагоба Мирисавети (Mirisavatiya dagoba), куда мы отправились прямиком из Исурумуни. В древности ее высота достигала 61 метр, но в X веке ее перестроили. Мирисавети была построена самой первой в Анурадхапуре, сразу после основания города. Она ориентирована по сторонам света четырьмя воротами. Мы обошли вокруг нее, внимательно разглядывая показавшиеся нам интересными детали.

Согласно легенде эту дагобу царь Дуттхагамани приказал построить на том месте, куда он сложил свои царские регалии, в которых хранились мощи Будды. Царь отправился плавать, а по возвращению не смог взять свои вещи обратно. Так он понял, что именно на этом месте и нужно поставить дагобу. Ведь ступа (или чеди) по представления буддистов — это погребальный холм, а внутри должны храниться святые мощи Будды.

Среди руин иногда можно найти и такие неожиданные сюрпризы

Дагоба Руванвели

Еще одна интересная Дагоба Руванвели (Ruvanvelisaya dagoba) выделяется среди других достопримечательностей Анурадхапуры тем, что окружена стеной из 400 слонов. Строительство этой дагобы тоже начал царь Дуттхагамани во II до нашей эры, и высота ее составляет 54 метра. Оригинальное название дагобы — Махатхупа, то есть Великая ступа. Такое имя связано не с высотой (она была третьей среди ступ Анурадхапуры), а со значением — внутри спрятано золотое дерево бодхи.

Интересный факт: когда в XIX веке началась реконструкция святыни, буддисты из Бирмы подарили драгоценные камни для украшения шпиля.

Дагоба Руванвели в Шри-Ланке окружена строем слонов

Прогуливаясь вдоль стены со слонами у дагобы Руванвели, мы невольно вспомнили и сравнили ланкийскую святыню с . И хотя материал и стиль совершенно разные, есть и схожие черты — одинаковое почитание слонов в Шри-Ланке и в . Слоны в первой столице сингалов прорисованы почти с биологической точностью, а вот у кхмеров они скорее похожи на условное изображение любимого животного.

Дагоба Тхупарама

А затем мы оказались около самой маленькой из ступ древней Анурадххапуры — дагобы Тхупарама (Thuparama dagoba). Ее высота лишь 19 метров – была заложена в III веке до нашей эры в знак принятия буддизма. А это значит, что эта дагоба — самая древняя в Шри-Ланке. Внутри хранится ключица Будды. Это подарок Махинды, сына индийского царя Ашока.

Дагоба Тхупарама

Когда дагобу перестраивали в XIII веке, над ней построили крышу. Деревянная постройка сгнила со временем, однако каменные колонны остались. Такая постройка называется ват-даге. Нам это показалось интересным, мы еще нигде такого раньше не видели.

Также построенная в стиле ват-даге дагоба Ланкарама (Lankarama dagoba) — это не очень большая ступа. Она была возведена в I веке, и полностью соответствует канону, который был популярен в Анурадхапуре, а позже не исчезнет во второй столице сингалов — в Полоннаруве. Мы посмотрели на нее со стороны, но если бы у нас было больше времени, то обязательно подошли поближе. Она того стоит.

Дворец Виджаябаху

Очень интересной нам показалась территория бывшего дворца здешнего правителя. И хотя от самого дворца Виджаябаху, построенного в IX веке, остались лишь колонны, здесь все еще можно увидеть огромный бассейн и трапезную. Размеры так называемых кастрюль для риса и для карри нас реально впечатлили!

Купальня правителя поразила нас своими размерами

«Трапезная» дворца Виджаябаху. Сначала я не поверила, что здесь готовили рис!

Дворец Махасены и Лунный камень

Мы продолжили осмотр археологической зоны на территории еще одного популярного дворца. По сравнению с другими достопримечательностями Анурадхапуры, дворец Махасены знаменит своим лунным камнем. А эпоха этого царя ознаменовалась временной победой буддизма-махаяны над буддизмом-тхеравадой. Смена акцентов привело к изменению в строительстве — филигранная резьба по камню стала весьма популярной. И лунный камень является лучшим и самым знаменитым слепком того времени — VII-VIII века. Мы видели подобный лунный камень позже в Полоннаруве.



Дагоба Абхаягири

Еще одна Дагоба Абхаягири (Abhayagiri dagoba) была построена в I веке до нашей эры, а ее высота — 115 метров. Однако сейчас, после реставрации, дагоба устремилась ввысь только на 75 метров. Рядом с ней раньше был один из крупнейших монастырей страны, в котором жило около 5000 монахов. Жаль, что не довелось его увидеть.

Согласно легенде, название Абхаягири связано с бегством царя Валагамбаху от врагов. Увидев его бегущим, монах Гири высмеял царя. И тот обещал вернуться и… отомстить. Через 14 лет царь действительно вернулся в свою столицу, нашел монаха Гири и казнил его. А на месте казни построил ступу, назвав ее в честь своего насмешника.

