Парусник "мир" - прекрасная история и безрадостные перспективы. Учебный фрегат «Мир

Краткая история судна


Парусное учебное судно «Мир» – учебный трехмачтовый корабль («фрегат» по принятой классификации учебных судов или «корабль» по парусному вооружению – судно с полным парусным вооружением).
Судно построено в 1987 году на Гданьской судоверфи «Stocznia Gdanska» (Республика Польша) в рамках заключенного ранее контракта на постройку пяти учебных парусных судов, предназначенных для прохождения плавательной практики курсантов морских учебных заведений.
Под флагом СССР, который был поднят на кормовом флагштоке парусника «Мир» 1 декабря 1987 года, построенное судно отправилось в свой первый рейс в порт приписки – морской порт Ленинград.
Первым капитаном парусника «Мир» был назначен Виктор Антонов. В разные годы капитанами этого судна также служили (в хронологическом порядке): Валерий Зорохов, Сергей Тимошков и Юрий Галкин. В настоящее время капитаном парусника «Мир» является Андрей Орлов.
В период с 1989 по 1991 год судно «Мир» находилось на балансе Балтийского морского пароходства.
В 1991 году парусник передан в управление Ленинградского высшего инженерного морского училища, впоследствии переименованного в Государственную морскую академию имени адмирала С. О. Макарова, а затем в Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова.
В мае 2014 года распоряжением Росморречфлота от 26.05.2014 № АД-207-р парусное учебное судно «Мир» передано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт».

Основные технические характеристики судна

Класс судна
Длина судна наибольшая
(с бушпритом)
Ширина судна наибольшая
Высота грот-мачты
Осадка судна
Водоизмещение судна
Количество парусов
Общая площадь парусов
Мощность двигателя
Скорость

Количество спецперсонала
(курсанты, преподаватели)
Экипаж судна

– KM AUT2 special purpose ship
– 108,6 метров;

– 14 м;
– 49,5 м;
– 6,6 м;
– 2 984 тонн;
– 26 ед.
– 2771 кв. м
– 2 419 кВт;
– 11,6 узлов; (официально зарегистрирована максимальная скорость движения парусника под парусами – 21 узел, поэтому судно «Мир» считается самым быстрым парусником в мире).
– 144 человека;

– 46 человек;


Виртуальный тур по судну

На паруснике проходят плавательную практику курсанты высших морских учебных заведений страны. Непрерывность получения ими образования обеспечивается соответствующим оборудованием судна, на котором имеются учебные классы и каюты для преподавателей, а экипаж парусника всегда может оказать помощь при подборе материала для курсовых и дипломных проектов.



Важной страницей в истории парусника «Мир» является его участие в международных парусных регатах.
Парусник «Мир» ежегодно участвовал в международной регате «Катти Сарк Талл Шипс Рейсес» (в период с 1988 по 1989, в 1991 и 1993 году, в период с 1996 по 1998 год, в период с 2000 по 2002 год), преобразованной в 2002 году в «Талл Шипс Рейсес» (в период с 2003 по 2014 год). Принимая участие в данных регатах, организованных Международной организацией парусной подготовки (STI), парусник «Мир» несколько раз побеждал и на отдельных этапах, и в общем зачёте гонок. В 2003 и 2004 годах судно дважды получило главный приз – большую серебряную тарелку. С момента начала проведения таких регат (с 1956 года) парусник «Мир» – единственное парусное судно класса «А», завоевывавшее главный приз два года подряд.
В 1991 году парусник принимал участие в 7-й международной регате «Hochsee Race Der Deetadt Bremerhafen» и занял итоговое первое место.
В 1992 году, в рамках участия в международной гранд регате «Коламбус-92» («Grand regatta Columbus-500»), посвященной пятисотлетнему юбилею открытию Америки, парусник «Мир» пришел к финишу абсолютным победителем. Один из главных призов экипажу вручил Его Величество Король Испании Хуан Карлос I.
В 1993 году парусник одержал победу в регате «STA Netherlands Feeder Race».
В 2005 году победа в регате «Santander Tall Ships’ Regatta – 2005».
В 2007 году парусник «Мир» принял участие в регате «Welt Pokal regatta 2007», где занял первое место в общем зачете.
В 2010 году судно приняло участие в парусной регате «Исторические моря 2010» (Historical Seas Tall Ships Regatta 2010), которая собрала под своими парусами крупные парусные суда с экипажами из многих стран и впервые за 50 лет своего существования проводилась в Эгейском и Черном морях.
В 2013 году участие парусника в регате «Lycamobile Mediterranean Tall Ships Regatta 2013».
В 2014 году, в период проведения зимних игр 2014 года, судно побывало в морском порту Сочи. Это событие стало одним из наиболее запоминающихся моментов для гостей и участников игр в Сочи. В том же году парусник принял участие в «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2014» по маршруту порты Варна, и Констанца. В суровой схватке за победу фрегат «Мир» занял почетное второе место, уступив первенство другому паруснику ФГУП «Росморпорт» – «Надежде».

В 2015 году особым событием для парусника стал переход по маршруту Мурманск – Архангельск – Мурманск. Этот рейс символизировал путь Полярных Конвоев Великой отечественной войны и был посвящён памяти погибших моряков Полярных Конвоев. «Мир» выступил в престижной парусной регате « » и принял участие в четырех крупнейших морских фестивалях Европы: Hanse Sail 2015, Sail Bremerhaven 2015 (Германия), Sail Amsterdam 2015 (Нидерланды), (Нидерланды).

В 2016 году парусник участвовал в морском фестивале (Нидерланды, Бельгия). В международной гонке больших парусников «Мир» подтвердил звание самого быстрого фрегата и выиграл все три этапа гонки.

В 2017 году «Мир» принял участие во многих праздниках и фестивалях, среди которых: , и ряд других мероприятиях. Фрегат не обошел стороной и спортивные мероприятия: «Мир» отважно сражался за лидерство в регате The Tall Ships Races 2017.

В 2017 году в Санкт-Петербурге прошло торжественное празднование . Свое 30-летие один из самых быстрых фрегатов в мире отметил дома – в родном порту приписки. За прошедшие годы легендарное судно прошло сотни тысяч морских миль, тысячи курсантов отраслевых учебных заведений прошли на нем плавательную учебную практику.

Участвуя в регатах и учебных плаваниях, парусник «Мир» побывал в таких портах Европы и Америки, как Хельсинки, Копенгаген, Гамбург, Росток, Бремерхафен, Амстердам, Лондон, Ливерпуль, Лиссабон, Барселона, Неаполь, Мальта, Стамбул, Нью-Йорк, и других морских порта мира.
Парусник «Мир» является символом Санкт-Петербурга и гордо несет это звание через моря и океаны. Совершая заходы в иностранные морские порты, экипаж парусника участвует в различных мероприятиях, пропагандируя морскую культуру и высокий уровень морского образования в России.

Парусное учебное судно «Надежда»

Краткая история судна

Парусное учебное судно «Надежда» – учебный трёхмачтовый корабль («фрегат» по принятой классификации учебных судов или «корабль» по парусному вооружению – судно с полным парусным вооружением).
Судно построено в 1991 году на Гданьской судоверфи «Stocznia Gdanska» (Республика Польша) и стало последним построенным судном в серии судов данного класса, изготовленных в рамках заключенного ранее контракта на постройку пяти учебных парусных судов, предназначенных для прохождения плавательной практики курсантов морских учебных заведений.
Название паруснику дано в честь легендарного фрегата, на борту которого 200 лет назад российские моряки под командованием Ивана Крузенштерна впервые в истории отечественного флота совершили кругосветное плавание, доставили первое русское посольство в Японию, провели исследования Сахалина и островов Курильской гряды.
Под флагом Российской Федерации, который был поднят на кормовом флагштоке парусника «Надежда» 5 июня 1992 года, построенное судно отправилось в свой первый рейс в порт приписки - морской порт Владивосток.
Первым капитаном парусника «Надежда» был назначен Юрий Нерадько. В разные годы капитанами судна также служили (в хронологическом порядке): Виктор Середа, Владимир Антонов, Андрей Кислов, Владимир Василенко, Валерий Неволин, Игорь Гуща, Константин Шкурин. С 2006 года по настоящее время капитаном судна является Сергей Воробьев.
В период с 1991 по 2014 год судно «Надежда» находилось на балансе Дальневосточной государственной морской академии имени адмирала Г.И. Невельского, впоследствии переименованной в Морской государственный университет имени адмирала Г.И. Невельского.
В ноябре 2014 года распоряжением Росморречфлота от 30.05.2014 № АД-213-р парусное учебное судно «Надежда» передано и закреплено на праве хозяйственного ведения за ФГУП «Росморпорт».