Мы увидели одну из самых высоких дагоб стоящей в лесах. Видимо, ее ожидала скорая реконструкция. Надеемся, что вам удастся посмотреть какой она стала после ремонта.

А еще тут есть Бассейн Куттам-Покуна , который был построен специально для монастыря Абхаягири. Нам показалось интересным, что он состоит из двух связанных друг с другом частей. Неспроста это было сделано!

Вообще, древние сооружения Анурадхапуры сильно впечатляют. Выглядят они не так, что были построены для монахов, а скорее для королей.

Но самое главное, что стоит посмотреть в древнем городе — кирпичная Дагаба Джетаванарама (Jetavanarama dagoba). Это одна из немногих ступ Анурадхапуры, не покрытых белой краской. Построена дагоба в III веке царем Махасеной, и высота ее была 122 метра в древности, а сейчас – лишь 70 метров. Тем не менее это было самое большое (высокое) строение из кирпича в мире. В период расцвета сингальских государств она являлась одним из самых высоких сооружений во всем мире, уступая только древним египетским пирамидам. Интересно знать, что сейчас самая высокая ступа в мире — это наследница шри-ланкийских дагоб — в Таиланде.

Восстановление дагобы продолжается до сих пор (ведется с 1981 года), поэтому по ее территории можно ходить, не снимая обуви.

Высота этой ступы завораживает. Нам пришлось отойти далеко, чтобы вместить ее в кадр, а люди, осматривавшие буддистскую святыню в этот момент и гуляющие по фундаменту, казались очень маленькими.

Заметили ли вы сразу людей внизу?

Наши впечатления от Анурадхапуры

Несмотря на то, что мы провели в Анурадхапуре лишь половину дня, однозначно можем сказать, что это грандиозное место, которое стоит посетить всем, интересующимся буддизмом, его историей и странами Юго-Восточной Азии. Ведь Анурадхапура — это не только первая столица Ланки, но и миссионер-распространитель буддизма по другим странам.

Особенно нас впечатлили древние дагобы, на первый взгляд кажущиеся похожими друг на друга, но тем не менее ставящие интересные рекорды — самая древняя, самая высокая! У каждой из них есть своя легенда. А еще нас поразили свидетельства монашеской жизни при этих дагобах! Только представьте, как рис готовили в этих гигантских каменных чанах?!

Во время осмотра города Анурадхапура нас особенно заинтересовала практичная гидросистема, состоящая из искусственных бассейнов и оросительных каналов. Раньше она поддерживала успешную жизнь города, находящегося в довольно засушливом районе.

Нам очень понравилось в Анурадхапуре, и мы не пожалели о том, что поставили этот древний город на первое место в нашем маршруте путешествия по Шри-Ланке, которое мы продолжили после . Так мы начали начали истории острова с самого начала. Хотя немного правильнее было бы сначала заглянуть в Михинтале, место, откуда распространился буддизм по самой Ланке. Но можно посетить святыню и на следующий день, как это сделали мы.

Самым почитаемым городом Шри-Ланки, без сомнения, является Анурадхапура. Хотя многие его культовые объекты сегодня находятся в руинах, огромная часть культового и исторического наследия этого региона сохранена. Анурадхапура является идеальным турнаправлением для туристов, влюбленных в историю, для тех, кто хочет поближе узнать культуру этой миниатюрной страны.

Древняя Анурадхапура полна очарования и тайн. Ее достопримечательности позволят окунуться в мистическое прошлое Шри-Ланки и даже сделать там несколько уникальных фотографий.

Недалеко от комплекса Абхайягири туристы найдут развалины старого монастыря Ратна Прасада, построенного во 2-м столетии по приказу короля Канитта Тисса для монахов ордена Абхайягири. Он имел гигантские размеры, о чем свидетельствуют мощные, богато украшенные колонны, которые можно лицезреть и сегодня. В 8-м веке храм был реконструирован: было добавлено несколько этажей и установлена золотая статуя Будды.

Один из центров сингальской цивилизации, пагода Джетавана имеет в диаметре 113 метров и достигает в высоту 75 метров . В свое время она была самым высоким буддийским зданием Южной Азии. Для ее строительства было использовано 93 миллиона кирпичей. Сегодня рядом с пагодой обустроен музей, где можно узнать историю достопримечательности и выставлена интересная коллекция буддийских статуй.

Одна из самых красочных конструкций Анурадхапуры, пагода Руванвелиссейя расположена рядом с этнографическим музеем. Интересна стена, которая окружает пагоду, украшенная изображениями сотен слонов. Серьезно пострадавшая от войн и стихийных бедствий, достопримечательность сегодня имеет только 55 метров в высоту и окружена садом, изобилующий руинами.

Местоположение: Abhayawewa Road.

Интересным туробъектом Анурадхапуры является монастырь Исурумуния, который привлекает внимание своими каменными скульптурами, которые олицетворяют принца Салия и его возлюбленную, представительницу касты Асокамала.

Легенда гласит, что принц отказался от короны, чтобы жениться на ней. Расположенный на вершите скалы, монастырь полон буддийских реликвий, привезенных из Индии в начале 4-го столетия. У входа в храм есть красивое озеро, украшенная импозантными статуями слонов.

Расположенная в живописном месте на реке Тисса Вева, Мирисаветия является пагодой впечатляющих пропорций. Как и все пагоды Шри-Ланки, она имеет свою легенду, которая гласит, что король Дутугемуну, решивший искупаться в реке, скинул скипетр и свои королевские знаки отличия. После купания он хотел поднять скипетр, в котором находились реликвии Будды, но не смог. Чтобы защитить их, король приказал построить пагоду.

Местоположение: Old Puttalam Road.

Достопримечательностью, которая очень популярна в Анурадхапуре, является пагода Тупарама, построенная королем Даваман Пуса. Она считается старейшей в Шри-Ланке, датированная 3-м столетием. Располагается Тупарама к северу от пагоды Руванвелиссейя и имеет в диаметре 18 метров.

Местоположение: Thuparama Mawatha.

Комплекс монастырей Абхайягири является самым большим в Анурадхапуре. Его главное здание, пагода Абхайягири имеет в высоту 108 метров . Комплекс зданий монастыря охватывает площадь 200 гектаров и включает в себя несколько буддийских храмов. Главной достопримечательностью комплекса является статуя Самадхи, которая считается одной из самых красивых изображений Будды.

Построенный во время правления короля Виджайянаху в 12-м столетии из дерева, камня и глинистой почвы, дворец занимал площадь около 2,5 квадратных километров. Его южное крыло было отдано под пагоду (Малигава), где хранились реликвии Будды. Древесина, использованная при строительстве не выдержала экзамен временем, а вот каменную часть здания есть возможность лицезреть до сих пор.

Когда-то великолепная конструкция, покрытая крышей из бронзы, дворец Лохопасада был возведен более 2000 лет назад для короля Дутугемену в 13-м столетии. Сегодня здесь можно лицезреть руины 1600 колонн, которые поддерживали здание. Говорят, что грандиозное сооружение средневековья имело 9 этажей и вмещало до 1000 человек одновременно.

Музей денег

В музее денег Анурадхапуры можно в доступном виде познакомиться с историей Шри-Ланки, начиная с самых давних времен. Многие его экспонаты признаны самыми старыми в мире. Основанный в 1982-м году, музей поделен на 4 экспозиции:

  • Древний период.
  • Средневековый период.
  • Колониальный период.
  • Период независимости.

Самые старые монеты датированы 3-м столетием и изготовлены они из серебра. Выставлены в музее и золотые монеты, а также иностранные, появившиеся здесь с началом развития торговли.

Местоположение: Stage 1, New Town.

В храме Шри Маха Бодхи растет, по мнению буддистов, растет самое старое дерево Терры, посаженное в 249-м году до нашей эры. Согласно буддийской вере, Гаутами Будда достиг просветления перед священным деревом в Буддхагайя, в Индии, а дерево Шри Маха Ботхи является отростком южной ветви этого дерева. Путешествие в Анурадхапуру будет не полным, если не посетить это святое для всех будистов место.

в Анурадхапуру мы уже привычно отправились на автобусе. Ехать 3 часа, стоимость 2 билетов — 300 рупий. И, как обычно, нас высадили не на вокзале, а где-то в городе. Прежде всего мы хотели съездить на ж/д вокзал. До сих пор мы передвигались по Ланке на автобусах. Однако теперь решили воспользоваться услугами Шри-Ланкийских ж/д дорог. Дело в том, что следующим пунктом нашей поездки была Унаватуна. находящаяся почти на самом юге острова. По электронной почте хозяйка забронированной нами виллы в Унаватуне спросила — в какое время мы прибудём. Мы сообщили, что уже на Шри-Ланке и в назначенный день приедем из Анурадхапуры к вечеру. Узнав, что мы планируем добираться автобусом, хозяйка высказала большие сомнения в успешности нашей затеи.

Расстояние Анурадхапура-Коломбо-Унаватуна по российским меркам не очень-то большое, и вполне, на наш взгляд, преодолимо за световой день. Но автобусы на Ланке, действительно, не торопятся, а хозяйка дома, хоть и была новозеландкой, но жила здесь уже давно. Прямого ж/д сообщения отсюда до Унаватуны нет, нужно ехать через Коломбо. Мы читали, что чтобы взять билеты в 1 или 2 класс (про 3 класс писали какие-то ужасы), нужно брать билеты заранее. Потому нам и нужно было сначала на вокзал. Мы начали оглядываться, пытаясь сориентироваться. Нас быстро заметил тукер и предложил довезти до ж/д вокзала за 100 рупий. Мы знали, что в Анурадхапуре два вокзала, но какой именно нужен нам, было неизвестно. 100 рупий (40 рублей) — небольшая сумма и, уточнив, что нам нужен вокзал, с которого можно отправиться в Коломбо, мы поехали. На вокзале мы подошли к окошку с надписью «1, 2 класс» и спросили два билета на послезавтра до Коломбо в первый класс. Нам ответили, что на данном направлении вагонов первого класса нет ни на один поезд. И не только на нужный нам день, а вообще. Пришлось взять 2 билета второго класса с отправлением послезавтра в 9 утра. Кассир взял с нас 1800 рупий и выдал перфорированный по краям листок в половину формата А4, где были обозначены дата, время, класс вагона и номера мест С7, С8. Мы уточнили у кассира, точно ли эта надпись означает номера наших мест, и получили утвердительный ответ. Настроение улучшилось: значит, стоять в проходе и бороться за места для сидения нам не придётся.