Основные технические характеристики судна:


Сведения о местонахождении судна по данным сайта marinetraffic.com

Парусник оснащен современным оборудованием дистанционного зондирования океана и современной вычислительной техникой, современными коммуникациями, позволяющими передавать и получать данные через Интернет и проводить телеконференции.
На паруснике проходят плавательную практику курсанты высших морских учебных заведений страны. Ежегодно более 450 российских курсантов проходят практику на борту фрегата «Надежда». Непрерывность получения ими образования обеспечивается соответствующим оборудованием судна, на котором имеются учебные классы и каюты для преподавателей, а экипаж парусника всегда может оказать помощь при подборе материала для курсовых и дипломных проектов.

Участие судна в международных парусных регатах и иных торжественных мероприятиях


Парусник «Надежда» известен тем, что используется в качестве базовой площадки Дальневосточного плавучего университета, главной целью которого является проведение исследований основных климатообразующих факторов в северо-западной части Тихого океана и воздействие климатических изменений на морские экосистемы Дальневосточных морей, подготовка научных кадров для Дальнего Востока в области мониторинга окружающей среды через исследования, проводимые студентами и аспирантами под руководством ведущих ученых Дальнего Востока.
Свыше 20 масштабных морских научно-исследовательских экспедиций с 1997 по 2012 годы были совершены парусника «Надежда» в рамках проекта Дальневосточный плавучий университет совместно с ведущими отечественными и зарубежными научными организациями. В частности, история экспедиций парусника:
В 1997-1998 годах, во время первой морской экспедиции парусника «Надежда», проведены измерения концентрации хлорофилла А в верхнем слое океана и испытаны первые варианты проточных лазерных судовых флуориметров.
В 2000 году парусник участвовал в экспедиции по исследованию биооптических и гидрохимических параметров шельфовых вод Японского моря и возле острова Сахалин и испытания судовых лазерных спектрометров для мониторинга биооптических параметров морской воды.
В 2001 году экспедиция парусника «Надежда» на акватории Охотского и Японского морей, где проведены комплексные исследования морских экосистем Дальневосточных морей, выполнены подспутниковые измерения биооптических характеристик морской воды для разработки региональных алгоритмов восстановления концентрации хлорофилла А по данным спутниковых сканеров морской поверхности и проведён экологический мониторинг морских вод в заливе Пильтун о. Сахалин. В ходе экспедиции проведены испытания судовых лазерных спектрометров для определения элементного состава морской воды и клеток фитопланктона, а также испытан судовой лидарный комплекс для зондирования высотных слоёв атмосферного аэрозоля.
В 2002 году в рамках экспедиции в акваторию Охотского моря выполнялись комплексные исследования параметров, определяющих условия развития фитопланктонных сообществ, проведены испытания новых судовых лазерных спектрометров и подспутниковые измерения концентрации хлорофилла А по ходу судна. Проведён большой комплекс акустических исследований, особенно в районах выхода метана (в виде «газовых факелов») со дна Охотского моря.
В 2003-2004 годах, во время кругосветного плавания, на борту фрегата проводились комплексные исследования атмосферного аэрозоля, биооптических параметров верхнего слоя океана, характеризующих состояние фитопланктнных сообществ, метеопараметров атмосферы, проводилось акустическое зондирование верхнего слоя океана (ВСО). Проведены уникальные исследования процессов переноса атмосферного аэрозоля над Красным морем во время песчаных бурь в пустыне Сахара и на Аравийском полуострове. Проведены измерения биооптических параметров океана и акустическое зондирование горы Ампер в Атлантическом океане. Получены данные об эффективности воспроизводства органического вещества фитопланктонными сообществами для различных районов Мирового океана и развита методика классификации фитопланктонных сообществ по темпам воспроизводства органического вещества. Проведено гидролидарное зондирование верхнего слоя океана одновременно с акустическим зондированием.
В 2006 году парусник «Надежда» совершил переход в устье Амура и в залив Пильтун на о. Сахалин , где в рамках совместного проекта с фондом защиты дикой природы IFAW на борту судна выполнялись исследования акустического воздействия индустриального происхождения на поведение популяции серых китов, обитающих в водах Охотского моря.
В 2008 году в ходе экспедиции судно побывало в акватории залива Петра Великого, где проведены комплексные измерения биооптических параметров морской воды, для разработки региональных алгоритмов восстановления концентрации хлорофилла А из данных спутниковых сканеров цвета морской поверхности.
В 2009 году парусник «Надежда» участвовал в экспедиции, организованной Дальневосточным и Сибирским отделениями Российской академии наук к вулкану Пик Сарычева на остров Матуа, где с использованием лазерного зондирования были проведены исследования микрофизических параметров вулканического пепла, атмосферного аэрозоля вулканического происхождения, динамики и высотного распределения аэрозольных слоев в ходе извержения вулкана – самого мощного извержения курильских вулканов за последние 300 лет.
В 2010 году в рамках организованной международной экспедиции на Курильские острова и северную часть Охотского моря на борту парусника «Надежда» проводились исследования реакции фитопланктонных сообществ на извержения вулканов и воздействие фитопланктонных сообществ на формирование приводного атмосферного аэрозоля, а так же исследовалось воздействие извержения вулкана Пик Сарычева на экосистему о. Матуа.
В 2011 году фрегат отправился в рейс по Японскому морю для того, чтобы изучить воздействие катастрофы на атомной станции Фукусима на окружающую среду в рамках научно-исследовательской экспедиции, организованной Русским географическим обществом с участием ученых и курсантов Морского государственного университета им. Г.И. Невельского, научных сотрудников Дальневосточного и Сибирского отделений Российской академии наук, а также специалистов МЧС России.
В 2012 году парусник «Надежда» участвовал в экспедиции по мониторингу атмосферы и океана, а также испытаниям телеуправляемого подводного аппарата «МАКС-300».

Парусник «Надежда» является постоянным участником международных регат и фестивалей парусных судов, проводимых в Тихоокеанском регионе.
Представляя интересы России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, парусник «Надежда» постоянно посещает российские и иностранные морские порты, пропагандируя морскую историю и морское образование России.
В частности, в 2003 году всемирную известность и славу судну принес кругосветный морской поход судна , посвященный 200-летию первого кругосветного плавания русских моряков под руководством Ивана Крузенштерна и Юрия Лисянского. За четырнадцать месяцев и три дня парусник, преодолел около 45 тыс. морских миль, нанес визит в 30 морских портов в 20 странах мира. За время морского похода фрегат три раза пересекал экватор. Это было первое кругосветное плавание, осуществленное в начале XXI века. Правительство России и Президент России Владимир Путин, побывавший на борту судна, высоко оценили вклад парусника «Надежда» в историю отечественного мореплавания.
В 2007 и 2009 годах парусник «Надежда» принимал участие в 200-мильной гонке по маршруту Нагасаки (Япония) – Йосу (Республика Корея), по итогам которых дважды занимал первые места.
В 2009 году парусник «Надежда» принял участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 600-летия морского порта Шеньджамен (КНР) – одного из старейших морских портов мира.
В 2010 году судно использовалось в качестве продолжения российского павильона на всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2010» в Шанхае (КНР) как плавучий выставочный центр. В том же году судно совершило «Манильский рейс » и осуществило судозаход в морской порт Манила (Филиппины). На борту судна прошла дипломатическая конференция по принятию пересмотренной редакции Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты. Также на судне было подписано Учредительное соглашение по «Всемирному центру подготовки (курсантов) на борту судов» (Global On-Board-Training Centre - GOBTC). В ходе посещения Филиппин на борту парусника «Надежда» прошла совместная плавательная практика с курсантами из Республики Корея, КНР и Филиппин.
Выступая визитной карточкой города Владивостока, парусник «Надежда» совершил в 2011-2012 годах тихоокеанский поход , посвященный 150-летию города Владивостока и 120-летию морского образования в Приморье. В рамках этого похода парусник «Надежда» как официальный плавучий экспозиционный центр российского павильона принял участие во всемирной универсальной выставке «ЭКСПО-2012» в Йосу (Республика Корея), а также участвовал во всемирной кораблестроительной выставке в г. Кодже (Республика Корея).
В 2014 году парусник стал победителем регаты «СКФ Черноморская Регата Больших Парусников 2014 », в которой приняли участие 22 учебно-парусных судна из девяти государств, в том числе парусник «Мир», а также «Крузенштерн» и «Седов». Помимо главного приза судно получило специальные призы организаторов регаты как судно, внесшее лучший вклад в спортивную активность, и как судно, проделавшее самый дальний путь.