У выхода из вокзала к нам подошёл грузный мужчина в рубашке, саронге и сандалиях на босую ногу. «Такси, сэр?» — обратился он к мужу. Такси?! Неужели здесь на самом деле есть такси?! Не тук-тук, а нормальная машина с багажником и даже кондиционером?! Езда на туке в любой стране не доставляет нам удовольствия. Ездить в жару, вдыхать выхлопные газы попутных авто, пыль, замирать от пируэтов водителя, а потом разбираться, почему цена оказалась выше, чем договаривались — не самое приятное занятие. С такси всегда проще и комфортнее. Только до сих пор увидеть такси на Шри-Ланке, кроме как в аэропорту, нам не удавалось. Радостные, мы бросили вещи в багажник и погрузились в кондиционируемую прохладу автомобильного салона. Наша гостиница находилась в полосе между городской застройкой и просторами рисовых полей. Она даже и называлась Heaven Upon Rice Fields — «Небеса над рисовыми полями». Я её потому и выбрала, понравилась по описанию и отзывам. Наш водитель знал забронированный нами объект. По дороге он поинтересовался нашими планами. Мы ответили, что сегодня хотели бы посетить Михинтале и с удовольствием сделали бы это на машине. Он в буквальном смысле слова аж подпрыгнул на сиденье и захлопал в ладоши — он готов был отвезти нас. Выгрузив чемоданы у гостиницы и отдав 200 рупий, мы поинтересовались у водителя ценой поездки в Михинтале на авто. Он назвал цену в 2500 рупий. Как мы знали из сети, поездка должна была стоить не более 1500. В итоге сторговались до 1700, договорились о времени выезда, хотелось сначала с дороги принять душ и перекусить.

В номер через открытые створки балкона к нам в комнату заскочила пальмовая белка.

Мы хотели её угостить, но она оказалась такой перепуганной, что, побегав минуту по карнизу и шторам, быстро выскочила наружу. Из окон — действительно вид на рисовые поля и гору Михинтале, куда мы сегодня планировали съездить.

1


В назначенное время во двор въехал миниавтобус. Из него вышел совершенно другой человек и поинтересовался, не мы ли едем в Михинтале. Мы ответили, что действительно собираемся в Михинтале, но уже договорились с другим водителем. В ответ он нам сообщил, что Аби (имя, которое написал нам предыдущий водитель) — его брат, и что он сейчас занят. Мы подошли к миниавтобусу и увидели в салоне парня и девушку. На наш вопрос водитель сообщил, что они тоже едут в Михинтале. Но так мы не договаривались! Мы собирались ехать сами, а не в компании с незнакомыми людьми, и не хотели ни сами подстраиваться под кого-то, ни заставлять кого-то подстраиваться под нас. Мы решительно развернулись назад. Водитель затрусил за нами, убеждая, что мы совершенно не будем друг другу мешать. Потом сказал, что сделает скидку до 1500 рупий — «только для вас». Времени было 16 часов, хозяин гостиницы говорил, что сможет, если понадобится, организовать нам тук-тук. Но тук-тук, а не авто. Время сейчас было дороже, терять его на поиски другого авто не хотелось. Мы согласились.

Пара в миниавтобусе оказалась из Чехии. На вопрос — на каком языке они предпочитают общаться — английском или русском — они уверенно выбрали русский. Парень был из Карловых Вар (наверное, самый «русский» чешский город), сносно понимал по-русски и, хоть и медленно и тщательно подбирая слова, но довольно хорошо говорил. Он рассказал, что они приехали из Коломбо, где были два дня, и, что Коломбо — скучный и неинтересный город, в котором делать совершенно нечего. Мы поделились своими впечатлениями.

Теперь о Михинтале. Находится всего в 12 километрах от Анурадхапуры. Очень атмосферное местечко, рекомендуем его к обязательному просмотру. Встречали высказывания, что Михинтале даже интереснее, чем сама Анурадхапура. Сложно сравнивать, но нам это место очень понравилось. Оно известно тем, что именно отсюда буддизм начал распространяться по острову, здесь проповедовал первый на Шри-Ланке учитель буддизма — Махинду. Комплекс включает в себя три холма: Манговое плато (Ambastala), Королевский холм (Rajagiri), Слоновью гору (Anaikutti). Подъем на гору Михинтале довольно трудный: высота горы составляет 305 метров и, чтобы попасть наверх, нужно преодолеть 1840 ступенек.