В 2015 году «Надежда» участвовала в крупных в Нагасаки (Япония) и Йосу (Южная Корея). Парусник стал международной площадкой для проведения различных мастер-классов и деловых встреч.

В 2016 году специально для участия в престижной регате «SCF Black Sea Tall Ships Regatta 2016» фрегат (Румыния), где был дан старт соревнованиям. «Надежда» совершила полукругосветное путешествие, покинув родной порт приписки – Владивосток и преодолев Индийский океан.

В 2017 году «Надежда» отметила 25-летний юбилей. Этот памятный день фрегат встретил в трансокеанском переходе. Примечательно, что спустя четверть века верной службы он следовал тем же путем, что и его первый экипаж при первом походе – из Европы в порт приписки, домашний порт Владивосток.

Дневники Черноморской регаты больших парусников

Завершается третий этап Черноморской регаты больших парусников 2016 по маршруту Сочи-Варна.

По предварительным показателям, в классе «А» на первом месте парусник «Мир», на втором «Надежда». Несмотря на потерю части фок-мачты парусник «Надежда» занимает лидирующие позиции.

На сегодняшний день уже все парусники идут в порт на двигателях для торжественного завершения гонки и награждения участников.

Во время второй гонки Черноморской регаты парусники должны преодолеть расстояние в 115 морских миль. Сегодня 11 судов уже пришвартовались в морском порту Сочи, проделав этот нелегкий путь. На пути к финишу команды столкнулись с сильным порывистым ветром и высокими волнами. Паруснику «Мир» непогода не помешала прийти первым в своем классе. Однако «Надежда» потеряла часть фок-мачты, а вместе с ней и надежду на победу.

Торжественное открытие сочинского этапа Черноморской регаты больших парусников 2016 прошло в здании морского вокзала города.

Глава города Сочи Анатолий Пахомов и председатель регаты и Всемирной Ассоциации учебных парусников Sail Training International Робин Снук-Хургонье пожелали удачи участникам соревнований.

Жители и гости города смогут принять участие в торжественных мероприятиях и подняться на палубы парусников до 25 сентября.

Начался российский этап Черноморской регаты больших парусников.

Парусная флотилия отправилась по маршруту Новороссийск – Сочи. Перед стартом гонки (16:00 по московскому времени) жителям и гостям Новороссийска выпала уникальная возможность увидеть Парад Парусов.

Во втором этапе регаты участвует три парусника ФГУП «Росморпорт»: «Мир», «Надежда» и «Херсонес». Для парусного учебного судна «Херсонес» предстоящая гонка станет первой после 10 лет простоя и сложного восстановительного ремонта.

В выходные дни парусники, участвующие в Черноморской регате, были открыты для посещения.

Жители и гости города могли подняться на борт самого быстрого парусника класса «А» - «Мир», победителя Черноморской регаты 2015 – парусника «Надежда», а также на легендарный «Крузенштерн». Гостей приветствовали румынский Adornate, болгарские Royal Helena и Kaliakra и парусник Atyla республики Вануату.

В морском порту города проходили спортивные соревнования. Моряки состязались в мини-футболе, волейболе, уличном баскетболе и традиционном перетягивании каната. В тяжелой борьбе экипаж ПУС «Надежда» вырвал победу у команды фрегата «Крузенштерн» в соревнованиях по волейболу. Все участники получили грамоты, медали и памятные призы.

18 сентября прошел торжественный парад экипажей парусников по улице Новороссийской республики, а вечером состоялось награждение команд-победителей гонки Констанца-Новороссийск.

В классе «А» первое место занял «Мир», второе – «Надежда», третье – польская Pogoria. Далее в зачетной таблице расположились болгарские Kaliakra и Royal Helena, за ними – «Крузенштерн». В классе «В» первенство у румынской Adornate, за которой следует парусник Atyla из республики Вануату. В классах «С» и «D» победителем стала российская яхта «Акела».

В ходе торжественных мероприятий на паруснике «Мир» состоялось посвящение в юнги победителей конкурса ВОО «Русское географическое общество».

Вечером состоялся праздничный концерт, а набережную города озарил красочный фейерверк, который официально завершил новороссийский этап регаты.

Завершился первый этап Черноморской регаты больших парусников 2016. В морском порту города Новороссийск уже находятся три парусника ФГУП «Росморпорт»: «Херсонес», «Мир» и «Надежда».

По итогам первого этапа регаты парусник «Мир» подтвердил статус самого быстрого парусника и занял первое место в своем классе (А).

Завершается первая гонка Черноморской регаты больших парусников. Суда прибывают в морской порт Новороссийск. На первом месте в общем зачете финишировала яхта «Акела» (Россия) класс С, пройдено расстояние 426 морских мили со средней скоростью 4,4 узла.

В южной части Черного моря парусник «Мир» вырвался вперед и лидирует в своем классе. До финиша ему осталось 30 морских миль.

14 сентября парусник «Херсонес» прибыл первым в морской порт города и ждет остальных участников.

По показателям на четвертый день гонки по маршруту Констанца – Новороссийск на первом месте гоночная яхта «Акела», класс С, пройдено расстояние 330 морских мили со средней скоростью 4,7 узла (текущая скорость 3,0 узла).

На второе место вырвался парусник «Крузенштерн» класс А (первое место в своем классе), пройдено расстояние 265 морских мили со средней скоростью 2,2 узла (текущая скорость 6,8 узла).

И на третьем месте парусник ФГУП «Росморпорт» «Мир» класс А, (второе место в своем классе) пройдено расстояние 272 морских мили со средней скоростью 2,8 узла (текущая скорость 3,7 узла).

В третий день гонки по маршруту Констанца – Новороссийск на первое место вырывается гоночная яхта «Акела», но парусники ФГУП «Росморпорт» не отстают. «Мир» на втором месте уверенно следует за лидером, «Надежда» отстает от «Акелы» на 35 морских миль. Впереди еще 3 дня упорной борьбы – 16 сентября парусники ждут в Новороссийске.

Парусники ФГУП «Росморпорт» уверенно вырываются в лидеры. За первые сутки «Надежда» прошла 169 мили, а самый быстрый парусник «Мир» на скорости 5.7 узлов преодолел 173 морских миль.

После традиционного торжественного парада парусов в 14:00 началась первая гонка Черноморской регаты больших парусников по маршруту Констанца – Новороссийск. 28 парусников различного класса преодолеют 410 морских миль и 16 сентября прибудут в город-герой Новороссийск.


Кругосветное путешествие парусника «Надежда» 2016-2017

В 2016 году началось кругосветное плавание парусного учебного судна «Надежда».

Фрегат отправился из морского порта Владивосток 28 июня, взяв курс на Черное море, где в сентябре проходила Черноморская регата больших парусников 2016.

Переход судна занял более двух месяцев. За это время парусник «Надежда» пересек Индийский океан и зашел в три иностранных морских порта.

В ходе Черноморской регаты фрегат боролся за первое место с 27 другими парусниками различного класса. Суда преодолели свыше 1000 морских миль. Всего в соревнованиях приняли участие свыше 1,5 тысяч моряков. По итогам общего зачета фрегат занял второе место, уступив лидерство самому быстрому паруснику в своем классе – фрегату «Мир». Сейчас парусник «Надежда» направляется в Калининград для подготовки к участию в трансатлантической регате больших парусников «Рандеву - 2017», после которой судно направится во Владивосток, пройдя Панамский канал и Тихий океан. В родной порт приписки фрегат вернется только в конце октября следующего года.

Практически в течение всего кругосветного путешествия ПУС «Надежда» идёт под парусами. Управляться с ними капитану и экипажу парусника помогают учащиеся морских отраслевых учебных заведений. На борту судна ребята получают необходимые первичные навыки для работы на флоте и осваивают искусство парусного судоходства.

С начала кругосветного плавания на борту ПУС «Надежда» прошли практику 291 курсант МГУ имени адмирала Г.И. Невельского. Сейчас на борту находятся 108 практикантов Института водного транспорта им. Г.Я. Седова (филиала ФГБОУ ВО «ГМУ им. адм. Ф.Ф. Ушакова»). Трансокеанский переход также будет проходить при непосредственном участии курсантов.

Путь кругосветного плавания парусника прокладывался с учетом маршрутов путешественников – мореплавателей прошлых столетий и, несомненно, займет достойное место в истории парусных походов России.

За 15 месяцев плавания фрегат побывает в 15 морских портах 11 стран. Паруснику «Надежда» предстоит преодолеть более 25 тысяч морских миль, наполненных приключениями и незабываемыми впечатлениями.

Экспедиция станет второй «кругосветкой» в истории парусника и будет приурочена к празднованию 25-летия фрегата.


Юбилейная навигация 2018 — ПУС «Мир» 30 лет

Приглашаем Всех желающих стать участниками юбилейного плавания парусного учебного судна «МИР», которому в декабре 2017 года исполнилось 30 лет!

Это уникальный шанс прикоснуться к истории знаменитого парусника и испытать себя в роли трейниза, члена экипажа самого быстрого парусного судна планеты. Отправиться в настоящее морское приключение и принять участие в Международной регате больших парусников или в одном из самых крупнейших морских фестивалей мира. Опыт для этого не требуется, Вас научат всему прямо на борту, просто выберите маршрут и путешествуйте с нами!

Добро пожаловать на борт парусника «МИР»!

Парусное учебное судно "МИР" Год постройки 1987, Гданьск, Польша. Тех.характеристики: дл. с бушпритом - 109,6 м, ширина - 14 м, осадка - 6,5 м, водоизмещение - 2256 тонн. Высота мачт - 49.5 м. Парусное вооружение - фрегат, площадь парусов - 2773 кв. м. Экипаж - 199 чел. Судовладелец: ФГУП "Росморпорт". Самый быстроходный учебный парусник планеты! За свою историю «Мир» выиграл более 30 гонок, в которых ему довелось участвовать. Одной из самых значительных побед является первое место и Гран-при в регате, посвященной 500-летию открытия Америки, пройдя маршрутом Христофора Колумба...

№ рейса Дата/Порт посадки Дата/Порт высадки Программа мероприятий Стоимость участия / бронирование
смена курсантов
М10 17 июня

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

(порт УСТЬ ЛУГА)

/ или БАЛТИЙСК

29 июня

ВИЛЬГЕЛЬМСХАФЕН

(Германия)

круиз, морская практика Sail Training

Морской фестиваль

Weekend at the River Jade

116 900 ₽
89 900

=1390 Euro

12 дн/ночей

М11 01 июля

Утром 5 ноября 2013 года парусный фрегат «Мир» возвращается из очередного похода в родной порт Санкт-Петербурга. За период рейса парусник посетил более десятка иностранных морских портов.

В этом году фрегат «Мир» принял участие в регатах организованных ассоциацией учебных парусных судов Sail Training International - парусной регате The Tall Ships’ Races 2013 и средиземноморской регате Mediterranean Tall Ships Regatta 2013.

Традиционно современные парусные корабли ежегодно встречаются в парусной регате, чтобы померятся способностями, где побеждает сильнейший. Однако в соревнованиях 2013 года в своем классе фрегат «Мир» выступил не очень удачно. Основным соперником российского учебного парусного судна был «Dar Mlodziezy» («Дар Молодежи») из Польши. Это однотипные парусные корабли с одинаковым парусным вооружением. Участников парусных соревнований, а именно парусные суда разбивают на три группы, так называемые классы, которые и соревнуются между собой. Так в соревнованиях The Tall Ships’ Races парусные корабли делятся на четыре класса - класс A, класс B, класс C и класс D.

Ежедневно в конце дня парусные суда выходят на связь с руководителями регаты. Каждый парусный корабль передает свои координаты, а спустя один час после сложных подсчетов всех коэффициентов (гандикапа и т.д.) участники парусного соревнования узнают текущее местоположение.

Стартовой линией парусной гонки является условная линия между двумя катерами. Ни один из участников не имеет права пересечь ее до определенного момента. А самая сложная задача это точно рассчитать скорость хода и направление парусного судна, чтобы оно вошло в стартовый коридор не раньше и не позже срока. По традиции все , участвующие в регате за пять минут до старта выключают вспомогательные двигатели, которые предназначены для маневрирования в гавани портов. Хороший старт считается, когда при попутном ветре судно может набрать до 10 узлов.

В день соревнований выходят из гавани порта в открытый океан. Чтобы сразу стать лидером гонки, парусные корабли поднимают все паруса, в том числе и фрегат «Мир», на котором составляет 2771 кв. метров. Конечно же, российский парусник «Мир» главный претендент на победу в этом самом престижном классе кораблей. Его конкуренты пока еще не могут похвастаться такой впечатляющей коллекцией побед, а также опытной командой. Но участие в регатах для учебного фрегата «Мир» не главное. Российский парусный корабль, это, прежде всего тренировочное судно. На нем проходят практику курсанты Государственного университета морского и речного флота имени адмирала Макарова. Будущие капитаны торгового флота учатся ставить паруса, лазать по вантам, вязать морские узлы. В век теплоходов и дизель-электроходов необходимость таких навыков кажется не очевидной, но этот как латынь - каждому моряку не достаточно знать только теорию, нужна хорошая практика, и кроме того необходимы определенные черты характера. К примеру, на учебу на зарубежные парусники отправляют не только моряков, но и летчиков. Одним словом, тех, кому в кротчайшие сроки необходимо принять единственное правильное решение. Именно в этом залог успеха любого моряка.

Кроме курсантов морской академии на борту могут проходить практику около 50 стажеров для иностранных гражданских флотов. В 2013 году многонациональный экипаж парусника «Мир» принял 60 курсантов восьми национальностей. Помимо этого, в рамках сотрудничества с «Фондом поддержки российского флота» в этом году на учебном парусном фрегате «Мир» прошли практику 33 юнги из пяти российских Клубов юных моряков. Они также как все несут вахты и спят в общих кубриках, только за это удовольствие они еще платят деньги. А все для того чтобы получить или улучшить навигаторские навыки. Так что фрегат «Мир» судно довольно демократичное - даже морская примета про женщин на корабле здесь не действует.

И курсанты, и стажеры обязательно несут вахту. Каждая длится 4 часа. Вахта может быть на камбузе, в капитанской рубке или в машинном отделении. Но разумеется - самая напряженная на палубе. Тут не угадаешь можно все 4 часа проваляться без дела, а можно бегать от одного борта к другому или карабкаться по вантам.

С наступлением ночи напряжение спадает, и жизнь на фрегате постепенно успокаивается. Не занятые на вахте курсанты выпускают избыток энергии самым доступным способом - бокс или просмотр собственного шоу с помощью проектора - экран заменяет белоснежный парус. Но, как обычно, у утренней вахты нет ни одной свободной минуты.

Трехмачтовый фрегат «Мир» построен в 1987 году на судоверфи имени Ленина в Гданьске. С тех пор он является одним из самых быстрых современных парусных судов.

Фрегат является вторым по величине из шести однотипных судов разработанных польским судостроителем Зигмунтом Чореном и весит 2385 тонн. Длина корпуса составляет 109,2 м, ширина 13,9 и осадка 6,3 м. Основная мачта имеет высоту 52 м.

Всего фрегат «Мир» имеет три мачты - фок, грот и бизань, которые вооружены соответствующими парусами - основными фок, площадью от 208 до 214 кв. м., а также брамсель и бом-брамсель. На судне имеется собственная парусная мастерская, где хранятся 100 парусов разных типов, 26 из которых находятся на мачтах, остальные - на случай непредвиденной замены. Единственный кто может подчинить парус это старший боцман и парусный мастер Николай Абрамов.

трехмачтовый фрегат «Мир»

учебный фрегат «Мир» выходит из порта Гдыня

учебное парусное судно «Мир»

Пожалуй, самым неприятным в парусных соревнованиях это когда стихает ветер. Гонка останавливается, и паруса обвисают, и более легкие соперники догоняют высокие . Шанс исправить ситуацию появится только при условии хорошего попутного ветра. Но изменить ситуацию нельзя, поэтому участникам остается только надеяться и ждать, что ветер снова усилится. У вахты работы нет, поэтому их отправляют в аудиторию на обязательное, но не слишком популярное занятие по астрономии. В век спутниковой связи и Интернета моряков учат обращаться с секстантом и определять положение судна по звездам.

На камбузе фрегата «Мир» идет свое соревнование, и то же на время. Накормить почти 200 человек четыре раза в день не самая простая задача. В условиях регаты работать приходится практически круглосуточно.

После пересечения финишной отметки парусники убирают паруса, и с помощью двигателей заходят в порт, где по традиции проводится парад для тысяч жителей и гостей города. На несколько дней парусники превращаются в музеи на воде. Любой желающий может посмотреть, как устроено , мало чем отличающее от тех, на которых Колумб открывал Новый свет. А у свободных от вахт моряков появляется возможность выйти в город. Экипажи всех участвующих в регате парусников встречаются на берегу на вечеринках, где можно пожать руки главным конкурентам, в тайне надеясь, что в следующий раз поздравлять с победой будут уже тебя.

После регаты парусные корабли возвращаются в свои родные порты и вновь лишь ветер и волны становятся единственным препятствием и единственными помощниками.