Но на транспорте можно подъехать на верхнюю парковочную площадку, что сократит путь вдвое, правда останутся неосмотренными пара, как мы читали, менее интересных достопримечательностей. Зато практически рядом с парковкой находятся и 68 пещер, и руины Медамалува, и Манговое плато.

Выйдя из машины, мы расстались с попутчиками, не договариваясь о том, когда возвращаемся к машине. Мы намерены были не торопясь осмотреть всё, что наметили.

Подниматься сюда лучше рано утром, пока не слишком жарко, или после полуденной жары, как сделали мы. Обязательно нужно запастись водой и взять с собой носки (ходить по всему комплексу, как всегда на Ланке, придется без обуви). Мы не стремились осмотреть здесь все руины. Кроме Мангового плато (билеты на двоих — 1000 рупий), остальные достопримечательности Михинтале доступны бесплатно, но расположены довольно далеко друг от друга.

Прямо с верхней парковочной площадки узкая лестница ведет направо к Ступе Кантака Четья (II в. до н. э.), является одним из древнейших на Ланке сооружений.


К юго-западу от Кантака Четья — нагромождения огромных валунов, за ними тянется гряда из 68 пещер.


Чуть выше по лестнице и в сторону — пруд Кобры, естественный водоем, наполняемый дождевой водой. Края Пруда выложены камнями, а на скале высечены изображение пятиголовой кобры с распахнутым капюшоном. По легенде, здесь купался Махинду. Но главная его ценность была как источника для системы орошения всего комплекса Михинтале.

1 из 2

Манговое плато — место, где сосредоточены главные достопримечатльности Михинтале. Оно представляет собой площадку, в центре которой установлена Ступа Амбастала (Ambasthala Dagoba), колонны вокруг ранее поддерживали несохранившуюся уже крышу vata-da-ge (на сингальском — «круглый дом реликвий»)

1 из 4

обезьянки лакомятся лотосами на алтаре.

Рядом со ступой находится вмурованный в платформу округлый кусок необработанного камня — место, где король Деванампия Тисса впервые встретился с Махинду. Камень защищен оградой и крышей и усыпан деньгами, пожертвованными верующими.


позади возвышается главный холм Михинтале — Арадхана Гала (Aradhana Gala), с которого Махинду читал свои проповеди

1 из 2

наверх нужно забираться по высеченным ступеням, а затем по железной лестнице. Оттуда открываются прекрасные виды

1 из 2

слева статуя Будды (Buddha Statue), исторической ценности не представляет, но добавляет окружающей обстановке подобающего колорита


справа — белая ступа Маха Сейя (Mahaseya Dagoba) — самая большая в Михинтале, её строительство принадлежит королю Mahadathika Mahanaga (нач. 1 века). В ней, по легенде, замурован волос Будды.


вид с площадки рядом со ступой


дерево Бодхи

эндемичные птицы Шри Ланки без всякого благоговения лакомятся фитилями из свечей


водоём с рыбками и черепахами

1


Ступа Махинду (Mihindu Seya) (на карте), где хранится прах самого Махинду.


Если идти по тропинке между Ступой Амбасталой и Арадхана Гала, можно пройти к Пещере Махинды, где он жил и медитировал. Там можно увидеть так называемую кровать Махинды — плоскую скальную плиту.

Михинтале пропитано какой-то благостью и умиротворением. Связано ли это как-то с буддизмом (посередине между ступами находится небольшой действующий храм) или просто является природным местом силы — не знаю. Но от посещения осталось чувство полученных душевных сил и здоровья. Мы остались очень довольными посещением.

На неторопливый осмотр всего у нас ушло часа два, но, повторюсь, мы не осматривали многочисленные руины ниже парковочной площадки. Вообще, мы придерживаемся того мнения, что нельзя слишком уставать и делать сверхусилия при осмотре достопримечательностей. Музей или археологический комплекс — через 3 часа наступает усталость и притупление восприятия, и тогда эффект и впечатления совсем не те. Всегда лучше недобор, чем перебор, по-моему.

Когда мы вернулись в миниавтобус, оказалось, что чехи уже были там. Их скучающий вид говорил, что ждут они нас явно больше пяти минут. Оказалось — полчаса. Нам было немного неудобно, но не отказываться же было от просмотра всего, что нам хотелось в комфортном для нас режиме… Вот результат совместной поездки разных людей. Правда потом парень, извиняясь, попросил, чтобы мы позволили водителю сначала отвезти их туда, где они смогут купить пива, а только затем в гостиницу. Мы с удовольствием согласились, компенсируя им время их ожидания.

У нас же в гостинице был заказан ужин, т. к. судя по отзывам, тут лучше не рисковать, а поесть у себя в отеле. Тем более, что стоил он 600 рупий на человека, всё очень вкусно (карри с очередным разнообразием соусов). Вообще отель и хозяева (молодая семья) нам очень понравились. У меня на букинге есть отзыв

Вечером мы попросили хозяина гостиницы позвонить нашему знакомому Аби и заказать для нас машину для осмотра Анурадхапуры. Объекты расположены далеко друг от друга, и осматривать комплекс, да ещё по жаре, лучше всего на транспорте.

Утром в назначенное время во двор нашего отеля въехал миниавтобус — снова другой — не тот, что вчера. Другим был и водитель. Молодой парень. Из разговора с ним выяснилось, что он приехал за нами, а Аби — его дядя. В общем, семейный клан. На этот раз попутчиков никаких не было, можно было с комфортом осматривать всё, что нам было интересно, охлаждаясь каждый раз в спасительной кондиционируемой атмосфере машины после очередного объекта под палящим солнцем.

У нас была распечатка схемы туристических объектов Анурадхапуры. Монастырский комплекс Абхайягири вначале поездки мы рассматривали как объект для посещения (1 билет 30 долларов). Но уже сейчас решили пока воздержаться от его осмотра или, во всяком случае, оставить напоследок. Водитель на вопрос, стоит ли поехать в Абхайягири, с сомнением пожал плечами и сказал, что «Абхайягири — не очень важно». К тому же в интернете встречали такое мнение: «Многие туристы вообще отказываются от покупки билета, объезжают достопримечательности самостоятельно, не заходя на территорию Абхайягири, посещая только бесплатные. Платные и бесплатные дагобы в целом однообразны, и вам скорее всего наскучит уже после третьей- четвертой».

Анурадхапура — первая древняя столица сингальского королевства. Главные туристические объекты в городе это — ступы. Некоторые из них просто гигантские. Одна из них — кирпичная Джетавана. Она действительно просто огромна, видна издалека. Является самой высокой в мире дагобой, построенной из кирпича (изначально 122 м, III в.). Внутри якобы замурован пояс Будды.


Остальные ступы также достаточно интересны и совершенно бесплатны. Особенно понравилась Руванвелисия. Самая почитаемая из всех прочих ступ, т. к. в ней хранится больше всего мощей.

1 из 6

Ступа располагается на платформе, украшенной барельефами из более сотни слонов (слоны участвовали в возведении дагобы).

Вокруг ступы расположены: святилище с 5 статуями Будды и фресками,


4 мини-дагобы, макет дагобы в стеклянном кубе и скульптура короля Дутугемуну.


Высота ступы составляет 92 м, диаметр 90. От первоначального внешнего вида почти ничего не осталось. Мы даже увидели очередные восстановительные работы, в которых участвовали как монахи, так и местное население.


Ступа Тхупарама (Thuparama Dagoba) — самая первая ступа на Шри-Ланке, посвященная появлению буддизма.

1 из 7

В Ступе замурована ключица Будды, вокруг остатки разрушенных зданий старого города.



Анурадхапура - знаменитый город древних монастырей, расположенный в северной части Центральной Шри-Ланки. Древние памятники Анурадхапуры были обнаружены в XIX веке, а позднее вошли в . Этот древний город называют самым большим городом монастырей в мире. В столице, где правили 113 царей, куда буддисты совершают паломничество, расположены величайшие памятники, дворцы и монастыри Шри-Ланки. Другими известнейшими культурными достопримечательностями Шри-Ланки являются величественная скала , пещерный храм и удивительные храмы .

Анурадхапура, древняя столица Шри-Ланки

Основание города Анурадхапура практически совпало по времени с распространением на Цейлоне буддизма. По преданию, сингальский правитель Деванампия Тисса (III в. до н.э.) и его приближенные познакомились с новым вероучением благодаря сыну индийского царя Ашоки - Махинде. Вскоре буддизм стал официальной религией сингалов, а в Анурадхапуре были построены первая ступа (дагоба) Тупарама и буддийский монастырь Исурумуния. В эту эпоху город переживал период своего расцвета.


Древняя ланкийская хроника «Махавамса» свидетельствует: «Великий и мудрый король повелел проложить в этом чудесном городе улицы, и на них построили тысячи домов едва и три этажа. Повсюду в городе были лавки, полные всевозможных товаров. Слоны, лошади и экипажи без задержек проходили по улицам, каждый день кишевшими людьми, которые принимали участие в торжественных празднествах. Вся полоса земли у побережья была как одна сплошная мастерская, непрерывно занятая постройкой кораблей…»

Просуществовав более 1200 лет в качестве столицы Шри-Ланки, Анурадхапура была разрушена в конце X в., когда войска южно-индийского государства Чолов вторглись в северную часть острова. Столица острова была перенесена в Полоннаруву , и Анурадхапура превратилась в город великого прошлого, почитаемый как священная столица острова.

Достопримечательности Анурадхапуры

Величественные руины Анурадхапуры, занимающие окружность с диаметром более 12 км, расположены в четырех часах езды от современной столицы Шри-Ланки Коломбо. Этот город-музей невозможно обойти целиком и осмотреть даже за несколько дней. А между тем здесь сосредоточены едва ли не самые значительные памятники культуры «львиного острова».