Самый большой парусник в мире на данный момент – «Royal Clipper», построенный в 2000 году в Голландии. Это не просто самый большой парусник, но еще и самый быстрый среди пассажирских судов такого типа. «Royal Clipper» — круизный корабль с пятью мачтами – единственный представитель данного класса. Выглядит этот самый большой корабль парусник – достаточно впечатляюще, поражая своей мощью и величием.

Самый большой парусник в мире является и самым красивым круизным кораблем, вместимость которого составляет до 227 пассажиров. Принятый в эксплуатацию в 2000 году «Royal Clipper» был обновлен в 2006 году. При этом его оборудовали самыми современными системами навигации, а также удобствами, полезными для путешественников. Поэтому отправляясь в круиз на этом парусном гиганте, можно быть уверенным в комфортном и интересном отдыхе, сравнимом с путешествиями на самых комфортабельных и безопасных яхтах с безупречным сервисом и современными условиями.

Отдых на этом самом большом паруснике будет по достоинству оценен романтическими парами, одинокими любителями путешествовать и теми, кто любит морской отдых в небольшой, но дружной компании.

Достаточно простые каюты при своей простоте снабжены всем необходимым в путешествии, их размер обычно составляет 10 квадратных метров. Количество кают на судне – 114 штук. На борту парусного судна находится 1 ресторан, потолком которого является дно расположенного этажом выше бассейна, что делает пребывание в ресторане интересным и впечатляющим. Развлекательная программа всегда составляется и исполняется капитаном и командой. На корме имеется площадка со специальным инвентарем для всевозможных безмоторных видов морского спорта, использование которого включено в оплату круиза. Хотите поплавать на банане – пожалуйста! Освоить снорклинг или виндсерфинг – без проблем! Масса впечатлений на самом большом паруснике в мире обеспечена!

Технические характеристики судна

Внушительные основные размеры парусника – это длина в 133 метра и ширина 16,5 метров. Судно развивает максимальную скорость до 17 узлов, идя на 42 парусах, которые расположены на 5 мачтах. Этот самый большой парусник может посоревноваться по скорости с большими круизными лайнерами. Общая площадь парусов составляет более 17 тыс. квадратных метров. А мощность корабля в 22 тыс. л.с. развивается благодаря двум дизельным двигателям.

Особенности «Royal Clipper»

Уникальность этого самого большого парусника в мире – красота гигантской палубы. Она оборудована различными морскими атрибутами — колоколом, канатами, якорями и лебедками, создавая непередаваемую романтическую атмосферу. Со смотровой площадки, которая расположена на высоте около 18 метров над палубой, можно любоваться надводным миром. Иллюминаторы с подсветкой в клубе «Капитан Немо» станут отличным способом увидеть непередаваемую красоту подводного мира. Еще одной интересной особенностью путешествий на этом гиганте является возможность принять активное участие в процессе управления судном. Искусству ходить парусами и науку завязывания морских узлов всегда готовы рассказать и показать представители экипажа.

Какие еще парусники самые большие?

За всю историю человечества было построено немало парусных судов, размеры которых были довольно внушительными. Отдельного внимания заслуживают такие представители из самых больших парусников:

1. France II – французский пятимачтовый парусник, длиной 146 метров, спущенный на воду в 1911 году. Он успешно покорял моря между Европой и Новой Каледонией до 1922 года, пока не разбился о риф.

2. R. C. Rickmers – пятимачтовый гигант из Германии, пущен на воду в 1906 году. Кроме парусов он имел и паровой двигатель. Во время одного из путешествий был потоплен подводной лодкой.

3. Томас У. Лоусон – уникален наличием семи мачт. Был спущен на воду в 1902 году, а уже в 1907 году во время шторма был разрушен стихией.

4. Пруссен (1902-1910) – самый большой парусник начала 20 века. Затонул после столкновения с другим судном во время транспортировки груза.

5. Потоси – самый большой парусник в мире на 1895 год. После самовозгорания на борту, он затонул в 1925 году.

6. Четырехмачтовый барк «Седов» по праву считается самым большим парусником России. Построен он в 1921 и работает по настоящее время, отправившись в 2012 году в кругосветный круиз.

Можно еще перечислять самые большие парусники мира, описывая их характеристики и особенности, но все они либо уже не существуют, либо уже не самые большие на данный момент времени. Поэтому первенство в этой категории все же остается за современным и комфортным самым большим кораблем-парусником «Royal Clipper».

Подбирая обои на рабочий стол, наткнулся на несколько фотографий, парусников под российским флагом. Удививших и заинтересовавших меня. Да и заставивших поднять материалы по этому вопросу. Итак парусники России.

Барк "Крузенштерн"

Существовавшая в начале ХХ века в Гамбурге компания «Лайеш унд К» владела в общей сложности 56 барками, имевшими стальные корпуса и рангоут и прекрасные ходовые качества. Их имена традиционно начинались на букву «П» - «Летающие П». Последним из них был построенный в 1926 г. на верфи в Геестемюнде четырёхмачтовый барк «Падуя». До 1936 г. он возил в Германию селитру и фосфаты из Чили и пшеницу из Австралии, совершив два рекордных перехода в Австралию за 67 суток при средней продолжительности рейса – 88 суток. С началом войны барк использовали как грузовой лихтер, а при разделе флота гитлеровской Германии передали по контрибуции Советскому Союзу.

В январе 1946 г. на судне был поднят советский флаг, и оно получило новое имя – в честь великого российского мореплавателя Ивана Федоровича Крузенштерна (1770 – 1846) командира первой русской кругосветной экспедиции на шлюпах «Надежда» и «Нева».

Состояние судна было не лучшим, средств для ремонта не было, и «Крузенштерн» до 1955 года служил плавучей казармой, не выходя в море. В июне 1955 он впервые был выведен на рейд для испытаний. Барк с легкостью выполнил все заданные маневры, и было решено использовать его в качестве учебного судна, оборудовав по современным требованиям. В 1959 – 1961 гг. корабль был капитально отремонтирован. На него установили два дизеля по 588 кВт и все необходимое оборудование.

С 1961 по 1966 гг. «Крузенштерн» - научно-исследовательское судно Академии наук СССР. Барк посетил с экспедициями Бермудские острова, Ямайку, Гибралтар, Касабланку, Галифакс и другие порты. С 1966 г. – учебный парусник с портом приписки – Рига, с 1981г. – Таллин, а с 1991 – Калининград.

«Крузенштерн» - победитель гонок Бостон – Ливерпуль 1992 и 1994 гг., показав рекордную скорость в 17,4 узла. Это не было пределом, но с учётом возраста судна развивать большую скорость сочли опасным.

В 1993 г. барк вновь прошел капитальный ремонт в Висмаре (Германия) с заменой двигателей и установкой самых современных систем навигации и связи. Это и поныне одно из крупнейших парусных судов мира (больше его только парусно-моторное учебное судно «Седов»).

Теперь на парусно-моторном барке «Крузенштерн» под руководством квалифицированных наставников получают первые морские знания и навыки курсанты мореходных училищ. Ежегодно здесь проходят практику около 800 юношей, избравших морскую специальность.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

Длина наибольшая с бушпритом, м - 114,5
Длина между перпендикулярами, м - 95,5
Ширина по миделю, м - 14,05
Высота борта, м - 8,5
Высота надводного борта, м - 2,22
Осадка при полном водоизмещении, м - 6,85
Водоизмещение порожнем, т – 3760
Водоизмещение в полном грузу, т – 5725
Максимальная скорость под двигателями, узл. - 9,4
Скорость под парусами, узл. - до 16
Мощность двух главных двигателей, л. с. – 1600
Площадь парусов, м2 – 3655
Район плавания – неограниченный
Численность экипажа – 70
Количество мест для курсантов - 203

Барк "Седов"

Судно было построено на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году. Его первый владелец Карл Виннен назвал судно по имени своей дочери Магдаленна Виннен. Судно было спроектировано и построено с целью перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. В 1936 году Карл Виннен продал этот четырехмачтовый барк судоходной компании "Норддойчер Ллойд". Новый судовладелец оборудовал судно кубриками на 70 кадетов и начал использовать его одновременно как грузовое, так и учебное. Барку присвоили новое имя - "Коммондор Енсен ".

После разгрома фашистской Германии и окончания второй мировой войны в соответствии с решениями Потсдамской конференции между союзниками был произведен раздел военного и вспомогательного германских флотов. Советский Союз в порядке компенсации за утраченные в ходе войны парусные суда получил, в частности, корабль «Коммодор Енсен», переименованный в честь прославленного русского полярного исследователя Георгия Яковлевича Седова (1877 - 1914).

11 января 1946 г. парусник "Седов" был передан Советскому Военно-Морскому Флоту в качестве учебного судна. Первое морское плавание в этом качество он совершил в 1952 году.
С 1957 г. "Седов", оставаясь в классе учебного судна, начал исполнять функции океанографического судна. В ходе этих исследований экипаж и коллектив научных работников совместными усилиями стерли немало "белых пятен" с карты Атлантического океана.

В 1965 г. корабль был передан в ведение министерства рыбного хозяйства СССР с целью обучения персонала рыболовецкого флота. Портом приписки «Седова» стала Рига. В начале 70-х годов барк переживал трудные времена и чуть было не погиб. В ожидании давно назревшего ремонта судно почти четыре года стояло в Ленинграде и ждало решения своей судьбы. Новые владельцы по существу планировали сдать барк на слом, доказывая бесперспективность идеи обновления учебного судна. Но на защиту ветерана встало более 100 известных моряков и руководителей морских училищ. В разное время каждый из них жил с «Седовым» одной жизнью, деля вместе трудности и романтику путешествий под парусами. Инициатива моряков была услышана и судно поставили на ремонт в Кронштадт, где за шесть лет реконструкции старый 500-сильный двигатель был заменен новым, мощностью 1180 л.с., поставлено электронное навигационное оборудование и обустроены места для 164 учащихся. Корабль вновь был пущен в эксплуатацию в 1981 г.
Свой первый рейс, теперь уже в качестве флагмана учебного флота Министерства рыбного хозяйства СССР, "Седов" сделал в Данию, где в то время отмечалось 300-летие со дня рождения датчанина Витуса Йонассена Беринга.

В 1983 г. впервые за время своего пребывания в Советском Союзе судно посетило родной порт Бремерхавн, где наши моряки пригласили на борт бывших членов немецких команд парусника, в том числе одного из его первых владельцев.

В 1984 г. "Седов" совершил плавание, приуроченное к 400-летию со дня основания города Архангельска. Рейс, начавшийся на Балтике, проходил вокруг Скандинавии. В июле парусник прибыл в Архангельск, где начинался праздник.

В ходе этого рейса, объявленного рейсом мира, посетители советского барка "Седов" расписывались на Парусе мира. Была там и подпись датского художника-карикатуриста Херлуфа Бидструпа.

В 1986 г. «Седов» принял участие в своих первых международных гонках и с тех пор стал их частым участником, включая Регату Колумба 1992 г. С 1989 г., помимо отечественных курсантов, судно принимает на обучение и иностранных любителей приключений.

В апреле 1991 г. в связи с получением Латвией независимости Россия перевела корабль из Риги в Мурманск, передан его Мурманскому государственному техническому университету.
«Седо́в» - четырёхмачтовый барк, является самым крупным парусником в мире традиционной постройки и второй по величине после 5-мачтового Royal Clipper. УПС "Седов" занесен в "Книгу рекордов Гиннеса" как самое крупное из сохранившихся до наших дней парусных судов.

Несмотря на почтенный возраст, парусник продолжает участвовать в регатах.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Национальность: Россия
Порт приписки: Мурманск
Год постройки: 1921
Верфь: Friedrich Krupp Germaniawerft, Kiel
Тип судна: 4-х мачтовый барк
Корпус: сталь
Водоизмещение: 6148 т
Длина: 117,50 м.
Осадка: 6,70 м.
Ширина: 14,70 м.
Высота мачт (от ватерлинии): 58 м
Площадь парусов: 4.192 m²
Количество парусов: 32 шт
Энергия ветра: 8.000 л.с.
Марка двигателя: Вяртсиля
Мощность двигателя: 2.800 л.с.
Скорость под парусами: до 18 узлов
Длина корпуса: 109 м
Тоннаж: 3556 т.
Парусная площадь: 4192 м2
Экипаж: 70
Курсанты: 164

В конце 80-х годов в Польше были построены однотипные суда: «Дар Молодёжи» для города Гдыня, «Дружба» для города Одесса, «Мир» для города Ленинград, «Херсонес» для города Севастополь, «Паллада» и «Надежда» для города Владивосток.

Учебное парусное судно "Мир" (учебный фрегат)

Учебное парусное судно "Мир" построено в 1987 году в Польше на Гданьской судоверфи. Как один из пяти учебных парусных кораблей этого типа. 1 декабря 1987 - флаг Советского союза был поднят на кормовом флагштоке "Мира" и затем судно прибыло в порт приписки - Ленинград. Государственная Академия им. адм. С.О. Макарова (в то время Ленинградское Высшее Инженерное Морское Училище) стала его судовладельцем. Первым капитаном был В.Н. Антонов.
С 1989 по 1991 годы, судно принадлежало Балтийскому морскому пароходству, затем судовладельцем вновь стала Академия.

С самого начала судно было спроектировано и построено как учебное, предназначенное для прохождения плавательной практики курсантов судоводительского факультета и принимающее участие в гонках парусных судов.

В разные времена на борту судна проходили практику от 70 до 140 кадетов не только ГМА, но и других морских учебных заведений бывшего Союза, а также Англии и США.

«Мир» активно участвует в гонках парусных судов. Знаменательным событием стало участие "Мира" в международной гранд регате «Коламбус-92», посвященной пятисотлетнему юбилею открытия Америки Христофором Колумбом. "Мир" пришел к финишу этой гонки абсолютным победителем. Приз был вручен экипажу королем Испании Хуаном Карлосом I.

"Мир" принимал участие в Трансатлантической регате "Талл Шипс 2000". "Мир" единственное судно класса "А", завоевавшее главный приз этой гонки два раза подряд (2003 и 2004 гг.).

Учебное парусное судно «Мир» - действующий символ морского Санкт-Петербурга, носитель идеи международного сотрудничества портовых городов, своеобразный посол Санкт-Петербурга в зарубежных странах.

По сложившейся в последние годы практике «Мир» с апреля по октябрь работает в районе Балтийского и Северного морей, посещая за сезон от 15 до 20 портов. На судне проходят практику курсанты Государственной морской академии и других морских учебных заведений.

Основные технические характеристики:

Длина наибольшая (с бушпритом) - 110 м
ширина наибольшая - 14 м
осадка - 6,7 м
водоизмещение - 2256 т
суммарная мощность двигателей - 1100 л.с.
высота мачт: фок и грот - 49,5 м, бизань - 46,5 м
площадь парусов - 2771 кв.м.
экипаж (включая 144 курсанта) - 199 человек

Учебное парусное судно "Надежда" (учебный фрегат)

«Надежда» - учебный трёхмачтовый корабль, принадлежащий Морскому государственному университету им. Г. И. Невельского (Владивосток). Построено в Польше на Гданьской судоверфи в 1991 году. Флаг Российской Федерации был поднят 5 июня 1992 года.

Это трёхмачтовое судно построено по прототипу парусных судов начала XX века; имеет полноепарусное вооружение типа «корабль». 26 парусов управляются исключительно вручную и являются основным движителем судна. Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Фрегат имеет полное парусное вооружение.

История Российского флота знает несколько парусных судов с названием "Надежда". Современный фрегат "Надежда" является продолжением жизни парусников, которые оставили о себе добрую память: как первое учебное парусное судно в России, как первое Российское судно совершившее кругосветное плавание, как судно чьим именем названы проливы, мысы, остров. В истории флота мало найдется судов с такой богатой историей, судов которые так исправно служили своему Отечеству, оставив свой след и в военном деле и в науке.

На счету парусника – десятки экспедиций и рейсов в разные широты. Каждый морской поход – нелегкое испытание и для самого судна, и для его экипажа, и для курсантов, которые проходят в открытом море свой шестой, «плавучий» семестр. Курсанты во время длительных походов не только выполняют все судовые работы, участвуют в авралах, стоят ходовые вахты на мостике, но и учатся. В рейсе изучается несколько основных предметов. По мнению капитана фрегата, важно выработать у курсантов понимание реальных масштабов Мирового океана. Например, во время «кругосветки» с участием курсантов непрерывно велось лазерное и акустическое зондирование морской толщи, производился отбор проб воды с различных глубин с последующим их анализом. Регулярно выполнялось лазерное зондирование атмосферы, для чего на борту парусника имеется уникальная установка «Лидар».

В настоящее время фрегат продолжает славные традиции своих предшественников и используется как парусное учебное и научно - исследовательское судно.