Старинные хроники повествуют о том, что некогда Анурадхапура была окружена высокими стенами с воротами, обращенными на четыре стороны света. В городе было много водоемов и парков, на уборку улиц ежедневно выходили тысячи подметальщиков. Королевский дворец и многочисленные буддийские монастыри (вихары) и ступы (дагобы) представляли собой грандиозные сооружения из камня и дерева. В древности одних только монахов здесь было более 3 тысяч.


При этом каждый правитель Анурадхапуры стремился построить дагобу, по возможности превосходящую по величине и великолепию те, которые были воздвигнуты его предшественниками. В частности, дагоба Джетавана, лежавшая в руинах, но частично отреставрированная, достигала 80 м в высоту - т.е. была выше многих египетских пирамид.

Типичными и чрезвычайно характерными для Цейлона образцами буддийского искусства являются так называемые «лунные камни». В Анурадхапуре их сохранилось восемь. Обычно их помещали перед входом в «Дома образа». «Лунные камни» представляют собой полукруглые гранитные плиты с высеченными на них орнаментальными изображениями. В наружном полукольце располагались в направлении по часовой стрелке различные животные и птицы.

Следующее полукольцо представляло собой венок из листьев лотоса. В центре изображалось солнце. Эта символика связана с древними космогоническими представлениями, и проникла на остров из Индии вместе с буддизмом. Сами изображения на «лунных камнях», впрочем, навеяны индуистской мифологией, но в них вложено новое содержание. Лев, например, ассоциируется с Буддой, лотосы - с отрешенностью от всего земного.

Сегодня из архитектурных сооружений древней Анурадхапуры лучше всего сохранились дагобы. Гигантские каменные громады устояли, несмотря на разрушительное действие времени.

Самой большой среди дагоб Анурадхапуры является дагоба Руванвелисая - шедевр ланкийской архитектуры. Ее часто именуют «Великая ступа» - «Маха Тхупа». Круглая белоснежная каменная громада высотой 54 м покоится на квадратном основании, обрамленном со всех сторон рельефами, изображающими головы слонов. Устремленный в небо шпиль некогда сверкал золотом.

Ступе Руванвелисая около двух тысяч лет, и история ее строительства подробно описана в старинной цейлонской хронике «Махавамса». Постройку дагобы начал король Дуттхтагамини, один из славнейших владык, правивших в Анурадхапуре. Воцарившись на троне, он нашел спрятанную в его дворце золотую пластинку с предписанием построить дагобу. Тогда король созвал пятьсот лучших зодчих, показал им пластинку и спросил, какой формы следует строить дагобу. Один из зодчих предложил в качестве модели перевернутую вверх дном чашу.

Дагобу строили с чрезвычайной тщательностью. Даже предназначенный для строительства песок многократно просеивали, а затем протирали между камнями. Фундамент утаптывали слоны, ноги которых были обернуты шкурами. Внутреннее святилище дагобы была отделано серебром и золотом. Здесь была установлена модель священного дерева бо из золота и серебра с жемчужинами и самоцветами. Особенно славилось находившееся здесь изваяние Будды, отлитое из чистого золота.

Незадолго до завершения строительства король заболел. Чувствуя приближение смерти, он попросил своего брата Саддхатиссу проследить за тем, чтобы строительство было закончено. Саддхатисса обещал исполнить его просьбу. Именно он велел покрасить дагобу в белый цвет, который она сохраняет и поныне, хотя окраску приходится регулярно подновлять: Последующие короли также украшали дагобу всеми доступными способами.

В середине XIX в. этому зданию угрожала судьба многих других построек Анурадхапуры. Полуразрушенный купол напоминал естественный холм, поросший деревьями и кустарником, в котором скакали обезьяны и прятались шакалы. Реставрационные работы велись почти сто лет. Лишь в годы Второй мировой войны пагода Руванвелисая была окончательно восстановлена.

К числу самых древних памятников буддизма на Цейлоне относится дагоба Тупарама, построенная еще в III в. до н.э. Деванапией Тиссой - первым сингальским правителем, принявшим буддизм. По преданию, в этой ступе замурована ключица Будды, благодаря чему Тупарама является особо почитаемой святыней. Высота этого изящного, удивительно пропорционального сооружения. напоминающего колокол, составляет около 17 м.

Можно только поражаться мастерству и художественному вкусу сингальских мастеров, создававших это великолепное сооружения более чем двадцать два века тому назад. Дагобу окружают каменные столбы, когда-то служившие опорой для шатра над головами молящихся.

Шпиль еще одной дагобы, Абхаягири, словно бы поднимается из недр огромной горы. Эта гора на самом деле не что иное, как купол, поросший травой (также отреставрированный в последние годы). Само название «Абхаягири» иногда переводят как «Гора, где нет страха».


У подножия дагобы сохранилась скульптура высотой около двух метров, изображающая погруженного в нирвану Будду Самадхи (IV или V вв.). Фигура высечена довольно грубо, однако очень выразительно проработано лицо с подчеркнуто отсутствующим выражением.

Впрочем, в Анурадхапуре сохранилась гораздо более интересная статуя Будды, которая является самой древней на Шри Ланке - она воздвигнута 1800 лет назад. Китайский путешественник Фа Сянь, побывавший в Анурадхапуре в 411 г., писал: «Здесь… есть зал Будды, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, где находится его статуя из зеленого нефрита, высотой более пятидесяти фугов, сверкающая семью сокровищами, но в позе серьезной и достоинства неописуемого. На ладони правой руки лежит бесценный камень».

Эта сохранившаяся до наших дней статуя на самом деле высечена не из нефрита, а из гранита. Будда изображен в позе медитации. сидящим со скрещенными ногами. Его лицо выражает безмятежность, глубочайший покой все постигшей мудрости.

Еще один древний памятник Анурадхапуры, сохранившийся от времен короля Деванампии Тиссы - монастырь Исурумуния, врезанный в большую скалу. Позднейшие реставрации существенно изменили его первоначальный облик. Сохранились несколько высеченных в скальном монолите барельефов, относящихся к временам Деванампии Тиссы. В их числе - композиция с изображением группы слонов, а также знаменитый барельеф «Любящие в камне», изображающий девушку, сидящую на коленях у своего возлюбленного-воина.

Строительство Лохапасады - Бронзового дворца, начал в середине II в. до н.э. король Дуттхагамани, тот самый, который построил грандиозную дагобу Руванвелисая. С его правлением связано освобождение севера Шри Ланки и столицы острова Анурадхапуры от владычества южноиндийских захватчиков. Объединив под своей властью весь остров. Дутгхагамани начал в своей столице обширное строительство. Его жизни на это не хватило, и возведение Бронзового дворца было завершено уже при его младшем брате.

Рассказы о новом чуде Анурадхапуры распространялись далеко за пределами острова. Легенда гласит, что он был построен «по образу неба». Во дворце было девять этажей и тысяча комнат, украшенных резьбой по дереву. В тронном зале был установлен трон из слоновой кости, на котором сверкали сделанные из золота, серебра и жемчуга солнце, луна и звезды. Комнаты дворца также украшали жемчуг, золото и серебро. В «Махавамсе» говорится, что «в карнизы были вставлены драгоценные камни… Издающие звон фестоны выполнены из золота». А свое название - Бронзовый - дворец получил из-за бронзовых листов, покрывающих кровлю.

Бронзовый дворец погиб, как принято говорить, «из-за копеечной свечки»: однажды на пол упал горящий масляный светильник, и огонь полностью уничтожил все это великолепие. Здание было частично восстановлено, но последующие войны и запустение Анурадхапуры привели к тому, что сегодня от легендарного дворца осталась только площадка, уставленная целым лесом гранитных колонн - их здесь насчитывается до 1600 штук!

Зато отлично сохранился Куттам - «Двойная купальня», сооруженная в IX в. и имеющая около 8 м в глубину. У края купальни стоит искусное скульптурное изображение кобры.

В Анурадхапуре сохранилось множество памятников архитектуры, заслуженно пользующихся всемирной известностью. Пожалуй, не менее знаменито и тысячелетнее дерево бо, растущее неподадеку от дагобы Руванвелисая. Оно было посажено более 2250 лет тому назад первым королем-буддистом Деванампией Тиссой, и, вероятно, является сегодня старейшим деревом на земле. Оно пережило почти всю историю Шри Ланки, ныне запечатленную в развалинах Анурадхапуры.

Саженец дерева был привезен из Индии, из священного города , и, по преданию. является отростком от того самого дерева бо, под которым Будда достиг просветления. Ветку, помещенную в золотой горшок, доставила в Анурадхапуру монахиня Сангха- митта - дочь императора Ашоки. С величайшей торжественностью драгоценную ветвь посадили в парке перед королевским дворцом. Тогда было предсказано, что дерево будет цвести и зеленеть вечно.

Рассказывают, что семь дней спустя пролился чудотворный дождь, и ветвь сразу пустила восемь побегов, которые в свою очередь были доставлены в другие места острова. Сегодня практически в любом ланкийском буддийском монастыре можно видеть дерево бо, которое является «внуком», «правнуком» или еще более отдаленным потомком «шри-маха-бодхи» - «священного великого бо» из Анурадхапуры.


Громадное древнее дерево заботливо обнесено чугунной оградой. Его толстые ветви, полные жизненных соков, указывают на то, что умрет это дерево еще не скоро. Во всей стране едва ли найдется буддист, который по крайней мере хотя бы раз в жизни не совершил паломничество к этому дереву. Сюда приходят студенты перед экзаменами, приезжают деловые люди перед заключением важных сделок, министры перед принятием политических решений. В день, когда отмечается годовщина обращения сингалов в буддизм (этот праздник называется «посон»), тысячи паломников съезжаются в Анурадхапуру. Здесь они молятся и возжигают свечи у священного дерева.