Тактико-технические характеристики
Длина наибольшая (с бушпритом) – 109,4 м
Ширина наибольшая – 14,0 м
Максимальная осадка – 7,3 м
Водоизмещение – 2 984 т
Мощность двигателей – 2х450 кВт
Высота грот мачты – 49,5 м
Площадь парусов – 2768 кв.м
Экипаж – 50 чел
Количество мест для практикантов – 143

Учебное парусное судно "Паллада" (учебный фрегат)

«Паллада» - учебный трёхмачтовый корабль принадлежащий Дальневосточному государственному техническому рыбохозяйственному университету (Владивосток).

Назван в честь фрегата «Паллада» русского военного флота который в 1852-1855 годах совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта к берегам Японии. Это трёхмачтовое судно построено по прототипу парусных судов начала XX века; имеет полное вооружение типа «фрегат». Два двигателя с приводом на один винт регулируемого шага, служат для плавания в штормовых условиях, а также при входе и выходе из порта. Винт регулируемого шага может переводиться в так называемое «флюгерное положение» для уменьшения сопротивления при ходе под парусам.

Фрегат «Паллада» установил официальный рекорд скорости 18,7 узлов для парусных судов класса «А». Однако во время кругосветного плавания 2007-2008 «Паллада» установила новый рекорд 18,8 узлов. Этот рекорд был зафиксирован в бортовом журнале, а также заснят на видео, но официально не оформлен.

В настоящее время фрегат используется как парусное учебное и как научно-исследовательское судно.


Ширина наибольшая - 14,0 м
Максимальная осадка - 6,6 м
Водоизмещение - 2 284 т
Мощность двигателей - 2 × 419 кВт
Высота грот-мачты - 49,5 м
Количество парусов - 26
Площадь парусов - 2771 м²
Экипаж - 51 чел.
Количество мест для практикантов - 144

Учебное парусное судно "Херсонес" (учебный фрегат)

«Херсонес» - учебный трехмачтовый корабль (судно с полным парусным вооружением), принадлежащий Керченскому государственному морскому технологическому университету (порт приписки - Керчь).

Построено в Польше на Гданьской судоверфи им Ленина в 1989 году. Первое имя - «Александр Грин», но по окончанию постройки из-за политико-религиозных соображений в честь 1000-летия крещения Руси поименован «Херсонес».

С 1991 по 2006 год на условиях аренды эксплуатировался туристической компанией «Инмарис» в качестве круизного судна. С 2006 года из-за финансового спора между арендатором и судовладельцем эксплуатация прекращена, судно находится в отстое в порту Керчь. С 2006 года в море судно не выходило.

В настоящее время фрегат является флагманом учебного флота Керченского государственного морского технологического университета. Хотя за право владения судном идет спор между Росрыболовством и Минтрансом России. Но 9 октября 2015 года "Херсонес" прибыл для прохождения ремонта в севастопольский филиал ЦС "Звездочка". По состоянию на 10 декабря 2015 года фрегат поставлен в док для проведения ремонта.

Длина наибольшая (с бушпритом) - 108,6 м
Ширина наибольшая - 14,0 м
Максимальная осадка - 7,3 м
Водоизмещение - 2 987 т
Высота грот мачты - 51 м
Судовая силовая установка - два главных дизельных двигателя Zultzer-Zigelski общей мощностью 1140 л. с.(2 х 570)

Двухмачтовая парусно-моторная шхуна «Надежда»

Существует легенда, что шхуна, впоследствии известная как «Надежда» - это «Sterna» («Стерна») яхта Феликса фон Люкнера (Felix Graf von Luckner) - национального героя Германии времён Первой мировой войны.

«Sterna» была построена в 1912 году в Лейдердорпе (Нидерланды) на верфи Геброудерса, как стальной парусный логгер для рыбной ловли. При постройке в 1912 году на шхуне был установлен двухтактный двухцилиндровый двигатель производства «Дойче Веерке» (Deutsche Werke) мощностью 70 л. с.

2 августа 1927 года шхуна была продана Бернхарду Ханке (Bernhard Heinecke) из Гамбурга, который переоборудовал её в универсальное грузовое судно и переименовал в «Edelgard» («Эдельгард»).

3 июля 1936 года шхуна была продана графу Феликсу фон Люкнеру. Люкнер перестроил шхуну, изменив носовую часть, установил новый, 140-сильный главный двигатель и переоборудовал её в комфортабельную мореходную яхту. Шхуна получила новое название «Seeteufel» («Зеетойфель» - нем. «Морской дьявол»). Под этим названием и под командованием фон Люкнера шхуна с 18 апреля 1937 по 19 июля 1939 года совершила кругосветное плавание по маршруту.
Экипаж судна состоял из разведчиков и картографов. Под прикрытием кругосветного путешествия преследовалась основная цель - сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны. Плавание было подготовлено службами пропаганды и морской разведки фашистской Германии.

В 1943 году шхуну приобрёл для создающегося им института морских исследований выдающийся морской ныряльщик Ганс Хаас. Шхуна должна была стать экспедиционным судном и базой для подводных кино- и фотосъёмок. Однако перевести шхуну из Штеттина, где она находилась в то время, оказалось невозможным.

12 февраля 1947 года шхуна в качестве трофея была передана Военно-морской ордена Ленина академии им. К. Е. Ворошилова. Шхуну назвали «Надежда» и вместе с другой шхуной «Учёба» включили в состав отряда учебных кораблей Ленинградского военно-морского подготовительного училища. 14 июня 1948 года шхуну передали Ленинградскому Нахимовскому военно-морскому училищу. 24 июля 1956 года шхуну передали в яхт-клуб Ленинградской военно-морской базы. В 1958 году шхуна переименована в «ПКЗ-134».

18 июня 1958 года исключена из состава ВМФ СССР и безвозмездно передана Центральному яхт-клубу ВЦСПС, получив название «Ленинград» и став флагманом яхт-клуба. В 1962 году шхуна прошла капитальный ремонт и переоборудование на заводе «Алмаз». Установлен дизельный двигатель 3Д12 (300 л. с.) в качестве главного, появились полуют и новая ходовая рубка, заметно изменяющие силуэт шхуны.
На шхуне проходили практику курсанты военно-морских училищ, учащиеся ДЮСПШ, студенты-океанологи. Шхуна неоднократно участвовала в киносъёмках советских, российских и зарубежных кинематографистов, исполняя роли и фрегатов, и поморских шхун.

С 1970 по 1979 год шхуна была главной участницей городских праздников выпускников «Алые паруса». Вслед за тем, как город Ленинград стал Санкт-Петербургом, в 1993 году шхуне вернули былое название «Надежда». Из-за финансовых трудностей и неудовлетворительного технического состояния с 2005 года шхуна практически не эксплуатировалась.

В 2009-2010 годах на судостроительной верфи «Речная» в Санкт-Петербурге выполнены работы по ремонту корпуса шхуны, перепланированы нижние помещения, изменена архитектура корпуса выше главной палубы, заменён стоячий и бегучий такелаж, пошиты новые паруса, перебран главный двигатель, установлены два новых дизель-генератора, новое радионавигационное оборудование.

С 2014 года - Фонд поддержки, реконструкции и возрождения исторических судов и классических яхт Яхт-клуба Санкт-Петербурга.

В 2004 году в Галле было основано Общество Феликса фон Люкнера. Одной из целей этого общества является «репатриация шхуны «Seeteufel» в Германию».

Водоизмещение - 180 (200) т
Длина - 36 м
Ширина - 6,6 м
Высота борта - 3,5 (3,2) м
Осадка - 2,8 м
Высота мачт - 22,0 м от КВЛ
Число парусов - 9
Площадь парусов - 340 (460) м²

Учебное парусное судно "Юный Балтиец"

Учебное парусное судно «Юный Балтиец» было заложено 04 февраля 1988 года на Балтийском заводе им. С. Орджоникидзе в городе Ленинграде. 2 июня 1989 года на судне был поднят государственный флаг СССР.

Первый самостоятельный выход от причала завода в мае 1989 года. Экипаж судна составляет 52 человека, из них – 32 практиканта, юнги в возрасте от 12 до 18 лет. Летом 1990 года парусник посетил порты Германии: Киль, Травемюнде, Бремерхафен. После этих заходов стали приходить приглашения на участие в парусных праздниках, проводимых в Германии. В 1993 году в гонках «Катти Сарк» на первом этапе в группе «А» судно заняло шестое место после всем известных парусников, как «Мир», «Крузернштерн» и «Седов». За границей стали проявлять интерес к паруснику, потому что он оказался единственным парусником, на котором проходят практику ребята школьного возраста. За эти годы «Юный Балтиец» получил множество приглашений как из Европы так и из Америки, и посетил много европейских портов.

Тактико-технические характеристики:
Длина – 48,4 м
Ширина – 8,4 м
Высота – 36,0 м
Водоизмещение – 441т/132 т
Площадь парусов – 500 кв.м
Мощность главного движителя – 408 л.с.
Скорость хода под главным движителем – 9,5 уз
Скорость хода под парусами – 10,5 уз
Экипаж – 20 человек
Практиканты – 32 человека

Действующая копия исторического фрегата «Штандарт».

«Штанда́рт» -копия фрегата «Штандарт» времен Петра I, построенная негосударственной некоммерческой организацией "Проект «Штандарт».

В 1994 году Владимир Мартусь с инициативной группой взялся за строительство исторической реплики корабля. 4 сентября 1999 года «Штандарт» был торжественно спущен на воду на верфи «Петровское Адмиралтейство». Фрегат используется негосударственной некоммерческой организацией "Проект «Штандарт».

Экипаж «Штандарта» составляют волонтёры, обученные и подготовленные перед началом каждого плавания. В июне 2000 года «Штандарт» отправился в первое плавание по маршруту Великого посольства - тем городам и странам, которые посетил Пётр I, обучаясь корабельному ремеслу. На начало 2012 года фрегат «Штандарт» побывал в двенадцати плаваниях по Европе, посетил 54 порта в 12 странах Европы. В 2009 году «Штандарт» прошёл от Санкт-Петербурга до норвежского порта Киркенес, обогнув мыс Норд-Кап. С 2005 по 2009 год неоднократно входил в акваторию Невы для участия в празднике «Алые паруса». «Штандарт» активно принимает участие в международных морских регатах, фестивалях, киносъёмках.

Но в июне 2009 года «Штандарт» был предъявлен инспекторам Российского речного регистра. В ходе докового осмотра инспекторами регистра был выявлен ряд «существенных» несоответствий требованиям. Для восстановления судна на классификационном учёте Российский речной регистр 18 июня 2009 года предъявил судовладельцу требования об устранении до выхода в рейс всех имеющихся на «Штандарте» несоответствий правилам Регистра.

Судовладелец, некоммерческое партнерство «Проект „Штандарт“», считая предъявленные требования в принципе невыполнимыми с учётом исторической конструкции судна, принял решение о прекращении эксплуатации судна в водах РФ до урегулирования вопросов российского законодательства по историческим и традиционным судам.

С 2009 года «Штандарт» осуществляет учебно-тренировочные плавания в водах европейских стран. Судно прошло проверку на соответствия нормам безопасности немецкой морской администрации BG Verkehr, имеет сертификат Голландского регистра исторических и парусных судов Register Holland. 15 июня 2010 года «Штандарт» обратился в Российский морской регистр с запросом о проведении освидетельствования судна как спортивного парусного по вновь утверждённым правилам. Но рассмотрение документов не завершено. «Штандарт» вынужден оставаться за пределами территориальных вод Российской Федерации.

В настоящий момент „Штандарт“ используется для съёмок фильма «Михил де Рюйтер» (Set Michiel De Ruyter).

Действующая копия исторического линейного корабля «Гото Предестинация» («Божье предвидение»)

Историческая копия русского линейного корабля «Гото Предестинация» времён Петра I, построенная в 2011-2014 годах. Корабль пришвартован у Адмиралтейской площади в Воронеже и является кораблём-музеем.

В начале 2010 года принялись к созданию чертежей на основе архивных документов. Работы по созданию проекта осложнились тем, что большинство документов, связанных с постройкой линейного корабля, не сохранились. При создании реплики судна применялись записки из государственного архива, а также картины и гравюры XVIII века, а в основу проекта корабля легла акварель Питера Бергмана.

15 июня 2011 на Павловском заводе торжественно установили закладную доску будущего парусника. Деревянная часть корабля воссоздавалась по акварели Питера Бергмана, написанной в 1700 году. Со слов конструктора надстройки Александра Тихомирова, для её строительства использовались те же материалы, из которых строили и оригинальный корабль: сосна и дуб, причём возрастом не меньше 100 лет.

21 июля 2013 года нижняя часть судна из Павловска с помощью 2 буксиров по рекам Дон и Воронеж отправилась в Воронежское водохранилище к Петровскому острову, где был пришвартован 25 июля На следующий день судно пришвартовали к Петровской набережной В конце августа 2013 года из Петрозаводска была отправлена верхняя часть будущего корабля В середине сентября начался монтаж надстройки. В конце декабря 2013 года судно перевели к Адмиралтейской площади.

В январе 2014 года началось обустройство береговой стоянки для корабля. В апреле были установлены все мачты корабля. 2 июля 2014 судно вышло в первое плавание на ходовые испытания.

27 июля 2014 года, в день военно-морского флота, корабль «Гото Предестинация» был торжественно открыт у Адмиралтейской площади города Воронежа. На судне был поднят Андреевский флаг. После этого корабль отправился в первое плавание, в котором приняли участие работники Павловского судоремонтного завода, строившие корабль. Во время отправления был дан залп из пушек судна. Корабль сделал почётный круг и пришвартовался обратно к пирсу у Адмиралтейской площади. Над судном трудилось в общей сложности около 40 человек. На создание судна с момента закладки ушло чуть более 3 лет, в то время как оригинал во времена Петра Великого строили чуть менее 1,5 лет.
Помимо существующих действующих копия исторического кораблей существовала ещё одна копия. Копия фрегата «Святой Дух».

Действующую копию исторического Фрегата "Святой Дух"
Клуб "Полярный Одиссей" и фирма "Карелия-ТАМП" в 1992 воссоздали на судостроительном заводе "Авангард".

Согласно историческому факту, в годы Северной русско-шведской войны 1700-1721 годов два малых фрегата "Курьер" и "Святой Дух" в августе 1702 были протащены волоком по "Осударевой" дороге длинной 170 вёрст через Карельские леса и болота. Перемещение судов и войск посуху от белого моря до Онежского озера было частью военно-стратегической операции по взятию крепости Нотебург у истока Невы.

Новодел корабля имел примерные размеры своего исторического прототипа, нёс на борту 6 бронзовых пушек. Но в отличие от кораблей XVII века фрегат оснащался 90-сильной дизельной установкой.

Основные технические данные новодела:
длина наибольшая - 26,8 м
длина по КВЛ - 17 м
ширина - 5,2 м
осадка - 2,5 м
водоизмещение - 90 т
площадь парусов - 280 кв. м

В 1992г "Святой Дух" принял участие в фестивале деревянных судов в городе Котка (Финляндия) и на Аланских островах.
В том же году министерством обороны РФ был определён статус корабля как военно-исторического судно Российского флота и выдано свидетельство фрегату на право поднятия Андреевского флага.

В 1993 году флагман Российского исторического флота "Святой Дух" признан лучшим кораблем морского парада в Санкт-Петербурге.

В 1994 году фрегат участвует в первом международном фестивале парусных судов в Карелии "Голубое Онего-94".

Но 20 октября 1994 года фрегат "Святой Дух" по пути на фестиваль в город Амстердам во время сильного шторма в Северном море затонул у берегов Голландии.

Так же в настоящий момент верфь исторического судостроения «Полтава» занимается воссозданием первого крупного линейного корабля Балтийского флота, спущенного на воду в Санкт-Петербургском Адмиралтействе в 1712 году - «Полтавы».
Строительство оригинального линейного корабля 4-го ранга «Полтавы» началось в 1709 году и закончилось в 1712-м, строительство продолжалось 3 года. В проектировании корабля принимал участие Пётр Первый, а руководил строительством Федосей Скляев.

Полноразмерная реплика корабля «Полтава» была задумана в 2013, спуск на воду планируется в 2016 году.

Летом 2013 года был заложен мидель-шпангоут, и началось изготовление килевых штук и остальных шпангоутов. Процесс осложнялся непростыми погодными условиями, стало ясно, что необходимо построить большой ангар для будущего корабля. В начале 2014 года ангар был построен, и работа ускорилась. Вскоре был заложен киль, установлены первые шпангоуты. Набор корпуса корабля и резные украшения делаются из дуба, рангоут корабля из сосны, а обшивка планируют изготовить из лиственницы. 54 пушки, которые будут установлены на корабле «Полтава» отливаются на заводе из чугуна по регламенту 1715 года.

Штат верфи составляет уже более 130 профессионалов с опытом, приобретенным при строительстве фрегата «Штандарт» или на верфи «Полтава».

1 мая 2014 года верфь торжественно открыла свои двери для посетителей, стало возможным побывать на экскурсии и увидеть, как строится настоящий парусник петровской эпохи. На сегодняшний день на верфи ежедневно проводятся экскурсии, по выходным мастер-классы и мероприятия.

Портал путешественника - Визы. Достопримечательности. Пляжный отдых. Полезные советы

© 2024 aquamarine-moscow.ru